Yvision.kzYvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
22
03:53, 17 сентября 2014

[Не]путеводитель по Актау

Писать [Не]путеводитель по Актау было для меня, пожалуй, сложнее всего. В Казахстане среди всех областных центров звание "Города контрастов" подойдёт лучше всего именно к городу на Каспие: я часто ловил себя в Актау на мысли, что если бы я составлял рейтинги регионов по каким-то отдельным показателям, то город был бы в них либо однозначно либо на 1-м, либо на 16-м месте без каких-то компромиссов посередине. Но при этом Мангистауской области можно простить абсолютно всё за те красоты и исторические места, которые в ней есть (о малой доле их я уже писал в посте "На Земле Святых").

В Актау я был три раза - один раз в очень жаркий август 2012-го, в прохладный декабрь 2012-го без снега, но с пронизывающим ветром, и в прекрасном сентябре 2014-го, тёплом, бархатном сезоне, прекрасно позволяющем купаться на море. Каждый раз путешествие начиналось с международного аэропорта Актау, который, нужно отметить, за 2 года значительно изменился в лучшую сторону и сейчас однозначно обошёл по уровню аэропорты других регионов страны.

Blog post image

В этот раз я поехал в Актау по приглашению интернет-сервиса по продаже авиабилетов aviata.kz на рейсе авиакомпании "Бек Эйр", которая позиционирует себя, как недорогой авиаперевозчик по Казахстану. Если честно, до этого года я не пользовался их услугами только по одной причине - билеты не продавались онлайн, и мне было гораздо удобнее воспользоваться услугами другой авиакомпании, чем ехать к ним в офис, несмотря на самую дешёвую стоимость перелётов по Казахстану. Сейчас, наконец, они начали продавать свои билеты на Авиате по той же стоимости, что и оффлайн. Из того, что приятно "зацепило" в кадровой политике авиакомпании: 100% пилотов в Бек Эйре - это казахстанцы, что однозначно прибавляет моей лояльности.

Blog post image

Помимо рейсов по Казахстану актауский аэропорт сейчас является главным пунктом на Западе для отправки рейсов из Казахстана в Турцию, в страны Кавказа и во многие регионы России.

Blog post image

Путь из аэропорта в город живописным назвать нельзя. Хотя те, кто редко бывают в пустынных регионах могут встретить животных, которые обычно во многих других городах обитают только в зоопарках.

Blog post image

По количеству зелени Актау, к сожалению, находится на последнем месте среди всех областных центров, значительно уступая даже Атырау и уж тем более Кызылорде. Что и неудивительно - очень глупо надеяться, что деревья вырастут, если их просто воткнуть в землю.

Blog post image

С высоты полёта Актау (на полуострове вдали снимка) кажется ещё более пустынным.

Blog post image

Отсутствие зелени нивелируется за счёт наличия Каспийского моря. Не так давно, в 2013 году город отмечал 50-летие со дня основания (хотя основан был в 1961 году, как посёлок Актауский), в честь чего на набережной поставили памятник в виде маяка.

Blog post image

Актауская набережная очень широкая, со скамейками, фонарями, но без деревьев. Сидеть на этих скамейках летом днём можно, наверное, лишь в попытке совершить самоубийство от солнечного удара. Зато вечером здесь просто классно.

Blog post image

Памятник Жалау Мынбаеву, который в 1920-е годы принимал активное участие в установлении советской власти в регионе, а затем был первым председателем Казахского ЦИКа. В последние годы жизни активно выступал против политики Голощёкина, за что был объявлен врагом народа.

Blog post image

Выходим в море. Аренда яхты на 10 человек на час в яхт-клубе обойдётся примерно в 25 тысяч тенге, вероятно можно договориться ещё дешевле. В принципе, потраченные 2500 тенге на человека абсолютно окупаются за счёт приятных впечатлений от морской прогулки.

Blog post image

Яхт у побережья много: кто-то на них просто загорает, кто-то даже справляет свадьбу на море.

Blog post image

Местами побережье очень сильно похоже на мальтийские виды. Воображение так и хочет дорисовать на скале какой-нибудь рыцарский замок.

Blog post image

Знаменитый актауский маяк, расположенный на крыше жилого дома, давно пора бы занести в список памятников республиканского значения.

Blog post image

Многие местные жители считают, что маяк является чуть ли не единственным в мире в своём роде. И хотя это неправда (маяки на жилых зданиях есть и в Испании, и в Италии, и даже в Абхазии, Красноярске, Владивостоке и т. д.), это совсем не умаляет его значения и уникальности.

Blog post image

Пользуясь рельефом берега, в городе построили отель, в котором 6 этажей как бы врезаны в берег и находятся ниже уровня земли, а остальные возвышаются над ним. В похожей по архитектуре гостинице я останавливался на Мальте.

Blog post image

Береговая линия со стороны моря.

Blog post image

Помимо наличия моря, главной особенностью Актау является его планировка, которая вне конкуренции является лучшей в Казахстане. Так как город строился буквально "с чистого листа" по генплану, разработанному в Ленинграде, здесь были предусмотрены широкие улицы и очень интересные дома, построенные в основном из ракушечника. При этом несмотря на широкие улицы и полное отсутствие намёка на пробки, актауские водители по нетерпеливости также держат первое место в стране, и каждый раз, когда загорается зелёный цвет светофора, на перекрёстках быстрее мгновения раздаются сигналы машин. В привычном понимании улиц в городе нет, любой адрес можно назвать с помощью двух цифр. Например, 1-5, то есть 1 микрорайон, 5 дом. При этом такси по городу за счёт его компактности стоит всего 200 тенге и довозит прямо до подъезда.

Blog post image

Примерно года два назад все здания города раскрасили со стороны дорог в яркие цвета (аналогично в других населённых пунктах области). Ещё одной очень удобной особенностью Актау является то, что номера домов крупным шрифтов написаны наверху зданий, что позволяет очень легко ориентироваться в микрорайонах.

Blog post image

На крышах почти всех высоток, построенных в советское время, расположены бетонные решётки, назначения которых в Актау я так и не смог узнать. Но через пару дней случайно столкнулся в алматинском такси со строителем, который как раз возводил дома в Мангистау несколько десятков лет назад, и задал ему вопрос по поводу функционала этих надстроек. Он объяснил, что эта конструкция выполняет декоративную функцию, и изначально актауские крыши задумывались как эксплуатируемые и даже покрывались плиткой. Захотелось теперь побывать на актауских крышах и посмотреть, так ли это на самом деле.

Blog post image

Строятся и новые жилые комплексы, в которых есть всё, вплоть до бассейнов.

Blog post image

Советский барельеф.

Blog post image

Самое возрастное строение, которое я видел в городе - некрополь Алты-Кулаш аулие, на котором были найдены захоронения 13-14 веков и в котором уже давно обещают создать музей под открытым небом.

Blog post image

"Новая" мечеть города.

Blog post image

Напротив мечети расположен один из самых, на мой взгляд, интересных домов в Казахстане. Он был построен ещё в советское время, но спланировали его так, что все квартиры двухэтажные, что кстати отражено и в покраске здания.

Blog post image

Герб Мангистауской области, как мне кажется, самый красивый и современный среди всех областей (самый некрасивый - горный козёл на гербе у Павлодарской области).

Blog post image

Чтобы полностью прочувствовать город, предлагаю перенестись в первый построенный район города. Причём, как ни странно, это не 1-й по нумерации микрорайон, а 3-й. Выглядит он мягко сказать мрачновато.

Blog post image

Дома в не самом лучшем состоянии.

Blog post image

Здесь наверное должна бы быть детская площадка.

Blog post image

Хотя даже в таких домах есть куча наглядных примеров, как жители сами относятся к своему жилищу. Вот, например, в одном и том же доме справа жители нормально облагородили фасад и подъезд, а слева - продолжают жить по привычке.

Blog post image

В 2007 году при участии президента страны торжественно было объявлено о начале грандиозной стройки Актау-Сити более 1400 гектаров с детальной планировкой нескольких микрорайонов. С тех пор строительство никак не продвинулось, а затем и вовсе было отменено.

Blog post image

"Легендарный" Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова. "Легендарный" - потому что периодически попадает в новости СМИ по разным причинам - то бухгалтеров вуза осудили за кражу средств, то возникает конфликт с увольнением преподавателей, то ещё что-то произойдёт.

Blog post image

Торгово-развлекательный центр в Актау. ТРЦ как ТРЦ, ничем не лучше и не хуже других.

Blog post image

Расслоение общества по социальному уровню жизни в Актау чувствуется, пожалуй, лучше, чем в других регионах. Приведу пример одной улицы. С одной её стороны находится микрорайон Шығыс с хорошими коттежами, в котором достаточно дорогая земля, хотя нужно сказать, что во многие его части до сих пор не проведено должной инфраструктуры...

Blog post image

... с другой стороны находится район Автодрома (относящийся к Мунайлинскому району Мангистауской области), где земля стоит в 5-10 раз меньше, да и домики выглядят гораздо скромнее.

Blog post image

Даже питьевую воду сюда развозят водовозы.

Blog post image

Конечно, немного непривычно так себе представлять нефтяной город.

Blog post image

Но обычный турист в Актау всех этих старых микрорайонов скорее всего не увидит, так как вторая цель поездки (после работы опять же в нефтянке) большинства людей в регион - это всё-таки море.

Blog post image

Морская тематика наблюдалась и в дизайне некоторых заведений. Вот так выглядело кафе "Равиль", более знаменитое как "Кораблик", на набережной города...

Blog post image

...а вот так с мая 2014 года "Кораблик" выглядит сейчас. На его месте построят что-то другое...

Blog post image

В сентябре - бархатный сезон на море, люди ещё активно купаются. На заднем фоне видно порт Актау, в котором я, к сожалению, пока ещё не бывал, но надеюсь в следующую поездку сделать про него отдельный репортаж.

Blog post image

Раньше на некоторых пляжах машины подъезжали прямо к берегу. Сейчас их огородили обрезками труб. Бесспорно, можно было найти и более эстетически красивое решение, но и это весьма эффективно решило проблему любителей купать свои машины в море.

Blog post image

Возвращаемся в центр. Памятник украинского поэта Тараса Шевченко, именем которого в 1963-1991 годы назывался город. В наших краях он написал и одно из самых известных своих стихотворений:

І виріс я на чужині,

І сивію в чужому краї:

То одинокому мені

Здається — кращого немає

Нічого в Бога, як Дніпро

Та наша славная країна...

Blog post image

Памятник-самолёт на одной из немногих (если не единственной) аллей города.

Blog post image

Опять же весело раскрашенные домики. Симпатичный заборчик на крыше.

Blog post image

На аллее кто-то оставил сушиться ковёр и оставил без присмотра, не боясь кражи. Говорят, что город один из самых безопасных в Казахстане.

Blog post image

Фаллический памятник воинам-афганцам. Можно только догадываться, что символизирует эта форма, возможно, стойкость и непоколебимость защитников Родины.

Blog post image

В городе самый красивый Вечный огонь в Казахстане, если не обращать внимание на отвалившиеся плитки в нижнем правом углу снимка.

Blog post image

Памятник известному казахскому акыну, жырау Кашагану.

Blog post image

Такой большой рекламы хлеба я в Казахстане нигде не встречал.

Blog post image

Единственный в Казахстане конный памятник Курмангазы.

Blog post image

В центре города одни из самых известных домов - с изображениями трёх казахских биев и Абылай хана.

Blog post image

И напоследок, один из самых известных видов Актау - гостиница "Актау" и памятник-кораблик.

Blog post image

См. также:

1) [Не]путеводитель по Атырау

2) [Не]путеводитель по Актобе

3) [Не]путеводитель по Таразу

4) [Не]путеводитель по Семею

5) [Не]путеводитель по Сайраму

6) [Не]путеводитель по Кызылорде

7) [Не]путеводитель по Талдыкоргану

Спасибо за внимание! Читайте меня и в Твиттере: @YakovFedorov

22