Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
734 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
8
23:42, 11 апреля 2017

Театр танца Булата Аюханова. Премьера одноактного балета «Скифы. Южные ночи»

Сюита молодого Прокофьева, написанная в 1915 году, так и называлась «Скифской». В ней дикая сила и дикий звуковой колорит, неистовая воля к жизни, первенству, борьбе – все, что Прокофьев культивировал на первых порах, порывая с вялым постимпрессионистским благозвучием, слащавым постромантическим эстетизмом. Вадим Гаевский, «Дом Петипа».

В ТЮЗ им. Н. Сац показали премьеру одноактного балета Булата Аюханова на музыку С. Прокофьева «Скифы. Южная ночь» и отрывки из других балетов.

Этот балет Прокофьеву заказал Дягилев, который после скандального успеха «Весны священной» Стравинского хотел и дальше эксплуатировать историко-языческую тему. Наваянное, профессионалу, каким был Дягилев, показалось неудачным, балета он не поставил. Прокофьев, выкинув «неинтересные куски», слепил из музыкального материала «Скифскую сюиту», премьера которой, не без скандала, прошла в Мариинском театре в 1916 году. А. Глазунов, композитор и директор Петербургской консерватории, очень терпимый человек, вышел из зала во время исполнения, чтобы демонстративно вернутся к окончанию. Декадентствующим деятелям произведение показалось гениальным. Бальмонт даже написал панегирик:

Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете
И в бубен солнце бьет непобедимый Скиф!

В бубен, понимаешь, дали, солнцу, публике, всем.

Дягилев, Глазунов и другие были правы, конечно. Это такая диссонирующая, визгливо грохочущая музыка, никакого сравнения с первым фортепианным концертом, который прославил юного Прокофьева или с его гениальным балетом «Ромео и Джульетта». Начался процесс распада, связанный с совриском, и то, что раньше вызывало бы недоуменно вздернутые брови у воспитанной публики и кручение пальцем виска у простой, теперь жрут с непроницаемыми лицами, якобы так и надо, якобы это высокое искусство. Позже Бронислава Нижинская ставила балет на эту совершенно не дансантную музыку, было еще несколько советских постановок. Теперь и маэстро Булат Аюханов, в поисках неизбитого, сочинил балет - либретто и хореографию.

Сюжет, как я его поняла, нубийский раб и скифская принцесса любят друг друга, а ее отец, а может – муж, только руками разводит, взмывая ими. Вокруг скифы, воины-мужчины, воительницы-женщины, рабы. Кордебалетные сцены – это пробеги двумя шеренгами по горизонтали и проходы по кругу, впечатление, что по арене цирка слоны прошли, верблюды… конница проскакала. В этой суете принцессе и рабу совершенно негде уединится в волшебную южную ночь.

Выше было экспериментально-чистое впечатление, потом Оксана Тарнецкая @omaprem прислала программку с описанием либретто, оттуда я узнала о караване с дарами Нубийского царя в Скифию, пославшего раба вместо себя сватать дочь царя. Почему раба?! Депутацию обычно возглавляют послы знатного происхождения. Стали понятны слоны, верблюды и сцены охоты. Нарратив без названия («Скифы…) и программки не понятен, но впечатление передано очень точно, собственно, любой хороший балет таков.

Сцена ТЮЗ тесноватая, балету негде было развернуться, осталось впечатление сутолоки и мелкого размаха. Хореография интересная, я таких свежих поз и связок давно не видела, особенно маэстро удалась странная, нереальная атмосфера. Это завораживает. Если в дальнейших концертах из этого балета давать отрывки, это будут захватывающие номера, а цельная картина не сложилась.

Солисты: Ерик Оспанов, Гульнара Камалова и Мади Касымов (раб), его надо было зачернить сажей.

Обратный случай – номер из балета-фантазии «Анна Павлова – Лебедь русского балета». Возможно как часть целого балета, он смотрелся бы лучше. Отрывком он показался проходным и халтурным. Существует гениальная лаконичная хореография Фокина, сделанная по мотивам - неинтересна и разжижает замысел. Исполнение тоже подкачало. Анна Бурлова - не Павлова и не Лебедь. Волочковских параметров, с тяжеловесной пластикой, с угловатыми руками, треугольно и резко сгибающимися в локтевых, плечевых и запястных суставах. Не ее амплуа. Интересные подробности, купить билет на балет.

В номере под музыку Андрея Петрова «Романс о романсе» она оказалась романтичной, возвышенной барышней из прошлых времен. Партнер Юрий Шакиров, коренастый, в косоворотке, в смазных сапогах выглядел половым из трактира, дисгармонируя и с барышней и с романсом на стихи Беллы Ахмадулиной. Сюда просится кавалер даже не в студенческой тужурке. Это томительное адажио, третьи пор де бра с арабеском.

Дивертисменты кажутся вставленными в концерт, чтобы занять труппу, в которой, по словам маэстро, нет кордебалета, все солисты.

Отрывок из балета «Кармен» Бизе-Щедрина удивил. Мне никогда не нравилась затея Альберто Алонсо. Майю Плисецкую устраивало, кто я такая? Работа Булата Аюханова мне показалась интересней. Это зрелищный балет без тривиальности классической Алонсовской постановки. Мне понравился персонаж Рок, одетый в черное облегающее трико с капюшоном. Фигура Рока почти сливается с черной декорацией, видны огромные костлявые руки смерти – кости пястья с фалангами дают сюрреалистическую огромную фосфорически светящуюся паучью пятерню, которая танцует свой отдельный танец. Драматичен дуэт Хозе и Кармен.

Кармен - Айнур Мукашева, Хозе - Ерик Оспанов, Рок - Меруэрт Макан, Тореадор Алимхан Турибеков (слышала собственными ушами, в программке, присланной Оксаной, написано Юрий Шакиров). Этот балет непременно нужно смотреть целиком.

Показали небольшой одноактный балет, поставленный ведущей солисткой театра Гульнарой Камаловой «Сон Маргариты» по роману Булгакова и на музыку И. Корнелюка из сериала В. Бортко.

Сильная вещь, у маэстро есть талантливая ученица, запомните это имя, хореограф Гульнар Камалова! Она же и исполнительница партии Маргариты. Характерная для Аюхановских балетов (видела всего ничего, а уже смело делаю выводы) сюрная, я бы даже сказала, онейроидная атмосфера спектакля, что означает грёзоподобное и помрачённое восприятие действительности. Смотришь не только красоту хореографии, техничность и художественность исполнения, но и погружаешься в иной мир. Это истинный театр.

Музыка современная, ритмичная, с электронным звучанием, добавляющая механистичности в сцены ада. Это античный ад. Ведьмы – грации Боттичелли. Мастер ищет Маргариту на шабашном балу, как Орфей Эвридику, а бесновато танцующая толпа похожа на тени в Аиде. Интересна архитектоника массовых сцен, тут уже не пробеги от одной кулисы до другой как у маэстро, а движения по диагоналям и восьмеркам-бесконечностям. Танцы мужского кордебалета с кататоническим замедлением и принятием вычурных поз. Из каких откровений черпала Гульнар Камалова шизофренические смыслы, которые есть в романе Булгакова? Воланда инфернально исполнил высокий Алимурат Салихов. Мастера – Ерик Оспанов. В финале, когда кошмарный сон закончился, из рваной ткани реальности проглядывает безумие – тот огромный кусок алого шелка из потустороннего мира, который находчиво использовали для пробегов и драпировок. Он медленно уползает за кулисы. Этот блестящий балет полон аллюзий для образованного зрителя. Захватывающее зрелище. Я в восторге.

И наконец, показали классику, блестящий одноактный балет Булата Аюханова, которому в этом году исполнилось 50 лет, а он до сих пор смотрится современно – «Болеро» на музыку Равеля. Айнур Мукашева и Асель Алпеисова в виде двух Карменок в красном, с упаковки одноимённого советского мыла. Прихотливые танцы на полусогнутых ногах, с откинутым корпусом и горделиво задранным носом. Испанщина на птичьем дворе, красные, важно трясущиеся морщинистые бородки индюков. Ильзат Аухадиев в черном тореадорском костюме с алыми языками пламени – это гордый комичный петух. Кордебалет, описывающий линии по сцене, крутящий черно-красными юбками, сливающиеся с черным задником сцены, ритмично отбивающий фламенковыми ногами ритм. Это гипнотизирует и вводит в транс. Атмосфера нереальная в своей эксцентричности. Кажется, можно взять танцоров за ноги и их откинутыми головами удодов или фламинго играть в крикет во дворе испанской королевы. Полный уход от повседневности.

Труппа техничная. Как и в театре Эйфмана, много спорта и гимнастики, сложные поддержки и кручения, неакадемические изгибы в пояснице. Четкое и фиксированное спортивное исполнение, при отсутствии некоторой, присущей академическому балету трепещущей художественной выразительности. Звезд в труппе нет, в афишах даже не указывают имен солистов, на мой взгляд, это неправильно, со звездами балеты лучше продаются. Я заметила только Гульнару Камалову и Алимурата Салихова, Айнур Мукашеву и Ерика Оспанова, они создали образы. В остальных местах солисты не выделялись индивидуальностью.

Такому театру требуется просторная сцена, как в ГАТОБ, они должны танцевать под хороший оркестр. Очень сожалею, что поздно познакомилась с творчеством Булата Аюханова, это великий и плодовитый творец.

Фотографии Елены Петровой @petroblog.

8
4510
9