Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
04:19, 20 января 2016

Как повысить эффективность государственного образовательного заказа?

Анализ процесса формирования, размещения и исполнения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в Республике Казахстан

Руслан Жангазы

политолог

Достар, недавно подготовил анализ эффективности государственного образовательного заказа в Казахстане и решил опубликовать некоторые тезисы, не вошедшие в записку.

На мой взгляд, в основе безработицы выпускников вузов лежит проблема не совсем верной формулировки миссии и направленности деятельности вузов. Казахстанские вузы больше ориентируются на решение промежуточной задачи – предоставление образовательных услуг, тогда как необходимо сконцентрироваться на конечной цели – успешное трудоустройство выпускника и дальнейшее закрепление его на рабочем месте.

В качестве ориентира для казахстанских вузов по определению оптимального индикатора трудоустройства выпускников предлагаю рассматривать показатели лучших вузов мира. Так, ежегодно газета «The Guardian» формирует таблицу топ британских вузов «University league tables 2016», в котором первое место в 2016 году занял Кембриджский университет с показателем трудоустройства выпускников 89,3% в течение 6 месяцев после окончания учебы.

Однако, как мне кажется, проблему нужно сузить и рассмотреть хотя бы вопросы государственного образовательного заказа. Насколько эффективно Министерство образования и науки выстроило систему государственного образовательного заказа?

Изучив данный вопрос, у меня сложилось мнение о необходимости внесения серьезных изменений в эту сферу.

Первое. Понятийный аппарат.

Согласно Закону «Об образовании» в текущей редакции, образовательный грант – целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего образования.

Предлагаемая редакция: образовательный грант – финансируемый государством объем комплексных услуг по обеспечению государственных программ и социально-экономических приоритетов трудовыми ресурсами.

Предлагается понятие «государственный образовательный заказ» заменить на «государственный комплексный заказ».

Второе. Основные компоненты.

Государственный комплексный заказ на подготовку кадров с высшим образованием в финансовом плане будет состоять из пяти обязательных компонентов, а не из одного компонента – оплаты расходов на образование – как это сейчас.

1) расходы на образовательные услуги (образование);

2) расходы на переезд в регион по месту работу (трудовая целевая миграция);

3) расходы на оплачиваемую полугодовую стажировку, не облагаемые налогами и другими обязательными платежами в бюджет государства и оплату работы ментора – профессионального наставника (стажировка);

4) расходы на оформление при трудоустройстве (прохождение медицинского осмотра, нотариальное заверение документов, прочие расходы) (трудоустройство);

5) пакет преференций для предприятий, трудоустроивших выпускников вузов в первые 6 месяцев после завершения учебы (мотивация бизнеса).

Третье. Основные этапы.

Кроме того, анализ показал, что проблемы присутствуют на каждом этапе:

1) на этапе формирования государственного заказа – отсуствие связи между государственным образовательным заказом и рынком труда;

2) на этапе размещения государственного заказа – эффективное противодействие коррупции и ректорскому лобби, обеспечение прозрачности принятия решения;

3) на этапе исполнения государственного заказа – акцент на совершенствование учебного процесса, но не систематизации работы по трудоустройству выпускников.

Представляется целесообразным добавить четвертый этап – мониторинга и контроля государственного заказа для отслеживания процесса трудоустройства выпускников, обучавшихся на основе гранта.

Четвертое. Взаимодействие госорганов.

В ходе анализа выявлено отсутствие системного взаимодействия и координации между государственными органами, прежде всего, МОН (подготовка кадров) и МЗСР (трудоустройство). В этой связи предлагается рекомендовать Правительству расширить задачи и полномочия Комиссии по вопросам модернизации высших учебных заведений, в части разработки мер по дальнейшему совершенствованию государственного заказа и организации эффективного взаимодействия между госорганами.

Пятое. Правовое обеспечение.

Также установлено отсутствие единого документа, регламентирующего все стадии (формирование, размещение, исполнение) государственного заказа. Предлагается поручить вышеуказанной Комиссии разработать единый нормативный правовой акт, пошагово регламентирующий все процедуры государственного заказа на всех стадиях, и утвердить его на уровне постановления Правительства.

Шестое. Мониторинг трудоустройства.

В целях наделения Министерства образования и науки достаточными полномочиями по межведомственной координации в сфере мониторинга трудоустройства выпускников вузов, обучившихся на основе госзаказа, подведомственным к другим министерствам, предлагается вышеуказанным документом определить АО «Финансовый центр» МОН ответственным за проведение единого мониторинга трудоустройства выпускников вузов вне зависимости от ведомственной принадлежности.

Седьмое. Аналитическое обеспечение.

По моему мнению, основной сбой в системе госзаказа происходит на стадии формирования из-за отсутствия возможностей достоверно и корректно планировать динамику кадровых потребностей в 4-летней перспективе (период обучения в бакалавриате). В целях разработки эффективной Методики определения кадровых потребностей в разрезе отраслей, регионов и специальностей предлагается создать Экспертный совет на базе Комиссии с участием в его работе ведущих отечественных и зарубежных ученых, а также соответствующих НИИ и аналитических центров.

В качестве временного решения предлагается предусмотреть возможность формирования государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием через расширение применения механизма целевой подготовки, указанного в приказе и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2012 года № 235 «Об утверждении Механизма целевой подготовки магистров и докторов PhD в базовых высших учебных заведениях».

6
825
6