Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
9
07:19, 12 июня 2018

Берельские курганы

В 1865 году российский востоковед-тюрколог Василий Васильевич Радлов сделал в Восточном Казахстане открытие мирового масштаба. Рядом с селом Берель был раскопан Большой Берельский курган, в котором нашли захоронение знатного человека. Вместе с ним было похоронено 17 лошадей - 4 ряда по 4 лошади, а также одна внутри сруба. Останки хорошо сохранились благодаря тому, что в захоронениях была искусственно создана вечная мерзлота.

Но главное открытие произошло в 1998-1999 годах, когда археологи из Института археологии имени Маргулана под руководством Зейноллы Самашева раскопали курган № 11. Там было найдено захоронение мужчины, женщины и 13 лошадей с множеством золотых украшений. Среди них - уникальные трёхмерные изображения головы лося, фигурки животных и мифических существ, в частности грифонов.

Археолог Наталья Полосьмак предположила, что народ, который делал эти захоронения в Алтае, мог быть реальным прообразом мифического народа "стерегущих золото грифов", описанных в "Истории" Геродота:

" Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи, на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями (причем первыми начали войну аримаспы). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного моря (Геродот так называет Чёрное море - прим. Я. Ф.), под напором скифов покинули свою родину. Таким образом, рассказ Аристея не сходен со сказаниями скифов об этих странах."

1. Из села Катон-Карагая в Берель (82 км) ведёт в основном хорошая асфальтированная дорога, по которой можно доехать на любом виде транспорта.

Blog post image

2. На территории курганов одновременно ведутся и археологические раскопки, и создаётся музей под открытым небом.

Blog post image

3. В долине, расположенной среди Алтайских гор, находятся около 100 курганов от V–IV веков до н. э. до раннетюркского периода (VII–VIII века н. э.). Долина - треугольной формы, ограничена с трёх сторон реками, возвышаясь на 50 метров над уровнем реки Бухтармы.

Blog post image

4. Курган № 11, где в 1998-199 годах было исследовано захоронение с 13 лошадьми. Диаметр кургана 22,8-33,5 м, максимальная высота насыпи - 3 м.

Большую часть времени захоронения находились в ледяном "термосе", созданном руками человека. В каменной насыпи камни были выложены в определённом порядке, так, что между камнями была пустота, которая заполнялась водой. Она замерзала и даже в положительные температуры сохранялась вечная мерзлота, сохранившая останки в хорошем состоянии. Благодаря этому получилось сделать анализы ДНК. Генетический код мужчины и женщины совпали. Женщина была старше на 20-25 лет, поэтому учёные предположили, что она была матерью этого мужчины.

Blog post image

5. Сейчас идут работы по музеификации кургана №11. Вся обстановка в нём будет восстановлена и он станет объектом посещения.

Blog post image

6. В 2016 году вновь начались археологические раскопки, которые привели к новым открытиям. Был исследован большой курган № 2, расположенный рядом с большим курганом № 1, раскопанным Радловым в 1865 году. Диаметр второго кургана на 10 м меньше первого, и поэтому сразу предположили, что похороненный здесь может иметь родственное отношение к знатному человеку из кургана № 1.

Blog post image

7. Захоронение оказалось женским - с 7 лошадью, из-за чего возникла гипотеза, что это супруга царя. По отверстиям на черепах лошадей видно, что их убивали ударом чекана по голове. На конях были обнаружены остатки кожаных масок, украшенных золотыми изделиями.

Останки самой женщины 30-35 лет - в гробу из лиственницы. К сожалению, гробница была разграблена ещё в древности, поэтому сохранились не все артефакты. Из оставшегося - бронзовое зеркало с ручкой в виде снежного барса, бусы из стекла и драгоценных камней, каменная тёрка с остатками зёрен конопли, сосуды с ритуальной пищей.

Blog post image

8. Рядом с курганами № 1 и 2 находится несколько небольших.

Blog post image

9. Первый курган, с которого началось исследование Берельских курганов.

Blog post image

10. Научный работник Восточно-Казахстанского государственного университета имени С. Аманжолова Елдос Карибаев, под руководством которого усть-каменогорские студенты-археологи ведут работы.

Blog post image

11. В 2016-2018 годах исследовали и небольшие курганы рядом с первым и вторым. Среди них есть и очень интересные. Например, в кургане на фотографии захоронена только лошадь. В каменном гробике тела не было.

Blog post image

12. Такие захоронения без тела называют "кенотаф". Возможно, человек погиб в бою или пропал без вести, и поэтому сделали символическое захоронение.

Blog post image

13.Обычно археологов представляют, как людей, которые не держат в руках ничего тяжелее кисточки. На самом деле, раскопки - это большой физический труд. Сначала надо снять и перевезти слой грунта, затем уже начинается более тонкая работа, чтобы не повредить ценные для истории вещи.

Blog post image

14. После расчистки курганы фотографируются, а также зарисовываются. Натянутые линии - аналог палетки или миллиметровки. Работа - очень кропотливая.

Blog post image

15. На схеме рисуют расположение каждого камня кургана.

Blog post image

16. Самоназвания народа, построившего эти курганы, мы, возможно, никогда не узнаем. По китайским источникам, на этой территории находилось государство народа юэчжи, которое в конце III века нашей эры распалось из-за натиска гуннов.

Blog post image

17. Тройное захоронение. В правой части - лошадь.

Blog post image

18. В левой и центральной - женщина 20-25 лет и ребёнок.

Blog post image

19. Это захоронение - одно из самых интересных. Здесь похоронены мужчина и женщина, держащиеся за руку.

Blog post image

20. Есть и менее богатые захоронения без лошадей.

Blog post image

21. Останки деревянных предметов (лука).

Blog post image

См. также предыдущие посты об экспедиции из Павлодара в ВКО, организованной по инициативе УВП Павлодарской области:

1) По пути Абая. Пещера Коныр-Аулие и дом поэта в Жидебае

2) Аблайкит - джунгарский монастырь-крепость в Восточном Казахстане

3) Ак-Баур - первобытная обсерватория Казахстана

4) Васильевская переправа. Через Иртыш на пароме "Одесса"

Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

9
27039
5