kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
2

Избранное кино месяца: ноябрь 2017

Отечественная кинопрокатная программа в ноябре была очень и очень, по нашим меркам, насыщенной и пестрой, с обилием фильмов на любой вкус. Остановить выбор на какой-то конкретной премьере оказалось в этот раз труднее обычного, и утомившись долгим сопоставлением pro и contra из наиболее достойных лент (особенно сильным кандидатом выглядел российский роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря...»), «ФК» решил воздать должное технической оригинальности и стилистической цельности анимационного арт-байопика про ван Гога, доставляющего почти тактильное удовольствие от виртуального прикосновения к его картинам . Что до рекомендаций Sight & Sound, то тут, как это чаще всего бывает, доминирует актуальное кино из программ мировых и региональных фестивалей, включая новые фильмы современных классиков.

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Ван Гог. С любовью, Винсент» Дороты Кобелы и Хью Уэлчмена

Экскурс-ликбез в биографию великого нидерландского художника крайне далек от безупречности с точки зрения повествования, пресно-документального по своей сути. Но совсем не вербальной связности и складности сюжета ждут от такого рода кино. Мир ван Гога соткан не из слов, а из света, тени и красок, и, рассказывая его историю, создатели британо-польского проекта Loving Vincent пользуются языком визуальных образов.

Авторам удалось, проделав титанический труд по художественной обработке отснятого (и неплохо отснятого) материала, передать зримую хрупкость, зыбкость, нестабильность, которыми притягательно искусство ван Гога. Звучит банально, но полотна гения, с их узнаваемой лазурно-охристо-солнечной нарядной палитрой, которая столь разительно контрастирует с трагизмом его судьбы, ожили на экране. Ожили не так, как это происходит в подкрепленных компьютерной графикой телепрограммах и документалках о живописи и музейных экспонатах. Картинка здесь, напоминая о старомодной мультипликации, дышит живым теплом человеческих рук – каждый кадр вручную обрисовывался художниками, каковых к созданию фильма было привлечено более сотни.

Местами это совершенно гипнотическое зрелище, уносящее в какие-то причудливые измерения. По своему сновидческо-психоделическому эффекту оно, пожалуй, сопоставимо с авангардистскими экзерсисами Годфри Реджио (трилогия Qatsi), анимационно-игровыми экспериментами Ричарда Линклейтера («Помутнение» и «Пробуждение жизни») и похожими по технике драматическими рефлексиями на тему исторических травм XX века вроде израильского «Вальса Башира» и чешского «Алоиса Небеля». Наверняка с годами этот омаж ван Гогу не затеряется в ряду фильмов, вдохновленных шедеврами искусства.

ВАН ГОГ. С ЛЮБОВЬЮ, ВИНСЕНТ

Loving Vincent

Режиссеры Дорота Кобела, Хью Уэлчмен

Сценарий Дорота Кобела, Хью Уэлчмен, Яцек Денель

Операторы Тристан Оливер, Лукаш Жал

Художники Мэтью Баттон, Мария Дуффек, Анджей Рафал Вальтенбергер

Композитор Клинт Мэнселл

В ролях Даглас Бут, Джером Флинн, Роберт Гулачик, Хелен Маккрори, Крис О’Дауд, Сирша Ронан, Джон Сешнс, Элинор Томлинсон, Эйдан Тёрнер

BreakThru Productions, Trademark Films, Silver Reel, Odra Film, Centrum Technologii Audiowizualnych, Polski Instytut Sztuki Filmowej

Польша/Великобритания, 2017

Фильмы месяца по версии Sight and Sound

«Убийство священного оленя» Один из самых ожидаемых фестивальных релизов 2017 года от Йоргоса Лантимоса, чей предыдущий реалистический сюр «Лобстер» подтвердил его статус гуру современного греческого кино, одновременно обозначив его уверенное вхождение в общеевропейский артхаусный бомонд. «Убийство священного оленя» также построено на анималистических метафорах, аллюзиях на античную трагедию, элементах абсурда, от которых бросает в дрожь, а ведущую партию снова исполняет Колин Фаррелл (тандем с ним составила переживающая профессиональный ренессанс Николь Кидман). Концентрация же саспенса, гротескность фабулы и движение действия к катарсической развязке здесь, кажется, достигают новых вершин. Или глубин.

УБИЙСТВО СВЯЩЕННОГО ОЛЕНЯ

The Killing of a Sacred Deer

Режиссер Йоргос Лантимос

Сценарий Йоргос Лантимос, Эфтимис Филиппу

Оператор Тимиос Бакатакис

Художник Джейд Хили

В ролях Колин Фаррелл, Николь Кидман, Барри Кеоган, Раффи Кэссиди, Санни Сульич, Алисия Силверстоун, Билл Камп

Element Pictures, A24, Film4

Великобритания/Ирландия/США, 2017

«Проект Флорида» Режиссер «Мандарина» (упоминавшегося тут два года назад) Шон Бейкер в своей следующей полнометражной работе представляет детский взгляд на жизнь малоимущей семьи, обретающейся где-то рядом с Disney World, Орландо, штат Флорида. Щемящее душу критическое (но не плакатно-публицистическое) исследование той малоизвестной части Америки, где социальный пульс задается борьбой за существование и достоинство, а повседневность связана с постоянным испытанием на человечность.

ПРОЕКТ «ФЛОРИДА»

Florida Project

Автор сценария и режиссер Шон Бейкер

Сценарий Шон Бейкер, Крис Бергок

Оператор Алексис Зейб

Художник Стефоник Юс

Музыка Лорн Балфи

В ролях Уиллем Дефо, Кимберли Принс, Бриа Винаите, Валерия Котто, Кристофер Ривера, Ландри Джонс

Cre Film, Freestyle Picture Company, June Pictures, Sweet Tomato Films

США, 2017

«Хорошее время» Не самый, мягко говоря, успешный грабитель банков одержим желанием вытащить попавшего за решетку младшего брата, но его усилия приводят лишь к нарастающему снежному кому непредвиденных обстоятельств. Взявший курс на брутальные роли (и очень органично в них вживающийся) Роберт Паттинсон в кислотно-адреналиновом драматическом триллере, действие которого скачет по криминальному дну Большого яблока. «Что было бы, если бы «После работы» (After Hours) снял Абель Феррара? – вопрошает критик Collider Брайан Формо. И сам отвечает: – Получился бы нервный, залитый электрическими огнями нью-йоркский кошмар под названием «Хорошее время».

ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ

Good Time

Режиссеры Бенни Сафди, Джош Сафди

Сценарий Рональд Бронстайн, Джош Сафди

Оператор Шон Прайс Уильямс

Композитор Дэниэл Лопатин

Художник Сэм Лисенко

В ролях Роберт Паттинсон, Бенни Сафди, Бадди Дересс, Леннис Уэбстер, Абди Даш, Дженнифер Джейсон Ли

Elara Pictures, Rhea Films

США, 2017

«Хэппи-энд» Для тех, кто знает Михаэля Ханеке и его доведенное до абсолюта умение передать чувство ползучего инфернального кошмара через обыденные, рутинные вещи, название новой картины двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» выглядит зловеще многообещающе. На деле виньетку о выхолощенном бытии буржуазной семейки, проживающей по соседству с миграционным лагерем, трудно причислить к большим творческим победам Ханеке. Тем не менее, каждый новый фильм австрийского мэтра является заметным событием в киноискусстве, и «Хэппи-энд» не исключение.

ХЭППИ-ЭНД

Happy End

Автор сценария и режиссер Михаэль Ханеке

Оператор Кристиан Бергер

Художники Энтони Нил, Эми Джейн Локвуд

В ролях Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матье Кассовиц, Фантин Ардуэн, Франц Роговски, Лаура Верлинден, Тоби Джонс

Les Films du Losange, X-Filme Creative Pool, Wega Film, Arte France Cinema, France 3 Cinema, Westdeutscher Rundfunk, Bayerischer Rundfunk, Arte G.E.I.E., Arte France, France Televisions, Canal+, Cine+, ORF Film/Fernseh-Abkommen, Centre National de la Cinematographie, Pictanovo Nord-Pas-de-Calais, Region Hauts-de-France, Filmforderungsanstalt, CNC/FFA Mini-Traite, Osterreichisches Filminstitut, Filmfonds Wien, Eurimages

Франция/Австрия/Германия, 2017

Итоги предыдущих месяцев:

Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь

Итоги предыдущих лет:

2015 | 2016