Аблайкит — джунгарский монастырь-крепость в Восточном Казахстане

2122
5
0
8

Очень рекомендую посетить археологический памятник всем, кто хочет узнать больше об истории джунгаров на территории Казахстана.

В 2016 году в Восточно-Казахстанской области объявили о старте масштабной программы по развитию археологии. Благодаря этому стало возможным, например, прикоснуться к уникальному памятнику истории - развалинам укреплённого буддийского храма Аблайкит в 55 км к югу от Усть-Каменогорска рядом с селом Алгабас Уланского района.
Долгое время Аблайкит находился в консервации, и даже не все жители Усть-Каменогорска догадываются о его существовании. Хотя ещё в 17 веке это был большой центр буддизма. Основал храм джунгарский тайша Аблай, слово "хиит" на ойратском означает храм, но затем трансформировалось в "кит", "кет", из-за чего многие местные жители думают, что название казахского происхождения - "Абылай кетті", ошибочно ассоциируя его с казахским ханом Абылаем.
Итак, в 1654 году Аблай-тайша основывает храм-крепость, в котором в последующем постоянно проживали 30-50 монахов. О масштабах храма и укреплений можно будет судить по фотографиям раскопок и по рисункам путешественников 18 века, которые я использовал в посте. В этот период среди джунгаров были сильные междуусобные войны, которые окончились победой Галдан-Богошту, ставшего ханом всех джунгаров. В этих войнах в 1671 году был взят и Аблайкит, но Галдан не стал его разрушать и оставил в запустении. История Аблайкита является и частью предпосылок казахско-джунгарских войн. Именно после объединения джунгаров, Галдан, почувствовав свою силу, присоединил Восточный Туркестан, а в 1681 году совершил поход в Семиречье и Южный Казахстана, разбив войска Тауке-хана и взяв в плен его сына. Амбиции на империю не оставляли Галдана, и в 1683—1684 джунгары взяли Сайрам, Ташкент, Шымкент, Тараз. Однако им пришлось уйти из этих городов, потому что рост могущества Джунгарского ханства обеспокоил китайского императора Канси, который начал против Галдана первую ойрато-маньчжурскую войну.
1. Аблайкит находится всего в 55 км от Усть-Каменогорска и в 4 км от села Алгабаса Уланского района. Но через эти 4 км проходит несколько небольших речек. Подготовленные внедорожники пройдут эту территорию легко, но мы приехали на "Спринтере" и поэтому пересели на другой вид транспорта - трактор с прицепленной к нему тележкой. В недалёком будущем добираться будет проще - из Усть-Каменогорска и санаториев в Уланском районе будут организовывать экскурсии.
2. Наш водитель Сабыржан.
3. Сейчас на территории храма ведутся археологические и реставрационные работы. С памятником нас познакомил руководитель работ Ерлан Казизов.
4. Даже по остаткам стены можно видеть, что храм был сильно укреплён. Крепостная стена была длиной 2125 метров, в северной и западной частях примыкая к естественной стене в виде гор. В южной и восточной частях, где находились храм, жилые и хозяйственные посещения, граница крепости шла по долинной части и представляла из себя мощную каменную стену. Здесь ширина стены составляла 3,4-3,6 м, там, где стена стыковалась с горным хребтом, ширина сужалась до 2,5 м, на вершине гор, где были участки возможного проникновения врага, - до 1,5 м.
Входные ворота располагались с юга (главные) и востока (хозяйственные).
Южные ворота храма.
5. Над этим камнем был один из столбов, на которых держались ворота. Нижняя левая часть стерлась от постоянного открывания-закрывания ворот.
6. В 17-19 веках Аблайкит описывали многие русские и европейские путешественники и исследователи. Вот, например, мнение о стенах военного и этнографа Александра Константиновича Гейнса из его "Дневника 1865 года. Путешествие по Киргизским степям":
"За что бы ни принимали ученые эти развалины, за остатки ли буддийского монастыря или за остатки палат Аблай–хана, я, как военный, убежден, что главная цель при их постройке была военно–оборонительная. Стоит только взглянуть на эти стены, протянувшиеся там, где есть какая–нибудь возможность подняться человеку, влезть внутрь стены, стоит только обратить внимание на толщину и тщательность, с которою выведены стены там, где они могут быть разбиты, чтобы убедиться, что цель постройки этой крепости чисто военная."
7. На многих участках Аблайкита были установлены содержательные описания на трёх языках, но местные жители периодически разрушают их.
8. После входа в южные ворота мы проходим к главному сооружению Аблайкита - храмовому комплексу. Как видно, храм располагался на поднятой прямоугольной платформе. Размеры платформы 80 на 45 метров, из них сам храм 45 на 20 метров. Остальное пространство занимало большое крытое предхрамовое помещение-двор. Со стороны южных ворот в предхрамовое помещение вела лестница (на фото виден уже потрепанный временем "пандус").
9. Предхрамовое помещение.
10.
11. Храм. Сохранились рисунки ещё не разрушенного храма, по которым было видно, что у него была многоярусная крыша в китайском стиле. Крышу поддерживали колонны (некоторые их каменные основания сохранились). Колонны располагались в 5 рядом с севера на юг и возможно в 8 рядом с запада на восток.
12. Рисунки храма немецкого учёного и путешественника Петра Симона Палласа конца 18 века.
13. На этом рисунке Палласа хорошо видно внутреннее устройство храма, как оно выглядело всего пару веков назад.
14. О том, как за полвека такой храм превратился в руины рассказывает снова Александр Гейнс в дневнике 1865 года.
"Самсонов, голова Семипалатинска, говорил мне, что он просил разрешения производить раскопки в Аблайкитских палатах, но генерал Панов не отыскал в законе статьи, дозволяющей разрешить эти работы (?!). Между прочим, Самсонов говорил, что его отец помнил на своей жизни, как еще стояли Аблайкитские палаты. Впоследствии они были разобраны на печи для окрестных казачьих пикетов и киргизских зимовок. Это очень жалко!"
Одно из каменных оснований колонн храма.
15. Центральная часть храма, где возможно располагалась ступа.
16. Восточные (хозяйственные) ворота и часть крепостной стены.
17. К западу от храма у подножия горы располагались хозяйственные постройки. Сейчас от них остались остатки печей в ямах, в которых обжигали кирпичи и черепицу.
18. Во время раскопок здесь обнаружили обломки черепицы, кирпичей, куски железа.
19. За храмом располагались жилые постройки, но на них ещё не велись археологические работы.
20. Вид на Аблайкит с северной горы и снова рассказ Александра Гейнса 1865 года, хорошо описывающий картину:
"Аблайкитские развалины расположены на левом берегу какого–то ручья у подножия огромной гранитной скалы. Место пустынно и дико. Около смотрят высокие горы, голые, обнаженные, покрытые по граниту гранитными же развалинами. Отдельная скала, к которой примкнули развалины, обрывисто выступает в долину и доступна только с одной стороны — от ручья с юга. Здесь по долине идет стена в сажень высотою, сложенная из сланцевого плитняка, соединенного глиною. Тонкие плиты беспорядочно торчат теперь из стены, кое–где обсыпавшись так, что на стену можно удобно всходить. В некоторых местах на стене повыросли древовидные травы. В юго–восточной части стены находятся широкие ворота. Части стены, образующие ворота, правильно утолщаются сажен до трех. При въезде и выезде поставлены четыре хорошо обделанные гранитные колонны. В воротах еще можно заметить, как ровно были осечены плиты, из которых сложена стена. Нужно заметить, что она, начинаясь на западе с обрыва скалы, тянется полукругом до северо–востока, до нового обрыва, охватывая собою доступную покатость. Доходя до вертикальных спусков, стена примыкает к другой натуральной стене и снова начинает идти по кроне последней. Северо–западная покатость горы так обрывиста, что едва ли может быть эскалодирована. Тем не менее, и по ее вершине идет стена, поднимаясь и опускаясь, согласно с местностью. Здесь на стене выросла береза. Таким образом, стена охватывает собою пространство земли версты полторы в диаметре и около пяти верст по окружности круга."
21. Для сравнения - фото Аблайкита 2016 года до начала раскопок. Автор фото - усть-каменогорский блогер Konstantin Ranet.
22. Большую загадку для меня представляет судьба находок в храме Аблайкит. Здесь находилась большая буддистская библиотека на тибетском и монгольском языках. Образцы текстов были в начале 18 века доставлены в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Всего в 1720-21 и 1741 годах было вывезено более 1500 листов, а также бронзовых статуэток. Исследование их местонахождения и судьбы может быть также большим направлением для исследований.
Часть предметов, найденных во время раскопок, можно увидеть в Областном историко-краеведческом музее в Усть-Каменогорске, в том числе надписи на бересте, металлические предметы.
23. Часть скульптуры.
24. Керамика.
25. Ещё одна берестяная надпись.
26. Но большая часть - потеряна. О них можно судить только по воспоминаниям и рисункам тех врёмен. Из описания храма Герхарда Фридриха Миллера:  
"...состоит из одной комнаты, четырехугольной и более щегольской, переполненной идолами, рисунками и священными письменами. Это было само святилище... Посредине стоит четырехугольный пьедестал, вышиной в 3 1/2 локтя, расписанный разными цветными орнаментами; на нем некогда стоял идол... Наши нашли его разбитым на множество мелких кусков, тогда как еще несколько лет тому назад он был цел.
Шестнадцать других идолов такого же вида и устройства, но меньших размеров находились на меньших подставках, но, к сожалению, уцелели только одни подставки, вышиной в два локтя. Cтены от самой подошвы до крыши разукрашены разными изображениями, из которых фигуры на восточной и западной стенах отличаются как величиной, так и формой тела. Что касается двух фигур на восточной стене, то одна изображает мужчину, другая - женщину; на западной стене - фигуры женские. Все они изображены прямостоячими. Мужские фигуры особенно обращают на себя внимание множеством голов и ног... Кроме того, и весь потолок был украшен изображениями женщин, нарисованными на четырехугольных планках в 1 локоть величиною; хотя большая часть их в то время уже была сорвана и унесена, но их, по словам наших людей, осталось еще несколько сот..."
См. также предыдущий пост об экспедиции из Павлодара в ВКО, организованной по инициативе УВП Павлодарской области:
* По пути Абая. Пещера Коныр-Аулие и дом поэта в Жидебае
Подписывайтесь также на мои аккаунты в соцсетях:
Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov
Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/
Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

Оцените пост

8

Комментарии

Чтобы написать комментарий нужно войти в систему