kk
3

Избранное кино месяца: август 2017

Августовская подборка премьер и релизов отмечена печатью документального кино и документалистской эстетики – это касается и того, что выбрано из казахстанского проката, и того, что предложили мудрецы из Sight & Sound.

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – Ninety One Аскара Узабаева

Вот вам нетипичный отечественный продукт. То бишь не легкомысленная комедия, не надрывная мелодрама, не криминальный боевик, не псевдоартхаус. А нечто, возникшее на пересечении музыкального ревю, документалистики, производственной драмы и бунтарского манифеста. Герои – столь же нетипичный для нашего шоу-бизнеса бойз-бэнд 91. Которому, как представляется, удалось быстро заявить о себе не только в рамках молодежной субкультуры, запертой традиционалистами в андеграунде и на редких площадках вроде Gakku, но и сыграть неожиданную роль лакмусовой бумажки, индикатора неких глубинных процессов, булькающих в общественном сознании и временами пузырями прорывающихся в публичную сферу.

Собственно, фильм – скорее об этом, чем о самой группе, ее успехе и злоключениях или становлении Q-Pop'а как явления. Художественные достоинства картины можно ставить под сомнение, но вот ее созвучие сегодняшнему дню, попадание в некий живой нерв, актуальность проблематики – вряд ли. Не так много вспоминается казахстанских фильмов, которые бы имели резонансную подоплеку, несли ощутимый эмоциональный заряд вкупе с осмысленным месседжем (да-да!) и, в общем-то, ставили непростые вопросы.

Плюс кино на стилистическом уровне как бы рифмуется с мировыми образчиками жанра: невольно вспоминаются рок-байопики, эстрадные экзерсисы и прочая видеопродукция для меломанов вроде наивных битловских хроник и эксцентриад, концертных зарисовок братьев Мейзлс или недавнего монтажно-архивного опуса «Эми», где сюжет второстепенен, а магнетизм рождается из алхимического соприкосновения реконструкции с мифом, фантазии – с реальностью, артистического – с документальным, и, в конечном счете, эстетического – с политическим.

Автору «ФК» не близко ни творчество группы, ни ее персонажи, ни направление, в котором ребята работают. Зато близки произведения, отдающие дань тем, кто не поддается конформистским настроениям, не ставит «попадание в тренд» выше свободы самовыражения и не боится плыть против течения.

91
Режиссер Аскар Узабаев
Оператор Азамат Дулатов
В ролях Азамат Зенкаев, Данияр Кулумшин, Дулат Мухаметкалиев, Азамат Ашмакын, Батырхан Маликов

Казахстан, 2017

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Упырь» Монстр из названия не имеет никакой связи с вурдалаками/кровососами или какими-нибудь моральными оборотнями в погонах или без, хотя метафоричность – не чуждый элемент хитрой конструкции, возводимой британцем Гаретом Танли. Вероятно, из режиссера в итоге не получится нового Линча, Кроненберга или Аронофски, но дебютный фильм Танли – сдобренная поэтической меланхолией смесь полицейского детектива и шизоидной драмы – выглядит многообещающим опытом, за которым должны последовать еще более любопытные картины.

УПЫРЬ

The Ghoul
Автор сценария и режиссер Гарет Танли
Оператор Бенджамин Притчард
Художник Мэтью Кларк
Композитор Уэйн Шеперд
В ролях Том Митен, Дэн Скиннер, Руфус Джонс, Элис Лоу, Ниам Кьюсак, Джефф Макгиверн, Пол Кей, Эйрес Кенуорд, Джошуа Топп, Рэйчел Стаббингз, Уэйн Шеперд
Ghoul Film

Великобритания, 2016

«История призрака» Эмблематические актеры своего поколения Кейси Аффлек и Руни Мара в странной и тревожной метафизической киноэлегии, фокусирующейся на теме переживания потери близкого человека (в том числе самим ушедшим из жизни человеком). Малобюджетное фестивальное – а, значит, вольно плывущее по зыбким волнам нарратива, свободное от жанровых якорей, – кино Дэвида Лоуэри выражает надежду на присутствие чего-то человеческого в потустороннем пространстве и оригинально подступается к загадкам человеческой памяти.

ИСТОРИЯ ПРИЗРАКА

A Ghost Story
Автор сценария, режиссер и монтажер Дэвид Лоуэри
Оператор Эндрю Дроз Палермо
Художники Джейд Хили, Том Уокер
Музыка Дэниэл Харт
В ролях Кейси Аффлек, Руни Мара, Киша Сиберт, Уилл Олдэм, Дэвид Пинк, Гровер Колсон
Sailor Bear, Zero Trans Fat Productions, Ideaman Studios

США, 2017

«Квест» Документальная лента Джонатана Ольшефски, в которой отслеживается повседневная жизнь обычной афроамериканской семьи из Филадельфии, с ее драматическими коллизиями и идиллическими моментами. Фильм, выросший из более скромной идеи фотоэссе, фиксирующего реальные события, снимался в течение десятка лет. А потому, несмотря на узость круга основных героев, представляет собой некую панораму, в которой микрокосм, отдельная частица целого вбирает в себя и отражает нечто более широкое и масштабное. В данном случае – социальный климат и атмосферу, сопровождавшие годы президентства Обамы и то, чем они закончились.

КВЕСТ

Quest
Режиссер Джонатан Ольшефски

США, 2017

«Детройт» Легендарный заокеанский 1967-й год был отмечен не только пресловутым «летом любви», но и серьезными эксцессами – такими, как большие, подпитывавшиеся межрасовыми противоречиями беспорядки и насилие в сердце штата Мичиган. Создательница брутального, мужского по стилистике и духу кино («Повелитель бури», «К-19», «Цель номер один») Кэтрин Бигелоу обратилась к этой реальной истории, твердой рукой проведя параллели с сегодняшними проблемами США. «Это будоражащее, беспощадное и очень гневное кино. Каким оно и должно быть», – написал Райан Гилби из New Statesman, в числе многих критиков одобривший картину.

ДЕТРОЙТ

Detroit
Режиссер Кэтрин Бигелоу
Сценарий Марк Боул
Оператор Барри Эйкройд
Композитор Джеймс Ньютон Ховард
Художник Джереми Хиндл
В ролях Джон Бойега, Уил Полтер, Олджи Смит, Джекоб Латимор, Джейсон Митчелл, Ханна Мюррей, Кейтлин Девер, Джек Рейнор, Бен О’Тул, Джон Красински, Энтони Мэки
Working Title Films, Big Talk Pictures, Double Negative, TriStar Pictures, Media Rights Capital (MRC)

США/Великобритания, 2016

Выбор предыдущих месяцев:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Выбор предыдущих лет:

2015

2016