Геную поэтично сравнивают с театром. Если вообразить море сценой, то порт напоминает партер, окружающие его виллы походят на ложи, а сам город поднимается в горы уступами, будто зрительный зал.
И очень хорошо описал Геную наш Гоголь в незаконченной повести "Рим": «То была великолепная Генуя. В двойной красоте вознеслись ее пестрые колокольни, полосатые церкви из белого и черного мрамора и весь многобашенный амфитеатр ее. Эта играющая пестрота домов, церквей и дворцов на тонком небесном воздухе, блиставшем непостижимою голубизною, была единственна.
Сошедши на берег, он очутился вдруг в этих темных, чудных, узеньких, мощенных плитами улицах, с одной узенькой вверху полоской голубого неба. Его поразила эта теснота между домами, высокими, огромными, треугольные маленькие площадки и между ними, как тесные коридоры, изгибающиеся линии улиц, наполненных лавочками генуэзских серебряников и золотых мастеров».
Вот и меня больше всего поразили узкие, по своему расположению совершенно не логичные и бестолковые улочки старого города, миниатюрные пьяццо между темными стенами домов, бок о бок стоящих с древними церквями.
Тот замечательный момент, когда улочки Генуи только-только просыпаются. С ближайшего метро сыпятся спешащие итальянцы на свои работы. Магазины и книжные лавки только открывают свои витрины. Креперии и булочные уже во-всю издают сногсшибательные ароматы, а ты медленно себе попиваешь ароматный кофе, листая карту Генуи...
Свой утренний калейдоскоп по Генуе, я начала с главной артерии нового города - длинной и широкой улицы ХХ сентября. По бокам ее идут большие дома, первые этажи которых представляют собой портики, образующие по обе стороны улицы две длинные непрерывные галереи. В глубине этих галерей сплошным рядом тянутся магазины — впечатление такое, словно идешь не по улице, а по нескончаемому гостиному двору или пассажу. Рекламы этих магазинов еще крикливее, пестрее, чем в Милане, их витрины оформлены, может быть, с меньшим вкусом, но они не уступают миланским магазинам ни по выбору, ни по качеству, ни по ценам товаров. Меха, ювелирные изделия, дорогие ткани, шелковое белье, принадлежности спорта и рыбной ловли — все, что может понадобиться генуэзским судовладельцам, заводчикам, коммерсантам, обычным жителям и конечно же туристам.
...Тротуары из разноцветных мраморных плит, фасады домов, богато украшенные лепниной и фресками, открытые галереи, расписные потолки, подвешенные на цепях фонари – попробуй не впечатлиться!
Примерно на середине улицы ХХ сентября, над ней на высоте 25 метров идет построенный в конце прошлого века, большой каменный мост, который соединяет пересекающую ее на более высоком уровне улицу.
Так и дошла в немых восторгах до Пьяцца де Феррари, в самое понимаешь, сердце города, иначе говоря, в самый центр современной Генуи - современный, респектабельный, отданный во власть бизнеса, богатства и роскоши.
На площади установлен большой фонтан,а среди представительных зданий позади бронзовой статуи сеньора Гарибальди как-то совсем не заметен оперный театр.
А дальше меня короткая средневековая улочка с площади Феррари привела прямо к площади Сан-Маттео, к герцогскому дворцу - Палаццо Дукале, где царит совсем другая атмосфера и радостная дворцовая архитектура.
Ну и совсем рядом, в двух шагах возвышается черно-белый готический храм – главный собор Генуи San Lorenzo, построенный в XII-XVI вв. В его облике намешано столько разных стилей: и легкая готика, и элегантный ренессанс и обязательные статуи львов, лежащих по краям лестницы. Как мне нравится эта горизонтальная черно-белая разлиновка!
Не попасть внутрь этого уникального храма было бы большим упущением...
Кстати, внутри собор также полосат: пластины черного мрамора красиво чередуются с белыми. Оказавшись внутри, больше всего моё внимание привлекли фрески на стенах и на потолке. Их временной охват и разнообразная стилистика просто поразительны. Так, самые ранние относятся к подражанию знаменитым византийским образцам (XIV век), а самые поздние – к дивизионистскому стилю начала ХХ века (Гаэтано Превиати, «Вознесение Богородицы»).
Внутри церкви можно осмотреть великолепные полотна мастеров живописи, в том числе несколько картин Рубенса.
Главной достопримечательностью собора является капелла Сан-Джованни Баттиста. Жители Генуи очень гордятся тем фактом, что их предкам удалось во время Первого Крестового похода вывезти из Палестины мощи Иоанна Крестителя.
Первоначально святыня находилась в главном зале собора, но в 1465 году она была перенесена в сооруженную специально для этого часовню рядом с алтарем, который позже был украшен копией "Тайной Вечери" Леонардо да Винчи.
Еще одна ценность собора — священное блюдо, которым по преданию пользовался Иисус во время тайной вечери.
Двигаюсь делее по той же улице Св. Лоренцо, которая выведет меня к набережной Альдо Моро, а по обеим сторонам ее и начинается тот самый бесконечный и запутанный лабиринт тесных и темных улочек. Здесь, в историческом районе есть замечательные лавки старьевщиков, книжные киоски, блошиные рынки и сувенирные лавки. На этих улицах витает соблазнительный запах кофе и вкуснейшей жареной пищи, а аппетитный запах песто, местного соуса, смешивается с многочисленными ароматами духов. Атмосфера невообразимая!
Направляясь к порту Антико, прохожу мимо расписного Дворца Сан-Джорджо, типичный образец гражданской средневековой архитектуры.
Крайне интересный факт слышала про расписные дворцы, но не смогла найти точного описания. Дело в том, что расписали их в ходе восстановления и реконструкции после военных действий. До этого, все колонны, арки, фрески, статуи, пилястры и прочие архитектурные элементы были вполне реальными и осязаемыми. Ну а сейчас, мы можем любоваться только воссозданными копиями в красках. Таких зданий по всей Италии, кстати, не мало. Это и дворцы, и храмы и обычные типичные итальянские домики.
Вот я и подошла к береговой линии Генуи, которая протянулась аж на 20 км, но я в самой значимой ее части – Порт Антико – старинный порт Генуи и причалы пассажирских терминалов расположены практически в центре города, остальное пространство занято рабочими грузовыми и торговыми судами.
На удивление, в этом месте порта оказалось малолюдно и очень спокойно. Кроме размеренного полуденного времяпровождения местных итальянцев, которые ведут по-хорошему ленивый образ жизни, я не приметила ни одного туриста.
Из этой точки порта хорошо виден весь, словно карабкающийся вверх на скалы, город. Отсюда можно наблюдать и изгибы старинных крепостных стен, с прекрасно сохранившимися башнями. А старенькие небольшие домики контрастируют с современными высотками. И есть только одно, что их объединяет – ставни окон абсолютно одинаковы!
Здесь есть много интересного для развлечения туриста. Самый крупный в Европе городской аквариум, с большим количеством морских экосистем. Особый интерес вызывает Galata-Museo del Mare, Морской музей "Галата" представляющий средиземноморскую историю мореплавания. Для любителей экстрима есть возможность, с помощью портового крана, подняться на шестидесятиметровую высоту и полюбоваться панорамой Генуи и гавани. В границах Порто Антико проводится огромное количество культурных мероприятий, шоу-программ и выставок, которые не оставят равнодушным ни одного из гостей города. А еще здесь же находится «Биосфера» - стеклянный шар диаметром 20 метров – «кусочек» амазонского леса с его буйной тропической растительностью и экзотическими животными.
В этой части старой Генуи также не обошлось без «сюрприза». Здесь просто засилье чернокожих торговцев – продают абсолютно все: от сумок «Дольче Габбана» и «брендовых» очков до детских игрушек. Разворачивают прямо на мостовой некое подобие скатерти, раскладывают на ней свой товар. И это притом, что через каждые 100 метров стоят карабинеры. Но надо отдать должное, торговцы не приставучие, товар свой не навязывают – не хочешь-не бери, проходи мимо.
Да и где им еще торговать, как не на причале? Ведь он средоточие культурной и развлекательной жизни Генуи.
Пожалуй самая яркая достопримечательность порта - это галеон «Нептун» - копия испанского корабля 16 века, задействованный в съемках фильма «Пираты» Р. Полански. Хотя галеон был построен в 1986 г. для фильма, но он является полностью функциональным судном. Во время каннского фестиваля галеон пришвартовался в Канне, а потом перебрался в Геную на пмж..
Направляясь к вокзалу, опять прохожу до селе мне по незнакомым местам, не туристическим... Те самые милые, узкие, яркие, суетные и очень ароматные улочки. Вот именно они мне и понравились больше всего в Генуе. В них настоящая жизнь, в них энергия...
И я также, как и Гоголь в своем произведении могу повторить слова "Меня поразила эта теснота между домами, высокими, огромными, треугольные маленькие площадки и между ними, как тесные коридоры, изгибающиеся линии улиц, наполненных лавочками генуэзских серебряников и золотых мастеров".
Обзорная прогулка по Генуе подходит к завершению. Хотелось бы мне еще когда-нибудь вернуться и прогуляться по этому городу. И стоя у здания вокзала, взглянула еще раз на памятник Колумбу, ведь именно он открыл всему миру Америку, а лично нам, являясь главным символом Генуи, и этот прекрасный старинный город!
Ну а я следую далее...на юг Италии!
Предыдущие посты: