kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
6

Избранное кино месяца: сентябрь 2017

Сентябрьский отрезок репертуарно-прокатного потока, отраженнного в очередном посте «ФК», характеризует широкая связь отобранного кино с программами Берлинского кинофестиваля и присутствие сразу двух венгерских фильмов в рекомендациях Sight & Sound

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Заложники» Резо Гигинеишвили

Произошедший в 1983 году трагический инцидент, связанный с захватом самолета, стал серьезной травмой для грузинского, да и, наверное, всего советского социума. То, что те события рано или поздно будут отрефлексированы в кино с неизбежными спорами вокруг их художественной интерпретации, было ожидаемо. Удивило другое – реконструкцию осуществил постановщик ромкомов Резо Гигинеишвили, а его фильм, взятый в берлинскую «Панораму», получился талантливым и многоуровневым.

Воздерживаясь как от героизации, так и от демонизации своих персонажей, как бы дистанцируясь от них (подлинные имена неслучайно заменены на вымышленные), выдерживая бесстрастную интонацию, из-под которой, тем не менее, пробиваются боль и эмоции, молодой грузинский режиссер дал ни много ни мало срез целой эпохи. А саму историю и ее подоплеку представил скорее в экзистенциальном, нежели в социальном ключе, хотя то, что под вынесенными в название заложниками подразумеваются далеко не только и не столько пассажиры злосчастного рейса, считывается очень легко.

До шедевра «Заложники» из-за определенного драматургического сумбура не дотягивают, но все же сделаны с достаточной силой и мастерством (одни только внесюжетные переклички с культовым «Покаянием» Тенгиза Абуладзе придают фильму нетривиальный смысловой объем), чтобы стать заметным высказыванием, которое охватывает целый ряд важных тем – от уроков и последствий жизни в несвободной системе и иррациональной природы терроризма до судеб грузинской интеллигенции социалистического периода и глубинных проблем исторической памяти (любого) общества.

В основе трагедии – казалось бы, такая незначительная для сегодняшнего поколения ностальгирующих по СССР деталь, как запрет для граждан государства на выезд за границу. Хотя, как показывает фильм, речь о чем-то большем – отобранном у людей праве на свободу... Это трагедия под стать античной, где каждый делает то, на что обречен, а бунт против судьбы оборачивается страшным наказанием

Антон Долин, кинокритик

ЗАЛОЖНИКИ
Режиссер Резо Гигинеишвили
Сценарий Лаша Бугадзе, Резо Гигинеишвили
Оператор Владислав Опельянц
Композитор Гия Канчели
Художники Котэ Джапаридзе, Федор Савельев, Тинатин Квиникадзе
В ролях Иракли Квирикадзе, Тинатин Далакишвили, Гига Датиашвили, Гиорги Грдзелидзе, Георгий Табидзе, Гиорги Хурцилава, Вахтанг Чачанидзе, Екатерина Калатозишвили, Бека Лемонджава, Мераб Нинидзе
20 Steps Productions, Inkfilm
Грузия/Россия/Польша, 2017

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«В Сирии» Очевидно один из наиболее ярких и значительных примеров того, как кинематограф откликается на самые, вероятно, ужасающие и кровоточащие события сегодняшнего дня – войну в Сирии. Напряженный клаустрофобический триллер бельгийца Филиппа ван Леува, показанный на последнем Берлинале, без церемоний и заигрываний заставляет зрителя переживать один день из жизни дамаскской семьи, оказавшейся в ловушке собственной квартиры в зоне конфликта. Добротная режиссура, филигранная операторская работа, хорошее актерское исполнение – помимо, если так можно выразиться, злободневности, в картине даже при использованном минимуме выразительных средств достаточно аспектов, могущих захватить ваше пристальное внимание.

В СИРИИ
Insyriated
Автор сценария и режиссер Филипп ван Леув
Оператор Виржини Сюрдеж
Художник Кати Лебрюн
Композитор Жан-Люк Фашам
В ролях Хиам Аббасс, Абу Аббуд, Жюльет Навис, Мохсен Аббас, Мустафа Аль-Кар
Centre du Cinéma et de l'Audiovisuel de la Féderation Wallonie-Bruxelles, Altitude 100 Production, BE TV, Centre National de la Cinématographie et de l'Image Animée, Cooperation Belge au Developpement, Eurimages, Films Boutique, Flanders Audiovisual Fund (VAF), Inver Tax Shelter, L'Aide aux Cinémas du Monde, L'Institut Français, Liaison Cinématographique, Minds Meet, Ne a Beyrouth
Бельгия/Франция/Ливан, 2017

«Чистое сердце, или Киллеры на колесах» Рискованно-циничный, но оттого оказывающий еще более сильное эмоциональное воздействие сплав черной комедии, гангстерского экшна и молодежной драмы венгерского производства. Главными героями фильма являются... прикованные к инвалидным коляскам убийцы, а точнее – отщепенцы, которые, объединившись в мини-сообщество, самоутверждаются путем оказания киллерских услуг для сербской мафии. Кино Аттилы Тилла, всего второе полнометражное в его фильмографии, выступает как полижанровый эксперимент и дань людям с ограниченными возможностями (с которыми связан личный опыт режиссера). Фильм явно не преследует цели реалистического отражения жизни, но все же несет в себе определенный социальный подтекст.

ЧИСТОЕ СЕРДЦЕ, ИЛИ КИЛЛЕРЫ НА КОЛЕСАХ
Tiszta szívvel
Автор сценария и режиссер Аттила Тилл
Оператор Имре Юхас
Композитор Чаба Калоташ
Художник Панни Луттер
В ролях Золтан Феньвеши, Саболч Туроци, Адам Фекете, Мони Балшаи, Душан Витанович, Лидия Данис
Laokoon Filmgroup
Венгрия, 2016

«О теле и душе» Двум сторонящимся друг друга людям, мужчине и женщине, снятся одинаковые сны, и это побуждает их, преодолевая собственную интровертность, налаживать взаимный контакт с целью разобраться в сути и причинах странного феномена. Завоевавшая главный приз Берлинале-2017 совершенно необычная картина, подтверждающая творческую зрелость венгерки Илдико Эньеди и неслучайность ее авторитета, несмотря на весьма скромное число снятых лент. «Это тихая, спокойная и изящно выстроенная история о связи между людьми – вернее, о том, как трудно ее обрести», – написала о триумфальной работе Эньеди кинообозреватель Гейл Толли.

О ТЕЛЕ И ДУШЕ
Testről és lélekről
Автор сценария и режиссер Илдико Эньеди
Оператор Мате Хербаи
Композитор Адам Балаж
Художник Имола Ланг
В ролях Геза Морчаньи, Александра Борбей, Золтан Шнайдер, Эрвин Надь, Тамаш Йордан, Жужа Яро, Итала Бекеш
Inforg-M&M Film Kft.
Венгрия/Германия, 2017

«Дафна» Дебют в полном метре британского режиссера Питера Макки Бернса, чья трехминутная работа Milk первенствовала на конкурсе короткометражек Берлинского МКФ аж 2007 года. Дафна – имя главной героини, ищущей себя в разгар персонального кризиса жительницы современного Лондона. Все кинокритики в один голос, и справедливо, отмечают игру Эмили Бичем, которая убедительно демонстрирует, что переросла рамки второпланового актерства («28 недель спустя», «Да здравствует Цезарь!»), создав живой, детально прорисованный психологический портрет женщины, которую, по отзыву одного из западных критиков, «сложно любить, но легко уважать».

ДАФНА
Daphne
Автор сценария и режиссер Питер Макки Бернс
Сценарий Нико Мензинга
Оператор Адам Скарт
Художник Мирен Мараньон
В ролях Эмили Бичем, Том Воган-Лоулор, Натаниэл Мартелло-Уайт, Риту Арья, Карина Фернандес, Шинед Мэтьюз, Рагеван Васан, Оси Икхиле, Амра Маласси, Стюарт Маккуорри, Джералдин Джеймс, Райан Макпартленд
The Bureau
Великобритания, 2017

Итоги предыдущих месяцев:

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Итоги предыдущих лет:

2015

2016