Yvision.kz
kk
Новости Казахстана
2 189 постов10 подписчиков
23
21:37, 19 сентября 2016

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА 2.0: меньше пафоса, больше занятости

Сделка с совестью: лояльность в обмен на карьеру и перспективы

(часть II)

Blog post image

Молодежь понимает, что от нее ничего не зависит в этой стране. Она вытолкнута на периферию политической жизни. Политическое участие казахстанской молодежи ограничено до уровня «кричалки» на съездах партии «Нұр Отан». Усиливающаяся социальная маргинализация молодежи имеет потенциал трансформироваться в политическое недовольство. Критическая масса, в основном, формируется в двух столицах


Эффект остановки

В одном из своих последних, перед уходом из политики, интервью Болат Абилов высказал несколько глубоких по смыслу слов о ситуации с казахстанской молодежью. Мне кажется, они наиболее точно отражают современные реалии:

«Сейчас десятки тысяч молодых людей, умных, энергичных, не могут реализовать себя в нашей стране. Я называю это эффектом остановки, когда талантливые, продвинутые стоят на остановке и ждут свой автобус, а кто-то проносится мимо на дорогом автомобиле. И эти кто-то не совсем правильные, порядочные, возможно, коррумпированные, но зато активные и гибкие. А страна остро нуждается в тех, кто стоит на остановке».

 

Пузатый агашка или честный гаишник

Каковы морально-нравственные ориентиры молодежи, каждый день с завистью наблюдающей за жизнью пузатых агашек, которым все дозволено: плевать на законы, иметь токалок, брать взятки, выигрывать гостендеры, трудоустраивать племяшей в нацкомпании.

Казахстанская молодежь вряд ли мечтает стать тем персонажем честного гаишника из «Нашей Раши», который принципиально отказывается брать взятки на фоне умирающих от голода жены и детей. Самое ужасное, что именно такая судьба и ждет любого честного работника в нашей с вами «казаше».

 

Облиться бензином – не выход

Стало модно ругать молодежь. Молодежь такая-сякая, плохая. Но следует понимать одну простую истину: молодежь – это отражение нас самих и социальные пороки нашего общества отражаются в ней более выпукло в силу возрастного максимализма. Молодежь воспроизводит поведение старшего поколения. Вспомните хотя бы про семью Усеновых.

Отсутствие честной конкуренции, тотальная несправедливость и беззаконие, верховенство блата и продвижение родственников – кем станет молодой человек из сельской глубинки в таких условиях? В общем-то, выбор у него невелик – бомж, уголовник или даже террорист.

Недостаток добра и сострадания со стороны общества он компенсирует неоправданной жестокостью в отношении государства или самого себя.

Именно так, в отношении самого себя, холодным ранним утром 24 октября 2015 года, совсем молодой парнишка Ерлан Бектибаев, 1995 года рождения, облившись бензином, поджег себя напротив здания президентской партии «Нұр Отан» в городе Тараз. Почему жизнь – самое ценное, что есть у человека – потеряла для него смысл, мы узнали из того ужасного видео.

А что в сухом остатке? Несчастного парнишку обозвали наркоманом и уголовником, многие уже и подзабыли об этой трагедии, при этом ни одного вывода молодежная политика для себя так и не сделала.

По сути, это и есть объективная оценка «эффективности» молодежной политики в Казахстане. Все мы – и государство, и общество, и молодежные организации – не сумели защитить одного молодого человека даже от полицейского произвола, о каком «Вовлечении в реализацию «Стратегии – 2050» идет речь?! («Вовлечение в реализацию «Стратегии – 2050» – одна из глав Концепции государственной молодежной политики).

 

Конформисты и карьеристы молодежной политики

А давайте посмотрим кто работает в сфере молодежной политики? Вы знаете хоть одного лидера молодежной организации? А почему не знаете? Неужели вы ни разу не видели как они обивают пороги госорганов дабы защитить ваши законные интересы?

Посмотрите на молодых чиновников левобережья, в основной массе, они высокомерны, высокопарны и почему-то высокопоставлены, при этом некомпетентны и циничны, но зато как искусно они обыгрывают очередную многоходовку внутриаппаратных интриг.

Подавляющая часть запланированных мероприятий в сфере молодежной политики проводится «для галочки», не имеет практического результата и социально-экономического эффекта.

«Молполовцы» больше ориентированы на «грамотное» освоение бюджетов, выигрывание гостендеров и самопиар. Думаете, они собираются решать проблемы молодежи? Держите карман шире!

Пришло время заменить «орговиков» на «аналитиков», молодежной политике нужна более продуманная стратегия, направленная на эффективное обеспечение социальной стабильности, системное взаимодействие на общей диалоговой платформе и реальное вовлечение молодежи в реализацию государственной политики.

 

Победа политической канализации

Мне иногда пишут молодые люди, читающие тут мой блог. У меня спрашивают: что делать и как быть? Для себя я выработал правило «3У» – Учись. Уймись. Уезжай.

Мне очень больно наблюдать за тем, что происходит в моей стране. Наше государство тяжело больно. Этот коррумпированный левиафан, либо выздоровеет, либо сдохнет. Но здесь вы никому не нужны. Пока. Пока интеллект будет цениться ниже, чем родственные связи или преданность клану.

Этот неблагоприятный период лучше всего провести с пользой для себя. Изучайте языки, развивайтесь, познавайте мир во всей его красе. За границей вы узнаете, что такое справедливое общество и ответственное государство. Не становитесь «павками корчагинами», будьте «дагни таггертами».

Я не ожидаю большого и яркого будущего Казахстана. За последнее время мы деградировали настолько, что стыдно выезжать из страны. Мы живем в каком-то новом измерении сюрреализма – где-то между старческим маразмом и памперсами болашакеров.

Последние перестановки во власти еще раз доказывают, что все «форточки» политической системы в Казахстане наглухо закрыты. Искать «глоток свежего воздуха» в канализации протухших кадров бесполезно. Не «проветривая» систему, мы рискуем захлебнуться в собственном д*рьме.

 

Никому ненужные люди

Как-то ко мне пришел молодой парнишка со своей идеей о новых принципах организации транспортной системы и инновационных юртах. Я тогда возглавлял департамент коммерциализации технологий в одном национальном научном центре. Просмотрев его проекты, сказал, что не вижу технологическую инновацию и порекомендовал сначала обратиться в патентное ведомство.

Получение им охранного документа, во-первых, свидетельствовало бы о том, что у него все-таки есть инновация, возможно, в виде способа (всего есть три защищаемых правом объекта промышленной собственности: устройство, способ и вещество).  Во-вторых, это давало бы нам основание для запуска нашего механизма поддержки инноваторов, так как мы работали только с запатентованными технологиями.

Он начал расспрашивать о том, что надо делать и как. Я вызвал специалиста и он ему сообщил, что проведение предварительного патентного поиска и оформление документов на охранный документ – услуги платные.

Таковы реалии: работа моего департамента финансировалась из собственных средств государственной АОшки и мы должны были хотя бы частично, посредством оказания платных услуг, возмещать часть средств центру, а государство посчитало, что самый масштабный проект по коммерциализации технологий, предложенный нами, не актуален. И это несмотря на поручение Назарбаева заниматься коммерциализацией результатов научных исследований. Я все это попытался объяснить молодому человеку.

На что он искренне сокрушался: «Неужели ни я, ни мои идеи не нужны собственному государству?!». В тот момент я – целый директор департамента – сидел перед ним совершенно беспомощный и не знал что ему ответить. Точнее, я знал, что на самом деле ответ на его вопрос был положительным. Ни он, ни его возможно блестящие идеи, которые бы принесли большую пользу нашему государству, были никому не нужны. Он вышел из моего кабинета, еле сдерживая слезы…

Вот так формируется целое поколение «никому-ненужных-людей». Даже если ты – маленький винтик большой Системы – искренне захочешь помочь им, ты этого не сможешь сделать.

Долго ли он еще носился со своими идеями, обивая пороги госорганов? Я не знаю. Я знаю только то, что изменить сложившуюся ситуацию в нашей стране в одиночку, к сожалению, не смогу. Мне лишь остается сожалеть, что большое количество умных, патриотично настроенных, молодых людей без «поддержки» оказались не востребованы в своей стране.

 

Предлагаемые организационные меры

Во-первых, перенести акценты из Центра и регионов непосредственно на места, организационно укреплять аппараты молодежной политики на уровне аулов. Насколько мне известно, на районном уровне в отделах внутренней политики выделяется только один штатный специалист, который занимается комплексом вопросов молодежной политики целого района. Конечно же, этого недостаточно.

Во-вторых, на уровне сельского акима предусмотреть обязательную штатную единицу одного заместителя или советника, который бы занимался вопросами молодежной политики в конкретном ауле.

В-третьих, наиболее проблемным аулам передать штаты районных молодежных ресурсных центров на правах временного трудового коллектива для решения конкретной проблемы, либо на уровне района предусмотреть межведомственные мобильные целевые группы, которые бы выезжали по проблемным аулам.

В-четвертых, провести инвентаризацию всех молодежных организаций, навести там четкий порядок, определить функции крупных республиканских объединений. Провести функциональный анализ деятельности Молодежного крыла «Жас Отан», Конгресса молодежи, Альянса студентов Казахстана и прочих. Надо выяснить: чем они сейчас занимаются, а чем они должны заниматься на самом деле, при этом, не дублируя друг друга. На современном этапе ведущие молодежные организации должны максимально сконцентрироваться на вопросах занятости молодежи.

В-пятых, пришла пора разработать единую Государственную программу молодежной политики, в которой будет отражен весь комплекс вопросов молодежной политики (от профилактики религиозного экстремизма до занятости и обеспечения молодых семей жильем) и объединены все существующие меры социальной поддержки молодежи из других госпрограмм.

В-шестых, вернуть уполномоченному органу статус Комитета и выстроить единую вертикаль молодежной политики с централизованным подчинением региональных управлений.

В-седьмых, объединить центры занятости населения и молодежные ресурсные центры и передать объединенную структуру в подчинение уполномоченному органу в сфере молодежной политики.

* * *

Руслан Жангазы

политолог


Первая часть этой статьи здесь.

23