место в рейтинге
  • 847239
  • 4495
  • 1527
Нравится блог?
Подписывайтесь!

[Не]путеводитель по Павлодару

Обнаружил, что уже 2 года не был в северных областях Казахстана (Астана не в счёт). Выбирал, куда полететь на одни из выходных в сентябре, между Петропавловском, Костанаем и Павлодаром. Остановился на последнем. Главной причиной, почему я выбрал именно Павлодар, было расписание самолётов из Алматы. Рейсы "Эйр Астаны" в субботу вылетают из Алматы утром, а в воскресенье обратно летят в комфортное время вечером, что позволяет рано лечь спать и выспаться перед началом рабочей недели. К тому же я не был здесь ровно 10 лет, с 2004 года, и хотелось посмотреть, как за десятилетие поменялся город на Иртыше.

Аэропорт в Павлодаре небольшой, собственно и обслуживает он в основном ежедневные рейсы "Эйр Астаны" из столицы и Алматы. В аэропорту меня встретил журналист, фотограф Ризабек Исабеков, который и был большую часть времени моим проводником по городу.

Павлодар начинает удивлять уже на пути из аэропорта в центр. В городе очень много интересного граффити, с помощью которого художник может превратить очень страшный заборчик в произведение искусства.

Ещё один забор по пути в город, украшенный местными мастерами. Тем, кто хочет посмотреть гораздо больше павлодарского граффити, очень рекомендую репортаж Ризабека на Vox Populi.

Первая достопримечательность города, с которой столкнётся любой, кто едет из аэропорта, - монумент "Единство и согласие", который лично открывал экс-аким области Ерлан Арын в преддверии форума с участием президентов Казахстана и России. Это чудо-творение он обрисовал тогда так: "Это 4 столба, символизирующие основные религиозные конфессии - ислам, православие, буддизм и католицизм. На каждом столбе - по 30 кирпичей, всего их - 120 - знаковая цифра, обозначающая количество наций и народностей, проживающих в Казахстане. И всё это - под общим шаныраком. Мы решили, что Павлодар должен всех своих гостей встречать таким символом". Интересно, что по данным, которые добыли СМИ, стоил этот чудо-монумент 121 621 142 миллиона тенге (по тому курсу больше 800 тыс. долларов), то есть каждый кирпичик обошёлся в 1 013 509 тенге 52 тиын. Сколько предыдущее руководство области выложило за ужасный новый герб, на котором изображён горный козёл со светящимися от счастья рогами, и кого он символизирует, мне, к сожалению, найти не удалось.

Исторический центр в Павлодаре - один из самых хорошо сохранившихся в Казахстане наряду с Уральском, ещё не все дома конца 19 - начала 20 века здесь успели лишить статуса памятников или перестроить. Большинство старых домов находится на улице Ленина, которую ещё не хотят переименовать по аналогии с улицей Фурманова в Алматы.

Один из самых значительных архитектурных памятников города - бывший дом купца Артемия Дёрова, где сейчас находится областной историко-краеведческий музей. Сам купец был почётным жителем города, благотворителем и даже избирался головой (по нынешнему акимом) Павлодара.

Здание было построено в 1896 году в стиле сибирского модерна, особенное внимание уделялось оформлению окон, дверей, балконов, заборчиков на крыше. В то время можно было легко строить такую красоту, ведь каждый кирпич не стоил по миллиону.

Были, конечно, на купеческой улице здания и поскромнее, чем у головы города.

Отделение краеведческого музея.

Бывшая гостиница "Левадия" 1906 года постройки. В конце 1920-х годов тут устроили склады, в 1930-х открыли кожвендиспансер, в конце 90-х со здания был снят статус памятника, и сейчас с разбитыми окнами выглядит оно очень грустно.

Дом-музей народной певицы и композитора Майры Шамсутдиновой, в котором она жила и выступала в начале 1920-х годов.

В конце жизни Шамсутдинова встретилась с музыкантом-этнографом Александром Затаевичем, который записал в её исполнении 13 песен, в том числе и её авторства.

Торговый ряд, сильно отреставрированный за прошедшую сотню лет.

Павлодарский областной театр имени Чехова располагается в двух зданиях, которые раньше были магазинами купцов Сурикова и братьев Баландиных. Дома соединялись каменными воротами, сохранившимися по сей день.

Сам театр был создан в 1945 году и переехал на нынешнее место обитания в 1982 году.

Тут опять чудесные заборчики на крыше.

Дом купца Охапкина.

Изящная Белая мечеть. Снизу она выглядит как обычное здание того периода, увенчанное широким куполом и минаретом. Была построена в 1905 году на деньги купца Фаттаха Рамазанова, после того, как в 1901 году произошёл большой пожар, в котором сгорели многие деревянные здания, в том числе предыдущая мечеть.

Первая почтово-телеграфская контора города.

Небольшой, но очень интересный парк по улице Ленина, который так и называют Ленпарк. Из новых творений - здесь построили памятник участникам ликвидации Чернобыльской аварии.

Из старых - первый памятник Ленину в Павлодарской области 1928 года. Это пока единственный памятник Ленину, который я видел, где надпись помимо русского языка сделана ещё и на казахском арабицей.

Советский фонарь в парке.

Тут же многочисленные министатуи по мотивам сказок - рыбак и золотая рыбка, лиса и журавль и т. д.

Есть в городе и совсем странный барельеф эпохи совреализма, состоящий из 5 фрагментов: землю крестьянам, мир народам, вся власть Советам, просвещения всем, заводы рабочим. Мужику, который ратует за просвещение, в грудь воткнули кондиционер.

Павлодарский трамвайчик. Всего в городе около дюжины трамвайных маршрутов. Проезд один из самых дешёвых в Казахстане - 55 тенге, в пригороды - 80. Тут кстати поставили на рельсы трамваи, популяризующие казахский язык, с фразами, дублирующимися на казахском и русском. Я 2 дня выглядывал их по городу и увидел только, когда, зачехлив фотоаппарат, ехал в аэропорт. Но поверьте на слово, они правда есть.

Кто-то выбирает ещё более экологичный вид транспорта. Не нужно думать, что езда по центру города - это норма для Павлодара. Просто в дни, когда я там был праздновался день города и ребята спешили на торжество. К празднованию дню города я ещё вернусь в этом посте, оно весьма показательно.

Мечеть имени Машхура Жусупа, построенная в 2000-2001 годах, которая уже успела стать одним из символов города.

Свод купола мечети.

Этот камень раньше стоял рядом с самой мечетью, но поговаривают, что местные жители начали кидать на него монетки, что очень привлекало детвору и сомнительные городские элементы. Поэтому его перенесли чуть подальше.

Благовещенский собор, который построили в конце 90-х. Вокруг него парк, заложенный в честь третьего тысячелетия.

Известный новый памятник Баян батыру. Если смотреть на него сбоку или сзади, то он выглядит вполне нормально. А вот спереди правая нога (да и сам батыр) кажется укороченной. Но сзади фотографировать батыра и лошадь как-то неприлично.

Современные минискульптуры.

Памятник поэту, уроженцу Баянаульского района Султанмахмуду Торайгырову на улице академика Сатпаева

Дом, который сами павлодарцы из-за формы фасада ласково называют "пузатым" или "беременным". На первом этаже - областной художественный музей, во время моего визита проходило сразу 2 выставки - местных и французских фотографов. Нужно заметить, что по количеству фотографов и блогеров на душу населения Павлодар находится на первом месте в Казахстане. Но если павлодарские блогеры разбрелись по двум столицам, то многие фотографы продолжают творить в родном городе.

На удивление людей (в основном школьников) в художественном музее было много (хотя снова нужно сделать поправку на то, что проходил день города).

Многие павлодарцы рекомендовали в обязательном порядке посетить дом-музей Шафера. Это единственный в Казахстане музей грампластинок, причём позиционирующий себя как их самую крупную коллекцию в мире. К сожалению, в тот день он был закрыт, поэтому если будете там, просьба написать про него, потому что мне даже сложно представить, как может такой музей выглядеть изнутри.

Так как самого музыковеда Наума Шафера я не увидел, выкладываю фотографию его фотографии с выставки фотографов.

Павлодарский флагшток. Считается местной достопримечательностью.

Как я стал часто делать в последних [не]путеводителях, предлагаю перенестись и в не самые красивые части города. В Павлодаре Ризабек предложил проехаться в район Алюминийстрой. Как и во многих других казахстанских городах (например, Актау или Атырау) сначала его строили как временный для рабочих, но по сей день люди здесь живут. Периодически поднимают вопрос о том, что район снесут и жителей переселят в новые дома, но пока этот вопрос не сильно продвинулся вперёд.

Дома здесь в основном одноподъездные. Вместо бабушек на скамейках здесь у дверей чаще можно встретить местную молодежь на кортах.

При этом многие подъезды выглядят весьма неплохо стараниями местных жителей. После вида этих домов снаружи, сложно представить, что во многих из них царит такой порядок.

Даже дежурство торжественно передают от одной квартиры к другой.

Возвращаюсь в центр (нужно же ещё успеть попасть на празднование дня города).

Памятник Чокану Валиханову и Григорию Потанину.

Павлодарский Дворец школьников. Построили его в 1978 году за 2 млн 800 тыс. рублей (сейчас на эти 2,8 млн купили бы только 2,5 кирпича для монумента со страшным гербом). Не знаю, как здесь ведётся работа, но снаружи выглядит отлично.

Через дорогу от дворца школьников здание, в котором, как говорят, в начале 20 века был первый публичный дом Павлодара.

На днях в новостях прошло известие, что самые пьющие казахстанцы живут именно в Павлодаре. По данным работников местного вытрезвителя, они за год "оживили" 7000 человек, что больше в 2 раза, чем в Алматы.

Горсад (он же парк культуры и отдыха). С начала 19 века до 1935 года на этом месте было кладбище. В 1938 году заложили парк, затем ходили слухи, что все строители погибли по разным причинам. В 1944 году тут открылся летний кинотеатр, а в 1945 году - драмтеатр, и оба они сгорели.

Ещё о Горсаде говорят, что тут по ночам летает призрак девушки в белом платье. Времени и желания проверять все эти слухи не было, по мне так парк как парк.

Областной театр драмы имени Жусипбека Аймауытова. Пока писал пост, кстати, рядом с ним успели поставить памятник самому Аймауытову.

Павлодар запомнится мне ещё и самой странной просьбой, которую я слышал на улице. Фотографирую я здание, и тут ко мне подходит молодой парень и спрашивает: "Так как у вас есть фотоаппарат, я подумал, может у вас есть смартфон с выходом в Интернет. Мне нужно одну вещь сфотографировать в багажнике и выслать себе на почту". Из любопытства заглянуть, что же это за ценность в багажнике я, конечно, согласился...

... а там оказалась просто-напросто павлодарская картошка. Парень, как оказалось, торгует ею и осваивает для себя новые рынки сбыта через Интернет.

Иртыш. Как же Павлодар без него.

Ухоженная набережная, где было бы приятно посидеть, если бы было больше скамеек.

Пляж.

Павлодар решил установить у себя маленький Байтерек. Я даже подумывал сделать отдельный пост со всеми Байтереками в разных городах и сёлах Казахстана, но пост получился бы бесконечным, и я решил поберечь нервы читателей.

Рыбки. Тоже, кстати, неоригинальные и скопированные с какого-то европейского города.

Приближаемся к главной площади. На подходе интересное здание-лесенка с названиями промышленных гигантов области. Интересно, как они решали, чьё название будет располагаться выше.

Павлодар, голуби и 2050 год.

На всех центральных площадях есть место, где все назначают встречи, особенно во время праздников. Причём в итоге у этого места получается большое столпотворение и найти кого-то ещё становится ещё сложнее. В Павлодаре местом встречи является градусник. Температура +12.

День города в Павлодаре празднуется одновременно на разных площадках. Где-то выставляют картины местные художники.

Где-то рисуют граффити. Не такое красивое, как на заборах в начале поста, но всё же есть кому продолжать традиции павлодарских граффитистов.

На площади запустили большой воздушный шарик.

Пару часов все ждут, пока начнётся основное действие.

Заметил, кстати, что птицы очень походи на своих хозяев.

В целом день Павлодара проходит так.

Около 11 утра начнётся представление на основной площадке, которое приветственной речью откроет аким города Булат Бакауов.

Затем будет концерт местных звёзд, который сопровождается танцами детей, которые до этого в весьма лёгкой одежде (вспоминаем температуру на градуснике) так же ждут начала этого концерта.

Чем меньше ребёнок, тем дольше он ожидает своей очереди. Самые маленькие, как самые морозоустойчивые, выйдут танцевать в конце.

Затем пройдёт парад машин, ростовых кукол, молодожёнов на машинах и т. д.

И после выступит Кевин Маккой, который раньше пел в группе Bad Boys Blue. Почему выступил именно он, я не знаю, обнаружить фан-группу Bad Boys Blue в Павлодаре мне не удалось.

А пока на основной сцене идут пляски, местные молодые изобретатели демонстрируют модель электронного двухэтажного дома.

На другой площадке своё мастерство показывают местные паркурщики. В общем всем на дне города нашлось применение.

Ну и напоследок: один из самых известных видов Павлодара - главпочтамт и памятник Сатпаеву.

Спасибо за внимание! Читайте меня и в Твиттере: @YakovFedorov

См. также:

1) [Не]путеводитель по Актау

2) [Не]путеводитель по Актобе

3) [Не]путеводитель по Атырау

4) [Не]путеводитель по Кызылорде

5) [Не]путеводитель по Сайраму

6) [Не]путеводитель по Семею

7) [Не]путеводитель по Талдыкоргану

8) [Не]путеводитель по Таразу

Яков Фёдоров theYakov
Человек разумный
24 сентября 2014, 16:43
8349

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Shpak
2
0
Очень рад, что в Павлодаре есть памятник Султанмахмуду Торайгурову...
Очень талантливый и значительный поэт начала 20 века..
Особенно мне нравится айтыс горожан с аулчаами...
Но сегодня забытое потомками...

Неудомеваю, почему мечеть носит имя писателя Копеева, хотя писатель громко сказано...
Я уже вам писал, что его творения были опубликованы в Берлине, когда Копееву было всего два года...

Из других достопримечательностей, хотелось бы видеть в Павлодаре памятник Мусы Жаяу...
А Ак сиса, Белый ситец должен быть гимном Павлодара...
Еще есть одна Павлодарская знаменитость это Руза Бейсенбайтеги...
Казахская Фарион, в Павлодаре ее знают все...
Не дадите ссылку на пост про Копеева?
Shpak
4
0
Да, а почему в Павлодаре нет памятника императору Павлу? Город назван в честь него...
Ну дык, в Алма-Ате тоже нет заслуженного памятника Колпаковскому и улица в его часть какая-то мелочь где-то ниже Саяхата, а не в центре города. Благодарные потомки, блин...
Shpak
4
0
Заслуги Императора Павла перед казахами гораздо больше Колпаковского. Колпаковский подарил казахам город, Император Павел подарил казахам будущее.
Указом Императора Павла от 1801 года, казахам малой орды разрешалось переправится через реку Урал и кочевать в междуречье Урала и Волги.
Именно по этому повелению территория Казахстана стала Евразийской, а не просто Азией. Именно поэтому мы в УЕФА и других структурах Европы....
А сколько нефти и газа оказалось на той земле..
В таком случае нелишним будет упоминуть и имя Иосифа Виссарионовича Сталина, в годы правления которого собственно и появилась союзная республика (КазССР, флаг которой украшает собой Ваш аватар), ставшая потом собственно независимой Республикой Казахстан. А ведь могли бы южные территории передать братскому народу Узбекистана, а северные и цетральные оставить в составе России - и не было бы нам ни уефы, ни собственного сырьевого богатства. Деятелей времен правления Сталина вроде чтим: и Шаяхметова, и Мирзояна, и Айтиева, а что же по поводу самого вождя?
Насчет Павла с Вами согласен.
...но сейчас речь о Павлодаре...
...о том, что есть...
Но, как я понимаю, заслуга Императора Павла перед всей страной, а не только одним городом. Хотя можно было бы начать и с него.
Павлодар только назван в честь императора Павла. На самом деле все эти города Омск, Павлодар, Семипалатинск и Усть-Каменогорск появились благодаря одному человеку, имя которого старательно не упоминается - губернатору Матвею Гагарину. На его средства и основаны все эти крепости (кроме Павлодара, но благодаря опять таки ему). Официальной целью строительства укреплений построенных по указу Петра 1 являлось добыча и перевозка "песошного золота" из города Еркети (Яркенда). Царь был намеренно введен в заблуждение губернатором Гагариным, за что и был впоследствии казнен. Истинная цель которую преследовал опальный губернатор - разграбление курганов и добыча скифского золота, т.к называемое бугрование. g-git.yvision.kz
Согласен, в основе русской экспансии был не альтруизм, ими двигало то же, что двигало других европейцев в Америке, Африке, Азии.
Русских в 18 веке интересовали богатства Бухары, Яркента, Самарканда и самое главное богатства Джунгарии. Ведь именно Джунгария до этого была полновластной хозяйкой и Самарканда и Бухары, и Кашгара, именно Джунгария контролировала сухопутные торговые пути в Китай.
Сердцем Джунгарии были верховья Иртыша. Именно отсюда они начали свой поход на Большую Ногайскую орду, Волгу и Кавказ... О богатствах джунгарских вельмож ходили легенды...
И Усть-Каменогорск основан на месте ставки джунгарского хана Аблайката, и Семипалатинск основан рядом с семью джунгарскими храмами, и Павлодар (Кереку) и Ямышево (Ямыш-хан). Все это подверглось грабежу и разрушению русскими. Есть воспоминания Гейнса (конец 19 века), о том что он видел как джунгары в Семиречье сносили надгробные памятники и плиты, чтобы оградить могилы предков от разграбления....
Насколько причастен к этому Гагарин, судить трудно, потому что грабежом джунгар занимались все, как на высоком уровне, так и отдельные пройдохи...
Если быть точнее, сердцем Джунгарии и источником его могущества являлись не бесплодные верховья Иртыша, а плодородная долина Турфана и легкодобываемое "песошное золото" Яркенда, расположенного недалеко от современного Урумчи. Ойраты, впрочем как и другие народы Бухарии никогда не занимались разграблением могил, во всяком случае как источника золота. Само бугрование организовывалось Петром и его ставленником Гагариным, тому имеются вполне четкие письменные свидетельства. Что касается темы поста, всю осень и весну 1716-1717гг. сибирский губернатор провел в дипломатических деяниях с джунгарскими и киргиз-кайсацкими владельцами, которых он, именуясь Губернатором Сибирского царства, письменно и через посланцев уверял одних в том, что посылая войска вверх по Иртышу, он, с одной стороны, исполняет волю Московского и иных царств Повелителя ради приисков рудных месторождений, а с другой – шлет джунгарам помощь в борьбе и с китайцами и с кайсацкой ордой; киргизским же ханам писал в Туркестан, что вполне сочувствуя и поощряя борьбу с джунгарской контайшой, он и сам помогает киргизам, притягивая на себя часть сил джунгар. Таким образом, науськивая друг на друга всех, он отвлек их на Омск.
Все джунгарские тайши жили не в джунгарии, а на Иртыше...
Что касаемо русских, я уже отписался выше...
Что касаемо казахов, их движение в джунгарию и ее разграбление, ее "колонизацию", они так же шли за добычей. По правому берегу Иртыша шли русские за золотом, по левому казахи, за джунгарским скотом, женщинами и рабами...
Это была совместная русско-казахская колонизация джунгарии.
Все джунгарские тайши жили не в джунгарии, а на Иртыше...
++++
Ошибка,
Все джунгарские тайши жили не в Кашгарии, а на Иртыше...
"Царь был намеренно введен в заблуждение губернатором Гагариным, за что и был впоследствии казнен."

Кто казнен - царь?
Сердцем Джунгарии были верховья Иртыша. Именно отсюда они начали свой поход на Большую Ногайскую орду, Волгу и Кавказ... О богатствах джунгарских вельмож ходили легенды...
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Джунгар — от монгольского слово «джун гар», — «левая рука», когда-то — левое крыло монгольского войска. На востоке между монголами и ойратами были не урегулированы территориальные разграничения, которые периодически решались локальными войнами. С запада ойраты стали испытывать давление Могулистана (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии). Одним из важных объектов ойрато-могулистанской борьбы за контроль над важными торговыми путями был Хамийский округ, обладание которым оспаривали три основные силы: Могулистан, Ойратская империя и Китай. Расположенный на главном торговом пути, связывавшем Китай со странами Запада. Хами играл роль дверей, открывавших и закрывавших вход в Китай. В 20-х годах 15 века округом Хами овладели ойраты. С тех пор борьба за Хами велась с переменным успехом несколькими государствами до конца 70-х годов 17 века, когда Xамийский оазис окончательно подпадает под власть Джунгарского ханства ойратов. Повладев Хами несколько лет, ойраты оставили этот округ турфанцам, сосредоточив все свои силы на восточном направлении, т.е на земли казахов, Ногайской орды, Волги и Кавказа.
А теперь взгляните на карту и посмотрите где расположен Хами - в Турфанской котловине. www.continent.kz
Хо-Урлюк (монг. Хо Өрлөг; ум. 4 января 1644) — первый главный тайша калмыков, представитель рода керей, сын Зульзуган-Урлюка и внук Буйго-Урлюка, основавший в Поволжье Калмыцкое ханство.

Во второй половине XVI века ойратские племена начали продвижение из Западной Монголии в степи Казахстана и юга Сибири. В 1604 году Хо-Урлюк кочевал в верховьях Иртыша. В 1606, когда калмыки кочевали в Барабинской степи, произошло первое боевое столкновение торгутов с русскими: был опустошен Тарский округ. В 1608 году послы Хо-Урлюка прибыли в Тару для переговоров с русскими властями.

В 1613 году Хо-Урлюк привёл своих торгутов к берегам верхнего Яика. В 1618 отправил разведчиков, чтобы осмотреть берега Каспийского моря и Волги — Итиля.

В 1628 году Хо-Урлюк, сопровождаемый шестью сыновьями, во главе орды торгутов с 50 тысячью кибиток двинулся на запад. Не доходя низовий Яика, калмыки покорили и подчинили своей власти Джамбуйлуцкую ногайскую орду, кочевавшую на реке Эмбе. В 1630 году Хо-Урлюк с главными силами торгутов подошёл к берегам Волги. В тоже время калмыки безуспешно осаждали казацкие городки на Яике.

В 1633 году Хо-Урлюк подчинил себе Ногайскую Орду, переселил туда калмыков-торгутов во главе со своим старшим сыном Шукур Дайчином, а сам перекочевал на Эмбу. В 1635 калмыки, вытеснив ногаев, распространились по левому берегу Волги от Астрахани до Самары.

В 1640 году Хо-Урлюк с двумя сыновьями, Шукур-Дайчином и Йелденом, ездил на всемонгольский съезд в Джунгарию, в предгорья Тарбагатайского хребта. Здесь ойратские и монгольские тайши заключили мирный договор и утвердили общие законы — Степное Уложение. Хо-Урлюк выдал свою дочь замуж за Эрдэни-Батура, основателя Джунгарского ханства.

В 1644 году Хо-Урлюк погиб во время кавказского похода калмыков. Преемником Хо-Урлюка стал его старший сын Шукур-Дайчин.
upload.wikimedia.org
Карта джунгарии 1720 год, Ставка кантайши (Camp du Contaisen), в верховьях Иртыша, в районе озера Зайсан (Султан)....
Я бы не стал сильно доверять этой карте.Это не сердце Джунгарии, как Вы выразились. Вероятно это ставка хунтайджи невысокого ранга в верховьях Иртыша не являлась центральной ставкой правителя джунгар. До заключения мира с императором Юань Чень в 1735 году, правитель ойратов хунтайжи Галден Церен и вплоть до своей смерти в 1745 году держал свою ставку в Турфане. Об этом свидетельствует Густав Ренат, В 1730-1731 гг русский посол при Галдан Цэрэне Леонтий Угрюмов встречался и разговаривал с Ренатом. По сообщению Угрюмова Ренат жил в отдельном доме с садом, окруженном кирпичной стеной. Точно известен только один факт непосредственного командования войсками - 500 ойратов под командой Рената защищали город Lükchün (Lukqun, Лугчун) против 15-тысячной армии, расположенный в Турфанской котловине.По сообщению Угрюмова в составе армии Галдан Цэрэна было 15 пушек и 25 мортир которые сам же Густав и изготовлял.Пожалуй, стоит доверять только карте Джунгарии которую составил пленный швед. www.geographic.org
Приведенная мной карта, которой вы не склонны доверять..
Это и есть карта составленная плененным шведом...))))
Карта, составленная, предположительно, пленными шведскими офицерами в сибирском плену в 1709 - 1722 гг. Издание Иоахима и Джошуа Оттенсов, Амстердам, 1726 - 1728. Гравюра на меди.Показано государство калмыков - KALMACKI от Индии, включая Тибет до реки Урал (выделено зеленым цветом).Camp de Contaish показан южнее озера ЗайсанНа самом юге калмыцких владений находится Потала, резиденция Далай-Ламыи...
___________________
Я думал вы серьезнее...
А я думал Вы серьезнее...:) Иоханн Густав Ренат находился в плену в период с 1716 года в течение 17 лет. И никак в 1709 году не мог составить эту карту. Вероятно эту карту составляли другие шведские военнопленные которых много находилось в Сибири, но которые никогда на территории Джунгарии не были.
Вот одна из двух составленных им карт Джунгарии. commons.wikimedia.org
Возвращаясь к теме поста - Павлодару, пожалуй стоит сказать, что его появление равно как и других крепостей на территории Казахстана есть следствие неточности при составлении географических карт.Это ошибка дорого обошлась губернатору Гагарину, она же с другой стороны привела к завершению русско-шведской войны из-за нехватки золота. Интересно, как бы повернулось история Казахстана, если бы не золото скифов?
И что на этой карте?
Иссык-куль, Балхаш, верховья Иртыша...
Все как я писал выше...
Губернатор Матвей Гагарин, потомок Рюриковичей, 16 марта 1721 года был повешен под окнами Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге в присутствии царя, придворных и своих родственников.После казни Пётр I заставил всех, включая родственников казнённого, прийти на поминальный обед. Играл оркестр, на Царицыном лугу устроили пушечный салют.
Сердца Джунгарии нет:)
Судя по неправильно построенному предложению, казнили царя за доверие к авантюристу Гагарину.
Примеряете на себя роль буфетчицы из Центрального Дома Литераторов? :)
А Вы, судя по безграмотной речи, давно уже прибрали себе роль профессора кислых щей.
Ну так давайте Казахстан назовём - Сталинской или Ленинской страной, очень, много знаете сделали для казахов ..........................
Вы зря обижаетесь. Это известный персонаж из реальной истории про Расула Гамзатова, оказавшейся единственно грамотной среди известных литераторов. Думал знаете, боян однако:
Жалуется буфетчица из Центрального Дома литераторов: "Какие безграмотные эти писатели, всегда говорят: дайте мне одно кофе. И только один Расул Гамзатов правильно попросил: "Дайте мне один кофе". И тут Расул добавляет: "... и один булка". Оказалось только буфетчица знает, что «одно кофе» - это безграмотно.
Но, вот что интересно. С 1 сентября 2009 года Мин. культуры РФ узаконил применение употребление слова "кофе" как в мужском, так и среднем роде. Более того, слова «свЁкла-свеклА» и «твОрог-творОг» - также были изменены! Отныне можно произносить: не только «договОр», но и «дОговор», не только «по срЕдам», но и «по средАм», не только «йОгурт", но и "йогУрт».
Так, что не стал я торопится с исправлением, - вдруг что-то изменится? :)
Так что теперь легко быть грамотеем.
Теперь все будут интеллиХенты. И кому будем кричать "А еще шляпу надел!"
О, еще один неадекватно реагирующий на критику явился! Ожидалось.

"Так что теперь легко быть грамотеем"
Судя по Джи-гиту не скажешь... "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа."
diclev
3
0
По-моему, немножко понятно жителям Казахстана, почему такому человеку в Павлодаре памятника не будет при нашей жизни. В Кустанае тоже нет никаких памятников, никаких улиц в честь основателей города, и не будет, несмотря на неоднократное напоминание этого факта в местной газете.
Кстати, в Усть-Каменогорске есть памятник основателю города. На следующей неделе напишу.
отличный пост, поверьте, даже павлодарцам читать его было интересно!
Плюсую, самой понравилось.)
Shpak
5
0
Из Павлодарского уезда
Местные известия

Главною причиною разорения киргизов в настоящее время служит следующее.
В конце зимы, т.е. в феврале месяце, обыкновенно весь зимний запас у киргизов истощается, вследствие чего они в это время продают русским за наличные, получая с них за десятину по 50 коп, свои пастбищные земли, где они должны провести лето, не заботясь между тем о будущем.
Так поступают большею частью киргизы Павлодарского уезда Маралдинского и Уруковской волости, кочующие близ города. С наступлением весны русские на купленных ими землях сеют хлеб и после окончания посева оставляют у пашни караульного, а сами уезжают в город. При перекочевки в степь бывшие землевладельцы киргизы затрудняются, потому что им негде пасти свой скот и при том, как народ ленивый, плохо следят за своим скотом. Вследствие худого присмотра скот этих киргизов протравляет созревшие хлеба русских. Караульные при пашне, поймав несколько голов скота, уводят их в город к хозяину, после этого хозяин приезжает с понятыми, составляет акт и подает прошение местному Уездному Судье. Судья на основании составленного понятыми акта решает дело в пользу хозяина-истца. Но, недовольные решением Судьи, киргизы подают апелляционные прошения в Областное Правление, прося удовлетворения. В результате на их просьбы Областное правление подтверждает решение Судьи. Что же делать этим неразумным киргизам? Те пять-шесть рублей, которые они дали местному адвокату-юристу за прошение пропадают.
После этого, по решению Мирового судьи, эти киргизы, распродав последний скот, расплачиваются с русскими. Хорошо было бы, киргизы расплачивались теми деньгами, которые, они взяли за проданные земли, - этого мало, они дополняют сумму деньгами с проданного скота.
Желательно было бы, если эти киргизы вместо того, чтобы продавать свои земли русским, сами занялись хлебопашеством, и притом над ними распоряжался кто-нибудь с земледельческим образованием….

1891 год, Киргизская степная газета
Замечательно! Это я про потрясающие архивные данные, которыми Вы периодически радуете почтенную ювиженскую публику, а не про описываемое в статье.
Где еще можно такие материалы найти(не гуглятся)? В эпоху придумывания альтернативной истории такие источники будут очень кстати!
Shpak
5
0
Читайте классику, например Лев Толстой "МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗЕМЛИ НУЖНО"...
Там речь не о казахах, а об башкирах..
Но разница небольшая, и для тех и для других земля не ценность...
Они с удовольствием меняли свою землю на зеркала и бусы...
Shpak
3
0
Павлодар оязынан

Қазақ халқына залалға себеп болып бара жатқан үшбу төменгі оқиғалар орыс жағындағы қазақтар Маралды елінің һәм Ұрық елінің әр қайсысы ауыл болып өздеріне тиісті жаз жайлап отыратұғын шабындық жерлерін орыстарға егін салуға сатады, десятинасын 50 тиыннан. Бұл сатқандарын өзіне залал екенін білмей. Сонда да қайтсін амалы жоқ, февраль айында тамақтары түгесілген соң керек-жарағын алуға ақша керек болады.Соның үшін түбіндегі залалынан бұрын әзіргі пайдасын ойлайды. Түбіндегі залал дегеніміз мынау, - Қазақтар орыстарға жерлерін сатқан соң айтылмыш жерлеріне барып жер жыртып, орыстар егін салады. Егіндері бас қаратқан мезгілде күзетші қояды. Сонда манағы жер сатқан қазақтар басқа баратын жерлері жоқ, егін маңайында жақын қонып отырады. Егін кәміл шығып жеткен мезгілде жазатайым болып егінге қазақтардың малдары түсе қалса, дереу көзінше қалаға алып барады. Барған соң егін иесі акты қылуға қаладан бірнеше орыстар алып келеді. Акты қылды. Акты қылғанда қанша болса, онша болсын егін иесінің пайдасына акты қылады. Мұнан егін иесі акты боинша арыз қылады, судияға бірнеше күннен соң. Судия повестка жіберіп қазақтарды, егін иесін шақыртады. Кел деген күнінде судияның хұзырына келеді. Судия барып акты қылған кісілердің актысында жүмыс барма, законға тура болған соң тізім бойынша қазақтарға төлеуге бітім қылады. Қазақтар судияның мұнысына разы болмай, апеляца алып облысный правлениеден сұрайды. Сонда қазақтар орысша арыз жаздыртады. Мысалы тіл білетін адамға жаздыруға береді. Мұнан соң облысной бұйрық қағаз келеді, судияның бітімі бітім деп. Сонан соң бұрынғы судияның бітім бойынша төлейді. Қазақ бишараның білмей өзіне залал келтіретіні мынау, - Сол жер сатып орыстан ақша алған уақытта өзінің қолындағы қойларын яки қаншаларын базарға сатса да орта бағаменен ақша болар еді. Қазақтар ойлайды аз бір қолдағы малдарды сатқанша жарым бағасына жер сатып, ақша алайық дейді. Егер егін шыққан уақытта бір айғыр үйірі яки он шақты сиырлары барып түссе егінге, манағы өздерінің жер сатып алған ақшасы төлеуге жетсе жарар еді. Өз жанынан қанша ақша қосып береді. Пайдалы болар еді, егерде осы қазақтар жерлерін орыстарға сатқанша, өздері сол жерлеріне егін салса және оларға көрсетіп үйретіп, түрлі жұмысты жақсы кісіні қарауға қойса.

1891 жыл, Дала уалаятының газеті
ПРИЕЗЖАЙТЕ ЧАЩЕ! ВЫ СВОИМ ВЗГЛЯДОМ И ОПИСАНИЕМ ПАВЛОДАРА ПРДВИГАЕТЕ ЗАБЫТУЮ ИСТОРИЮ ГОРОДА, НИ ОДИН АКИМ ГОРОДА ОБ ТАКОМ НЕ ГОВОРИЛ, ВЫ ПРАВИЛЬНО ЗАМЕТИЛИ О ЗАПУЩЕННОСТИ ПАМЯТНИКОВ И ИСТОРИИ,ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ И АКИМЫ ПРОБЛЕМА РЕГИОНА, И ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЕРНУТЬ ГОРОДУ НАШ ГЕРБ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА, 911
karmar
0
0
Всё-таки не аккуратные у нас города. Всё как-то устроено по неряшливому, в ограждениях и непонятных памятниках!
не все павлодарские блогеры ещё променяли свой город на столицы :)
"Нужно заметить, что по количеству фотографов и блогеров на душу населения Павлодар находится на первом месте в Казахстане."

Этот кадр Нурали Айтиленов тоже вроде павлодарский?
Этот кадр был Павлодарским.
Бывших павлодарцев не бывает =)
когда я читаю посты Яши, то у меня в голове звучит его голос и я представляю как он мне рассказывает про Павлодар, поправляя очки и поднимая брови вверх)))
Nimfa
1
0
Спасибо за серию непутеводителей, очень интересно читать.
А к фотографии Дворца школьников добавлю, что работа ведется прекрасно :) Я с удовольствием занималась там со 2 по 11 класс в самых разных кружках. До сих пор с нежностью отношусь к этому зданию и людям, которые там работают.
На фото фонтана старика с золотой рыбкой, на заднем плане еще одно историческое здание, известное как гостиница "Россия". Его планомерно уничтожают уже который год. И никто до сих пор не чешется, судя по фото.
Многие комментаторы тоже с Павлодара))) я в том числе
Тоже хочу в музей Шафера!) Ну расскажите же, коренные павлодарцы (кто там бывал), стоит ли там побывать?
И Спасибо автору за ссылку на репортаж Ризабека Исабекова!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Отмечаю юбилей! 5 лет назад покорил Монблан – главное украшение в Короне Европы

Отмечаю юбилей! 5 лет назад покорил Монблан – главное украшение в Короне Европы

Сегодня настоящий юбилей! У меня и Юрия Суханова из Смоленска! Ровно 5 лет назад 16 июня мы стояли на вершине Монблана (4809м), вершине с которой начинался альпинизм!
Almazoff
16 июня 2017 / 13:39
  • 6920
  • 25
Корея – это страна, которую я люблю, но в которой не хотела бы остаться

Корея – это страна, которую я люблю, но в которой не хотела бы остаться

Меня искренне поражают люди, которые приезжая в чужую страну на отдых или на ПМЖ, не важно, возмущаются, почему местные не говорят на русском или английском. А они не обязаны!
tanaka
31 мая 2017 / 12:14
  • 3276
  • 34
Что посмотреть в Иле-Алатауском национальном парке. Часть 1. Иссык и Тургень

Что посмотреть в Иле-Алатауском национальном парке. Часть 1. Иссык и Тургень

На моё удивление, не все алматинцы и гости города бывали в Иле-Алатауском нацпарке, поэтому я решил сделать мини-серию постов, что обязательно нужно посмотреть в самом близком к Алматы нацпарке.
theYakov
9 июня 2017 / 20:09
  • 2491
  • 6
Летняя поездка в Баянаульский национальный парк

Летняя поездка в Баянаульский национальный парк

В конце мая прошла экспедиция по историческим местам Баянаула, на которой были презентованы новые туристические маршруты.
theYakov
4 июня 2017 / 16:40
  • 2087
  • 0
Почему Швейцария так хорошо живёт? Мнение одного итальянца

Почему Швейцария так хорошо живёт? Мнение одного итальянца

Понравилось мнение одного этнического итальянца, но гражданина Швейцарии. Очень, как мне кажется, подходит под нашу казахстанскую действительность.
Almazoff
14 июня 2017 / 11:49
  • 1654
  • 22
Обзор трех пляжей острова Лан в Паттайе. Стоит ли ехать в такую даль?

Обзор трех пляжей острова Лан в Паттайе. Стоит ли ехать в такую даль?

Главным героем статьи является остров Лан, что в 40 минутах плавания на пароме от «города грехов» - Паттайи. Во всех своих путешествиях мы не пользуемся услугами турагентств, поэтому и этот...
mysite
28 мая 2017 / 23:36
  • 1755
  • 8
Что посмотреть в Иле-Алатауском национальном парке. Часть 2. Каскелен, Аксай и БАО

Что посмотреть в Иле-Алатауском национальном парке. Часть 2. Каскелен, Аксай и БАО

В предыдущем посте я рассказал об основных достопримечательностях Иле-Алатауского нац в окрестностях Иссыка и Тургеня. Во второй части: кратко о БАО, ущельях рек Каскелен и Аксай.
theYakov
12 июня 2017 / 9:19
  • 1541
  • 0
Киев моими глазами. Киевляне мне напомнили алматинцев

Киев моими глазами. Киевляне мне напомнили алматинцев

Люди нам встречались улыбчивые и дружелюбные, стильно одетые. Перед поездкой мне казалось, что они принципиально будут говорить с нами на украинском, но и они часто говорят на русском, даже между...
Assel_Sarzhan
25 мая 2017 / 2:13
  • 1713
  • 80
Байтерек после ремонта: «До этого тут был весьма грустный вид. Я бы сказал, уставший»

Байтерек после ремонта: «До этого тут был весьма грустный вид. Я бы сказал, уставший»

В эту субботу, а именно 17 июня открывает свои двери Байтерек, который длительное время находился на реконструкции. Главный экспонат на месте. Стоимость входа в монумент пока не сообщается.
iamYerlan
15 июня 2017 / 14:06
  • 1409
  • 2