Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
3
06:59, 15 июля 2016

Избранное кино месяца: июнь 2016

Blog post image

Кинорепертуар в Казахстане в прошедшем месяце был диетическим в том, что касается по-настоящему крепкого, умного и породистого кино, а потому симпатии «ФК» оказались на стороне «Финансового монстра» – фильма по ряду параметров проходного. Однако, надеюсь, моя слабость к Джоди Фостер, Джорджу Клуни и жанровой занимательности, большой альтернативы которым я не увидел, простительна. Определенная легковесность этого выбора с лихвой компенсируется июньских реестром фильмов Sight & Sound – вот уж где безраздельно правил артхаус в самых своих антизрительских проявлениях. И как-то сами собой комментарии «ФК» к этим картинам вышли многословными

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Финансовый монстр» Джоди Фостер

Не особенно реалистичное, но оттого, пожалуй, еще более смотрибельное кино про циничного экономиста-телеаналитика (Джордж Клуни), переживающего нравственную метаморфозу в экстремальных обстоятельствах – прямо в студию врывается мститель, жертва легальных грабителей и мошенников с Уолл-Стрита, которому как бы нечего терять. История выстраивается вокруг его террористических угроз, а за развитием ситуации в режиме онлайн следит телепродюсер (Джулия Робертс) вместе со всей аудиторией канала. Смотреть на это, во всяком случае, не скучно, и сделано это лучше, чем в, скажем, в недавней испанской картине на похожую тему аморализма финансовых работников «Незнакомец» (El Desconocido с Луисом Тосаром, 2015).

Путь Джоди Фостер в режиссуре, начавшийся еще во времена «Молчания ягнят», тернист, турбулентен и прерывист, как серия сигналов из космоса, в которые напряженно вслушивалась ее героиня из земекисовского «Контакта». Динамичный и напряженный «Финансовый монстр» – всего четвертая ее полнометражная постановка (и да, не лучшая). И хотелось бы, чтобы Фостер, исчерпавшая, кажется, свой актерский потенциал, побольше снимала, развиваясь и постепенно превращаясь в хорошего режиссера, как это, к примеру, удалось в итоге Клинту Иствуду. И чтоб такие фильмы, как «Финансовый монстр», были ступеньками роста ее мастерства.

ФИНАНСОВЫЙ МОНСТР
Money Monster
Режиссер Джоди Фостер
Сценарий Джейми Линден, Алан Ди Фьоре, Джим Кауф
Оператор Мэтью Либатик
Композитор Доминик Льюис
Художник Кевин Томпсон
В ролях Джордж Клуни, Джулия Робертс, Джек О’Коннелл, Джанкарло Эспозито, Доминик Уэст, Катриона Балф, Кристофер Денэм, Ленни Венито
TriStar Pictures, LStar Capital, Smokehouse Pictures, Allegiance Theater, Village Roadshow Pictures
США, 2016

Фильмы месяца по версии Sight&Sound

«Кладбище блеска» В расположенном в тропиках Юго-Восточной Азии госпитале, практически не пробуждаясь от странного болезненного сна, лежат пациенты – солдаты. И, похоже, их сны как-то связаны с мифами и легендами, которыми тихо, но ритмично дышит все здешнее пространство. Тайский неоклассик Апичатпонг Вирасетакул (или Вирасетакун), обладатель «Золотой пальмовой ветви» 2010 года за мистико-медитативную поэму «Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни», сделал очень похожую по мотивам (анимизм и медицина) и атмосфере (медленное вовлечение в гипнотранс) картину, которую показал в там же, в Канне, но уже в программе «Особый взгляд». Кинокритика увидела в этом кино не только апелляцию к культурной традиции и структурам памяти и желание ухватить границу между сном и реальностью, но и политическую метафору, что подтвердил и сам Вирасетакул. «Даже если вы не всегда понимаете, что происходит на экране – не надо смущаться, просто продолжайте чувствовать, – говорит режиссер, снявший, по его словам, свой последний фильм на родине. – Так было задумано: красота, свет и повседневные человеческие иллюзии, которые рассредоточены в верованиях и суевериях. Это очень печальный фильм, я посвятил его своей стране и той политической ситуации, в которой она сейчас находится, задыхаясь от потребности в счастье, освобождении и от невозможности освободиться». Подводя киноитоги прошлого года, французские «Кайе дю синема» поставили ленту Вирасетакула (изначальный перевод которой звучал как «Кладбище великолепия» при наличии и другой версии – «Кладбище королей») на второе место, а Sight & Sound – на пятое.

КЛАДБИЩЕ БЛЕСКА
Rak ti Khon Kaen
Автор сценария и режиссер Апичатпонг Вирасетакул
Оператор Диего Гарсия
Художник Пичан Муангдуанг
В ролях Дженджира Понгпас Виднер, Банлоп Ломной, Джаринпаттра Руеанграм, Петчарат Чайбури
Kick the Machine, Anna Sanders Films, Match Factory Productions, Geißendörfer Film- und Fernsehproduktion (GFF), ZDF/Arte, Astro Shaw, Asia Culture Centre-Asian Arts Theatre, Detalle Films, Louverture Films, Tordenfilm AS, Centre National de la Cinématographie (CNC), Illuminations Films, The Match Factory
Таиланд/Великобритания/Франция/Малайзия/Германия/Корея/Мексика/США/Норвегия/Нидерланды/Гонконг, 2015

«Море в огне» Фильм-победитель последнего Берлинского МКФ, остроактуальная работа Джанфранко Рози, которую правильнее было бы перевести «Огонь в море». Талантливый итальянский документалист, уже выигрывавший Мостру-2013 с искусной социальной виньеткой Sacro GRA, взяв в фокус проблему современной миграции народов, месяцами жил на всем известном по новостным сводкам острове Лампедуза, где самолично занимался видеофиксацией происходящего. Позже из массива отснятого материала он смонтировал картину, в которой отражено столкновение старого рыбацко-патриархального жизненного уклада Лампедузы с новыми реалиями – нелегальные вторжения в территориальные воды, выловленные в море трупы, нечеловеческие тяготы беженцев. Последнее Рози передает не напрямую, а как бы по касательной, отказываясь от простого документирования и применяя в своем фильме постановочные, художественные (хотя и не спланированные заранее) приемы и создавая тем самым специфический эффект на стыке бесстрастной хроники и импровизации – близкой к той, что применялась в 1940–50-х мастерами итальянского неореализма (в том числе Франческо Рози, чьим родственником автор не является). Как пишет Дебора Янг из Hollywood Reporter: «Там, где в бессилии отступает журналистика, и начинается «Море в огне».

МОРЕ В ОГНЕ
Fuocoammare
Режиссер и оператор Джанфранко Рози
Сценарий Джанфранко Рози, Карла Каттани
Stemal Entertainment, 21 Unofilm, Cinecittà Luce, Rai Cinema, Les Films d'Ici, Arte France Cinéma, Ministero per i Beni e le Attività Culturali (MiBAC)
Италия/Франция, 2016

«Закон рынка» Прекрасный французский артист Венсан Линдон создает в этой социальной драме достоверный портрет современного немолодого безработного (впрочем, европейского безработного с пособием в 500 евро, которому могли бы позавидовать и многие наши труженники) с его набором психологических мотивировок, бытовых проблем и моральных дилемм, продиктованных предлагаемыми обстоятельствами. Линдон заслуженно получил за свою работу актерский приз в Канне-2015, а фильм в целом встретил общее одобрение критиков. Ведь, как сформулировала Лора Клиффорд, «Закон рынка» ставит важный вопрос: «Что мы теряем как люди в мире, в котором всем правит финансовая выгода?» Кстати, в мае фильм показали и у нас (раньше, чем в Англии), за что стоит похвалить наших прокатчиков.

ЗАКОН РЫНКА
La loi du marché
Режиссер Стефан Бризе
Сценарий Стефан Бризе, Оливье Горс
Оператор Эрик Дюмон
Художник Валери Сараджян
В ролях Венсан Линдон, Ив Ори, Карин де Мирбек, Матье Шаллер
Nord-Ouest Films, Arte France Cinéma, Canal+, Ciné+, Arte France, TS Productions, Région Ile-de-France, Centre National de la Cinématographie (CNC)
Италия/Франция, 2015

«Недомашнее кино» Последний фильм Шанталь Акерман, которой в «ФК» недавно было посвящено несколько слов. «Недомашнее кино» («Бездомное кино») – трогательная, глубоко человеческая документальная лента, в которой Акерман запечатлила свою престарелую мать Наталию. Наталия – бывшая узница Освенцима, которая выжила, но так и не сумела после войны преодолеть психологические страхи и жила затворницей в своей брюссельской квартире. Оттуда она и общается, беседуя, делясь воспоминаниями или просто болтая, с дочкой Шанталь – вечно странствующей, не находящей приюта и покоя авангардной кинематографисткой, чьи взгляды, характер и творческие методы во многом были сформированы отношениями с матерью. Обманчиво простой и безыскусный фильм обращен к миру, заставляя задуматься о таких универсальных вещах, как связь поколений, травмы памяти и передача жизненного опыта, влияние друг на друга родителей и детей, привязанность к определенному месту, очагу, дому и его отсутствие. В то же время это очень личное, узкоперсональное высказывание и, как оказалось, своеобразное двойное завещание: «Недомашнее кино» было снято в последние месяцы жизни Наталии (она умерла в декабре 2014-го), а вскоре не стало и самой Шанталь.

НЕДОМАШНЕЕ КИНО
No Home Movie
Автор сценария, режиссер и оператор Шанталь Акерман
В ролях Шанталь Акерман, Наталья Акерман, Сильви Акерман
Liaison Cinématographique, Paradise Films
Бельгия/Франция, 2015

Итоги прошлых месяцев 2016 года:

Январь Февраль Март Апрель Май

3
811
0