Yvision.kzYvision.kz
kk
Entre
Entre
128 постов4 подписчика
11
23:30, 28 сентября 2015

Как в Астане Опера убили оперу «Абай». Премьера

Оперу "Абай" люблю, считаю одной из самых главных и программных в казахском оперном репертуаре, это наша оригинальная национальная опера. Мне было очень интересно посмотреть другую итальянскую постановку, поэтому я прилетела из Алматы в Астану, хотя один раз была уже на премьере "Аиды" и знала, что собой представляет этот театр. Это не театр, а имитация театра, дорогостоящая декорация, у которой нет содержимого - акустики, они выдают фальшивку, липу. У меня была надежда - третий сезон, звук отрегулирован! Я понимала, что будет подзвучка, думала, абстрагируюсь и получу своё удовольствие. Все бесполезно, в этом театре работают вопиющие непрофессионалы, я не про музыкантов. Бедные музыканты! Я про техническое обеспечение, им наплевать - публика-дура кушала и продолжает кушать. Астана не оперный город, никогда не был, и уже не будет.

Это моя третья блогерская запись про оперу Жубанова-Хамиди "Абай", предыдущие: Прежняя постановка, Новая итальянская постановка.

Началась опера, оркестр загремел очень громко, как на казахской свадьбе, а звук со сцены был как сквозь вату. Кто исполнял? Да какая разница! Голоса звучали под сурдину, сольное пение не оценишь, ансамбли не связались, хоровое пение звучало невыразительно и тускло. Баланса пения и оркестра не было в помине. Игра оркестра слилась в единый нечистый, очень громкий электрический звук. Я помню, как наслаждалась оперой, даже на другой день после премьеры в Алматы была в приподнятом настроении, а в Астане музыки не услышала. Волшебства не получилось. Когда слышишь гармоничную полифонию тысячи нот в единицу времени и можешь вычленить каждый инструмент. Это не есть особенность классической симфонической музыки, любой громкий рок-концерт предполагает те же самые меломанические удовольствия. Я не против динамиков, помню, на юбилейном концерте Ермека Серкебаева включили его раннюю запись арии Фигаро. Прозвучало хорошо, вызвало восторг публики, вибрации в грудной клетке и слезотечение, то, за что ценят оперное пение. Я ни в коем случае не против лампового или цифрового звука, иначе не слушала бы регулярно оперу в записи. Но звуки, который издавал оркестр, глуша пение - неописуемая игра на нервах. Они просто убили музыку. Хотя оркестр этот - отборный коллектив хороших исполнителей, а дирижировал Алан Бурибаев, прекрасный талантливый дирижёр, который в придачу имеет особенное, личное отношение именно к этой опере. Как к своему родному детищу! Будучи правнуком композитора Жубанова, он работал над партитурой, исправил накопившиеся ошибки, восстановил редакцию прадеда, пропагандирует эту оперу и казахскую культуру по всему миру.

Дело не в моей чрезмерной эстетической искушенности, я бы перетерпела, но мучиться от физического дискомфорта за свои деньги? Было громко, шумно и музыкально грязно, от грохота барабанов и литавров, от боя тарелок каждый раз дёргалась и подпрыгивала. Неужели нельзя было на генеральном прогоне взять человека с ушами, чтобы он посидел на всех рядах зрительного зала, послушал звук и составил аудио-сценарий?, не знаю, как это называется, саунд-дизайн?, звуко-карту? для пульта!? Хотя в оперном театре и профессии такой, звукорежиссер, не предполагается. Оркестр играет, певцы и хористы поют, звук натюрель, какой есть, as is!

Не прозвучала ни одна ария. Моё любимое место, мужской хор в сцене суда, прошел однотонно, без феноменальной динамики. Беташар, хитовое место этой оперы, был никаким. Ария Айдара, где публика утирает слезы, прошла без драматизма, хотя барабаны забили как в цирке при "смертельном номере". Хоровое пианиссимо в финале - да их просто не слышно. Всё пропало!

Самое главное в опере - музыку - они убили, осталась зрительная составляющая, постановка, декорации и костюмы.

Blog post image

Мне постановка понравилась, она красивая и продуманная, но традиционная. На заднике видеоэффекты, ночные небеса, утренние сумерки, природа. Режиссура простая, прямолинейная и назидательная, что вызвало скепсис. Хотя, скорее всего, восприятие в штыки – от раздражения. Вот, например, они задействовали двух живых лошадей, так обязательно Жиренше будет ездить на чоп-чорной коняге, а Абай на беп-белой.

Blog post imageЦивилизационный выбор Абая, его европейскость, его недосягаемую высоту они показали, поместив его в какие-то чертоги.

Blog post image

Цитадель, арк узбекского типа, огромные, высотой до неба красивые, чугунного литья врата, они раскрываются, а внутри готическая, европейская двухъярусная библиотека, которая сияет золотом, уставлена золотыми бюстами философов, наполнена фолиантами до потолка, украшена роскошной оттоманкой с подушками в качестве азиатского орнамента. При этом Абай очень скромно, просто, даже аскетично одет. Этот чертог скорее всего не реальное жилище Абая, а пристанище его духа, потому что остальные интерьеры оперы прошли в казахской юрте. Естественно, у раздраженного человека это вызывает ассоциацию с"низкопоклонством перед Западом".

Blog post image

Blog post image

Судья Сырттан обязательно слеп как Фемида, конечно, тогда не умели оперировать старческую катаракту.

Blog post image

Интересно играли с пространством сцены. Сцена имеет глубину и перспективу, которую достигли простым путём, огромная юрта Абая на первом плане, без войлочных стен, сквозь обрешётку с задней стороны народ подходит, стоит, поёт, виден красивый вид Казахстана. Франка Скуарчапино сделала великолепные казахские костюмы. Я как раз утром до оперы посетила Национальный музей, подтверждаю, это хорошая стилизация настоящего костюма, не цветущий урюк.

Оперы действуют на человека помимо коры головного мозга, со слезой воспринимаешь всякий пафос, на ура принимаешь державно-патриотические кульминации. В постановке Пиковой дамы ГАТОБ, в финале бала, когда появляется Екатерина, в раже хочется "Боже, Царя храни" петь, или в Аиде пасть ниц перед фараоном. В финале этой оперы, когда под голубым, как наш флаг небом, Абай поёт о народе, который достоин светлого будущего, вдруг по небу пролетают беркуты, появляется солнце и один беркут парит под ним и застывает. Герб! В моем раздраженном состоянии это не вызвало положенного умиления, а только ухмылку, вот до чего мы дошли в 550-й год казахского ханства!

Жаль певцов, Алана Бурибаева, постановщиков, музыкантов. Эту постановку можно реабилитировать одним способом, сняться со всеми декорациями, оборудованием, коллективом и приехать на гастроли в ГАТОБ. В живом театре она прозвучит. Сравнивая две постановки, Чиньи и дель Монако, ГАТОБовская интереснее. Она реально новаторская, экспериментальная, вызывает не такие плоские предсказуемые ассоциации. Про танцы и говорить нечего, в ГАТОБ нереально красивые танцы, новая казахская национальная реальность, а танцы Астана опера – типичная устаревшая хореография сталинских времен.

Реакция публики была вялая, скучливые лица, все в смартфоны уставились, крики "браво" от идейных или профессиональных клакеров не расшевелили основную массу публики. Я считаю - это провал.

ГАТОБу 82 года, а в репертуаре эксперименты, современные постановки, театр живой! Астане ОперА только 3 года, а постановки или заёмные, или традиционные до зубной боли, но всегда это беспримесный понт. Не люблю этот театр, больше не приду туда никогда, кто бы ни гастролировал, что бы там ни ставили!

P.S. Это мнение оперного зрителя, получившего за свои деньги (кроме билетов в театр, включающее перелет Air Astana туда-обратно) насилие в уши и по нервам. Насчет акустики - утверждаю то, что слышала своими ушами, кроме того, имею инсайдерскую информацию. Следующим постом могу выложить переписку-комментарии с театральными деятелями из Астаны Оперы.

Фотографии взяты из открытых источников.

11