Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
4
21:26, 20 февраля 2016

Избранное кино месяца: январь 2016

Blog post image

Январь как предоскаровский месяц традиционно богат на крупные премьеры, и репертуар казахстанских кинотеатров распирало от фильмов-номинантов на главную заокеанскую кинопремию. Ведущую же во многих аспектах позицию в нем (репертуаре) занял, как мне представляется, «Выживший» с героическим Леонардо Ди Каприо

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту

Сразу оговорюсь, что не являюсь большим поклонником Гонсалеса Иньярриту, предпочитая творчество других асов мексиканского кино рубежа веков – Гильермо дель Торо, Альфонсо Куарона, Карлоса Рейгадаса, Альфонсо Арау. Но устоять перед напором «Выжившего» было сложно – уж очень веско, фундаментально и без присущих прежним работам Иньярриту замутнений это сделано.

«Выживший» воспринимается как высококлассный образец «физического кино», где на первый план выходит не столько игра актеров, сколько их умение справляться с нагрузками, тяготами и лишениями процесса создания фильма, которые в данном случае были запредельными. Энергия преодоления этих экстремальностей густо наэлектризовала фильм, сделав его схожим по магнетизму с шедеврами «Агирре – гнев божий» и «Апокалипсис сегодня», также снимавшихся в тяжелейших условиях.

Но помимо этого, «Выживший», который может (а многие считают, что должен) принести его создателю второй подряд «Оскар», а Лео Ди Каприо – долгожданный первый, силен далеко не только универсализмом показанной в нем истории мести, режиссерско-актерской «химией» и постановочными параметрами. Картина глубоко спиритуальна по своей природе, из-за чего обретает значительно больший объем, чем обыкновенно имеют сюжеты эпохи фронтира в стиле Джека Лондона и Фенимора Купера.

Blog post image

В фильме немало от метафизики «Мертвеца» Джармуша (тема перерождения героя, постоянного его пребывания на грани смерти, «медвежьи» мотивы и присутствие индейца-проводника, помогающего герою в его [духовном] странствии через негостеприимные территории Дикого Запада), от натурфилософских эпосов Терренса Малика (исследование таинства соприкосновения с дикой природой, звукам, дыханию и пульсу которой автор завороженно внимает) и от мрачности позднего Алексея Германа (безжалостная фиксация жестокости, насилия и физиологических деталей как константы и атрибута бытия, прямое вовлечение зрителя через крупные планы и взгляды персонажей – эффект «разрушения четвертой стены»). Вдобавок картина заметно тяготеет к традициям латиноамериканского магического реализма, аллюзии на который закономерно привнесли демиурги-мексиканцы – Иньярриту и феноменальный оператор Эммануэль Любецки. Участие же в проекте чуткого к культурологическим тонкостям японского композитора Рюити Сакамото помогло эту связь подчеркнуть.

Внешне приключенческое кино Иньярриту – о возвращении к жизни через цепочку чудовищных испытаний. Надо сказать, что название «Выживший» плохо передает смысл слова revenant, несущего в себе очевидное мистическое и потустороннее содержание, и обозначающего выходца с того света, призрак, прибывший из загробной реальности. И это вкупе с непрерывными чудесами спасения персонажа Ди Каприо парадоксальным образом намекает на допустимость и иной трактовки событий фильма – а именно как пред- или посмертных видений, возникающих в угасающем сознании умирающего или умершего героя (который, в соответствии с этой гипотезой, на самом деле погиб после схватки с медведем либо еще раньше, при нападении индейцев). Тем более, что когда видишь лицо Ди Каприо, искаженное страданиями и одержимостью, волей-неволей вспоминаются сыгранные им столь же темпераментные жертвы неврозов из «Авиатора», «Острова проклятых» или «Начала». Которые, как известно, были склонны запутываться в окружающих их фантомных лабиринтах, заодно запутывая нас.

ВЫЖИВШИЙ
The Revenant
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценарий Марк Л. Смит, Алехандро Гонсалес Иньярриту (по роману Майкла Панке)
Оператор Эммануэль Любецки
Музыка Алва Ното, Рюити Сакамото
Художник Джек Фиск
В ролях Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Домнал Глисон, Уилл Полтер, Форрест Гудлак, Пол Андерсон, Кристоффер Джонер, Джошуа Бердж
Anonymous Content, Appian Way, Monarchy Enterprises S.a.r.l., New Regency Pictures, RatPac Entertainment
США, 2015

Фильмы месяца по версии Sight&Sound

«Омерзительная восьмерка» Тарантино, любящий и умеющий переизобретать целые жанры и субжанры, в своей восьмой по счету постановке скрестил ревизионистский вестерн с детективом а-ля Агата Кристи, сделав на этом материале высказывание о противоречивости американской идентичности и окружающих ее мифов. На какую бы территорию режиссер не входил, он остается непревзойденным мастером лихо вязать и разрубать сюжетные узлы, озвучивать их сногсшибательными диалогами такой интенсивности, что порой за ними бывает непросто угнаться. Этого ключевого качества, при добавлении фирменных для Тарантино циничного юмора, синефильских отсылок и почти мультяшного гиньоля «Омерзительная восьмерка» не просто не лишена – здесь это все представлено даже в более, чем обычно, отшлифованном виде. И блеск еще ослепительнее благодаря разухабистому актерскому составу, шикарно стилизованной 70-мм картинке Роберта Ричардсона и неотразимой в своей олдскульности музыке Эннио Морриконе.

ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА
The Hateful Eight
Автор сценария и режиссер Квентин Тарантино
Оператор Роберт Ричардсон
Композитор Эннио Морриконе
Художник Ёхэй Танэда
В ролях Сэмюэл Джексон, Курт Расселл, Дженнифер Джейсон Ли, Уолтон Гоггинз, Демиан Бичир, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Брюс Дерн, Ченнинг Татум, Джеймс Паркс, Дана Гурье, Зои Белл, Дейв Джин Джонс, Кит Джефферсон, Крейг Старк
Double Feature Films, FilmColony
США, 2015

«Крид: Наследие Рокки» Седьмой фильм овеянной славой франшизы о Рокки Бальбоа вышел самым оригинальным и неожиданным в плане драматургии и режиссуры. Конечно, Слай Сталлоне уже не в том виде и возрасте, чтобы солировать, как три или четыре десятка лет назад. Но и отступив в сторону, его Рокки продолжает задавать узнаваемый тон истории, за счет чего та остается верной духу оригинала даже после переключения на другого главного героя. Достойное кино от Райана Куглера, режиссера «Станции Фрутвейл» с тем же Майклом Джорданом в центральной роли.

КРИД: НАСЛЕДИЕ РОККИ
Creed
Режиссер Райан Куглер
Сценарий Райан Куглер, Аврон Ковингтон (по роману Юбера Монтейе)
Оператор Марис Альберти
Композитор Людвиг Ёранссон
Художник Ханна Бичлер
В ролях Майкл Б. Джордан, Сильвестр Сталлоне, Тесса Томпсон, Филисия Рашад
Metro-Goldwyn-Mayer Pictures, Warner Bros. Pictures, New Line Cinema, Chartoff-Winkler Productions
США, 2015

«Убийца» Похоже, в XXI веке едва ли не каждый большой китайский/прокитайский киноавтор считает необходимым заново отдать дань жанру «усяпян», как правило – в рамках экспорта отечественной культуры на Запад. Так, у Ана Ли был «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», у Чжана Имоу – «Герой» и «Дом летающих кинжалов», у Джона Ву – две «Битвы у Красной скалы», у Вон Карвая – «Великий мастер» и т. д. Тайваньский спец по фестивальным драмам Хоу Сяосянь этот авторитетный список пополнил, сняв одну из самых красивых картин прошлого года со звездой азиатского мейнстрима Шу Ци в роли указанного в заглавии ассассина. Визуальная красота не единственное достоинство ленты, о чем красноречиво говорит тот факт, что по опросу критиков, который провел Sight&Sound, она удостоилась звания лучшей в 2015 году.

УБИЙЦА
Nie yin niang
Режиссер Хоу Сяосянь
Сценарий Чжон Ачен, Чу Тяньвэнь, Хоу Сяосянь, Ся Хаймэн (по рассказу Син Пэя)
Оператор Ли Пинбинь
Композитор Лим Гён
Художник Хуан Вэньин
В ролях Шу Ци, Чан Чень, Чжоу Юнь, Цумабуки Сатоси, Ни Дахун, Юн Мэй, Лэй Чженью
Central Motion Pictures, China Dream Film Culture Industry, Media Asia Films, Sil-Metropole Organisation, SpotFilms, Zhejiang Huace Film & TV
Тайвань/Гонконг/КНР, 2015

«В центре внимания» Марк Руффало, Майкл Китон, Рейчел Макадамс, Лив Шрайбер и другие видные актеры в драматическом триллере, который основан на реальном расследовании темных дел в высших административных и религиозно-публичных эшелонах, проведенном изданием Boston Globe в 2001 году и отмеченном Пулитцеровской премией. Сегодня работники сферы СМИ (и далеко ходить за примерами, к сожалению, не надо) уже прочно забыли, в чем заключается истинная суть их работы. И кино вроде этого возвращает нас к пониманию этой сути. Как отметил испанский критик Хавьер Оканья из El País: «Этот фильм – профессиональный и моральный гид по вопросам журналистской деятельности».

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Spotlight
Режиссер Том Маккарти
Сценарий Джош Сингер, Том Маккарти
Оператор Масанобу Такаянаги
Композитор Ховард Шор
Художник Стивен Эйч Картер
В ролях Марк Руффало, Майкл Китон, Рейчел Макадамс, Лив Шрайбер, Джон Слаттери, Брайан д’Арси Джеймс, Стэнли Туччи, Билли Крадап, Пол Гилфойл, Джейми Шеридан, Лен Кариу
Anonymous Content, First Look, Participant Media, Rocklin / Faust
США, 2015

4
853
0