Yvision.kz
kk
Новости Казахстана
2 190 постов10 подписчиков
20
23:36, 18 сентября 2016

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА 2.0: будет ли перезагрузка?

Социальные лифты, которые едут только вниз

(часть I)

Blog post image

Политизация молодежи накануне транзита власти. Проявление бунтарского духа и инакомыслия молодежи – растущая реальность. Крупные города – Астана и Алматы – накапливают протестный потенциал аульной молодежи. Сумеет ли власть договориться с молодежью?

 

Вводные данные

Согласно данным Национального доклада «Молодежь Казахстана – 2015», численность молодежи составила 4 206 300 человек или 24,15% от общей численности населения нашей страны (на начало 2015 года). Другими словами, почти каждый четвертый гражданин Казахстана является молодым человеком.

Около половины молодежи, а именно 43,5% – живет в аулах.

Индикатор молодежь-NEET сложился на уровне 8,2% – это доля неучащейся и неработающей молодежи в процентах к общей численности молодежи.

Следует отметить, что 86,8% молодежи причисляют себя к верующим (данные социсследования Комитета по делам религий МКС РК).

По результатам экспертного опроса кафедры политологии КазНУ им. Аль-Фараби и КИСЭП, 28,5% экспертов считают, что акции протеста среди молодежи возможны.

 

Министерство внутренней политики

Наконец, создано Министерство всех бед по делам религий и гражданского общества. Туда же перешел уполномоченный орган в сфере молодежной политики.

Понять замысел реформаторов можно – ожидается, что казахская молодежь будет еще больше подвергаться воздействию религиозного экстремизма и как следствие – усиление у них радикального поведения.

В целом, создание интегрированного министерства – это ответ на усиление двух тенденций: повышение религиозности и протестности среди молодежи.

 

Новая молодежная политика

Концепцию государственной молодежной политики невозможно читать, так как документ получился не рабочим и не аналитическим, а очень даже пафосным. Такое ощущение, будто его писали не для решения проблем молодежи, а для поддержания хорошего настроения высокого начальства.

За 25 лет Независимости государство так и не смогло предложить своей молодежи привлекательную мобилизующую национальную идею. Вакуум в идеологическом пространстве Казахстана был быстро заполнен агрессивными и более эффективными псевдорелигиозными трендами – салафизмом, гюленизмом, кришнаизмом и прочими «церквушками» неместного разлива.

В общественно-политической жизни Казахстана молодежи, по-прежнему, отводится важная роль – выкрикивать на съездах правящей партии магические словосочетания: «Нұрсұлтан Нұр Отан» и махать флажками. Организовать настолько бестолковую «поддержку» даже в КПСС побрезгали бы… Ну разве что в Чосон Родондан…

Очевидно, что на современном этапе государственная молодежная политика Казахстана нуждается в серьезной трансформации, наполнении ее качественно новыми смыслами и приближении к реальным нуждам молодежи.

 

Художники молодежной политики

Актуальной проблемой молодежной политики уже длительное время остается недостаточный охват молодежи мерами государственной и социальной поддержки. Как бы определенные механизмы поддержки молодежи есть, но ими почему-то не пользуются. Почему? Либо о них мало информированы, либо они неактуальны и непродуманны до конца.

Такая ситуация могла возникнуть, если некие «художники» рисовали цифры с потолка. В итоге получается, что госполитика предлагает одно, а молодежи нужно совсем другое. Хотя на бумаге все красиво: бюджеты регулярно осваиваются, но на местах почему-то зреет серьезное недовольство.

Подозреваю, что некоторые такие «художники» работают в Министерстве национальной экономики (МНЭ). В рамках реализации программы «С дипломом – в село» высокопоставленные чиновники этого министерства, возможно, «рисуют» цифры, занижая данные о потребностях регионов в кадрах. В свою очередь МНЭ вынуждено так поступать из-за того, что Министерство финансов не согласовывает бюджетную заявку на необходимую сумму.

Как следствие, регионы недополучают нужные кадры, а молодые дипломированные специалисты находятся в городе без работы и без жилья, усиливая, тем самым, социально-политическую напряженность в мегаполисах.

Я считаю, что Администрация Президента должна провести серьезный анализ реализации этой программы и передать ее реализацию во вновь созданное министерство.

 

Незваные гости в собственной стране

По мнению психологов, наиболее сильными для человека стрессами являются: развод, смена места жительства и переход на другую работу. Трудовая миграция – это, как минимум, два из трех, а для кого-то и все три стресса.

Беспросветная нищета в аулах и глянцевое мерцание больших городов создает безудержный поток молодых трудовых мигрантов. Аул подпитывает город кадрами, но город не рад «незваным гостям», в основном, оборванцам и мамбетам. Они живут как могут. Кто на корточках, а кто и на панели. Отсюда и дети, брошенные в туалетах и помойках.

В последнее время мы боимся посмотреть в зеркало совести, чтобы не увидеть там отражение морального урода.

Помните, как древнетюркский правитель Кюльтегин почти полторы тысячи лет назад, как бы предупреждая нас, оставил завет: «Твои сыновья-беки стали рабами, а красавицы-дочери стали рабынями». Как будто в воду глядел…

 

Дефицит надежды, веры и добра

Лидер тот, кто умеет дарить надежду. Появление надежды в момент отчаяния создает мощнейший стимул к жизни, придает сил дальше бороться за свои ценности, а также вселяет веру в успех.

Кто сумеет это сделать, за тем и пойдут люди. По крайней мере, так пишут во всевозможных книгах по личностному росту. А как давно вы встречали имама с задатками лидера, способного своей убедительной проповедью повести за собой паству, силой слова божьего перенаправить намерения человека на благие поступки?

Современные имамы – такие же пенде как и водитель автобуса на автовокзале. Водитель не сдвинет с места автобус, пока он не заполнит его до отказа. Так же поступают и имамы в главных мечетях нашей страны – пока «достаточно» садака у его столика не соберется, он даже рта не раскроет, чтобы прочитать молитву аруахам.

В цивилизованных исламских государствах мечети выполняют важную социально-экономическую функцию – они принимают непосредственное участие в справедливом перераспределении зекета – десятой части дохода наиболее благополучных слоев населения в пользу нуждающихся. Ключевое слово – справедливом.

В нашей стране я только и слышу, что имамы рассекают на джипах, но никогда о том, что такая-то мечеть помогла такому-то нуждающемуся или взяла под опеку такую-то семью.

Казахи говорят: «жақсы сөз – жарым ырыс», что переводится как: «доброе слово – уже половина благого дела». Мечети в больших городах должны были хотя бы частично взять на себя функции центров социальной адаптации для аульной молодежи. Хотя бы добрым словом утешить, морально поддержать молодого человека, который в поисках заработка оказался один в большом городе. Ведь, порой, это даже важнее материальной помощи для оказавшегося на социальном дне. Обиженные на жизнь и обездоленные, кому они еще нужны?

Но, к сожалению, «дом Аллаха» так и не стал домом для молодого казаха – социального аутсайдера. Доколе?

 

Notice: the elevator is out of order

«Welcome to Kazakhstan. Elevators are out of order. All of it» (Добро пожаловать в Казахстан. Лифты не работают. Все). Баннеры с такими надписями нужно развернуть во всех аэропортах страны. Так будет честнее. А не то у иностранцев может сложиться ложное впечатление, будто они попали в благополучную страну.

Социальные лифты практически не работают – если твой отец толкает тачки на базаре, то, скорее всего, и ты будешь этим заниматься всю свою жизнь. И наоборот – дети министров, акимов и депутатов почему-то добиваются головокружительных карьерных успехов на государственной службе и в нацкомпаниях. Видимо, хорошие гены)))

Это США называют страной равных возможностей, а Казахстан – государство, где нищета генетически воспроизводит саму себя и постоянно приумножает.

Децильный коэффициент – отношение доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных, он служит в качестве индикатора состояния системы национальной безопасности во многих странах мира, к примеру, он указан в Стратегии нацбезопасности России.

Несколько лет назад один из авторитетных отечественных экономистов Аманжол Кошанов говорил о 30-кратной разнице между доходами богатых и бедных в Казахстане, что превышает все мыслимые и немыслимые допустимые пределы. Для примера, нормой в развитых странах является показатель не более 4,5 – 5,5.

Другими словами, богатые богатеют, а бедные беднеют. Это лишний раз доказывает, что кто-то «спилил» тросы у лифтов между двумя мирами – богатых и бедных. И люди из «социального подвала» и «нижних этажей» не могут попасть на более высокие уровни государственного небоскреба, называющийся «Казахстан».

У казахов принято чтить старших, но у нас, к сожалению, низкая культура бережного отношения к молодому поколению. Вы когда-нибудь видели с какой большой любовью аграрий рассматривает каждый колосок пшеницы из своего будущего урожая? Мы должны научиться такому же отношению к собственной молодежи. Она у нас, безусловно, умная, талантливая и красивая. В ней таится пассионарная энергия наших предков. Просто надо чуть-чуть поддержать. И сделать это с умом. Казахстанская молодежь этого заслуживает.

* * *

Руслан Жангазы

политолог


Вторая часть статьи здесь.

Другие мои статьи, посвященные молодежной политике:

1. Анализ государственного образовательного заказа

2. Программа поддержки развития молодежного предпринимательства в сфере сельского хозяйства

3. Анализ программы "С дипломом - в село"

20