kk
7

Избранное кино месяца: апрель 2017

Апрельская подборка Sight & Sound пронизана мотивами и духом британской литературы, а самым значимым релизом месяца в казахстанском кинопрокате «ФК», прошерстив традиционно слабенький для этого сезона репертуар, по-хулигански выбирает «Перестрелку», чей драйв перевесил драматизм «Жены смотрителя зоопарка» и психологизм «Уны».

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Перестрелка» Бена Уитли

Мафиозная сделка по продаже партии оружия Ирландской республиканской армии перерастает в указанную в названии перестрелку – бессмыссленную, беспощадную и, надо сказать, гомерически смешную. Так в двух словах (и этого достаточно) можно описать безбашенную, лишенную сюжетных хитросплетений и ложного интеллектуализма, но стильную и остроумную криминальную комедию англичанина Бена Уитли, крепкого ремесленника телевизионных и клиповых форматов, в большом кино более всего известного по сатирическому триллеру «Высотка».

Спродюсированный самим Мартином Скорсезе фильм родствен по стилю кинематографу Тарантино и Гая Ритчи, только отказывается от их хитромудрых игр с флэшбеками и нелинейным повествованием в пользу чистой стихии сумбура и инфантильного восторга компьютерных стрелялок. Виртуозно прописанный, поставленный и сыгранный образец субжанра, «Перестрелка» воспринимается не иначе как источник чистого киношного удовольствия (особенно для тех, кого не коробят циничные персонажи и черный юмор), хотя некоторые критики даже увидели в нем больше:

«Перестрелка» не столько крутое кино с беспрерывной пальбой, сколько печальная иллюстрация того, как легко люди могут впасть в нескончаемое насилие. И, вероятно, вас оно развлечет.
Уильям Биббиани, CraveOnline

ПЕРЕСТРЕЛКА
Free Fire
Режиссер Бен Уитли
Сценарий Эми Джамп, Бен Уитли
Оператор Лори Роуз
Музыка Джефф Барроу, Бен Сэлисбери
Художник Паки Смит
В ролях Бри Ларсон, Арми Хаммер, Киллиан Мерфи, Сэм Райли, Шарлто Копли, Энцо Челенти, Джек Рейнор
Film4, Protagonist Pictures, Rook Films
США/Франция, 2016

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Тихая страсть» Вслед за своей пятой полнометражной лентой «Песнь заката», которая упоминалась здесь в позапрошлом году, Теренс Дэвис, английский арт-ветеран с непростой биографией, представил и шестую. «Тихая страсть» – неспешный, вдумчивый байопик об американской поэтессе XIX века Эмили Дикинсон. Кино, не имеющее шансов (и не стремящееся) стать фаворитом массового зрителя, но заслуживающее комплиментов уже только за отменную актерскую игру. Синтия Никсон в роли Дикинсон органична и убедительна настолько, что иногда создается впечатление, будто она совершила путешествие на машине времени в пуританскую эпоху, дабы обстоятельно пообщаться со своей героиней.

ТИХАЯ СТРАСТЬ
A Quiet Passion
Автор сценария и режиссер Теренс Дэвис
Оператор Флориан Хоффмайстер
Художник Мерейн Сепп
В ролях Синтия Никсон, Дженнифер Эль, Джоди Мэй, Кэтрин Бейли, Эмма Белл, Данкан Дафф, Кит Кэррадайн
Hurricane Films, Potemkino, WeatherVane Productions
Великобритания/Бельгия, 2017

«Служанка» Свежий экзерсис овеянного фестивально-критической славой автора Oldboy, трилогии о мести и «Жажды» Пак Чхан Ука, заимствующий фабулу авантюрного романа Сары Уотерс Fingersmith (2002), но переносящий викторианские страсти первоисточника на обильно удобренную корейскую культурную почву с изяществом, присущим адаптациям евросюжетов Куросавы и всепроникающим эротизмом, отсылающим к Нагисе Осиме. (Японские аллюзии усиливаются тем, что действие фильма помещено в Корею 1930-х, оккупированную Японией.) «Поверхность у сюжета классическая, но из глубины прет характерная для Пака перверсивность», – описывает впечатления от фильма нью-йоркский критик Дэвид Эделстайн. В этой перверсивности, собственно, и заключена притягательность «Служанки», которая в антологии лучших работ южнокорейского мастера точно займет не последнее место.

СЛУЖАНКА
Ah-ga-ssi
Режиссер Пак Чхан Ук
Сценарий Дэвид Берк (по роману Сары Уотерс)
Оператор Чхон Чхон Хун
Композитор Чо Ён Ук
Художник Лю Сён Хе
В ролях Ким Мин Хи, Ким Тхэ Ли, Ха Чжон У, Чхо Чин Ун, Ким Хэ Сук, Мун Со Ли
Moho Film, Yong Film
Южная Корея, 2016

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» Протагонист финской картины с длинным названием – боксер, но ее справдливо описать как «Анти-Рокки», поскольку ее атмосфера не имеет ничего общего с патетикой знаменитой голливудской франшизы. «Олли Мяки» куда ближе к российскому «Концу прекрасной эпохи», но авторская ностальгия по ушедшим временам здесь исходит не от ровесника Говорухина, а от достаточно молодого Юхо Куосманена, ранее снимавшего только короткометражки. Это, стоит отметить, великолепно выполненная (особенно для дебюта) стилизация под визуальную поэтику 1960-х, в рамках которой спортивная драма смягчается иронией и лиризмом. Выразительность и энергию фильм черпает не из эффектных схваток на ринге, а из трогательного конфликта провинциального мироощущения главных героев и чуждого им блеска столичной жизни.

САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ В ЖИЗНИ ОЛЛИ МЯКИ
Hymyilevä mies
Режиссер Юхо Куосманен
Сценарий Юхо Куосманен, Мико Мюллюлахти
Оператор Яни-Петтри Пасси
Музыка Лаура Айрола, Йоонас Хаависто, Миика Сноре
Художник Кари Канкапяя
В ролях Яркко Лахти, Оона Айрола, Ээро Милонофф, Йоанна Харртти
Aamu Filmcompany, ONE TWO Films, Tre Vänner Produktion AB, Elokuvayhtiö Oy Aamu, Film i Väst, Tre Vänner Produktion AB
Финляндия/Швеция/Германия, 2016

«Леди Макбет» В том, что трагическая лесковская героиня – образ, волнующий и привлекающий художников разных поколений и кинематографических школ, еще раз убеждает новая вольная версия «Леди Макбет Мценского уезда». Авторство постановки принадлежит британскому режиссеру-дебютанту Уильяму Олдройду (театральный человек, решивший попробовать силы в кино), который заключил неоднократно рассказанную историю запретной страсти в английские декорации и вплотную приблизил ее тональность к современному феминистскому триллеру, вибрирующему множеством вложенных в его смысловую структуру посылов. Дебют Олдройда однозначно не вышел слабым, а сыгравшая главную роль интересная молодая актриса Флоренс Пью, как кажется, не потеряется на фоне других исполнительниц, включая Наталью Андрейченко из советской экранизации 1989 года.

ЛЕДИ МАКБЕТ
Lady Macbeth
Режиссер Уильям Олдройд
Сценарий Элис Бёрч (по повести Николая Лескова)
Оператор Ари Вегнер
Композитор Дэн Джонс
Художник Жаклин Абрахамс
В ролях Флоренс Пью, Космо Джарвис, Пол Хилтон, Наоми Аки, Кристофер Фэрбэнк, Антон Палмер
Sixty Six Pictures, iFeatures
Великобритания, 2016

Итоги января

Итоги февраля

Итоги марта

Итоги 2016 года

Итоги 2015 года