Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
06:45, 14 мая 2016

Избранное кино месяца: апрель 2016

Blog post image

Апрельский кинотеатральный репертуар был слабее мартовского, но так оно обычно и бывает. На этом фоне лучше других картин, попавших в полноценный прокат, на мой вкус, выглядел фильм «Громче, чем бомбы». В перечне рекомендаций Sight & Sound, между тем, значилось только три ленты вместо четырех (рубрика «Фильм недели» брала паузу), зато какие – сплошные фавориты Канна-2015 и лауреаты множества кинопремий

Фильм месяца по версии «Феноменологии кино» – «Громче чем бомбы» Йоакима Триера

В заглавии «Громче, чем бомбы» (заимствованное название альбома группы The Smiths) заложено обещание громких страстей и грандиозных коллизий, но на деле это переданный спокойными мягкими красками, без пафоса и надрыва, без слащавости и педалирования фрейдистских коннотаций, но и без холодно-отстраненного психологизма взгляд на современную западную семью. Точнее – на частный случай семейной жизни и отношений между разными поколениями в рамках того, что принято называть средним классом.

Мать (Юппер) – фотограф-экстремал, находящая смысл бытия только в поездках в горячие точки, отец (Бирн) – тихий и рассудительный экс-актер, старший сын (Айзенберг) – молодой преподаватель колледжа, у которого только что родился первенец, младший (Друид) – трудный подросток-интроверт с задатками писателя. Разбитое на флэшбэки и снабженное появляющимся время от времени закадровым голосом и ассоциативными образами повествование сфокусировано на личных переживаниях героев, среди которых превалируют сдержанная тоска и тихая печаль.

Первая англоязычная работа норвежца Йоакима Триера (не то однофамилец, не то дальний родственник датского киномонстра) притворяется непритязательной голливудской мелодрамой – на то здесь и собраны американские актеры. Фильм кажется снятым по книге какого-нибудь модного современного автора из тех, что трудно отличимыми друг от друга штабелями заполонили полки книжных магазинов. И в то же время нельзя не ощутить, что ткань этой истории иная, куда более деликатная, чем в голливудских экранизациях, а ее «литературность» обманчива – в основе картины лежит оригинальный сценарий.

Эффект одновременной простоты и утонченности не дает отнести «Громче, чем бомбы» к рядовым фильмам. Есть в нем что-то неуловимо притягательное, причем откуда это берется – не очень понятно. То ли дело в атмосферности, то ли – в лишенной фальши интонации, то ли это просто хорошее актерское исполнение так удачно соединилось с видеорядом и музыкой. Как бы то ни было, такие фильмы свидетельствуют, что кино, осмысляющее сегодняшнюю жизнь, все еще сохраняет способность счастливо избегать двух крайностей – тяжелых убийственных рефлексий и оторванных от реальности инфантильных развлечений.

ГРОМЧЕ, ЧЕМ БОМБЫ
Louder Than Bombs
Режиссер Йоаким Триер
Сценарий Йоаким Триер, Эскиль Фогт
Оператор Якоб Ире
Композитор Ола Флёттум
Художник Молли Хьюз
В ролях Джесси Айзенберг, Габриэл Бирн, Изабель Юппер, Дэвин Друид, Эми Райан, Дэвид Стрэтхерн
Motlys, Animal Kingdom, Arte France Cinéma, Beachside Films, Bona Fide Productions, Canal+, Centre National de la Cinematographie (CNC), Ciné+, Fonds Eurimages du Conseil de l'Europe, Memento Films Production, Nimbus Film Productions
Норвегия/Франция/Дания/США, 2015

Фильмы месяца по версии Sight & Sound

«Новейший завет» Прошедшая в русскоязычном прокате в прошлом ноябре неполиткорректная до некоторой глумливости эксцентриада Жако ван Дормала (которого часто не совсем правильно именуют ван Дормель). Бельгийский постмодернист с цирковым прошлым снова применяет свой излюбленный кичево-трюковой стиль для философствований о религии, человеческом обществе, исчерпанности его морали. Результатом становится веселый эклектичный балаган, сплавляющий воедино мотивы левацкого европейского кинодискурса (а-ля Бунюэль и Феррери) с технологичными феериями в духе «Амели». Это, как отрекомендовала «Новейший завет» кинокритик Кэт Кларк, «фильм с большим сердцем и еще большим воображением».

НОВЕЙШИЙ ЗАВЕТ
Le tout nouveau testament
Режиссер Жако ван Дормал
Сценарий Жако ван Дормал, Томас Гунциг
Оператор Кристоф Бокарн
Музыка Ан Пьерле
Художник Сильви Оливе
В ролях Пили Груан, Бенуа Пулвоорде, Катрин Денёв, Франсуа Дамьен, Йоланд Моро
Terra Incognita Films, Climax Films, Après le Déluge, Juliette Films, Caviar, Orange Studio, VOO, BeTV, Radio Télévision Belge Francophone, BNP Paribas Fortis Film Finance, Belga Productions, Orange Cinéma Séries, Centre du Cinéma et de l'Audiovisuel de la Fédération Wallonie-Bruxelles, Fonds National de Soutien à la Production Audiovisuelle du Luxembourg, La Wallonie, Vlaams Audiovisueel Fonds, Screen Flanders, Le Tax Shelter du Gouvernement Fédéral de Belgique, Casa Kafka Pictures, Casa Kafka Pictures Movie Tax Shelter Empowered by Belfius, Belga Films Fund, Le Pacte
Бельгия/Франция/Люксембург, 2015

«Тысяча и одна ночь. Часть 1. Беспокойный» Португальское кино – явление из разряда «редко, но метко», подтверждением чего может служить творчество Мигела Гомеша. Его последняя на данный момент работа – многоуровневая, витиеватая, трудная для восприятия и осмысления (даже ускользающая от него) документально-фэнтезийная конструкция, отталкивающаяся от знаменитого свода арабских сказок, но твердо стоящая обеими ногами в сегодняшней действительности. «Этот фильм не является экранизацией «Тысячи и одной ночи», но лишь следует структуре известного текста, создавая сложносочиненный портрет современной Португалии во время экономического кризиса», – объяснили создатели суть своего проекта, который разбит на три части продолжительностью более двух часов каждая.

ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ. ЧАСТЬ 1. БЕСПОКОЙНЫЙ
As Mil e Uma Noites: Volume 1, O Inquieto
Режиссер Мигел Гомеш
Сценарий Телму Шурру, Мигел Гомеш, Мариана Рикарду
Операторы Мариу Каштаньейра, Сайомбу Мукдипром
Художник Артур Пиньейру
В ролях Мигел Гомеш, Кришта Алфайате, Бассиру Диалло, Луиш Лоурейру, Карлуш Лоурейру, Сабрина Лопеш, Маргарида Рабака, Адриану Луж, Анибал Фабрика, Руи Силва, Соня Виейра, Паулу Карвалью
O Som e a Fúria, Shellac Sud, Komplizen Film, Box Productions, ZDF, ARTE, Centre National de la Cinématographie (CNC), Instituto do Cinema e do Audiovisual (ICA)
Португалия/Франция/Германия/Швейцария, 2015

«Сын Саула» Хотя вопрос об этической стороне «искусства после Освенцима» актуален уже более полувека, холокост вновь и вновь подвергается художественным и прочим реконструкциям. Если в прошлом столетии были «Ночь и туман», «Пассажирка», «Маус», «Шоа» и «Список Шиндлера», то в нынешнем самым заметным явлением всерьез претендует называться венгерский «Сын Саула» (Шаула, если в оригинале). Режиссер Ласло Немеш создал сильное и страшное произведение, показав непридуманные события глазами одного из членов зондеркоманды – так назывались группы узников нацистских фабрик смерти, отбиравшиеся для работы по уничтожению трупов и остальных следов геноцида. Фильм, в значительной мере опираясь на духовные традиции кинематографа венгерского мэтра Белы Тарра (учителя Немеша) и беспощадность позднего творчества наших Элема Климова (в частности, «Иди и смотри») и Германа-старшего («Трудно быть богом»), не спекулирует на шоковых аспектах исследуемого материала и не пытается увлечь зрителя развитием сюжета, а просто заставляет его, следуя по пятам за своим героем, прикоснуться к кошмару, из которого нет выхода. Потрясающая картина, и очень печально, что у нас она не получила того внимания прокатчиков, которого заслуживает.

СЫН САУЛА
Saul fia
Режиссер Ласло Немеш
Сценарий Ласло Немеш, Клара Ройер
Оператор Матьяш Эрдей
Композитор Ласло Мелиш
Художник Ласло Райк
В ролях Геза Рёриг, Левенте Молнар, Урс Рехн, Тодд Шармонт, Ежи Вальчак, Гергё Фаркаш, Шандор Жотер, Балаж Фаркаш
Laokoon Filmgroup, Magyar Nemzeti Filmalap
Венгрия, 2015

Выбор прошлых месяцев с. г.:

Январь

Февраль

Март

0
642
0