Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
09:03, 07 ноября 2015

Анализ эффективности реализации Программы «С дипломом – в село»

Руслан Жангазы

экспертиза государственной молодежной политики

Министерство национальной экономики Респулики Казахстан является администратором Программы «С дипломом – в село» (далее – Программа).

На современном этапе Программа нуждается в анализе и пересмотре ряда концептуальных положений и мер социальной поддержки.

Цель Программы – усиление кадрового потенциала сельских территорий необходимыми трудовыми ресурсами – молодыми специалистами социальной сферы и агропромышленного комплекса, а также улучшение предоставления социальных услуг сельскому населению.

Меры социальной поддержки в рамках Программы осуществляются по двум направлениям:

- выплата подъемного пособия молодому специалисту для переезда в сельскую местность и трудоустройства по месту прибытия (в размере 70 МРП);

- предоставление бюджетного кредита молодому специалисту на приобретение или строительства жилья в сельской местности (в размере, не превышающего 1500-кратный МРП сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01%).

Основные выводы анализа эффективности реализации Программы следующие.

Первое. Исполнение государственными органами Программы показывает наличие коррупционной составляющей при распределении средств на приобретение жилья в рамках льготного бюджетного кредита.

Так, например, органами прокуратуры в результате проверки выявлено:

- ущемление прав претендентов на получение мер социальной поддержки, необоснованные отказы в выплате подъемного пособия отдельным специалистам со ссылкой на отсутствие документа, предоставление которого не было предусмотрено законодательством;

- заявления молодых специалистов, поданные еще в 2014 году, которые не были зарегистрированы и не рассмотрены по существу;

- непринятие должностными лицами мер по возврату бюджетных средств со специалистов, нарушивших условия соглашения.

Второе. Отдельно следует выделить проблему выделения средств бюджетного кредита в рамках трансфертов общего характера, что создает ситуацию заинтересованности местных исполнительных органов в создании бюрократических препонов молодым специлистам в целях «латания дыр» районного бюджета. В «футбольный» период, пока молодой специалист собирает необходимые справки и документы, обивая пороги различных государственных органов, бюджетные средства, предназначенные для обеспечения молодого специалиста жильем, используются районными акиматами на оплату текущих расходов и другие мероприятия.

В итоге средства республиканского бюджета, выделенные на реализацию Программы, направленной на стимулирование прибытия, трудоустройства и проживания в селе молодых специалистов, используются не по целевому назначению.

Третье. Другим проблемным вопросом является не всегда добросовестное отношение со стороны молодежи к своим обязательствам по соглашению:

- неисполнение отдельными молодыми специалистами условий заключенных соглашений;

- имели место факты необоснованного получения молодыми специалистами бюджетных кредитов на приобретение жилья, в том числе путем совершения сделок по купле-продаже собственного  жилья либо жилья, принадлежащего родителям;

- встречаются также ситуации, когда специалист неоднократно заводит новые трудовые книжки, проживая в одном районе, выписываются с одного адреса и прописываются по другому адресу; по прошествии определенного времени выясняется, что данный специалист никуда не выезжал и работал в другой организации;

- выявлены факты неисполнения молодыми специалистами обязательства в части отработки в селе положенного срока.

Четвертое. Основными причинами расторжения соглашения являются семейные обстоятельства, увольнение с места работы, переезд в другой населенный пункт за пределы района специалиста, призыв на воинскую службу, непривлекательность жизни на селе, в связи с неразвитостью социальной и инженерной инфраструктуры.

Пятое. Объективной проблемой остается несбалансированность и неразвитость рынка жилья на селе, зачастую рыночные цены жилья не соответствуют объему выплат.

Как показывает анализ, на освоение государственными органами выделенных бюджетных кредитов оказывают влияние следующие факторы:

- в ряде сельских населенных пунктов фактическая стоимость продаваемого жилья превышает утвержденный размер кредита;

- на вторичном рынке в сельской местности преобладает жилье 1970-80-х годов постройки, что не привлекает специалистов для его покупки в кредит сроком на 15 лет;

- отсутствие эффективного механизма строительства жилья на средства бюджетного кредита;

- небольшой объем предложений на рынке жилья либо высокая стоимость нового жилья в сельской местности.

Таким образом, на мой взгляд, должно быть четкое понимание того, что главным стимулом участия молодежи в Программе является возможность приобретения собственного жилья, тогда как средств, выделяемых на эти цели, не всегда достаточно.

Шестое. Остаются нерешенными следующие вопросы:

- не до конца урегулированы процедуры возврата подъемных пособий и бюджетного кредита при неисполнении молодыми специалистом обязательств и механизм строительства жилья;

- отсутствие механизма досрочного погашения бюджетного кредита на приобретение жилья;

- отсутствие возможности погашения долга пропорционально отработанному сроку, полученные средства в рамках Программы возвращаются государству в полном объеме даже при отработке определенного срока;

- из-за отсутствия специалистов для малокомплектных школ молодые учителя вынуждены вести несколько дисциплин, а это неизбежно сказывается на качестве обучения, неполной нагрузке и, соответственно, заработной плате;

- отсутствие возможности миграции в другие сельские населенные пункты, ограничение мобильности участников Программы;

- встречаются отдельные факты, когда специалист обучается в высших учебных заведениях не выписываясь с прежнего места жительства в сельском населенном пункте, а по завершению учебы возвращается в свое село для работы; в этих случаях комиссии при акиматах района отказывают в предоставлении мер социальной поддержки специалистам из-за отсутствия задокументированного факта прибытия специалиста в село;

- отказ работникам здравоохранения в приватизации жилья после отработки положенного срока со ссылкой на Закон РК «О жилищных отношениях», согласно которому государственное коммунальное жилье приватизируется только по истечению 10 лет отработки. Разрешается приватизировать только при условии оплаты остаточной стоимости жилья, порой превышающей цену самой квартиры.

Седьмое. По итогам проведенной аналитической работы представляется целесообразным принять следующие меры:

1) внедрить систему электронной подачи завки для участия в Программе через ЦОН-ы, обеспечить прозрачность принятия решения комиссиями при акиматах при одобрении бюджетного кредита на приобретение жилья;

2) включить в Программу еще одну меру социальной поддержки  «Доплата в размере 50% к окладу молодого специалиста, работающего на селе»; основная цель меры – не привлечение нового специалиста из другого региона, что весьма затратно для госбюджета, а закрепление  местных (сельских) кадров-специалистов на селе, с запретом оказания мер социальной поддержки в рамках подъемного пособия и бюджетного кредита на жилье;

3) расширить список молодых специалистов, имеющих право принять участие в Программе, за счет включения в него специалистов по дорожно-транспортному строительству и инфраструктуре (в рамках программы «Нұрлы жол»), специалистов по организации торговли и развитию внутреннего туризма;

4) совершенствовать процесс сбора информации о кадровых потребностях на селе, рассмотреть возможность сбора информации о потребности в специалистах агропромышленного комплекса среди частных крестьянских хозяйств и направления их на работу в сельские организации вне зависимости от форм собственности;

5) пересмотреть в сторону увеличения размер бюджетного кредита на приобретение или строительства жилья с учетом перехода национальной валюты на свободно плавающий курс;

6) рассмотреть возможность пересмотра целевой аудитории Программы с категории «молодой специалист» на категорию «семья, состоящая из молодых специалистов» без обязательств по минимальному сроку состояния в браке;

7) уменьшить срок обязательной отработки с 5 до 3 лет, а также обеспечить мобильность сельских трудовых кадров за счет возможности перехода не более одного раза на более высокооплачиваемую работу в другой сельский населенный пункт, в том числе за пределы района или области с возвратом жилья в государственный фонд, но с получением подъемного пособия для переезда;

8) всемерно стимулировать предпринимателей размещать домостроительные комбинаты (ДСК) на селе через преференции специальных экономических зон и обязать социально-предпринимательские корпорации строить ДСК, используя механизм государственно-частного партнерства;

9) развивать новые формы молодежных сельских жилищно-строительных кооперативов с привлечением участников и финансовых механизмов Программы;

10) выделять бюджетные кредиты на приобретение и строительство жилья через целевые трансферты на развитие;

11) обеспечить синхронное выделение подъемного пособия и бюджетного кредита на жилье;

12) рекомендовать управлениям по вопросам молодежной политики выделять средства в рамках государственного социального заказа на  проведение республиканских и областных форумов сельской молодежи с привлечением участников Программы в целях сбора предложения по дальнейшему совершенствованию, популяризации и повышению эффективности ее реализации;

13) предусмотреть возможность получения отсрочки от службы в армии на основании участия в Программе;

14) провести комплексную проверку во всех регионах по фактам нарушения законности и ущемления прав молодых специалистов на получение гарантированных государством мер социальной поддержки, провести антикоррупционные и профилактические мероприятия, обеспечить целевое и эффективное использование выделяемых бюджетных средств.

Фото: www.altyn-orda.kz

0
2331
0