kk
Default banner
Путешествия
Путешествия
3 535 постов467 подписчиков
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
6

Караганда

Из Алматы, в обед, мы выехали на поезде «Алматы — Астана» и в Караганде мы были в 7 утра. Купили билеты в купе, мест было много даже на нижних полках, что нас сильно удивило, так как в Астане проходит выставка ЭКСПО. На многих станциях, таких как Отар и Чу поезд не останавливался. Перевозчик КТЖ (Казахстан Темир Жолы) оказался в принципе нормальным, ездить можно.

В Караганду прибыли с небольшим опозданием. Выходя из поезда, на соседнем пути заметили новую электричку ЭП3Д сообщением «Караганды — Астана-Нурлы Жол» и побежали фотографировать её с пешеходного моста. Вскоре состоялась встреча с карагандинскими коллегами по интересам к железной дороге Валерием и Денисом. С ними же мы отправились прогуляться по перегону от станции Караганды в сторону Майкудука и сделали несколько фотографий поездов.

Электропоезд ЭП3Д-0003, поезд № 853 Караганды — Астана-Нурлы Жол

Электровоз KZ4AT-0005, поезд № 151 Алма-Ата 1 — Астана-1

Электровоз KZ8A-0035

План путешествия был тщательно расписан по часам. Был составлен маршрут, учитывающий погоду, расположение солнца и достопримечательности. Погода оказалась намного лучше, чем прогнозировалась синоптиками. Вместо облачности после обеда, весь день светило солнце. На наше удивление в Караганде была очень сильная жара, даже тень толком не спасала. Это было очень не кстати, учитывая ещё бессонную ночь в поезде и общую усталость. Но план есть план, оставалось терпеть и двигаться вперёд.

Караганда́ (каз. Қарағанды) — город в Казахстане, центр Карагандинской области. Является крупным индустриально-промышленным, научным и культурным областным центром. Статус города Караганда получила 10 февраля 1934 года. Находится в центральной части Казахстана. Караганда занимает площадь 550 км² и является 4-м городом по населению, уступив в начале 2000-х, 2-е место после Алма-Аты: Шымкенту и новой столице Астане. Административно город разделён на два района: им. Казыбек би и Октябрьский. Местными органами управления являются городской акимат и городской маслихат. В Карагандинской области работают крупные предприятия по добыче угля, предприятия машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности. В городе большое количество предприятий транспорта, образования, науки, культуры и связи. На сегодняшний день Караганда является одним из крупнейших промышленных, экономических, научных и культурных центров Казахстана. (источник Википедия)

Прогулка по городу началась с памятника космонавтике в сквере «Шалкыма». Далее мы отправились мимо одноимённого концертного зала к одной из главной улиц города к проспекту Бухар-Жырау. На бульваре Мира у вывески «В феврале 1934 года присвоен статус города» и на фоне молодых художников-студентов мы сделали снимок на память. Далее один из самых узнаваемых монументов Караганды — «Шахтёрская Слава», созданный в 1975 году скульпторами А. Билыком и А. Малковым. Нельзя не обратить внимание на множество надписей и панно с советских времён, которые размещены на жилых домах.

Памятник космонавтике

Презентацию приурочили к 20-летию Независимости и 50-летию первого полета человека в космос. Эта композиция видна издалека и состоит из двух частей: четырехметровой фигуры космонавта и шпиля высотой в 36 метров. Человек в скафандре профилем напоминает первого космонавта Юрия Гагарина. Позади него дуги, которые символизируют орбиты, по которым вращаются планеты. Рядом шпиль со звездой. Автор проекта и скульптор «поиграли с солнцем» — вылили фигуру космонавта не из бронзы, а из алюминия. И теперь когда на нее попадают солнечные лучи, космонавт сверкает.

Здание на улице Ленина, 12

Концертный зал «Шалкыма»

Здание концертного зала «Шалкыма», откуда отправлялись на фронт сформированные в Караганде войсковые части. Здание явля¬ется памятником истории и архитектуры, связано с событиями Великой Отечественной войны. Имеет важное значение в оформлении ансамбля центрального участка застройки первоначальной части города.
Построен в 1939 г. Архитекторы: Калмыков и Ритт.

На бульваре Мира

Здание на проспекте Бухар Жырау, 30

Монумент «Шахтёрская Слава»

Караганда оказался очень приятным городом для прогулок. Понравилась планировка города, большие и широкие улицы, много бульваров и скверов. Центральная часть города состоит из красивого архитектурного ансамбля, преимущественно состоящего из зданий старых построек. В сравнении с другими городами Казахстана, центр города неплохо сохранился в первозданном генплане, очень мало дополнительно построенных зданий. Стоит отметить, что в городе осталось много улиц со старыми названиями улиц, такие как бульвар Мира, улица Ленина, улица Войнов-Интернационалистов.

Пройдя через Центральный парк культуры и отдыха им. 30-летия ВЛКСМ, мы оказываемся у детской железной дороги, которая являлась основной целью нашего путешествия. Примечательность этого объекта в том, что она уцелела до наших дней в том виде, в котором была, а именно с настоящим поездом узкой колеи 750 мм. Таким достижением, похвастаться сможет не каждый город. Во многих городах детские железные дороги утратили свои узкоколейные поезда, были заменены на современные игрушечные, а в некоторых городах и вовсе детские узкоколейки были разобраны.

На станции Арман (бывшая Комсомольская) мы увидели поезд, представляющий собой тепловоз ТУ2-111 и три пассажирских вагона типа ПВ051 1986 года. Было заметно, что тепловоз с вагонами и станция недавно окрашены и приведены в аккуратный вид. До начала работы железной дороги оставался почти час. За это время мы обошли весь поезд вокруг и рассмотрели все детали. Состояние подвижного состава, как и всей детской железной дороги было очень хорошим.

Тележка тепловоза ТУ2-111

Тележка вагона ПВ051

«Касса»

Из истории Карагандинской детской железной дороги:

Детская железная дорога была построена летом 1956 года и была опробована в День шахтёра, официальное открытие состоялось 1 мая 1957 года. Первоначально протяжённость дороги составляла 1800 метров и действовали две станции: Комсомольская (сейчас Арман), где находилось управление дороги, и Пионерская.

В 1980-х годах был построен новый участок в виде петли южнее станции «Пионерская» и открыта новая станция возле зоопарка.

Детская железная дорога работала в качестве учебно-воспитательного учреждения до конца сезона 2001 года. Осенью 2001 года она была снята с баланса национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы» и законсервирована.

В 2004 году, в честь столетия железных дорог Казахстана, детская железная дорога возобновила работу в качестве аттракциона.

В 2006 году движение вновь было прекращено. В 2007 была проведена реконструкция с целью возобновления движения. 1 мая 2008 года детская железная дорога возобновила свою работу.

Подвижной состав много раз менялся. С начала функционирования единственным локомотивом был паровоз. В начале 1960-х он был заменён на тепловоз ТУ2-115. В начале 1970-х годов парк подвижного состава пополнился тепловозом ТУ2-037. В конце 1980-х годов железная дорога получила тепловоз ТУ2-111, ранее принадлежавший Кустанайской ДЖД, который и эксплуатируется до сих пор.

Колея железной дороги — 750 мм. Протяжённость — 5,1 км

К 11 часам появились работники железной дороги и начали готовиться к открытию. В это время мы познакомились с машинистом и другими сотрудниками. Объяснили кто мы и с какой целью сюда приехали. Они были приятно удивлены нашему необычному интересу к железной дороге и к узкоколейке в частности. Нам удалось проникнуть внутрь тепловоза ТУ2 и сделать фотографии кабины с машинным отделением.

Набрав немного пассажиров, наш поезд отправился. Ехали не спеша по заросшей травой узкоколейке. Очень понравился гудок тепловоза ТУ2, своим звучанием он напомнил локомотивы старого поколения. Вспомнились впечатления из детства, когда мы катались в таких же вагонах по детской железной дороге, вот только не хватало детской команды южных железнодорожников. Эта долгожданная поездка на детской узкоколейки была тем самым моментом, ради которого мы ехали тысячу километров от дома.

Далее по предварительной договорённости, поезд сделал две остановки для фотографирования. Мы сами выбрали места для съёмок и позицию поезда по отношению к освещению и окружению. Фотографии получились отличными, как мы и ожидали. Надеюсь, что они отразят эти яркие моменты в истории Карагандинской детской железной дороги.

Интерьер вагона ПВ051

Нельзя не сказать о работниках детской железной дороги. Машинист является бывшим машинистом на настоящей железной дороги, в данное время на пенсии. Заметно, что все работники относятся к этой железной дороге очень бережно, постоянно поддерживают в хорошем техническом состоянии. Таким делом могут заниматься лишь те люди, которым это не безразлично.

Мы покинули парк и направились далее по плану путешествия. Прошли у Дворца культуры горняком, мимо Стеллы Независимости и рядом с ЦУМом. На улице Нуркена Абдирова посетили памятник «Где-где?» — «В Караганде!»

Дворец культуры горняков

Зрительный зал на 1000 мест оформлен богатой рельефной орнаментировкой стен, карнизов и пластичного многоплоскостного потолка с плафоном, выполненным в технике росписи. Малый зал на 350 мест оформлен тематической фресковой росписью. Главный вестибюль связан парадными лестницами с большим светлым фойе перед зрительным залом. Здание построено в кирпиче, фасады отделаны терразитом, цоколь облицован гранитом.

Построен в 1950 г., Архитекторы: И.И. Бреннер, Я.А. Яноша

Стелла независимости

Открыта к 20-летию независимости Республики Казахстан. Сооружена приблизительно на том же месте, где был установлен памятник Ленину.Венчает стелу орел, сидящий на шаре, и солнце, как символы независимости. На четырех углах стелы расположены «Тулпары». Между их крыльями установлены медальоны, а на фасаде стелы — Герб Республики Казахстан и цитата Главы государства о Независимости. Все навесные элементы покрыты сусальным золотом. Высота стеллы 47 метров.

«Где-где?» — «В Караганде!»

Идея создания памятника известной во всем мире крылатой фразе «Где-где?» — «В Караганде!» принадлежит шоумену Бари Алибасову, уроженцу Казахстана. Впервые Алибасов сказал об этом в 1999 году в своей телевизионной программе «Бредни Бари». Памятник представляет собой столб с указателями «Москва», «Астана» и «Караганда», а также 2 фигуры мужчин, расположившихся по обеим сторонам от столба. Один, со стоящим рядом чемоданом, вглядывается вдаль, олицетворяя собой вопрос «Где это я?», а второй, присевший и разводящий руками, как бы отвечает: «В Караганде!» За безмолвным диалогом наблюдает символ города — сурок.

Посетили два религиозных объекта. Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской Матери всех народов и Карагандинскую областную центральную мечеть. Оба здания меня впечатлили своими размерами и расположением. Католический собор выполнен в виде комплекса, основного помещения в готическом стиле и рядом стоящих корпусов. В общем, архитектурный комплекс выглядит очень интересно. Из далека он чем-то напоминает средневековый замок Европы. Мы прошли во внутрь Собора и увидели красивый интерьер зала для проповедей, однако фотографировать не стали, тем самым не нарушая правила посещения.

Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской Матери всех народов

Церковь служит кафедральным собором Карагандинской епархии, возглавляемой епископом Аделио Дель’Оро. Самый большой католический собор в Казахстане.

Карагандинская областная центральная мечеть размещается в Этнопарке им. 10-летия Независимости Казахстана. Мечеть красивой восточной архитектуры и внушительных размеров гармонично расположилась в большом этнопарке. Хотелось бы подчеркнуть очень грамотное и удобное расположение мечети. В этом плане Караганда мне показалась очень удачной по продуманности планировки города. Как и исторический центр, так и новые центральные районы продуманны очень хорошо и могут послужить примером для большинства городов Казахстана.

Карагандинская областная центральная мечеть

Одна из крупнейших мечетей Казахстана.

Торжественное открытие мечети с участием президента РК Н. А. Назарбаева состоялось 20 ноября 2011 года. Крупнейшее культовое сооружение в Центральном Казахстане.

Мечеть трёхэтажная, высота четырёх минаретов составляет 51 метр. Кроме того, над мечетью главный купол высотой в 12 метров и 8 малых куполов. На первом располагаются зал бракосочетаний, столовая, комнаты омовения мужчин и женщин с гардеробными. На втором этаже мужской молельный зал на 3200 человек, на третьем женский молельный зал на 800 человек. Мечеть в традиционном стиле украшена казахскими орнаментами. Окна витражные. При оформлении интерьера все изделия, от художественной керамики до резных решеток, изготовлялись местными мастерами. За образец для оформления были взяты мечети Аравии, а также мечеть в городе Куала-Лумпур (Малайзия). При строительстве были применены инновационные энергосберегающие технологии.

Городской общественный транспорт Караганды представлен в виде автобусов. Есть новые автобусы китайского и российского производства и есть старые от немецкого производителя. Стоимость проезда, как и в Алматы 80 тенге. Неоднократно наблюдались конкурентные отношения между водителями в виде выяснений отношений между собой.

Mercedes-Benz O405

Yutong ZK6118HGA

Такси в Караганде вытянутой рукой не остановить. Это я понял простояв у обочины несколько минут. Удивили такси стоящие без клиентов, которые отказывались везти без предварительного вызова. Вызывать такси по указанному номеру и мобильному приложению я не стал принципиально. Тут же хотелось бы подчеркнуть, что со стороны водителей автобусов, контролёров и таксистов нет никакой гостеприимности по отношению к туристам. Зато прохожие карагандинцы общались очень хорошо и гостеприимно.

«Караганде образцовый порядок , высокую культуру»

Железнодорожный вокзал на станции Караганды

По итогам однодневного посещения Караганды, впечатления о городе остались положительными. Не считая своего родного города Алматы, Караганда оставила впечатления лучшего города Казахстана. Это лично моё мнение, которое сложилось из списка городов, которые я посетил. Очень надеюсь, что в будущем мне удастся посетить остальные города Казахстана, где я ещё не был.

Оригинал статьи на моём сайте.