Поездка павлодарских журналистов и блогеров в ВКО прошла по инициативе управления внутренней политики Павлодарской области. По задумке сначала павлодарцы приедут и расскажут об интересных местах ВКО, а затем будет ответный визит из Восточного Казахстана, чтобы популяризовать внутренний туризм и призвать всех посещать достопримечательности соседних областей. Для меня обе области - родные, в ВКО я родился и окончил школу в Семее, в Павлодарской области несколько раз объехал все районы. К тому же идея и маршрут показались очень интересными, поэтому я с удовольствием присоединился к экспедиции.
Первым пунктом назначения был Абайский район. Я уже был здесь дважды в 2014 и 2015 годах, но с тех пор я успел прочитать потрясающую эпопею "Путь Абая" Мухтара Ауэзова, и все места для меня заиграли новые красками. К тому же, новой для меня точкой стала пещера Коныр-Аулие.
Коныр-аулие
1. Переночевав в районном центре - селе Караул, мы выдвинулись в путь. Пещера находится примерно в 80 км от Караула. Дорога в основном неасфальтированная.
2. Относительно недавно начали создавать условия для посещения пещеры. Раньше она была без освещения и посетить её можно было только с факелами, из-за чего стены покрылись копотью. Сейчас же есть гостевой домик, в самой пещере провели освещение и деревянную дорожку, чтобы защитить ноги от острых камней. В прошлом году стены очистили от многовековой копоти.
3. Пещера упоминается и в "Пути Абая", когда по совету поэта его сын Абдрахман с друзьями едут туда (все цитаты дальше отсюда):
" Абай посоветовал Абишу и его друзьям осмотреть древние могилы у пещеры Конур-Аулие — «Святой Конур», а по пути побывать в знакомых аулах. Утром у коновязи, протянутой между юртами Абая и Магаша, стояли оседланные кони.
***
Утром путники направились в Конур-Аулие. На каменистом склоне они увидели вход в пещеру. Оставив у входа лошадей, они гуськом стали пробираться следом за Кокпаем. Короткий извилистый коридор привел их в просторную пещеру.
Прохладная сырость охватила их. Каждый из жигитов зажег взятые с собой свечи или факелы. Темнота, наполнявшая пещеру, колеблясь, отступала от слабых огней. Жигиты медленно продвигались вперед. Пещера становилась просторнее и выше. Когда шаги смолкали, в пещере наступала мертвая тишина — все здесь было погружено в тихий, глубокий сон.
С каждым новым шагом подземелье тянуло путешественников все дальше вглубь. Казалось, покатая каменистая почва заставляет убыстрять шаги, увлекая людей в таинственную темноту, заманивая, как в сказке, на волшебную дорогу. Дармен, Альмагамбет, Какитай и Магаш, никогда не бывавшие здесь, шли с опаской, стараясь держаться ближе друг к другу, хотя не переставали, шутить. Магаш порой пропускал Какитая вперед, предпочитая ободряюще подталкивать его в спину."
4. Куст у входа в пещеру.
5. Памятные таблички.
6. Пещера находится в горе Актас. Эта гора мелового происхождения, отсюда и белый цвет.
Расщелина в горе - вход в пещеру.
7. Сложно объяснить поведение людей, которые проезжают большое расстояние к сакральному месту для того, чтобы оставить свои имена у входа в пещеру. Впрочем, и герои романа "Путь Абая" у Ауэзова также выцарапали на стенах свои имена.
8. Есть и надписи арабскими буквами.
9. Пещера давно стала центром паломничества и с ней связано много легенд, порой противоречащих друг другу. Так, например, её название объясняется тем, что во времена Великого потопа, когда Нух (Ной) построил ковчег, святой казахской земли Коныр спасся от потопа в таких пещерах. Аналогичная легенда есть и о одноименной пещере Коныр-Аулие, расположенной в Баянаульском национальном парке.
10. У входа пещера несколько метров очень низкая, проходится пригнуться, но затем можно идти в полный рост. Длина доступной части пещеры около 115-120 метров, ширина 10-40 метров.
11. Освещение.
12. Главной целью посещения пещеры для многих паломников является подземное озеро размером 12-15 м X 17-18 м и глубиной до 5 метров. Его вода считается целебной, по легендам здесь казахские воины залечивали раны во время сражений с джунгарами. И сейчас многие окунаются несколько раз в ледяную воду (температура +4 градуса), веря в её целебные свойства. Вода кристальной чистоты.
Кто-то верит, что под озером расположено пустое пространство, в котором похоронен Чингис-хан, и именно поэтому горы, в которых расположена пещера называются Шынгыстау (Чингистау).
13. Снова цитата из "Пути Абая" об озере:
"Опередив своих спутников, Абдрахман ушел вперед, с жадным удивлением разглядывая подземелье, открывшееся перед ним в свете факелов. Наконец отставшие жигиты услышали его возгласы:
— Вода! Вода!
Молодые люди поторопились нагнать его, и скоро всё они собрались на берегу большого подземного озера. В дрожащем свете огней было видно, что вода в нем чиста и прозрачна, как хрусталь. Голоса гулко разносились над озером, четкое многократное эхо повторяло каждое слово. Дармен подобрал занесенный сюда кем-то прут и попытался измерить им глубину возле берега.
— Сразу у берега — обрыв, — сказал он. — Такой коротышка, как Альмагамбет, уйдет здесь в воду с головой!
Жигиты попробовали выяснить и ширину озера. Они начали кидать мелкие камни в темноту. Но с какой бы силой они ни бросали их, каждый раз раздавался всплеск воды — видимо, тот берег был очень далеко".
14. Рядом с пещерой находится старинное кладбище.
"Подозвав Кокпая, ехавшего позади, Абиш стал расспрашивать его об этом кладбище и показал ему высеченные на могилах тамги. Кокпай, бывавший здесь и раньше, никогда их не замечал. Сейчас, сойдя с коня, он начал внимательно рассматривать надписи. На одной из могил он узнал тамгу племени Аргын — «два круга». Затем нашел «детское седло» кереев, «ковш» найманов. Рассматривая их, он удивленно щелкал языком и качал головой.
— Я впервые вижу кладбище, где похоронены представители почти всех племен Среднего Жуза. Жигиты, наверно тут скрывается какая-то глубокая тайна. Как это так, что за диво? — размышлял он вслух. — Кажется, я догадываюсь, какие события оставили этот горький след на нашей земле. Посмотрите, тут не один человек похоронен, а несколько! — удивленно воскликнул он."
15. По некоторым легендам здесь прятались в засаде казахские воины, по другим джунгарские. Мне больше всего нравится версия легенды, которую описал Мухтар Ауэзов:
"Молодежь плотным кольцом окружила Магаша. Кокпай внимательно осмотрел череп, потом бережно опустил его в могилу и негромко заговорил:
— Теперь мне ясно, в чем дело. Сто пятьдесят лет тому назад здесь была большая битва. В те года Аблай-хан воевал с калмыками. У жителей Арки есть много рассказов об этой войне, и вот я слышал такое предание. Однажды калмыки, за которыми гнался Аблай, забрались в какую-то пещеру и устроили там засаду. Казахи, думая, что враги убежали, беспечно расположились на отдых. Тогда калмыки выскочили из пещеры, внезапно напали на них и убили многих… Но казахи сумели принять бой. Калмыки опять спрятались в пещеру, укрепились там и долго не подпускали воинов Аблая, отстреливаясь из луков. У Аблая погибло много людей. Он обозлился и обратился к своим батырам: «Того, кто сумеет уничтожить калмыков в этой пещере, я сделаю главным начальником над всем войском», — сказал он. Тогда один из его батыров, Кабанбай из рода Каракерей, повел людей. Он осадил пещеру, засыпал вход стрелами, заставив калмыков уйти вглубь. Они голодали, сидели без воды и наконец сдались.
Жигиты слушали со вниманием.
— Какой же это мог быть набег? — спросил Кокпай самого себя. — Аблай делал много набегов. Самые известные — это «Ураганный набег», «Опустошение коржунов», который закончился Кандижапским миром с калмыками… Кто знает, может быть, эта резня произошла во время одного из таких походов? Ведь прошлое для нас темно."
16. До конца пещера ещё не исследована, само озеро уходит дальше вглубь пещеры, куда не пройдёт человек.
17. Исследовав пещеру, едем дальше к главной достопримечательности Абайского района - дому Абая Кунанбаева в урочище Жидебай.
Дом-музей Абая в жидебае
18. Музей находится недалеко от районного центра. Именно здесь провёл последние годы своей жизни Абай.
19. В 1840 году в Жидебае поселился отец Абая - Кунанбай. Позднее Кунанбай передал кыстау (зимовку) младшему брату Абая. В 1894 году, через 2 года после смерти Оспана, сюда переехал Абай и по его проекту дом был реконструирован и сохранился в этом виде до наших дней.
20. Музей отлично передаёт быт конца 19 века и историю жизни поэта. Можно представить, что именно здесь родились его знаменитые "Слова назидания".
21. Арба 19 века у входа в музей.
22. Комната для приготовления пиши, хранения и сушения мяса.
23. Столовая комната.
24.
25. Медные кувшин и таз, принадлежащие Улжан - матери Абая.
26. Кровать средней жены Абая - Айгерим.
27. Рабочий кабинет. Здесь же разместили кровать, которая принадлежала Дильде - старшей жене Абая.
28. Серебряная инкрустация кровати.
29. Здесь же на столике находятся личные вещи Абая - шашки, тогызкумалак, табакерка (шақша), счёты, зубной протез. На ковре - трёхструнная домбра Альмагамбета Капсалямова и инкрустированный серебром пояс Абая.
30.
31. Кровать средней жены - Айгерим.
32. Инкрустация конской костью.
33. Скульптура поэта.
34. Комната Еркежан - жены Оспана. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай женился на Еркежан. Еркежан ещё при жизни Оспана воспитывала внуков Абая, детей его сына Акылбая: Аубакира и Пакизат.
35. Трёхструнная домбра Абая и копия страницы первого сборника сочинения (оригинал я видел в музее Абая в Семее).
мавзолеи абая и шакарима
36. Там же у урочище Жидебай находятся мавзолеи Абая (справа, там же похоронен его брат Оспан) и Шакарима (слева, там же похоронен его сын Ахат). Мавзолеи возвели в 1995 году к 150-летию Абая. Они расположены на платформа длиной 200 метров, шириной 65 метров и высотой 5 метров, расстояние между мавзолеями 140 метров.
37. Частью комплекса является и мечеть.
38. Мавзолей Абая.
39. Надгробие Абая.
39. Амфитеатр и мавзолей Шакарима.
41. Если Абай был похоронен в Жидебае сразу после смерти, то история Шакарима очень трагична. В 1931 году были возмущения казахов в Семипалатинской области из-за коллективизации с изъятием скота в колxозы. Начался голод. Чтобы подавить бунт из Семипалатинска прибыл отряд НКВД под командой Абзала Карасартова.
2 октября 1931 года без суда и следствия каратели Карасартова убили 73-летнего Шакарима, обвинив его в том, что он был зачинщиком бунта. Чтобы скрыть следы преступления и стереть память о народном любимце, тело его бросили в колодец. Но через 30 лет, в 1961 году нашёлся человек, показавший его сыну этот колодец, и останки Шакарима были перезаxоронены рядом с Абаем в урочище Жидебай.
енлик-Кебек
42. По пути из Жидебая в Семей стоит остановиться у памятника Енлик - Кебек, истории трагической любви.
Памятник 1995 года
43. История Енлика и Кебек развивалась во время напряжённых отношений казахских родов найман и тобыкты. Молодой тобыктинец Кебек влюбился в найманку Енлик, которая уже была посватана родителями за богатого пожилого казаха из рода керей. В одну из ночей они сбежали, прятались в пещере Унгиртас, у молодых родился сын. Но оба рода решили расправиться с ними, на Енлика и Кебек накинули арканы и привязали к хвосту лошади. Затем обезображенные трупы скинули в могилу. Четырёхмесячного младенца оставили умирать.
Памятник 2015 года
См. также:
1) Поездка в Жидебай на родину Абая (2014)
2) Как отпраздновали 170-летие Абая на родине поэта (2015)
Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov