Центральный музей железнодорожного транспорта Республики Казахстан.
Впервые посетил музей железнодорожного транспорта Казахстана, в родном городе Алматы. Музей основан в 1999 году и находится в здании Алматинского отделения дороги, АО Казакстан Темир Жолы. Музей был создан из личной коллекции почётного железнодорожника Казахстана Бейсена Шормакова.
Музей железнодорожного транспорта представляет собой несколько помещений на относительно небольшой площади. Внимание притягивает большой макет железной дороги в масштабе 1:87. На макете можно увидеть вокзалы станций Алма-Ата 2, Туркестан и Астана. Подвижной состав условный, точных копий Турксиба тут не представляли. Всё светится и движется, горят огнями сигналы светофоров и ездят поезда.
Вокзал станции Алма-Ата 2
Вокзал станции Туркестан
Вокзал станции Астана 1
Представлено много моделей подвижного состава крупного масштаба. Паровозы, электровозы, тепловозы, вагоны и путевая техника. К моему удивлению не оказалось модели паровоза Э-1441, который участвовал на открытии Турксиба. Так же не было модели массового паровоза Турксиба серии Л. На стендах стояли паровозы серий Эу, Еа, СО и другие. Электровоз ВЛ80С стоял в плачевном состоянии, такое впечатление что тут кто-то занимался вредительством. Тепловозы порадовали больше, наиболее удачные модели 2ТЭ10Л и ТЭ1. Остальные модели подвижного состава желали лучшего качества своего исполнения.
Паровоз серии Эу
Паровоз серии Еа
Паровоз серии СО
Электровоз ВЛ80С
Тепловоз 2ТЭ10Л
Тепловоз ТЭ1
Тележка пассажирского вагона
Стенд посвящённый вагонам и путевой техники был не менее интересен. Показана техника по укладке путей с неплохой детализацией. Так же были представлены инструменты, которые использовали при строительстве Турксиба. Отдельно выделен уголок для демонстрации оборудования связи. В общем, музей оказался очень интересным, если бы было больше времени, то я бы провёл в музее как минимум пару часов. Любителям железнодорожного транспорта очень рекомендую к посещению.
Крытый вагон
Самодвижущаяся машина для укладки рельсов
Железнодорожный переезд
Печатающее устройство
Оригинал статьи на моём сайте.
Популярное туристическое месте в Казахстане «Поющий бархан», которое вошло в шортлист Семи новых чудес природы.
Пою́щий барха́н — гора из песка светлых тонов, имеет длину до 3 км и высоту 150 м. Бархан расположен в коридоре между гребнями Джунгарского Алатау — Большого и Малого Калканов на территории национального парка Алтын-Эмель.
Расстояние от Алматы до бархана порядка 300 км. Первые 170 км до села Сарыозек отличной дороги, далее 80 км до села Басшы дорога в удовлетворительном состоянии. Последние 40 км идут по гравийной дороге «стиральная доска», где ехать меньше 80 км/ч технически не представляется возможным. На этой дороге мы встретили лису и дикое животное типа джейрана.
В селе Басши официально оплачивается пропуск для посещения Поющего бархана. Если есть сомнения заблудиться, там же могут предложить услуги гида. Мы понадеялись на GPS Гугл-карту и она не подвела. В некоторых местах были расхождения по грунтовым дорогам, но в итоге они все ведут к цели.
Наша команда
Безусловно меня удивила эта гора песка тем, что это находится не в песчаной пустыне. Так же тем, что песок постоянно сыпется с гребя на одну сторону, при этом бархан не мигрирует. Удалось услышать шум бархана, которое называют пением. Звук похож на шум винтового самолёта, при этом присутствует ощущения вибрации бархана.
Бархан образовался в результате выдувания песков с отмелей реки Или. В данной части долины реки Или (между Калканами и горами Богуты и Сюгаты) дует сильный ветер, который поднимает с речных отмелей тучи песчаной пыли. У Большого и Малого Калканов, стоящих под небольшим углом друг к другу, ветер встречает препятствие и, ослабев, оставляет песок. Так, за многие тысячелетия, выросла громадная песчаная гора. Бархан не кочует по равнине, несмотря на зыбкость песка и сильные ветры, а остаётся на месте вот уже несколько тысячелетий. (источник Википедия)
Размеры бархана внушительные, высота 150 метров. Покоряли его по гребню, чем дальше, тем было сложнее идти. К вершине песок становился более сыпучим. С несколькими остановками мы добрались до верха. Наверху постоянный сильный ветер. Сидеть невозможно, ветер поднимает песок и сыпет в лицо. Фотографировать было не просто, постоянно стремились камеру держать как можно выше.
Кустарник саксаула
Место стоит посещения, но на мой взгляд не более одного раза, так как грунтовая дорога выматывает очень сильно. В Казахстане бесполезно задаваться вопросом, за что берут при въезде деньги? Если даже нормальную дорогу сделать не могут, хотя бы отсыпанную щебнем. Ведь расстояние по ней выходит 80 км в оба конца. Таким образом народное достояние делают труднодоступным для большинства, чьи автомобили не предназначены для этих целей.
Оригинал статьи на моём сайте.
Столица Казахстана, где атмосфера перспективы, развития и будущего. Тут воплощаются все самые амбициозные планы, реализуются интересные и необычные проекты.
Первые впечатления от нынешней казахстанской столицы: это просторные и чистые улицы, единый архитектурный ансамбль, свежий воздух, отсутствие смога, отлаженный общественный транспорт и прекрасное настроение горожан растущей столицы!
Моё правило — в новых местах посещения, увидеть больше положительных моментов, а негатив будет замечен сам собой и специально его искать не нужно.
Прогулку по Астане началась от Хан Шатыр в сторону резиденции президента по центральной осевой линии центра города. Именно тут я сделал фотографии того, что увидел по этому пути. Остальное наблюдал через окно автобуса, где фотографировать город было не удобно. В автобусной поездке я понял, что очень много интересного пропустил мимо объектива фотоаппарата.
Чем примечательна Астана? Совершенно новые и современные районы города на месте старого советского Целинограда. В центральной части нет старых сталинок, хрущёвок и брежневок, тут всё новое. Старые дома остались в стороне от центра, но я там не был, в данном случае это меня не интересовало. Стоит отметить как преимущество чистый воздух и постоянный освежающий ветерок. Моё мнение — лучше ходить в пиджаке или куртке, чем в майке на юге страны и при этом потеть спасаясь под нондиционером. Пугали рассказами о суровой астанинской зиме, жаль зимой тут не бывал, ничего сказать не могу. Хотя от людей слышал, что морозы в Астане переносятся легче, чем в Алматы. Астана географически очень близка к Сибири.
Первым объектом астанинского фоторепортажа стал самый большой шатёр в мире «Хан Шатыр» архитектора Нормана Фостера. Торгово-развлекательный центр на 127 тысяч квадратных метров. На русский язык переводится «Хан среди шатров». Высота со шпилем 150 метров. Главная изюминка Хан Шатыра — пляжный курорт с тропическим климатом, растениями и температурой +35 градусов круглый год, песок сюда привезен с Мальдив.
Хан Шатыр видно с очень большого расстояния из-за своих больших размеров. Очень впечатляет вид на шатёр изнутри. По центру стоит аттракцион, который поднимает желающих по купол шатра и опускает вниз со скоростью свободного падения.
Идём дальше, через парк «Гашыктар», проходя через арку популярного административного здания с позолоченными стёклами к улице Нуржол, тут же Водно-зеленый бульвар. На этой улице разместилось очень много узнаваемых зданий Астаны и достопримечательностей. Много интересных экспозиций и множество малых архитектурных форм. По всему городу многое напоминает о проходящей в этой время международной выставке EXPO 2017, о ней подробнее можно узнать в статье «EXPO 2017». Тут же на Нуржоле один из самых популярных объектов среди туристов башня «Байтерек». Заканчивается улица резиденцией президента «Ак Орда». Прогулку по этой улице рекомендую включить в программу посещения для гостей столицы.
Панорама улицы Нуржол. Здания компании ОА «Казахстан Темир Жолы» (прозвище «Зажигалка») и бизнес-центр «Изумрудный квартал».
Жилой комплекс «Северное сияние»
Фотографии в Астане получаются очень яркими и выразительными. Здесь часто объёмное и насыщенное облаками небо. Погода меняется очень быстро и в этом есть свои плюсы.
Город был основан в 1935 году. В Астане проживает один миллион жителей. Высота над уровнем моря 350 метров. Название города менялось 4 раза: Акмолинск, Целиноград, Акмола и Астана. Название «Астана» означает с перевода на русский язык «столица».
Монумент «Астана-Байтерек». Высота 1сооружения 105 метров, диаметр шара 22 метра. Внутри шара располагаются бар и панорамный зал.
Гостиница «Пекин Палас Soluxe Hotel Astana»
Жилой комплекс «Водно-Зеленый бульвар»
Дом министерств
Верховный суд Республики Казахстан
Резиденция президента «Ак Орда»
Панорама на Дом министерств и Правительство Республики Казахстан
Река Ишим, на фоне жилые дома.
Самое больше в мире здание в виде шара на международной выставке «EXPO 2017»
Строит обратить внимание на общественный транспорт, в частности на автобусы. Столичные автобусы очень порадовали новыми моделями с удобным расположением дверей и низкими полами. Новые, мощные, современные! Движение автобусов организованно не плохо, автобусов много, культура вождения несравненно лучше, чем в Алматы. Водители и кондукторы носят спец форму, так же указанны их имена. Некоторые автобусные остановки оснащены закрытыми стеклянными помещениями с отоплением в зимнее время. На остановках присутствуют электронные табло. Отмечу, что астанинские автобусы — лучшие в Казахстане!
Irisbus Citelis 12M
Автобус ГолАЗ-6228
Irisbus Citelis 18M
Улица Нажимеденова, вид с нового строящегося района.
Принято считать, что город начинается с вокзала, у Астаны в этом случае всё в порядке. Новый железнодорожный вокзал «Нурлы Жол» очень удивил своим необычным современным дизайном и удобством, подробнее об этом в статье «Вокзал «Нурлы жол». В этом же году появился новый аэровокзал столичного аэропорта.
Интерьер вокзала «Нурлы Жол»
Новый аэровокзал международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев»
Самые яркие впечатления на международной выставке EXPO 2017 в Астане.
Посетив Астану летом 2017 года, нельзя было пропустить главное событие республики. В столице проходила международная выставка EXPO 2017. Хотел бы выразить лишь самые яркие впечатления, потому как рассказывать о всех деталях выставки не вижу смысла.
Общая информация:
Экспо-2017 Астана — международная специализированная выставка, признанная Бюро международных выставок, которая проходит в столице Казахстана городе Астана с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Тема выставки «Энергия будущего».
Пройдя на выставку я увидел, на большой территории разместились несколько павильонов необычной архитектурной формы. В плане, весь комплекс из зданий выполнен в виде круга. В центре казахстанскй павильон «Нур Алем» (Нұр Әлем) в виде шара.
Это самое большое сферическое здание в мире, его диаметр 80 метров, высота 100 метров. Уникальность конструкции заключается в том, что это первое в мире здание в форме полной сферы.
Вокруг павильона «Нур Алем» расположены здания полукруглой формы. В них расположились выставочные стенды от стран участников EXPO 2017, а это 115 стран и 22 международных организаций.
Вестибюль павильона «Нур Алем»
Павильон «Нур Алем» был первый, который я посетил. При приближении к нему удивляет размер этого сооружения. Подняв голову в непосредственной близости посещает чувство огромной нависающей скалы. Внутри всё в стиле «хай-тек», так как назначение всего — энергия будущего. Внутри шара несколько уровней. Экскурсия начинается с подъёма на лифтах к самому верхнему уровню. Именно сверху начинается экскурсия по всему павильону с постепенным спуском вниз. Каждый уровень представляет собой демонстрацию определённого вида энергии, энергия солнца, воздуха, воды и так далее.
Лифты внутри павильона «Нур Алем»
Произвели впечатление лифты. Панорамные и скоростные лифты очень быстро поднимают до самого верха на высоту почти в сто метров. Глядя в лифтовую шахту невольно возникает чувство боязни высоты. Надо учесть, что многие ограждения прозрачные и выполнены из стекла.
Следующим испытанием было хождение по стеклянному мостику над пропастью высоты всего шара. Стоит знать о том, что эта конструкция из стали и стекла выполнена в виде консоли.
На выставке было очень много посетителей. Сложилось впечатление, что каждый житель Казахстан посчитал своим долгом посетить ЭКСПО. Не смотря на это, организаторы справлялись, в целом был порядок.
Выставочные стенды оказались очень интересными. Большая информация была выставлена на обозрение. Если изучать её в полном объёме, то это будет целый день только для павильона Нур Алем.
Проходя через очередной уровель павильона, мне повезло посмотреть аттракцион «Колесо энергии». Такой же аттракцион я смотрел в другом место и он назывался «Колесо смерти». Зрелище было захватывающим. Двое акробатов раскручивали колесо и волняли акробатические трюки.
Аттракцион «Колесо энергии»
На некоторых выставочных экспонатах можно было принять участие любому посетителю, к примеру на стенде с велосипедами устраивались соревнования на скорость, при этом вырабатывая энергию.
Так же посетил другие павильоны. Очень много стран приняли участие в выставки и их стенды были неповторимыми и интересными. Понравился весь выставочный комплекс ЭКСПО, различные малые архитектурные формы, навесы, клумбы, эстрады не оставили меня без ярких и запоминающихся впечатлений. В целом выставка EXPO 2017 очень понравилась!
P.S. Согласно концепции поствыставочного использования, по окончанию «Астана «ЭКСПО-2017» «Нұр Әлем» станет «Музеем будущего» и продолжит функционировать как туристический объект.
Оригинал статьи на моём сайте.
Летом 2017 года в столице Казахстана открылся новый железнодорожный вокзал «Нурлы жол»
Макет вокзала
Это первый вокзал в Казахстане с необычным архитектурным решением. Поезда заезжают непосредственно в здание, где пассажиры выходят на платформы, тут же находится зал ожидания, торговые бутики, закусочные и паркинг для автомобилей.
Новый вокзальный комплекс – это шестиконечное здание общей площадью 126 тыс квадратных метров. К нему подведено шесть приёмо-отправочных путей. Посадка и высадка пассажиров производится на уровне третьего этажа. Пропускная способность составит до 35 тыс пассажиров в сутки.
Необычное впечатление создают несколько уровней по высоте. С самого низа располагается большой паркинг на 740 автомобилей, выше платформы с поездами, ещё выше просторный вестибюль, магазины и закусочные. Так же по нижнему уровню, через здания вокзала проходят две городские улицы.
Станция «Астана-Нурлы Жол», где и находится вокзал, тупиковая. Пути подходят от существующей железнодорожной линии со стороны станции Астана. Часть путей, в городской черте проходят по эстакаде. Транзитные поезда не прибывают на новый вокзал Нурлы жол. Код ЕСР станции: 710507.
Вестибюль
Торговые бутики
Кафе и закусочные
Один из нескольких стендов для зарядки гаджетов
Платформы выполнены с высотой для поездов Тальго. Для Казахстана, где производится данный тип подвижного состава, платформы с такой высотой становится новым стандартом. Для посадки и высадки пассажиров с вагонов старого стандарта, никаких трудностей не представляет.
Пригородный электропоезд № 802 Астана-Нурлы Жол — Павлодар
Поезд № 19 Атырау — Астана-Нурлы Жол
Прибытие пригородного электропоезда № 855 Караганды — Астана-Нурлы Жол
Прибытие пригородного электропоезда № 804 Атбасар — Астана-Нурлы Жол, электропоезд движется по эстакаде
Оригинал статьи на моём сайте.
В августе 2017 года, региональный перевозчик авиакомпания Qazaq Air совершила свой первый рейс из столицы Казахстана в Жезказган.
Крупнейший центр металлургии меди Казахстана, а так же географически самый центральный город республики Жезказган стал более доступным благодаря новому авиасообщению Астана — Жезказган от компании Qazaq Air.
АО «QAZAQ AIR» — это региональная авиакомпания для обслуживания внутренних маршрутов в Казахстане, 100% акций которой принадлежит АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына».
Перелёт длился около часа. В аэропорту Жезказгана традиционно, как и полагается для первых рейсов ожидала «водяная арка». Далее на перроне состоялась торжественная встреча самолёта с первыми пассажирами из Астаны. В здании аэровокзала аэропорта прошла пресс-конференция по поводу открытия нового рейса, на которой присутствовали представители авиакомпании Qazaq Air, международного аэропорта Жезгазган и администрации города. На встрече было отмечено, что в связи с новым рейсом в Жезказган, у города появятся новые перспективы не только для более комфортной и быстрой транспортировки пассажиров с столицу, но и развития туризма в этом регионе.
Водяная арка, вид из самолёта
Представители авиакомпании Qazaq Air, международного эропорта Жезказган и администрации города
Участники пресс-конференции: Сергей Хецуриани, Тогызбай Тажбенов, Зина Акилбекова, Мингалий Ахмадиев, Нурлан Жакупов, Адель Даулетбек.
первый заместитель генерального директора АО АК «Zhezkazgan Air» Мингалий Ахмадиев
директор департамента по связям с общественностью АО «Qazaq Air» Сергей Хецуриани
В переводе с казахского языка «Жезқазған» означает «место, где копали медь».
Жезказга́н (каз. Жезқазған) — город в Республике Казахстан. До мая 1997 года был центром (впоследствии упразднённой) Жезказганской области, ныне — город областного подчинения Карагандинской области.
Аэропорт Жезказгана носит статус международного. ВПП с асфальтобетонным покрытием 2600 х 42 м. Категория I (первая), код DZN/UAKD. Построен в 1971—1973 годах, а в 1985 году — новый аэровокзал, способный обслуживать до 200 пассажиров в час.
По мимо главного события первого рейса в Жесказган авиакомпании Qazaq Air, так же хотелось бы отметить первое появление нового типа самолёта Bombardier Q400. Для данного перелёта этот тип самолёта очень выгодный в плане его регионального назначения, пассажировместимости и расхода топлива. Воздушные суда данного типа являются очень удобными для региональных перелётов по Казахстану, что является преимуществом авиакомпании Qazaq Air.
Bombardier DHC-8 / Q серия или Бомбардье Дэш 8 (также обозначается как DHC-8) — канадский двухмоторный, турбовинтовой, ближнемагистральный, военно-транспортный, пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускаемый канадской авиастроительной компанией de Havilland Canada.
Данный самолёт серии Q400. Увеличенная модификация, 70-78-местный пассажирский самолёт. Q400 NextGen Модификация с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой, с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.
Ознакомление технического персонала аэропорта Жезказган с новым типом воздушного судна
Оригинал статьи на моём сайте.
В рамках деловой поездки в Павлодар, у меня нашлось несколько часов, чтобы посмотреть город. Павлодар оказался не большим городом, поэтому все достопримечательности я увидел пройдя по набережной и немного по центру.
Павлодар оказался не большим городом, тут проживает около 350 тысяч человек. Чтобы пройти по его центраной части и набережной достаточно будет часа три. В целом, первые впечатления о городе хорошие!
Павлода́р (каз. Павлодар (инф.)) — город, находящийся в северо-восточном Казахстане, в 450 км к северо-востоку от столицы страны города Астана, и в 405 км к юго-востоку от российского города Омск на реке Иртыш, административный центр Павлодарской области. В физико-географическом отношении Павлодар находится на Западно-Сибирской равнине. (источник Википедия).
Набережная на реке Иртыш
На живописных аллеях вдоль набережной встречается много любителей спорта, велосипедистов и занимающихся бегом. Не смотря на большое количество заводов, воздух мне показался чистым, смога не замечал даже с самолёта. Хотелось бы отметить, что самочувствие в Павлодаре у меня было великолепным, возможно это объясняется здешним климатом и низкой высотой над уровнем моря.Город расположен на правом берегу реки Иртыш. Прогулка вдоль набережной представляет возможность насладиться видами широкой и красивой реки. В эти пейзажи очень гармонично вписался железнодорожный мост, при этом стоит заметить, что от проезжающих по нему поездов доносится грохот практически по всей городской набережной. Сооружений на набережной не много, лишь у центральной части города есть места для прогулок и пляж. Так же есть места для сооружения эстрады на время мероприятий. Тут же недалеко есть места без застроек, где можно прогуляться и порыбачить.
Аллея на улице Айманова
Железнодорожный мост
Теплоход «Экибастуз», тип Москва, проект Р-51Э
Теплоход «Тайфун», тип Ярославец, проект РВМ-376У
Погода очень не предсказуемая, сильный дождь может быстро поменяться на солнце и наоборот. Поразила очень низкая облачность и очень громкий звук грома. Это меня удивляет возможно потому, что я никогда не жил в подобных широтах планеты. Схожий климат и облака я видел в средней полосе европейской части России. В Павлодаре, в июне месяце необычно долгие и красивые закаты солнца. Климат и природа резко отличается от Алматы, несмотря на расстояние всего 1000 км.
Город относительно чистый, мусора на улицах особо не замечал. Посажено много сосен, что придаёт улицам Павлодара очень красивый вид. Много песка, он тут всюду, что говорит о местных песчаных грунтах. Слабо решены пешеходные зоны, тротуары можно встретить далеко не везде, часто тротуары прерываются тропами. В период дождей, для пешеходов это большие неудобства. После ливня на улицах Павлодара остаются большие лужи, деваться им некуда, ливнёвая канализация в виде канав и арыков отсутствует. Автомобили ездят по этим лужам не сбавляли ход, накрывая всё вокруг большой волной. Однако мне повезло, все проезжающие мимо меня вежливо сбавляли ход чтобы не обрызгать.
Здание на улице Академика Сатпаева, 136
Дворец школьников им. М.М. Катаева
Мечеть имени Машхур Жусуп
Мечеть имени Машхура Жусупа (каз. Мәшһүр Жүсіп мешіті) — мечеть на 1500 мест.
Здание мечети построено в форме восьмиконечной звезды размером 48×48 метров, высота минаретов — 63 метра, высота купола с полумесяцем — 54 метра. Купол мечети — небесного цвета, выполнен в форме шанырака. Высота купола мужского зала молитвы на 1200 мест — 33 метра, диаметр — 30 метров. Общая площадь мечети составляет 7240 м². Два этажа основного здания и минареты выполнены из кирпича, купол — из металлических конструкций.
Полагаю, что одной из достопримечательностей Павлодара является трамвай. Трамвайный транспорт тут развит не плохо. Трамваи ходят по многим улицам города с хорошей периодичностью. На фоне закрытия движения Алматинского трамвая, Павлодарский трамвай мне показался прогрессом развития города. В этом плане Павлодар круто обошёл Алмату.
Трамвай КТМ-8 71-608КМ, маршрут № 6, улица Мира
Павлодарский трамвай открыт 18 октября 1965 года. На сегодняшний день является крупнейшей трамвайной системой в Казахстане. Общая длина контактной сети составляет 89 км. Трамвайный парк насчитывает 115 пассажирских трамваев.
При общении с павлодарцами я отметил их приветливость и гостеприимство. По наличию большого количества дач вокруг Павлодара, стоит полагать, что павлодарцы большие любителя огородов. Дачи сохранились в своём классическом «дачном» виде с советских времён, небольшие и аккуратные домики на ухоженных участках.
Хотелось бы отметить, что я впервые оказался в Сибири. Павлодар оказал на меня приятные впечатления своей набережной Иртыша и благоприятным климатом.
Из Алматы, в обед, мы выехали на поезде «Алматы — Астана» и в Караганде мы были в 7 утра. Купили билеты в купе, мест было много даже на нижних полках, что нас сильно удивило, так как в Астане проходит выставка ЭКСПО. На многих станциях, таких как Отар и Чу поезд не останавливался. Перевозчик КТЖ (Казахстан Темир Жолы) оказался в принципе нормальным, ездить можно.
В Караганду прибыли с небольшим опозданием. Выходя из поезда, на соседнем пути заметили новую электричку ЭП3Д сообщением «Караганды — Астана-Нурлы Жол» и побежали фотографировать её с пешеходного моста. Вскоре состоялась встреча с карагандинскими коллегами по интересам к железной дороге Валерием и Денисом. С ними же мы отправились прогуляться по перегону от станции Караганды в сторону Майкудука и сделали несколько фотографий поездов.
Электропоезд ЭП3Д-0003, поезд № 853 Караганды — Астана-Нурлы Жол
Электровоз KZ4AT-0005, поезд № 151 Алма-Ата 1 — Астана-1
Электровоз KZ8A-0035
План путешествия был тщательно расписан по часам. Был составлен маршрут, учитывающий погоду, расположение солнца и достопримечательности. Погода оказалась намного лучше, чем прогнозировалась синоптиками. Вместо облачности после обеда, весь день светило солнце. На наше удивление в Караганде была очень сильная жара, даже тень толком не спасала. Это было очень не кстати, учитывая ещё бессонную ночь в поезде и общую усталость. Но план есть план, оставалось терпеть и двигаться вперёд.
Караганда́ (каз. Қарағанды) — город в Казахстане, центр Карагандинской области. Является крупным индустриально-промышленным, научным и культурным областным центром. Статус города Караганда получила 10 февраля 1934 года. Находится в центральной части Казахстана. Караганда занимает площадь 550 км² и является 4-м городом по населению, уступив в начале 2000-х, 2-е место после Алма-Аты: Шымкенту и новой столице Астане. Административно город разделён на два района: им. Казыбек би и Октябрьский. Местными органами управления являются городской акимат и городской маслихат. В Карагандинской области работают крупные предприятия по добыче угля, предприятия машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности. В городе большое количество предприятий транспорта, образования, науки, культуры и связи. На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших промышленных, экономических, научных и культурных центров Казахстана. (источник Википедия)
Прогулка по городу началась с памятника космонавтике в сквере «Шалкыма». Далее мы отправились мимо одноимённого концертного зала к одной из главной улиц города к проспекту Бухар-Жырау. На бульваре Мира у вывески «В феврале 1934 года присвоен статус города» и на фоне молодых художников-студентов мы сделали снимок на память. Далее один из самых узнаваемых монументов Караганды — «Шахтёрская Слава», созданный в 1975 году скульпторами А. Билыком и А. Малковым. Нельзя не обратить внимание на множество надписей и панно с советских времён, которые размещены на жилых домах.
Памятник космонавтике
Презентацию приурочили к 20-летию Независимости и 50-летию первого полета человека в космос. Эта композиция видна издалека и состоит из двух частей: четырехметровой фигуры космонавта и шпиля высотой в 36 метров. Человек в скафандре профилем напоминает первого космонавта Юрия Гагарина. Позади него дуги, которые символизируют орбиты, по которым вращаются планеты. Рядом шпиль со звездой. Автор проекта и скульптор «поиграли с солнцем» — вылили фигуру космонавта не из бронзы, а из алюминия. И теперь когда на нее попадают солнечные лучи, космонавт сверкает.
Здание на улице Ленина, 12
Концертный зал «Шалкыма»
Здание концертного зала «Шалкыма», откуда отправлялись на фронт сформированные в Караганде войсковые части. Здание явля¬ется памятником истории и архитектуры, связано с событиями Великой Отечественной войны. Имеет важное значение в оформлении ансамбля центрального участка застройки первоначальной части города.
Построен в 1939 г. Архитекторы: Калмыков и Ритт.
На бульваре Мира
Здание на проспекте Бухар Жырау, 30
Монумент «Шахтёрская Слава»
Караганда оказался очень приятным городом для прогулок. Понравилась планировка города, большие и широкие улицы, много бульваров и скверов. Центральная часть города состоит из красивого архитектурного ансамбля, преимущественно состоящего из зданий старых построек. В сравнении с другими городами Казахстана, центр города неплохо сохранился в первозданном генплане, очень мало дополнительно построенных зданий. Стоит отметить, что в городе осталось много улиц со старыми названиями улиц, такие как бульвар Мира, улица Ленина, улица Войнов-Интернационалистов.
Пройдя через Центральный парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ, мы оказываемся у детской железной дороги, которая являлась основной целью нашего путешествия. Примечательность этого объекта в том, что она уцелела до наших дней в том виде, в котором была, а именно с настоящим поездом узкой колеи 750 мм. Таким достижением, похвастаться сможет не каждый город. Во многих городах детские железные дороги утратили свои узкоколейные поезда, были заменены на современные игрушечные, а в некоторых городах и вовсе детские узкоколейки были разобраны.
На станции Арман (бывшая Комсомольская) мы увидели поезд, представляющий собой тепловоз ТУ2-111 и три пассажирских вагона типа ПВ051 1986 года. Было заметно, что тепловоз с вагонами и станция недавно окрашены и приведены в аккуратный вид. До начала работы железной дороги оставался почти час. За это время мы обошли весь поезд вокруг и рассмотрели все детали. Состояние подвижного состава, как и всей детской железной дороги было очень хорошим.
Тележка тепловоза ТУ2-111
Тележка вагона ПВ051
«Касса»
Из истории Карагандинской детской железной дороги:
Детская железная дорога была построена летом 1956 года и была опробована в День шахтёра, официальное открытие состоялось 1 мая 1957 года. Первоначально протяжённость дороги составляла 1800 метров и действовали две станции: Комсомольская (сейчас Арман), где находилось управление дороги, и Пионерская.
В 1980-х годах был построен новый участок в виде петли южнее станции «Пионерская» и открыта новая станция возле зоопарка.
Детская железная дорога работала в качестве учебно-воспитательного учреждения до конца сезона 2001 года. Осенью 2001 года она была снята с баланса национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы» и законсервирована.
В 2004 году, в честь столетия железных дорог Казахстана, детская железная дорога возобновила работу в качестве аттракциона.
В 2006 году движение вновь было прекращено. В 2007 была проведена реконструкция с целью возобновления движения. 1 мая 2008 года детская железная дорога возобновила свою работу.
Подвижной состав много раз менялся. С начала функционирования единственным локомотивом был паровоз. В начале 1960-х он был заменён на тепловоз ТУ2-115. В начале 1970-х годов парк подвижного состава пополнился тепловозом ТУ2-037. В конце 1980-х годов железная дорога получила тепловоз ТУ2-111, ранее принадлежавший Кустанайской ДЖД, который и эксплуатируется до сих пор.
Колея железной дороги — 750 мм. Протяжённость — 5,1 км
К 11 часам появились работники железной дороги и начали готовиться к открытию. В это время мы познакомились с машинистом и другими сотрудниками. Объяснили кто мы и с какой целью сюда приехали. Они были приятно удивлены нашему необычному интересу к железной дороге и к узкоколейке в частности. Нам удалось проникнуть внутрь тепловоза ТУ2 и сделать фотографии кабины с машинным отделением.
Набрав немного пассажиров, наш поезд отправился. Ехали не спеша по заросшей травой узкоколейке. Очень понравился гудок тепловоза ТУ2, своим звучанием он напомнил локомотивы старого поколения. Вспомнились впечатления из детства, когда мы катались в таких же вагонах по детской железной дороге, вот только не хватало детской команды южных железнодорожников. Эта долгожданная поездка на детской узкоколейки была тем самым моментом, ради которого мы ехали тысячу километров от дома.
Далее по предварительной договорённости, поезд сделал две остановки для фотографирования. Мы сами выбрали места для съёмок и позицию поезда по отношению к освещению и окружению. Фотографии получились отличными, как мы и ожидали. Надеюсь, что они отразят эти яркие моменты в истории Карагандинской детской железной дороги.
Интерьер вагона ПВ051
Нельзя не сказать о работниках детской железной дороги. Машинист является бывшим машинистом на настоящей железной дороги, в данное время на пенсии. Заметно, что все работники относятся к этой железной дороге очень бережно, постоянно поддерживают в хорошем техническом состоянии. Таким делом могут заниматься лишь те люди, которым это не безразлично.
Мы покинули парк и направились далее по плану путешествия. Прошли у Дворца культуры горняком, мимо Стеллы Независимости и рядом с ЦУМом. На улице Нуркена Абдирова посетили памятник «Где-где?» — «В Караганде!»
Дворец культуры горняков
Зрительный зал на 1000 мест оформлен богатой рельефной орнаментировкой стен, карнизов и пластичного многоплоскостного потолка с плафоном, выполненным в технике росписи. Малый зал на 350 мест оформлен тематической фресковой росписью. Главный вестибюль связан парадными лестницами с большим светлым фойе перед зрительным залом. Здание построено в кирпиче, фасады отделаны терразитом, цоколь облицован гранитом.
Построен в 1950 г., Архитекторы: И.И. Бреннер, Я.А. Яноша
Стелла независимости
Открыта к 20-летию независимости Республики Казахстан. Сооружена приблизительно на том же месте, где был установлен памятник Ленину.Венчает стелу орел, сидящий на шаре, и солнце, как символы независимости. На четырех углах стелы расположены «Тулпары». Между их крыльями установлены медальоны, а на фасаде стелы — Герб Республики Казахстан и цитата Главы государства о Независимости. Все навесные элементы покрыты сусальным золотом. Высота стеллы 47 метров.
«Где-где?» — «В Караганде!»
Идея создания памятника известной во всем мире крылатой фразе «Где-где?» — «В Караганде!» принадлежит шоумену Бари Алибасову, уроженцу Казахстана. Впервые Алибасов сказал об этом в 1999 году в своей телевизионной программе «Бредни Бари». Памятник представляет собой столб с указателями «Москва», «Астана» и «Караганда», а также 2 фигуры мужчин, расположившихся по обеим сторонам от столба. Один, со стоящим рядом чемоданом, вглядывается вдаль, олицетворяя собой вопрос «Где это я?», а второй, присевший и разводящий руками, как бы отвечает: «В Караганде!» За безмолвным диалогом наблюдает символ города — сурок.
Посетили два религиозных объекта. Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской Матери всех народов и Карагандинскую областную центральную мечеть. Оба здания меня впечатлили своими размерами и расположением. Католический собор выполнен в виде комплекса, основного помещения в готическом стиле и рядом стоящих корпусов. В общем, архитектурный комплекс выглядит очень интересно. Из далека он чем-то напоминает средневековый замок Европы. Мы прошли во внутрь Собора и увидели красивый интерьер зала для проповедей, однако фотографировать не стали, тем самым не нарушая правила посещения.
Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской Матери всех народов
Церковь служит кафедральным собором Карагандинской епархии, возглавляемой епископом Аделио Дель’Оро. Самый большой католический собор в Казахстане.
Карагандинская областная центральная мечеть размещается в Этнопарке им. 10-летия Независимости Казахстана. Мечеть красивой восточной архитектуры и внушительных размеров гармонично расположилась в большом этнопарке. Хотелось бы подчеркнуть очень грамотное и удобное расположение мечети. В этом плане Караганда мне показалась очень удачной по продуманности планировки города. Как и исторический центр, так и новые центральные районы продуманны очень хорошо и могут послужить примером для большинства городов Казахстана.
Карагандинская областная центральная мечеть
Одна из крупнейших мечетей Казахстана.
Торжественное открытие мечети с участием президента РК Н. А. Назарбаева состоялось 20 ноября 2011 года. Крупнейшее культовое сооружение в Центральном Казахстане.
Мечеть трёхэтажная, высота четырёх минаретов составляет 51 метр. Кроме того, над мечетью главный купол высотой в 12 метров и 8 малых куполов. На первом располагаются зал бракосочетаний, столовая, комнаты омовения мужчин и женщин с гардеробными. На втором этаже мужской молельный зал на 3200 человек, на третьем женский молельный зал на 800 человек. Мечеть в традиционном стиле украшена казахскими орнаментами. Окна витражные. При оформлении интерьера все изделия, от художественной керамики до резных решеток, изготовлялись местными мастерами. За образец для оформления были взяты мечети Аравии, а также мечеть в городе Куала-Лумпур (Малайзия). При строительстве были применены инновационные энергосберегающие технологии.
Городской общественный транспорт Караганды представлен в виде автобусов. Есть новые автобусы китайского и российского производства и есть старые от немецкого производителя. Стоимость проезда, как и в Алматы 80 тенге. Неоднократно наблюдались конкурентные отношения между водителями в виде выяснений отношений между собой.
Mercedes-Benz O405
Yutong ZK6118HGA
Такси в Караганде вытянутой рукой не остановить. Это я понял простояв у обочины несколько минут. Удивили такси стоящие без клиентов, которые отказывались везти без предварительного вызова. Вызывать такси по указанному номеру и мобильному приложению я не стал принципиально. Тут же хотелось бы подчеркнуть, что со стороны водителей автобусов, контролёров и таксистов нет никакой гостеприимности по отношению к туристам. Зато прохожие карагандинцы общались очень хорошо и гостеприимно.
«Караганде образцовый порядок , высокую культуру»
Железнодорожный вокзал на станции Караганды
По итогам однодневного посещения Караганды, впечатления о городе остались положительными. Не считая своего родного города Алматы, Караганда оставила впечатления лучшего города Казахстана. Это лично моё мнение, которое сложилось из списка городов, которые я посетил. Очень надеюсь, что в будущем мне удастся посетить остальные города Казахстана, где я ещё не был.
Оригинал статьи на моём сайте.
Дендропарк рядом с Иссыком, в котором собрана уникальная коллекция древесных и кустарниковых растений (2014 год)
Про Иссыкский дендрарий мы узнали случайно. Были удивлены тому, что про него раньше ничего не слышали. Информации по дендрарию очень мало. Вот информация, которую удалось найти на сайте mira.kz:
Питомник организован в 1959 году как «Иссыкский опытно – показательный дендрарий» и расположен в поселке Актогай, Енбекшиказахского района, Алматинской области. В январе 2006 года преобразован в акционерное общество «Лесной питомник».
Питомник имеет дендропарк (арборетум) на площади 62 га, в котором собрана уникальная коллекция древесных и кустарниковых растений, которая насчитывает более 1500 видов произрастающих в странах Восточной Азии, Северной Америки, Западной Европы, Сибири, Средней Азии и других регионов мира.
Арборетум является научно – опытной базой в Республики Казахстан по интродукции, сохранения и изучению мирового фонда древесных и кустарниковых форм растений. На имеющийся базе проводятся селекции лесных культур отбор и сохранение редких и исчезающих видов растений Казахстана.
Питомник тесно сотрудничает с ведущими институтами и ботаническими садами Республики Казахстан и ближнего зарубежья.
Основным видом деятельности питомника в настоящее время является выращивание сеянцев и саженцев интродукцированных и древесных пород и их реализация на территории Республики Казахстан.
Дендропарк найти было не сложно, хотя со стороны кульджинской трассы есть еле заметный указатель. Вход на территорию разрешается только пешком и платный. Запрещается оставлять мусор и устраивать костры. Однако допускают гуляний свадеб с заездами кортежей.
Это место больше напоминает рощу или парк. Отличное место для семейных прогулок. Многие растения обозначены табличками. На мой взгляд, наиболее живописная пора для дендрария это осень. Очень удачное место для фотографов и художников.
Клён канадский
Оригинал статьи на моём сайте.
22 июня 2014 года для Алматы был необычным днём. На трамвайные пути выехал старый алматинский трамвай, пассажирами которого были фанаты городского транспорта.
По инициативе американского гостя, который заранее договорился с трамвайным и троллейбусным парком, в город выехал старый алматинский трамвай РВЗ-6 и несколько поколений троллейбусов, включая ЗиУ-682. Прокатиться в трамвае можно было только на платной основе, таковы были условия трамвайного парка. На этом мероприятии я наблюдал за всем со стороны.
Трамвайной транспорт в Алматы не значительный. На данный момент осталось всего два маршрута № 4 и № 6. На обоих маршрутах всего несколько вагонов. Более подробную информацию о алматинском трамвае можно найти в других источниках.
Трамвайная система города Алма-Аты Была открыта 7 ноября 1937 года. Начиная с середины 1990-х годов объёмы движения стали сокращаться, на многих улицах трамвайные пути постепенно были демонтированы. С 1999 года по 30 октября 2015 года действует 2 маршрута, которые обслуживаются одним из оставшихся старейшим центральным депо, находящимся на перекрёстке улиц Байтурсынова (бывшая Космонавтов) и Гоголя. Алматинское трамвайное хозяйство эксплуатируется государственной коммунальной компанией ТОО Алматыэлектротранс.
Для фанатов, любителей городского транспорта и неравнодушный людей к истории города Алматы (Алма-Аты), присутствие этого старого трамвая на улицах было очень значимым событием. Появилась возможность снова увидеть привычный вид города с трамваем, который в памяти большинства алматинцев старшего поколения. Мне этот трамвай запомнился из детства. На мой взгляд, у него самый удачный дизайн из всех тех, которые я видел после него.
Моя трамвайная фотосессия началась с конечной остановки трамваев на улице Жетысуйская. На этом месте, возле трамвая собрались фанаты городского транспорта, среди которых был один из самых активных Амир Нургалиев. Мне представилась отличная возможность сделать фотографии салона трамвая и кабины вагоновожатого. Далее трамвай отправился в депо. По пути его следования были сделаны его фотографии на фоне городских улиц. Трамвайное депо я не посещал в отличии от основной команды фанатов.
Амир Нургалиев и трамвай РВЗ-6М2
РВЗ-6 — советский односторонний моторный четырёхосный высокопольный трамвайный вагон. Аббревиатура «РВЗ» обозначает производителя вагонов этого типа — Рижский вагоностроительный завод. Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на РВЗ в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев. Оно продолжалось до декабря 1987 года включительно; последние готовые вагоны были отправлены со склада РВЗ в начале 1988 года. Трамваи РВЗ-6 работали во многих городах Советского Союза, и по состоянию на сентябрь 2016 года небольшое их количество (50 штук) продолжает эксплуатироваться в нескольких городах России и Латвии. (источник Википедия)
Другая часть этого мероприятия была посвящена троллейбусам. Движение четырёх не линейных троллейбусов разных поколений начал наблюдать от конечной у Центрального парка отдыха (бывший парк имени М. Горького). Более подходящий ракурс для фотографирования троллейбусов нашёл у железнодорожного вокзала Алма-Ата 2.
ЗиУ-682Г-016
ЗиУ-682 (также ЗиУ-9) — советский и российский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Аббревиатура ЗиУ происходит от полного названия завода-изготовителя (Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный Завод имени Урицкого), расположенного в г. Энгельсе Саратовской области (в настоящее время ЗАО «Тролза»). Эта модель троллейбуса находилась в серийном производстве с 1972 года по 2015 год, пережив несколько модернизаций. Большой объём выпуска ЗиУ-9 позволил ему стать доминирующей моделью троллейбуса в Советском Союзе, начиная с конца 1970-х годов. Этот статус в значительной степени сохраняется и в современной России. В 1990-х годах на основе ЗиУ-9 другие производители троллейбусов, организованные преимущественно на базе ремонтных заводов, разработали свои варианты этой машины («клоны»). Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9 — самая массовая модель троллейбуса в мире.
Skoda 14Tr
Škoda 14Tr — троллейбус, который выпускался с 1980 года чехословацким предприятием Škoda Ostrov.
ТП KAZ 398 Аламан
ТП KAZ 398
ТП KAZ 398 «Казахстан» — троллейбус для внутригородских пассажирских перевозок. Производился предприятием Алматыэлектротранс-Сервис (бывший завод Электромаш) с 2001 по 2008 годы в Казахстане. Эксплуатируется преимущественно в Алматы. До закрытия троллейбусной системы в Астане широко использовался и там.
Оригинал статьи на моём сайте.