Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
8
20:38, 30 октября 2018

Подземная мечеть Султан-Эпе

Принято считать, что в Мангистауской области есть 362 святых места. К сожалению, я нигде не могу найти полного списка или знающего человека. Но самые известные стараюсь посетить с каждым приездом в область. Жалко ещё, что практически нет письменных источников средневековья о территории области, и история многих памятников овеяна мифами и легендами.

Один из таких исторических памятников - подземная мечеть Султан-Эпе (Сұлтан-Үпі) находится в 57 к востоку от города Форта-Шевченко. От Актау до Форта-Шевченко хороший асфальт, а дальше грейдер и степные дороги. Заблудиться трудно - там, где с грейдера нужно будет свернуть в степь, есть большой указатель.

КЕНТЫ-БАБА

1. Не доезжая два километра до Султан-Эпе, стоит остановиться у некрополя Кенты-Баба X-XVI веков. В отличие от многих некрополей Мангистау все захоронения здесь древние, нет надробных памятников XIX-XX веков.

Blog post image

2. Тремя главными объектами являются три мавзолея, один из которых с куполом.

Blog post image

3. Для немангистауских посетителей больше интереса вызовут два мавзолея-саганатама.

Саганатам - это четырёхугольный (реже многогранный) каменный мавзолей-ограда без крыши, которые чаще встречаются именно на западе Казахстана в Мангистауской и Актюбинской областях. Для удобства я буду называть их "большой" и "малый".

Blog post image

4. В большом саганатаме внешняя часть стен квадратная, а внутри - в форме круга.

Blog post image

5. Стены мавзолеев украшены рисунками. Похожие, например, можно встретить в подземной мечети Шакпак-Ата.

Blog post image

6. Декор большого саганатама.

Blog post image

7. Ещё одна редкая особенность. редко можно встретить мавзолей без купола с толстыми стенами, в которых устроена лестница на "второй этаж".

Blog post image

8. Возможно, рядом с некрополем располагалось и поселение, а мавзолей использовался также в качестве минарета для приглашения на намаз.

Blog post image

9. Захоронения в большом саганатаме.

Blog post image

10. Малый саганатам был недавно реставрирован. На фото ниже видно, как он выглядел несколько лет назад.

Слева и ближе к фотографу от мавзолеев на этом снимке - ещё один уникальный объект. Этот полукруглый камень - михраб степной мечети под открытым небом, особенность распространения ислама в регионе, где не было достаточно материалов для строительства полноценных мечетей.

Blog post image

11. В основном надгробия в Кенты-Баба - это койтасы, на многих из них изображена сабля.

Blog post image

12.

Blog post image

13. Вид на некрополь с большого саганатама.

Blog post image

14. Михраб степной мечети и купольный мавзолей.

Blog post image

15. На стенах купольного мавзолея большое количество рисунков: архары, лошади, раскрытая ладонь, верблюды, геометрические фигуры, растительные узоры.

Blog post image

16. Из геометрических фигур выделяется наиболее глубоко прочерченный крест.

Blog post image

17. Верблюды.

Blog post image

18. Раскрытые ладони - один из рисунков, характерный для суфизма.

Blog post image

19. Архары.

Blog post image
Султан-Эпе

20. Подземная мечеть Султан-Эпе расположена рядом с каньоном. Скорее всего, сначала путник увидит колодец Султан-Эпе в 6 метрах от обрыва. В записках генерала Николая Ломакина 1870 года упоминается родник, но нет сообщений о колодце. Поэтому предполагают, что сам колодец сделали позже, в конце XIX века.

Blog post image

По преданиям Султан-Эпе был сыном проповедника Хаким-ата, который в свою очередь был мюридом (учеником) Ходжи Ахмеда Ясави.

Советский этнограф Глеб Снесарев писал, что «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово "об", что в переводе означает "вода". Предшественником его, например, считается антропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана». Возможно, с этой доисламской легендой и связано то, что Султана-Эпе считают защитником моряков. Есть поверие, что если тонущие на воде обратятся к Султану-Эпе, то будут спасены.

Рядом с мечетью - некрополь, на хорошем выделяется большое захоронение с шестами, где паломники просят защиты у Султана-Эпе.

21.

Blog post image

22. Сама мечеть по своим масштабам уступает и Шакпак-Ата, и Бекет-Ата, но очень интересна тем, как здесь использован рельеф местности - полость размыва, образовавшейся между горизонтальными пластами прочного ракушечника.

Blog post image

23. О Султане-Эпе есть множество легенд. Первые письменные упоминания о них есть в выпуске 7 "Сборника сведений о кавказских горцах" 1873 года со слов местных жителей Кафара Караджигитова, Бик-Булата Есекенова и муллы Ходжа-Берды. Поэтому дальше я буду цитировать этот сборник.

Blog post image

Легенда о спасении моряков:

Жена Гаким-Аты Анбар родила от него трёх сыновей: 1) Мухаммед-Ходжа, 2) Аскер-Ходжа, 3) Гюбби, называемого киргизами Султан-Эпе. Первые двое учились в школе, находившейся в расстоянии 15-дневного пути ри Багиргана; а последний, родившийся в отца, воспитывался дома. У Гаким-Аты в доме жил ещё один ученик, по имени Шейх-Саэт, достигший полного совершенства в познании тариката. Однажды Гаким-Ата и жена его Анбар беседовали в открытом поле, вдали от города; у них зашла речь о том, который из воспитанников Гаким-Аты более усовершенствовался в познаниях, сын ли их Султан-Эпе или Шейх-Саэт. Чтобы решить спор, Гаким-Ата громко назвал обоих по именам; послышался ответ: "что прикажете?" и вслед затем явился Шейх-Саэт, а Султан-Эпе не явился даже по второму и третьему зову, а пришёл лишь спустя несколько часов и принёс двух оленей.

- Нескоро пришёл, - сказал сердито Гаким-Ата, и не захотел принять от него оленей.

- На большом море два судна разбились; бывшие на них люди кричали: "О, Султан-Эпе, помоги!" Я, явившись туда, спас их и в ту же минуту слышал твой зов; но так как расстояние велико, то я и опоздал, - сказал Султан-Эпе.

- Не верю! - сказал Гаким-Ата. - Я хорошо знаю, какое расстояние отсюда до большого моря.

- Если не верите, взгляните на моё мокрое платье и следы верёвки, которою я вытаскивал лодки, на моей спине.

Гаким-Ата посмотрел на спину своего сына и увидел на ней полосу, образовавшуюся от трения верёвкой.

- Спасённые мною люди обещали принести в дар через пять месяцев десять тысяч теньга и принесут, - сказал Султан-Эпе.

Гаким-Ата на это ничего не ответил. Ровно через пять месяцев спасённые принесли десять тысяч теньга. Скоро это происшествие сделалось повсеместно известным, и все стали почитать Султан-Эпе за человека, одарённого от Бога способностью совершать чудеса."

24.

Blog post image

25. Вход в подземную мечеть XII-XIII веков.

Blog post image

Легенда о Каабе:

"Гаким-Ата советуемую утреннюю молитву совершал в городской мечети, а обязательную в Мекке, при Каабе. Однажды Султан-Эпе спросил Гаким-Ату: "Отец, где ты совершаешь обязательную утреннюю молитву?"

- Летаю к Каабе и там молюсь, - ответил Гаким-Ата.

- Это для тебя беспокойно, не можешь ли ты сделать так, чтобы Кааба явилась сюда? - сказал Султан-Эпе.

- Нет, этого сделать я не в силах. А если ты сможешь, то сделай. Посмотрим, - сказал Гаким-Ата.

В следующее утро Гаким-Ата, войдя в мечеть, увидел Каабу и множество людей, молившихся при ней, и сам совершил утренний намаз. Жители Багиргана, увидя такое чудо, все сделались мюридами."

26.

Blog post image

27. Всего в мечети 9 помещений. Для укрепления в некоторых из них поставлены каменные колонны.

Blog post image

28. На "крыше" устроены окна, через которые в мечеть проникает дневной свет.

Blog post image

Легенда об исчезновении Султана-Эпе:

"Однажды, в праздник курбана, мюриды Гаким-Аты собрались вместе, зарезали девять быков и съели всё мясо, без остатка. Султан-Эпе при этом не был. Он пришёл только на следующий день и, узнав, что для него не оставили ни куска мяса, спросил отца: почему о нём позабыли?

- Кто делал своё дело, тот получил свою часть; а так как тебя не было, то тебе ничего и не следует, - сказал Гаким-Ата.

Султан-Эпе попросил мюридов своего отца принести к нему шкуры, снятые с разрезанных ими быков, и кости; когда они это исполнили, то он, обратясь к отцу, сказал: "Прикажи этим костям и шкурам встать и идти на пастбище".

- Я не в силах это исполнить, - сказал Гаким-Ата.

- Когда так, то позвольте мне это сделать.

Получив от отца согласие, Султан-Эпе воскликнул: "Бисмиллях!" (во имя Божие!), собрал шкуры и кости своею эсою (палкой) в одно место и, слегка ударив по куче, сказал: "волею Божиею, вставайте!" Быки ожили, встали и пошли на кладбище. После этого чуда Султан-Эпе, простившись с отцом и матерью, стал невидим.

Гаким долго и везде разыскивал исчезнувшего сына, но нигде не мог найти. Когда Ходжа-Ахмед Эсауй узнал обо всём происшедшем, то сделал Гаким-Ате строгий выговор, за грубое обращение с сыном, и сказал: "Да течёт вода над твоей могилой в продолжение сорока лет."

Когда Гаким-Ата умер, его похоронили возле города; вскоре после этого Ургенчская река (Аму-Дарья) переменила русло, разрушила город Багирган и текла над этим местом ровно сорок лет; по истечении этого времени она отошла, и могила Гаким-Аты открылась.

Старшие сыновья Гаким-Аты, Мухаммед-Ходжа и Аскер-Ходжа, узнав об исчезновении брата, разыскивали его повсеместно, для этого пришли на Мангышлак и там умерли оба. Они также были святыми и творили чудеса. Могилы их находятся близ родника Мерет."

29.

Blog post image

Легенда об основании мечети:

"Лет через сто по исчезновении Султана-Эпе, когда на Мангышлаке кочевали Ногаи, в верхней части равнины, называемой теперь Султан-Эпе-сай, собралось много кибиток. Между кочующими был один мулла, учивший детей. в числе его учеников был один мальчик, по имени Хейрулла, плешивый от паршей, рябой и хромой. каждый день его били, в школе - мулла, а дома - родители. Товарищи смеялись над ним и постоянно его обижали. Одним словом, жизнь его была самая тяжёлая. Однажды ушёл он далеко в степь, решившись лишить себя жизни; уставши от ходьбы, он прислонился к большому камню и, обратясь к Богу с горячей молитвой, много плакал, бил себя в грудь, наконец заснул.

В полдень следующего дня, когда он всё ещё спал, представился ему во сне какой-то неизвестный человек и, сказал: "Сын мой! Не плачь, открой рот". Хейрулла это исполнил, незнакомец плюнул ему в рот, отчего в мальчике тотчас же проявились мудрость и познания.

Затем незнакомец сказал ему: "Встань, иди по степи и на том же месте, где увидишь сидящего орла, построй мечеть". На это Хейрулла сказал: "Я слабый мальчик и не могу поднять даже небольшого камня". Тогда незнакомец сказал: "Я Султан-Эпе; когда будешь поднимать камни, произноси: О, Султан-Эпе! Камни божественной силой поднимутся, и ты легко их положишь, куда будет нужно." Сказав это, Султан-Эпе исчез.

Хейрулла проснулся, пошёл по степи и скоро увидал сидящего орла; когда он близко подошёл к нему, то орёл громко сказал: "Султан-Эпе", взлетел и исчез. Хорошенько заметив место, где сидел орёл, Хейрулла вернулся к своему учителю. Мулла, прибив его за то, что он так долго не являлся, дал ему книгу и приказал читать. Хейрула прочёл без затруднения. Тогда мулла задал ему ещё семь страниц нового урока - он прочёл их один раз и отвечал, как учёный. Таким образом, обнаружилась полученная им премудрость, и весь народ дивился такому чуду.

После этого Хейрулла ушёл в степь и, придя к замеченному месту, прикасался руками к большим камням, восклицая: "О, Султан-Эпе!" Каждый камень, тронутый им, легко поднимался и ложился на то место, где было нужно. Таким образом Хейрулла очень скоро построил мечеть."

30.

Blog post image

31. Одно из окон мечети.

Blog post image

32.

Blog post image

Подписывайтесь также на мои аккаунты в социальных сетях:

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

8
9363
1