На прошлой неделе состоялась очередная конференция с участием иностранных лоббистов реализации сомнительного и затратного проекта ЛРТ в Алматы. Среди которых были: Гвидо Бруггеман - главный шеф ПРООН/ГЭФ Устойчивый транспорт Алматы, Ерзакович Елена - менеджер ПРООН/ГЭФ Устойчивый транспорт Алматы, Мохамед Мезгани - зам.секретаря МСОТ. Именно этими зарубежными организациями с 2009 года, аж 7 лет упорно создаются и продвигаются сомнительные проекты связанные с общественным транспортом, на реализацию которых акимат Алматы обычно беспрекословно берет большие кредитные займы у ЕБРР, которые потом много лет с процентом вынуждены выплачивать простые налогоплательщики. Но пока что к нашей радости, самый главный для ЕБРР проект строительства ЛРТ, разработанный и пробиваемый иностранцами, не находит одобрение и гарантирование в Астане по нескольким причинам. Во-первых: проект строительства ЛРТ сомнителен, сумма в 520 млн.$ (162 млрд.тг) чрезвычайна завышена, железную дорогу с нуля в Казахстане строят в несколько раз дешевле. Во-вторых: из бюджета города (страны) в течение десятков лет средства нужно возвращать и отдать не только сумму кредита, но и проценты. В-третьих: все риски - валютные, низкий пассажиропоток несет государство. В-четвертых, акимат должен будет в течении 30 лет ежегодно компенсировать плату за доступность по 8 млрд.тг. куда входят: инвестиционные, операционные расходы и вознаграждение за управление. В-пятых: из госбюджета страны напрасно будет выкачиваться/расходоваться с трудом заработанная валюта и отправляться большая часть в карманы дядюшки Сэма и европейских стран.
Они нагло требуют...
В ходе конференции Бруггеман обратился к акиму и акимату с призывом, как можно скорее одобрить и реализовать проект ЛРТ и не концентрироваться на его стоимости. Он не скрывал своего недовольства: "Почему в Алматы мы никак не продвигаемся? Меня спрашивают - в чем дело? Страна обанкротилась? Говорят, что есть сложности с финансированием. Почему тогда в других странах находят деньги на реализацию этого проекта, а в Казахстане нет? Мы приходим к выводу, что проблема вовсе не в деньгах, а в предвзятости к этому проекту. Может он слишком дорог?". В частности, он сравнил ЛРТ со смартфоном, который тоже дорогой, но мы его покупаем и поэтому не нужно фокусироваться только на затратах, а смотреть на преимущества. И опять начал стандартно восхвалять проект ЛРТ, говоря о преимуществах, которые якобы он даст. Также он предложил последовать примеру стран третьего мира: Марокко, Алжир, Тунис и Турции, которые запустили ЛРТ - видимо их им удалось подсадить на кредит ЕБРР. Однако, стоит отметить, что в этом списке нет ни одной хотя бы восточноевропейской страны, не говоря о западной.
Мохамед Мезгани поддержал своего коллегу: "Нужно просто взять ответственность и начать эту работу уже сейчас" и заявил, что ЛРТ якобы принесет выгоду экономике.
Как финансируется иностранное лоббирование...
Для достижения своей цели по подсаживанию страны на крючок огромных кредитов, иностранные организации активно выделяют немалые суммы грантов в продвижение своих проектов, которые представляются как безвозмездные, но любому понятно, что они заложены в кредит и с прибылью будут им возвращены страной-заемщиком. Так впервые в 2009 году на их так называемую консультативную деятельность и разработку документации проекта ЛРТ ЕБРР было выделено 900 тыс.евро, в 2011 году - 1,5 млн.евро, в 2016 году - 1 млн.евро. После каждого раза без того огромнейшая сумма реализации ЛРТ возрастала и 2016 году уже составила 520 млн.$ (162 млрд.тг). Помимо этого, на деятельность иностранной организации ГЭФ Устойчивый транспорт Алматы на период 2011-2015 годы были выделены гранты: банком ЕБРР - 45,7 млн.$; ПРООН- 50 тысяч$; EFC fond-700 тысяч$; самим GEF- 4,8 млн.$; а также многие алматинцы будут возмущены, грант ГЭФ Устойчивому транспорту Алматы выделил акимат Алматы в размере 30 млн.$. И это самое ужасное, выделить средства налогоплательщиков на деятельность какой-то иностранной организации, которая и так нехило спонсируется из-за рубежа. На эти же средства могли бы купить те же китайские автобусы, а не брать кредит у их банка ЕБРР. Помимо озвученного выше гранта на разработку новой документации проекта ЛРТ в 1 млн.евро от ЕБРР в 2016 году, 298,5 тыс.евро выделил СПК Алматы акимата.
Таким образом, иностранным лоббистам всячески удается втягивать акимат Алматы в кризисное время в свои дорогостоящие проекты, и на это ведутся наши госслужащие, умудряющиеся бездумно давать им гранты из средств налогоплательщиков. А между тем эти бюджетные средства в 30 млн$. и 298 тыс.евро можно было пустить на то же капитальное восстановление трамвая без всяких кредитов и затратного ЛРТ.
Связь иностранных организаций между собой...
Действительно, все эти организации между собой взаимосвязаны, ГЭФ относится к Всемирному банку, как и Европейский банк развития и реконструкции, главным акционером которых является США.
Что дают эти проекты иностранному банку...
Основная цель - извлечение прибыли. ЕБРР должен зарабатывать прибыль, называется это sound banking, то есть кредитование под рыночные ставки процента. Каждый проект должен зарабатывать деньги. В этом банку активно помогает ПРООН/ГЭФ Устойчивый транспорт. Его шеф Гвидо Бруггеман ранее открыто заявлял, что ПРООН будет составлять договоры с местными банками или с международными банками, которые будут выделять займы и кредиты на последующие стадии разработанной ГЭФ транспортной программы и на само строительство. Стоит отметить, что внешний госдолг Казахстана на начало этого года составляет 165 млрд.$ и будет еще больше расти, если под сомнительные проекты подобно ЛРТ будут браться займы.
Акимат должен отказаться от идеи ЛРТ
К сожалению, с 2009 года по настоящее время в управлении транспорта и автодорог акимата Алматы есть люди, которые активно поддерживают иностранных лоббистов в стремлении навязать и реализовать сомнительный и дорогостоящий проект. Некоторые сотрудники, судя по фото, находятся в тесном контакте с руководством ГЭФ продолжительное время, принимали от них даже грамоты (фото), проводят постоянные встречи (фото), выезжали за границу на различные конференции. Тем самым ГЭФ продвигает свои интересы.
Подобное положение дел и препятствует развитию обычного трамвая в угоду иностранного дорогостоящего ЛРТ. Напомню, что в реальности на капитальную замену 30 км путей и закуп 30 новых вагонов трамвая нужно всего 5-6 млрд.тенге, которые в бюджете города есть всегда и могут быть выделены при желании в любой момент. Акимату не стоило бы подсаживаться на этот затратный многомиллиардный кредит, выгодный только этим иностранным финансовым организациям, идя у них на поводу. И вопреки высказываниям Бруггемана, предлагающим не концентрироваться акимату на стоимости проекта, наоборот думать в интересах страны и города, вполне обходясь в этом случае без ГЭФ и ЕБРР, которые в итоге проворачивают и пробивают свои прибыльные финансовые интересы, считая, что никто кроме них ничего не понимает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
• Позор южной столицы. Как и почему закрыли алматинский трамвай, от 27 октября 2016 года
• Трамвайные системы в Европе. ЛРТ там нет и строить его не собираются,от 10 ноября 2016 года
• Под трамвайными путями в Алматы не проходят подземные коммуникации, от 14 декабря 2016 года
• Позор Алматы. В городе уничтожают трамвайные пути, от 15 июня 2017 года
• Мифы акима о закрытии Алматинского трамвая. Факты и фото