Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
08:21, 26 июня 2017

Избранное кино месяца: май 2017

Нынешняя майсBlog post imageкая кинопрограмма была настолько диетической, что даже, честно говоря, трудно вспомнить, когда в последние годы количественные и качественные характеристики всего того, что попадало в прокат, отличались такой скудостью.

Поиски лучшей премьеры быстро свелись к сопоставлению нового «Чужого», российского «Большого» и антирасистского «Прочь». Победителями в трехсторонней схватке вышли ксеноморфы Ридли Скотта, которые автору блога все-таки гораздо ближе балетных страстей и афроамериканских кошмаров.

Что до традиционной месячной коллекции Sight & Sound, то она чуть менее, чем полностью, состоит из британских картин (с одной стороны) и режиссерских дебютов (с другой)

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Чужой: Завет» Ридли Скотта

Помнится, уорент-офицер первого класса Эллен Рипли, главная икона киноцикла Alien (хотя, пожалуй, сам Чужой в своих разнообразных, как лики дьявола, модификациях еще более иконичен и концептуален, да и, по сути, вечен), к концу своей напоминающей чистилище миссии – пребывания в авангарде неравной схватки человеческого против не-человеческого – мало-помалу сроднилась с врагом («Ты так давно в моей жизни, что я уже не помню ничего другого»). Причем настолько, что дошла в этой жуткой экзистенциальной эволюции до состояния клона-мутанта, который даже дал что-то вроде потомства – см. «Чужой 3» и «Чужой: Воскрешение».

Нечто похожее на уровне генезиса происходит и с самой сагой о ксеноморфах и оккупируемой ими Вселенной. В новой части порожденный страхами XX века футурологический сюжет (очень глубокий и многранный, плотно привязанный к таким определившим лицо эпохи вещам, как фрейдизм, феминизм и марксизм) подвергся гибридизации, слиянию и взаимопроникновению с детищем XXI столетия – богоискательским эпосом «Прометей». И лучше всех связать два стилистически и содержательно разных вектора в один тугой узел мог, наверное, только автор и того, и другого – Ридли Скотт.

«Завет», действие коего предшествует событиям оригинального «Чужого» и продолжает хроники «Прометея», вернул этой впечатляюще развернутой экспозиции атмосферу беспредельного, трансцендентного «ужаса в космосе» («Ужас в космосе» – так звучит оригинальное название «Планеты вампиров» Марио Бавы, фильма-предшественника «Чужого»), особенно остро ощущаемого в клаустрофобических пространствах звездолетов, орбитальных станций и прочих технических объектов, созданных человеком, но не обеспечивающих ему безопасности. И в то же время игра, в которую вовлекаются герои и зрители, остается в заданной «Прометеем» религиозно-философской, притчевой, теологической плоскости, дающей грандиозный простор для дискуссий и мировоззренческих размышлений.

Так вот, в сочетании элементов классического «Чужого» и «Прометея» режиссеру и сценаристам, как кажется, удалось добиться гармонии, несмотря на сюжетные прорехи (вопросов стало только больше, что многих разочаровало), «разрушение магии первоисточника» и прочие недостатки на уровне характеров или чего-то еще. Но так вышло, что франшизе со времени выхода первых «Чужих» была задана динамика постоянного развития и метаморфоз, которая, если не считать комиксового ответвления с «Хищником», оказывалась продуктивной и расширяла ее смысловой и эстетический спектр.

Патриарх жанра Скотт, пусть и не переплюнув самого себя образца 1979 года (свои лучшие вещи творцы, как правило, создают в молодости), сделал нечто важное – сохранив верность канонам мрачной интеллектуальной фантастики с рейтингом R, подвел объединенный сериал к новым горизонтам. За которыми – возможность превратить его в некий magnum opus, фундаментальный труд, консенсусный «Сильмариллион» всей Alien-антологии. И даже если эта возможность будет в итоге упущена, «Завет» уже стал фильмом, которому в общей иерархии лент о Чужих многие фанаты и спецы отдают четвертое, а то и третье место.

ЧУЖОЙ: ЗАВЕТ

Alien: Covenant
Режиссер Ридли Скотт
Сценарий Джек Паглен, Майкл Грин, Джон Логан, Данте Харпер
Оператор Дариуш Вольски
Композитор Джед Курцель
Художник Крис Сигерс
В ролях Майкл Фассбендер, Кэтрин Уотерстон, Билли Крадап, Денни Макбрайд, Демиан Бишир, Кармен Эджого, Джусси Смоллетт, Кэлли Эрнандес, Эми Саймец, Натаниэл Дин, Александер Ингленд, Бенджамин Ригби, Ули Латукефу, Тесс Хобрич
Twentieth Century Fox Film Corporation, Brandywine Productions, Moving Picture Company (MPC), Scott Free Productions, TSG Entertainment

США/Великобритания/Австралия/Новая Зеландия/Канада, 2017

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Майндхорн» Списанный в тираж телесериальный актер (Джулиан Бэррат), некогда прославившийся ролью крутого детектива, неожиданным образом восстанавливает свой культово-героический статус после того, как разыскиваемый полицией преступник требует связать его с Майндхорном (так, собственно, зовут экранного детектива). На этой закваске, как развесистая клюква на удобренной грядке, вырастает куча уморительных сцен, на которых построена одобренная кинокритиками саркастическая криминальная комедия Шона Фоули.

МАЙНДХОРН

Mindhorn
Режиссер Шон Фоули
Сценарий Джулиан Бэррат, Саймон Фарнаби
Оператор Дэвид Лютер
Музыка Кифус Чьянья, Дэвид Холмс
Художник Питер Фрэнсис
В ролях Джулиан Бэрратт, Андреа Райзборо, Эсси Дэвис, Расселл Тоуви, Саймон Фарнаби, Ричард Маккейб, Дэвид Скофилд, Николас Фаррелл, Джессика Барден, Робин Морисси, Харриет Уолтер, Саймон Каллоу, Стив Куган, Кеннет Брана
BBC Films, Baby Cow Films, Isle of Man Film, Pinewood Pictures, Scott Free Productions, StudioCanal

Великобритания, 2016

«Наводнение» В центре фильма – драматичные взаимоотношения отца и дочери, психологическая интенсивность которых оттесняет на дальний план малособытийность сюжета. «Превосходно снятая и точно сыгранная реалистическая трагедия, что-то вроде сильнодействующего фолк-хоррора, от которого отсечен хоррор и остался только фолк», – описал картину авторитетный обозреватель The Guardian Питер Брэдшоу. Не исключено, что эта работа сигнализирует о появлении новой величины британской женской режиссуры – Хоуп Диксон Лич, одновременно с чем довольно ярко о себе заявила молодая актриса Элли Кендрик.

НАВОДНЕНИЕ

The Levelling
Автор сценария и режиссер Хоуп Диксон Лич
Оператор Нану Сигал
Композитор Хатч Демюильпье
Художник Сара Финлей
В ролях Элли Кендрик, Джек Холден, Джо Блейкмор, Клер Берт, Анджела Керран, Дэвид Трафтон, Стивен Чепмен, Джо Эттуэл
Wellington Films

Великобритания, 2016

«Космический корабль» Несмотря на свое название, к научно-фантастической или космической тематике фильм не имеет почти никакого отношения. Spaceship – навеянный кинематографом auteur'ов типа Грегга Араки, Гаспара Ноэ, Гаса ван Санта и Хармони Корина и сделанный за три копейки кислотный аудиовизуальный винегрет, который найдет отклик только у узкоспецифической аудитории – неформальных тинейджеров, обостренно-меланхолично переживающих переходный период и, вероятно, любителей экстравагантного артхауса 90-х. Смелый, странный и вычурный эксперимент Алекса Тейлора, который стал для режиссера дебютом в полном метре.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ

Spaceship
Автор сценария и режиссер Алекс Тейлор
Оператор Лиам Яндоли
Музыка Франческа Массариоль
В ролях Антти Рейни, Алекса Дэвис, Лара Пик, Таллула Хэддон, Чарлз Колье, Кристоф Джерега, Джек Уинтроп, Стивен Элдер, Харри Джарвис
Belly Productions, Parkville Pictures, iFeatures, Creative England, British Film Institute (BFI), BBC Films, Seaweed Films

Великобритания, 2016

«Красная черепаха» Если бы «Робинзона Крузо» экранизировал Хаяо Миядзаки, получилось бы, вероятно, что-то вроде этой анимационной картины. Обладающее великолепным, с истинным художественным чутьем выстроенным видеорядом, медитативное кино голландского режиссера Михаэла Дюдока де Вита, созданное в тесной сцепке с легендарной Studio Ghibli и потому представляющее собой микс восточного и западного взглядов на реальность. Достаточно просто изложенная, далекая от стандартов агрессивных аудиовизуальных мультфейерверков голливудского производства, неспешная, как черепаха из заглавия, история без бойких диалогов и невероятных приключений осмысливает проблему отчуждения человека от природной экосистемы, неотъемлемой частью которой он некогда являлся.

КРАСНАЯ ЧЕРЕПАХА

La tortue rouge
Режиссер Михаэл Дюдок де Вит
Сценарий Паскаль Ферран, Михаэл Дюдок де Вит
Композитор Лоран Перес дель Мар
Prima Linea Productions, Why Not Productions, Wild Bunch, Studio Ghibli, CN4 Productions, Arte France Cinéma, Belvision, Eurimages, Canal+, Ciné+, Arte France, Région Poitou-Charentes, Département de la Charente, Pôle Image Magelis, CNC, La Fondation Gan pour le Cinéma, Région Wallonne, Cinémage 9, Palatine Étoile 11, Palatine Étoile 12, BNP Paribas Fortis Film Finance, Nippon Television Network (NTV), Dentsu, Hakuhodo DY Media Partners, Mitsubishi, Toho, Le Tax Shelter du Gouvernement Fédéral de Belgique, Go West Invest

Франция/Бельгия/Япония, 2016

Выбор предыдущих месяцев:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Выбор предыдущих лет:

2015

2016

2
648
0