Yvision.kz
kk
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
4
21:12, 29 апреля 2016

Несколько слов о недавно ушедших

Акерман, Риветт, Скола, Жулавски, Немец – в минувшие полгода европейский авторский кинематограф понес несколько тяжелых утрат. Вместе с этими художниками ушла заметная часть того, что именуется современной европейской культурой, какой мы ее знаем – несмотря на то, что расцвет каждого из них пришелся на период между 60-ми и 80-ми годами прошлого столетия, уже находящийся от нас на приличном удалении во времени. О них не так много говорят и пишут, и автор блога «ФК» хотел бы чуть-чуть восполнить пробел, отдав дань уважения этим режиссерам в виде блиц-резюме с кратким упоминанием заслуг этих режиссеров

Шанталь Акерман (06.06.1950 – 05.10.2015)

Икона феминистского движения, которую часто называют важнейшим режиссером своего поколения. Хрупкая, но упрямая бельгийка польско-еврейского происхождения, чья семья прошла через Аушвиц, Акерман в своем творчестве обращалась, ломая каноны и возводя их заново, к авангардным форматам и документалистике, к социополитическим манифестациям и арт-мейнстриму, снимала для большого экрана и для ТВ, работала в коротком метре и разворачивала пространные полотна. Личное и искреннее кино Акерман маргинально и зачастую некомфортно, но маргинальность и некомфортность – черты подлинных революционеров.

5 избранных фильмов: «Я, ты, он, она» (1974, Je, tu, il, elle), «Жанна Дильман, набережная Коммерс, дом 23, 1080, Брюссель» (1975, Jeanne Dielman, 23 Quai du Commerce, 1080 Bruxelles), «Вести из дома» (1976, News from Home), «Всю ночь» (1982, Toute une nuit), «Портрет девушки в конце 1960-х в Брюсселе» (1994, Portrait d'une jeune fille de la fin des années 60 à Bruxelles).

Этторе Скола (10.05.1931 – 19.01.2016)

В 1940–70-х годах итальянский кинематограф буквально распирало от гениев и крупных талантов, так что в тени разнообразных глыб от Феллини и Висконти до Леоне и Ардженто было легко затеряться даже самородкам. Скола, несомненно, был таким самородком. Постепенно уходя от комедийного жанра, в котором он преуспел, к кино более грустному и щемящему, Скола сделал ряд картин, которые полюбили во всем мире. Хотя иногда кажется, что для того, чтобы стать культовым классиком, ему было достаточно снять один лишь «Бал» – чудесный камерный мюзикл, без единого диалога вобравший в себя всю пред- и послевоенную историю Европы.

5 избранных фильмов: «Комиссар Пепе» (1969, Il Commissario Pepe), «Мы так любили друг друга» (1974, C'eravamo tanto amati), «Особенный день» (1977, Una giornata particolare), «Терраса» (1980, La terrazza), «Бал» (1983, Le bal).

Жак Риветт (01.03.1928 – 29.01.2016)

Один из отцов французской Новой волны, не очень заслуженно оставшийся несколько в стороне от оглушительной славы, что была у его соратников по походам в Парижскую синематеку и работе в «Кайе дю синема» Годара, Трюффо или Ромера. Неутомимый и бескомпромиссный auteur, черпавший вдохновение в театре, предвосхитивший появление кино Дэвида Линча и десятилетиями сохранявший энтузиазм новатора-интеллектуала, Риветт запомнится как постановщик оригинальных экспериментов с формой и хронометражем, который у него редко составляет меньше двух с половиной часов, а в самом радикальном случае (Out 1, noli me tangere) достигает 12 с лишним часов экранного времени.

5 избранных фильмов: «Безрассудная любовь» (1968, L'Amour fou), «1: Не прикасайся ко мне» (1971, Out 1, noli me tangere), «Селин и Жюли совсем заврались» (1974, Céline et Julie vont en bateau), «Очаровательная проказница» (1991, La Belle noiseuse), «Попробуй узнай» (2001, Va savoir).

Анджей Жулавски (22.11.1940 – 17.02.2016)

Польско-французский кинематографист, чье художественное видение постоянно выливалось в такие противоречивые формы, что порождало скандал за скандалом. Обжив нишу дерзкого автора, не признающего табу и моральных догматов и тяготеющего к изучению пограничья между человеческим бытием и окружающими его мрачными безднами, Жулавски (который был известен также как писатель и супруг Софи Марсо) затем никогда эту нишу не покидал. Экспрессивный до эпатажа стиль снискал ему немало поклонников, более всего ценивших в нем сопротивление диктату коммерческого кино и мастерство, с коим он изображал свои безумные фантазии.

5 избранных фильмов: «Третья часть ночи» (1971, Trzecia część nocy), «Дьявол» (1972, Diabeł), «Одержимость» (1981, Possession), «Шальная любовь» (1985, L'Amour Braque), «На серебряной планете» (1988, Na srebrnym globie).

Ян Немец (12.07.1936 – 18.03.2016)

История чехословацкой Новой волны была бы вопиюще неполной без этого мастера, выпускника легендарной пражской киношколы FAMU. Ян Немец – такой же диссидент и жертва цензуры, как знаменитый Милош Форман, но за границей, куда он был вынужден уехать в середине 1970-х, ему не удалось ни отметиться серьезными достижениями, ни даже вообще полноценно заниматься кино. Что совершенно не мешает ему входить в число самых выдающихся деятелей чешской культуры последнего полувека – за мужество, яркие и самобытные ленты (включая хроники Пражской весны) и педагогический труд в FAMU по возвращении на родину в 90-х.

5 избранных фильмов: «Алмазы ночи» (1964, Démanty noci), «О торжестве и гостях» (1966, O slavnosti a hostech), «Мученики любви» (1967, Mučedníci lásky), «Пражская оратория» (1968, Oratorium pro Prahu), «Ночные разговоры с матерью» (2001, Noční hovory s matkou).

4
625
0