kk
8

Избранное кино месяца: ноябрь 2015

Премьер в ноябре было много, хороших – значительно меньше, но определенный выбор все же был, за что спасибо прокатчикам. Автор блога разрывался, в конечном итоге, между каннскими хитами Sicario («Убийца» или «Наемница») и «Молодость». И счел более правильным отдать должное Паоло Соррентино и его эстетски оформленным рефлексиям о скоротечности жизни и о том, что после нее остается

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Молодость» Паоло Соррентино

Великий дирижер, отвечающий отказом на приглашение королевы выступить перед ней – эта история послужила отправной точкой замысла последнего на сегодня фильма Паоло Соррентино, признанного лидера нынешней итальянской кинематографии. Протагонистами практически всех его лент являются возрастные представители бомонда и интеллектуалы в годах, и «Молодость» (которой, наверное, с равным успехом можно было присвоить название «Старость») тут особенно показательна.

Заслуженные мастодонты мирового кино Майкл Кейн и Харви Кейтел предстают у Соррентино в ипостаси усталых, умудренных, пресыщенных жизнью и подводящих ее итоги художников (один музыкант, другой режиссер). Вокруг них – сокрушительная красота альпийских пейзажей и столь же сокрушительная красота молодости (воплощенная, главным образом, в героинях Мадалины Генеа и Рэйчел Вайс). И вся эта красота, как бы помноженная одна на другую, многократно усиливает обостренно декадентское настроение фильма. Ведь мало что может быть фундаментальнее и трагичнее, чем осознание ускользающей красоты, к которой время, как и ко всему сущему, беспощадно.

Возможно, это какие-то психоаналитические причины, которые я и сам пока не очень понимаю. Но это правда, я очарован пожилыми людьми. Надеюсь, что, когда я состарюсь, буду очарован молодежью

Паоло Соррентино

Соррентино филигранно работает с материалом, придавая ему одновременно и высокую философичность, и приземленную бульварность на грани феллиниевского кича и поздневисконтиевской избыточности, и едкий сарказм, и томительную ностальгию. Последняя, кажется, превалирует. За ней угадывается тоска режиссера по некогда могучей и дышавшей полной грудью апеннинской (и шире европейской) культуре, по великим бурлескным шедеврам итальянского кино ХХ века. Не случайно же Соррентино посвятил фильм одному из его последних титанов Франческо Рози, ушедшему из жизни в январе этого года в 92-летнем возрасте.

Дебютная англоязычная постановка Соррентино «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном (2011) считается не особенно удачной работой (с чем можно, впрочем, и поспорить). Его вторая попытка снять на английском языке вышла куда убедительнее, пусть режиссеру по-прежнему не совсем комфортно вне знакомого итальянского контекста. И в чем-то «Молодость» даже симпатичнее, нежели повсеместно обласканная, сияющая совершенством форм «Великая красота», сделавшая автора современным классиком. Уже потому хотя бы, что обнаруживает большую простоту и человечность, напоминая о том, до чего многим из нас нет никакого дела, но с чем нам (как Кейну, Кейтелу и их персонажам, делящимся с нами своим опытом) придется неизбежно столкнуться в пенсионном возрасте.

МОЛОДОСТЬ
Youth
Режиссер и автор сценария Паоло Соррентино
Оператор Лука Бигацци
Композитор Дэвид Лэнг
Художник Людовика Феррарио
В ролях Майкл Кейн, Харви Кейтел, Рэйчел Вайс, Джейн Фонда, Пол Дано, Мадалина Диана Генеа
Indigo Film, Barbary Films, Pathé, France 2 Cinéma, Number 9 Films, C-Films AG, Medusa Film, Film4, Canal+, Ciné+, France Televisions, RSI-Radiotelevisione Svizzera, SRG SSR idée suisse, Téléclub, Mediaset Premium, Ministero per i Beni e le Attivita Culturali (MiBAC), Regione del Veneto, Regione Lazio, Bundesamt für Kultur (EDI), Fonds Eurimages du Conseil de l'Europe
Италия/Франция/Швейцария/Великобритания, 2015

Фильмы месяца по версии Sight&Sound

«Бруклин» Ладно и аутентично скроенная драматическая киноповесть из жизни ирландских иммигрантов, открывающих для себя Америку 1950-х. Эмоциональная и колористически богатая экранизация книги ирландского писателя Колма Тойбина (награжденной британской премией Costa Book Award в 2009 году), в которой история показана глазами главной героини, прочувствованно сыгранной Сиршей Ронан.

БРУКЛИН
Brooklyn
Режиссер Джон Кроули
Сценарий Ник Хорнби (по роману Колма Тойбина)
Оператор Ив Беланже
Композитор Майкл Брук
Художник Франсуа Сеген
В ролях Сирша Ронан, Домнал Глисон, Эмори Коэн, Джим Бродбент, Джули Уолтерс, Джессика Паре, Ив Маклин, Брид Бреннан, Фиона Гласкотт, Джейн Бреннан, Нора-Джейн Нун, Дженн Мюррей, Эва Бертисл, Майкл Зеген
Wildgaze Films, Parallel Film Productions, Irish Film Board, Item 7
Ирландия/Великобритания/Канада, 2015

«Мандарин» С такими рождественскими сюжетами нам, кажется, еще не доводилось сталкиваться. «Лос-анджелесский ответ «Гарольду и Кумару», – так кинокритик Кам Уильямс описал это снятое буквально на айфон эксцентричное кино, повествующее о похождениях дуэта цветных трансвеститов. До «Мандарина» самым известным фильмом Шона Бейкера была «Старлетка» (2012), но благодаря новой, достаточно яркой работе портфолио молодого американского режиссера становится шире и увесистее.

МАНДАРИН
Tangerine
Режиссер Шон Бейкер
Сценарий Шон Бейкер, Крис Бергоч
Операторы Шон Бейкер, Радиум Чунг
Художник Цоу Шичин
В ролях Кики Родригес, Миа Тейлор, Каррен Карагулян, Микки О’Хаган, Алла Туманян, Джеймс Рансон, Луиза Нерсисян, Арсен Григорян
Duplass Brothers Productions, Through Films
США, 2015

«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2» Начинавшаяся как сравнительно нехитрое блюдо тинейджерского киноменю, франшиза по трилогии Сьюзен Коллинз постепенно обретала все более глубокие и многосложные смыслы, все более мрачную и тяжеловесную палитру и все более мощное и эпическое дыхание. Четвертый фильм (или, если точнее, вторая половина третьего фильма), став кульминацией этой эволюции, окончательно зацементировал для «Голодных игр» заметное место в иерархии жанра антиутопии.

ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: СОЙКА-ПЕРЕСМЕШНИЦА. ЧАСТЬ 2
The Hunger Games: Mockingjay Part 2
Режиссер Фрэнсис Лоуренс
Сценарий Питер Крейг, Денни Стронг
Оператор Йо Виллемс
Композитор Джеймс Ньютон Ховард
Художник Филип Мессина
В ролях Дженнифер Лоуренс, Джош Хатчерсон, Лиам Хемсворт, Вуди Харрелсон, Элизабет Бэнкс, Джулианна Мур, Филип Сеймур Хоффман, Дональд Сазерленд, Джеффри Хоффман, Джеффри Райт, Уиллоу Шилдз, Сэм Клафлин, Стэнли Туччи
Color Force, Lionsgate, Studio Babelsberg
США, 2015

«Кэрол» Играющая одна круче другой Кейт Бланшетт и Руни Мара в витиеватой психологической мелодраме по мотивам романа Патрисии Хайсмит «Цена соли». Фильм авторитетного Тодда Хейнса исследует тему барьеров, стоящих между любовными устремлениями людей и господствующими в обществе нормами. «Кэрол» стала одним из главных событий уходящего года, покорив кинокритиков (на последнем Каннском фестивале лента претендовала на «Пальму», но отмечена была лишь актерская работа Мары). Главный редактор «Искусство кино» Даниил Дондурей настолько проникся «космическим взглядом» Бланшетт, что даже поместил его на обложку июльского номера журнала.

КЭРОЛ
Carol
Режиссер Тодд Хейнс
Сценарий Филлис Надь (по роману Патрисии Хайсмит)
Оператор Эдвард Лакман
Художник Джуди Беккер
Композитор Картер Бёрвелл
В ролях Кейт Бланшетт, Руни Мара, Сара Полсон, Джейк Лейси, Джон Магаро, Кори Майкл Смит, Керри Браунстайн, Кевин Кроули, Ник Паич, Кайл Чандлер, Ринди Эйрд
Number 9 Films, Film4, Killer Films
Великобритания/США/Франция, 2015

Предыдущий выбор:

Избранное кино месяца: январь

Избранное кино месяца: февраль

Избранное кино месяца: март

Избранное кино месяца: апрель

Избранное кино месяца: май

Избранное кино месяца: июнь

Избранное кино месяца: июль

Избранное кино месяца: август

Избранное кино месяца: сентябрь

Избранное кино месяца: октябрь