Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 774 постов42 подписчика
Всяко-разно
16
03:05, 26 февраля 2016

Прокачаем ваши навыки | СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС [Заметки учителя #5]

How are things, fellas?
Всем привет! После короткого перерыва, я продолжаю рассказывать о том, как эффективно, интересно и с правильной постановкой целей прокачивать основные навыки языка. Мы уже поговорили с вами о важности и необходимости слушания, чтения и письма. Сегодня я поделюсь с вами секретами, упражнениями и программой того, как пополнять свой словарный запас. В этом аспекте, как ни в каком другом рассматриваемом до этого, главное - систематизация и дисциплина.
Blog post image
Для начала, небольшой background. Словарный запас иностранного языка можно разделить на две большие, все время пересекающихся части: пассивную и активную.
  • Пассивный вокабуляр составляет те слова, которые мы запросто или может с небольшим усилием распознаем в текстах и в чужой речи. Однако сами их не используем и считаем, что не знаем или делаем это крайне редко.
  • Активный вокабуляр это слова, которые всплывают в голове за долю секунды и мы способны пользоваться ими постоянно, не прилагая никаких сил, чтобы их вспомнить.
Это очень важный момент, так как почти все слова, которые вы будете учить, можно сразу класть в нужную “корзину”: те, которые вы скорее всего будете только потреблять пассивно (скажем, “газетные” словечки, extreme adjectives - “сильные” прилагательные) и те, которые точно пригодятся в повседневной жизни или в сфере работы (терминология, слэнг, фразовые глаголы, идиомы и т.д.). Слова в этих группах можно и нужно учить разными способами.
Если в предыдущих статьях я косвенно ругал упражнения study-книг (это основные курсовые книги, знаете, на которых еще пишут “student’s book”), то для изучения пассивного вокабуляра они подходят идеально. Однако, такие слова в подобных текстах начинают чаще встречаться только с уровня intermediate или upper-intermediate (даже если ваш уровень ниже, смело пользуйтесь). Никакой зубрежки, написания примеров. Вам нужен только лишь перевод слов и регулярное перечитывание.
А вот с нужными словами такой трюк не провернуть - здесь придется напрягаться, много-много тренироваться и, конечно, иметь твердую дисциплину. Я часто слышал, как люди учат слова на ассоциациях любого рода - по звучанию, по похожести на эквивалент в родном языке и слышал тех, кто жалуется, что не может придумывать примеры, которые на курсах заставляют писать и писать и писать. Якобы в обоих случаях необходима развитая фантазия, а ее либо нет, либо она осталась в глубоком детстве. Забудьте. Всего навсего, the most common excuse. Запоминание слов - это ТРЕНАЖЕРКА. А спортивный образ жизни требует четко проработанной системы, цифр и постановки задач. Так и с запоминанием. Что-то очень сурово получилось :) Конечно я поведаю и о том, как превратить этот процесс в бодрые нескучные зарядки.
Я большой фанат и практик одного проверенного работающего расписания, в ходе которого за полгода можно реально и полностью самостоятельно создать себе словарную базу для конкретной цели: туризма, бизнеса, повседневного общения или академического языка. В моих планах разработать в мае вокабулярные листы с упражнениями для двух из них: туризма и ежедневного общения. Но можно действовать интуитивно или использовать несколько хороших учебников, где уже будут готовые списки.
Blog post image

Эффективность системы заключается в шести принципах (первые два):

1) регулярное цикличное повторение / cycling reviews
2) постепенное наращивание нагрузки / graduation
Цикличное повторение необходимо, чтобы освежать в памяти приобретенный вокабуляр, связывать старые слова с новенькими, так чтобы у вас постоянно росла паутина связей между ними - словосочетаний, возможных идиом, фразовых глаголов, разных значений. Ниже представлен график, который вы легко можете интерпретировать под более загрузочный (делаете повторение чаще и короче) или свободный график (делаете повторение реже но дольше).
Blog post image
График пополнения и запоминания активного словарного запаса (1 месяц)
К примеру, возьмем моего гипотетического ученика Олжаса. Он начинает с нуля и в первый день он учит 5 простых слов/фраз: Hello! / Hi! / How are you? / See you later! / Have a good day! Во второй день запоминает местоимения: I-My, You-Your. В третий день He, She, It, We, They и повторяет все за три дня. Дальше делается тоже самое со следующими тремя днями, а в конце недели повтороение за 7 дней. На следующей неделе к этому вы добавляете частичный повтор за слова на прошлой неделе, или за две прошлых или за весь месяц. Во второй месяц, когда вы делаете Weekly Review (недельное повторение) то выборочно добавляете слова из прошлого месяца, которые дались сложнее всего. И в конце второго месяца соответственно повторяет слова уже за оба активных месяца. Все это делает ваше изучение новых слов привычкой и дисциплинирует.
Начинаете ли вы только изучать язык или уже активно им владеете, чтобы выработать привычку ни в коем случае нельзя брать напалмом. Поэтому вторым ключевым моментом является наращивание количества слов. Не бойтесь начать всего с 1 слова в день, а затем добавляйте на одно каждые три дня. Можно и не добавлять так часто, feel your pace. Чувствуйте собственный ритм. До рекомендуемого максимума в 7 слов в день можно дойти за 3 с половиной недели, зато ничто не сможет вам дать возможность сказать “ой, не хочу учить, завтра повторю”, так как, во-первых вы привыкнете к изучению слов, во-вторых, будете делать это это постепенно, с максимальным комфортом. Превратите словарную рутину в утреннюю зарядку и помните, что пропустив хоть раз, сразу станет сложнее.
Blog post image

Следующая пара принципов представляет из себя:

3) паутинная структура / web structure
4) игровой подход / gamification
Итак, паутинная структура - это то, когда вы учите те слова, которые связаны с теми, которые вы ранее изучали в сегменте. К примеру, в первый день вы взяли 5 глаголов движения:
  • go
  • walk
  • run
  • crawl (ползти)
  • jump
Эти глаголы большинству студентов легко запомнить даже путем простого повторения. В общем, на короткое время запомнятся они точно несложно. Во второй день вы учите слова, так или иначе связанные с глаголами выше. Навскидку:
  • go to yoga class (ходить на йогу)
  • walk in the park (в парке)
  • run a marathon (марафон)
  • a baby can crawl (ребенок умеет ползти)
  • jump over a pit (перепрыгнуть яму)
И так далее. На третий день все добавленные слова можно описать прилагательным и, вуаля! У вас на руках закрепившиеся образы в голове, постоянно повторяющиеся примеры и все они друг с другом связаны, то есть вместе создают web structure. Давайте вместе доделаем до конца:
  • go to an excellent yoga class (ходить на отличные курсы йоги)
  • walk in the central park (гулять в центральном парке)
  • run an annual marathon (бежать ежегодный марафон)
  • a baby can crawl very fast (ребенок умеет ползать очень быстро)
  • jump over a deep pit (перепрыгнуть глубокую яму)
Игровой подход или, как еще модно называют “геймификация” - это и интересно, и очень полезно. Большая часть читателей, думаю, согласятся с данным утверждением. Но ВО ЧТО ИГРАТЬ? Просто посмотрите эти видео из шоу Джимми Фэллона (как говорится, лучше один раз увидеть, чем...):
  • Pictionary - играют по ссылке. (Посмотрите на Дженнифер Энистон!)
  • Charades - играют со звездами здесь. (А тут Шарлиз Терон!)
  • Catchprase - еще один пример классной игры тут. (Да что это такое, Уилл Смит и Кирстен Данст!)
  • + от себя, также советую поиграть в Scrabble. Как, можно глянуть по ссылке. Смотрите с 3,5 минуты. Онлайн вариаций игр много (в тех же AppStore и Google Play), но советую приобрести английскую версию. Можно на Amazon.
Все это очень весело, но игры требуют компании хотя бы 4 человек или в крайнем случае, пары. Зато они идеально подходят для еженедельного повторения / Weekly Review.
Blog post image

Последние пятый и шестой принципы системы:

5) Контекстное изучение / Contextual learning
6) Говорю, то что вижу / Actualization
Ни график, ни игры ни тем более десятки “голых” примеров не помогут запомнить слово лучше, чем знакомство с ним в контексте реального английского. В книге, газетной статье, адаптированной литературе, сериале, фильме - любом источнике реального английского. Это, пожалуй, самый важный принцип. Поэтому стоит связывать свой график пополнения словарного запаса с вашими другими “английскими” привычками: просмотром сериала перед сном, чтением Penguin Readers (худ. литературы для изучающих язык) или зависанием на youtube. Работает ЧТО УГОДНО, что узнается в реальном контексте. Можно отталкиваться от одного видео на весь сегмент и вперед - пользуйтесь паутинной структурой, играйте со словами и повторяйте.
Вернемся к несуществующему Олжасу :) Олжас уже приобрел по системе 250 слов. И он решил поделиться со мной списком слов на следующий сегмент, а там:
Notorious, caveat, astonishment... Стой-стой-стой, Олжас! Что это!? Два из них я не использую, а второе вообще даже не знаю! (честно). Где ты их вообще раздобыл?
Окей, нет ничего плохого в том, что хочется приобретать сложные слова и делать свою речь красивой, достойной называться fluent / свободной. Но подобные слова пополняют активный вокабуляр крайне неохотно по двум причинам: 1) у них всегда найдется простой эквивалент, или 2) их всегда можно заменить на объяснение другими словами попроще. Если вы не ставите себе цель ассимилироваться полностью в англоязычной стране, а язык вам нужен для путешествий, общения и знакомств, бизнеса или образования - то эти слова не нужны вам в активном вокабуляре. Они медленно и верно запоминаются, как я говорил выше, путем регулярного чтения в текстах. Вывод таков: учите те слова, которые вам действительно понадобятся и им найдется место в вашем активном запасе слов. А вот что понадобится - эта тема заслуживает отдельного поста в будущем.
И наконец, утверждение, что лежит на поверхности - слова запоминаются путем постоянной практики. О том, как нужно и нельзя тренировать свой разговорный, а соответственно: активный вокабуляр, фразы, произношение, быстроту, понятливость речи и слушание - я расскажу уже завтра (пишу поздно ночью, в общем - вечером 30 числа) На этом мы завершим build-up к самому главному навыку - Speaking.
Have a good weekend, everyone!
Аманжол Смагулов, директор и преподаватель языковой школы “Знаю!”
Первую статью в блоге о том, как приручить себя и вечные отговорки в изучении английского читайте по ссылке.
 
16
940
9