6053
1
0
8

По легендам Султана-Эпе считают защитником моряков. Есть поверие, что если тонущие на Каспие обратятся к нему, то будут обязательно спасены.

Принято считать, что в Мангистауской области есть 362 святых места. К сожалению, я нигде не могу найти полного списка или знающего человека. Но самые известные стараюсь посетить с каждым приездом в область. Жалко ещё, что практически нет письменных источников средневековья о территории области, и история многих памятников овеяна мифами и легендами.
Один из таких исторических памятников - подземная мечеть Султан-Эпе (Сұлтан-Үпі) находится в 57 к востоку от города Форта-Шевченко. От Актау до Форта-Шевченко хороший асфальт, а дальше грейдер и степные дороги. Заблудиться трудно - там, где с грейдера нужно будет свернуть в степь, есть большой указатель.
КЕНТЫ-БАБА
1. Не доезжая два километра до Султан-Эпе, стоит остановиться у некрополя Кенты-Баба X-XVI веков. В отличие от многих некрополей Мангистау все захоронения здесь древние, нет надробных памятников XIX-XX веков.
2. Тремя главными объектами являются три мавзолея, один из которых с куполом.
3. Для немангистауских посетителей больше интереса вызовут два мавзолея-саганатама.
Саганатам - это четырёхугольный (реже многогранный) каменный мавзолей-ограда без крыши, которые чаще встречаются именно на западе Казахстана в Мангистауской и Актюбинской областях. Для удобства я буду называть их "большой" и "малый".
4. В большом саганатаме внешняя часть стен квадратная, а внутри - в форме круга.
5. Стены мавзолеев украшены рисунками. Похожие, например, можно встретить в подземной мечети Шакпак-Ата.
6. Декор большого саганатама.
7. Ещё одна редкая особенность. редко можно встретить мавзолей без купола с толстыми стенами, в которых устроена лестница на "второй этаж".
8. Возможно, рядом с некрополем располагалось и поселение, а мавзолей использовался также в качестве минарета для приглашения на намаз.
9. Захоронения в большом саганатаме.
10. Малый саганатам был недавно реставрирован. На фото ниже видно, как он выглядел несколько лет назад.
Слева и ближе к фотографу от мавзолеев на этом снимке - ещё один уникальный объект. Этот полукруглый камень - михраб степной мечети под открытым небом, особенность распространения ислама в регионе, где не было достаточно материалов для строительства полноценных мечетей.
11. В основном надгробия в Кенты-Баба - это койтасы, на многих из них изображена сабля. 
12.
13. Вид на некрополь с большого саганатама.
14. Михраб степной мечети и купольный мавзолей.
15. На стенах купольного мавзолея большое количество рисунков: архары, лошади, раскрытая ладонь, верблюды, геометрические фигуры, растительные узоры. 
16. Из геометрических фигур выделяется наиболее глубоко прочерченный крест.
17. Верблюды.
18. Раскрытые ладони - один из рисунков, характерный для суфизма.
19. Архары.
Султан-Эпе
20. Подземная мечеть Султан-Эпе расположена рядом с каньоном. Скорее всего, сначала путник увидит колодец Султан-Эпе в 6 метрах от обрыва. В записках генерала Николая Ломакина 1870 года упоминается родник, но нет сообщений о колодце. Поэтому предполагают, что сам колодец сделали позже, в конце XIX века.
По преданиям Султан-Эпе был сыном проповедника Хаким-ата, который в свою очередь был мюридом (учеником) Ходжи Ахмеда Ясави.
Советский этнограф Глеб Снесарев писал, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово "об", что в переводе означает "вода". Предшественником его, например, считается антропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана». Возможно, с этой доисламской легендой и связано то, что Султана-Эпе считают защитником моряков. Есть поверие, что если тонущие на воде обратятся к Султану-Эпе, то будут спасены.
Рядом с мечетью - некрополь, на хорошем выделяется большое захоронение с шестами, где паломники просят защиты у Султана-Эпе.
21.
22. Сама мечеть по своим масштабам уступает и Шакпак-Ата, и Бекет-Ата, но очень интересна тем, как здесь использован рельеф местности - полость размыва, образовавшейся между горизонтальными пластами прочного ракушечника.
23. О Султане-Эпе есть множество легенд. Первые письменные упоминания о них есть в выпуске 7 "Сборника сведений о кавказских горцах" 1873 года со слов местных жителей Кафара Караджигитова, Бик-Булата Есекенова и муллы Ходжа-Берды. Поэтому дальше я буду цитировать этот сборник.
Легенда о спасении моряков:
Жена Гаким-Аты Анбар родила от него трёх сыновей: 1) Мухаммед-Ходжа, 2) Аскер-Ходжа, 3) Гюбби, называемого киргизами Султан-Эпе. Первые двое учились в школе, находившейся в расстоянии 15-дневного пути ри Багиргана; а последний, родившийся в отца, воспитывался дома. У Гаким-Аты в доме жил ещё один ученик, по имени Шейх-Саэт, достигший полного совершенства в познании тариката. Однажды Гаким-Ата и жена его Анбар беседовали в открытом поле, вдали от города; у них зашла речь о том, который из воспитанников Гаким-Аты более усовершенствовался в познаниях, сын ли их Султан-Эпе или Шейх-Саэт. Чтобы решить спор, Гаким-Ата громко назвал обоих по именам; послышался ответ: "что прикажете?" и вслед затем явился Шейх-Саэт, а Султан-Эпе не явился даже по второму и третьему зову, а пришёл лишь спустя несколько часов и принёс двух оленей.
- Нескоро пришёл, - сказал сердито Гаким-Ата, и не захотел принять от него оленей.
- На большом море два судна разбились; бывшие на них люди кричали: "О, Султан-Эпе, помоги!" Я, явившись туда, спас их и в ту же минуту слышал твой зов; но так как расстояние велико, то я и опоздал, - сказал Султан-Эпе.
- Не верю! - сказал Гаким-Ата. - Я хорошо знаю, какое расстояние отсюда до большого моря.
- Если не верите, взгляните на моё мокрое платье и следы верёвки, которою я вытаскивал лодки, на моей спине.
Гаким-Ата посмотрел на спину своего сына и увидел на ней полосу, образовавшуюся от трения верёвкой.
- Спасённые мною люди обещали принести в дар через пять месяцев десять тысяч теньга и принесут, - сказал Султан-Эпе.
Гаким-Ата на это ничего не ответил. Ровно через пять месяцев спасённые принесли десять тысяч теньга. Скоро это происшествие сделалось повсеместно известным, и все стали почитать Султан-Эпе за человека, одарённого от Бога способностью совершать чудеса."
24.
25. Вход в подземную мечеть XII-XIII веков.
Легенда о Каабе:
"Гаким-Ата советуемую утреннюю молитву совершал в городской мечети, а обязательную в Мекке, при Каабе. Однажды Султан-Эпе спросил Гаким-Ату: "Отец, где ты совершаешь обязательную утреннюю молитву?"
- Летаю к Каабе и там молюсь, - ответил Гаким-Ата.
- Это для тебя беспокойно, не можешь ли ты сделать так, чтобы Кааба явилась сюда? - сказал Султан-Эпе.
- Нет, этого сделать я не в силах. А если ты сможешь, то сделай. Посмотрим, - сказал Гаким-Ата.
В следующее утро Гаким-Ата, войдя в мечеть, увидел Каабу и множество людей, молившихся при ней, и сам совершил утренний намаз. Жители Багиргана, увидя такое чудо, все сделались мюридами."
26.
27. Всего в мечети 9 помещений. Для укрепления в некоторых из них поставлены каменные колонны.
28. На "крыше" устроены окна, через которые в мечеть проникает дневной свет.
Легенда об исчезновении Султана-Эпе:
"Однажды, в праздник курбана, мюриды Гаким-Аты собрались вместе, зарезали девять быков и съели всё мясо, без остатка. Султан-Эпе при этом не был. Он пришёл только на следующий день и, узнав, что для него не оставили ни куска мяса, спросил отца: почему о нём позабыли?
- Кто делал своё дело, тот получил свою часть; а так как тебя не было, то тебе ничего и не следует, - сказал Гаким-Ата.
Султан-Эпе попросил мюридов своего отца принести к нему шкуры, снятые с разрезанных ими быков, и кости; когда они это исполнили, то он, обратясь к отцу, сказал: "Прикажи этим костям и шкурам встать и идти на пастбище".
- Я не в силах это исполнить, - сказал Гаким-Ата.
- Когда так, то позвольте мне это сделать.
Получив от отца согласие, Султан-Эпе воскликнул: "Бисмиллях!" (во имя Божие!), собрал шкуры и кости своею эсою (палкой) в одно место и, слегка ударив по куче, сказал: "волею Божиею, вставайте!" Быки ожили, встали и пошли на кладбище. После этого чуда Султан-Эпе, простившись с отцом и матерью, стал невидим.
Гаким долго и везде разыскивал исчезнувшего сына, но нигде не мог найти. Когда Ходжа-Ахмед Эсауй узнал обо всём происшедшем, то сделал Гаким-Ате строгий выговор, за грубое обращение с сыном, и сказал: "Да течёт вода над твоей могилой в продолжение сорока лет."
Когда Гаким-Ата умер, его похоронили возле города; вскоре после этого Ургенчская река (Аму-Дарья) переменила русло, разрушила город Багирган и текла над этим местом ровно сорок лет; по истечении этого времени она отошла, и могила Гаким-Аты открылась.
Старшие сыновья Гаким-Аты, Мухаммед-Ходжа и Аскер-Ходжа, узнав об исчезновении брата, разыскивали его повсеместно, для этого пришли на Мангышлак и там умерли оба. Они также были святыми и творили чудеса. Могилы их находятся близ родника Мерет."
29.
Легенда об основании мечети:
"Лет через сто по исчезновении Султана-Эпе, когда на Мангышлаке кочевали Ногаи, в верхней части равнины, называемой теперь Султан-Эпе-сай, собралось много кибиток. Между кочующими был один мулла, учивший детей. в числе его учеников был один мальчик, по имени Хейрулла, плешивый от паршей, рябой и хромой. каждый день его били, в школе - мулла, а дома - родители. Товарищи смеялись над ним и постоянно его обижали. Одним словом, жизнь его была самая тяжёлая. Однажды ушёл он далеко в степь, решившись лишить себя жизни; уставши от ходьбы, он прислонился к большому камню и, обратясь к Богу с горячей молитвой, много плакал, бил себя в грудь, наконец заснул.
В полдень следующего дня, когда он всё ещё спал, представился ему во сне какой-то неизвестный человек и, сказал: "Сын мой! Не плачь, открой рот". Хейрулла это исполнил, незнакомец плюнул ему в рот, отчего в мальчике тотчас же проявились мудрость и познания.
Затем незнакомец сказал ему: "Встань, иди по степи и на том же месте, где увидишь сидящего орла, построй мечеть". На это Хейрулла сказал: "Я слабый мальчик и не могу поднять даже небольшого камня". Тогда незнакомец сказал: "Я Султан-Эпе; когда будешь поднимать камни, произноси: О, Султан-Эпе! Камни божественной силой поднимутся, и ты легко их положишь, куда будет нужно." Сказав это, Султан-Эпе исчез.
Хейрулла проснулся, пошёл по степи и скоро увидал сидящего орла; когда он близко подошёл к нему, то орёл громко сказал: "Султан-Эпе", взлетел и исчез. Хорошенько заметив место, где сидел орёл, Хейрулла вернулся к своему учителю. Мулла, прибив его за то, что он так долго не являлся, дал ему книгу и приказал читать. Хейрула прочёл без затруднения. Тогда мулла задал ему ещё семь страниц нового урока - он прочёл их один раз и отвечал, как учёный. Таким образом, обнаружилась полученная им премудрость, и весь народ дивился такому чуду.
После этого Хейрулла ушёл в степь и, придя к замеченному месту, прикасался руками к большим камням, восклицая: "О, Султан-Эпе!" Каждый камень, тронутый им, легко поднимался и ложился на то место, где было нужно. Таким образом Хейрулла очень скоро построил мечеть."
30.
31. Одно из окон мечети.
32.
Подписывайтесь также на мои аккаунты в социальных сетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov
Ad

Rate post

8

Comments

Login to comment