место в рейтинге
  • 123246
  • 1226
  • 82
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Впечатление человека, в первый раз побывавшего на казахской опере.

Оперу «Абай» Хамиди и Жубанова я посмотрела в декабре прошлого года. Но впечатлениями поделиться никогда не поздно. Эта опера в ГАТОБе важная, программная, именно она начинает каждый сезон! А я до сей поры на казахские оперы не ходила,  для себя решив, что опера, как и живопись - искусство старое, все выдающиеся произведения написаны давно, последним оперным композитором определила Рихарда Штрауса. А оперы, написанные в прошлом веке – приравняла к «современному искусству», то есть мошенничеству одних, экспериментаторству других и глупости третьих: модернизм, атональность и «сумбур вместо музыки». Но отрывки из казахских опер я слышала на разных сборных концертах, и это было хорошо, народно и без всякой додекафонии, в то же время по-сталински пафосно и величественно. Надо пойти, решила я, очень интересно, тем более что больше некуда! В декабре ГАТОБ не баловал постановками, все уехали в Астану, праздновать.

Ушла я оттуда другим человеком. Сколько времени я потеряла, какой пласт культуры прошел мимо меня! Опера сильнейшая, мне очень понравилось. Правда, помимо совершенно крышесносных кусков, в опере есть и проходные места. Сразу встал вопрос – авторов двое, кто за что «отвечает»? Ну, из литературы ответ известен, «Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые» (с).

И все-таки как? Один мелодист, другой – написал оркестровку? Или каждый написал свое, а потом соединили? Искала в интернете – не нашла. Вероятно, есть искусствоведческие труды и защищенные диссертации. Но чего не знает Гугль, того не знаю и я, то есть публика. Зато в интернете есть музыка обоих композиторов: кюи, вальсы, романсы, инструментальные произведения. Я послушала их и поняла, как они это сделали. Каждый имеет свою яркую композиторскую индивидуальность и мелодический дар. Поэтому, когда в опере идет казахская мелодика, кюй и слышится топот скачущих лошадей – это Ахмет Жубанов, когда слышим татарскую пентатонику – это вклад Латифа Хамиди. Я не ошиблась и с оркестровкой, Ахмет Жубанов переложил много классических произведений для оркестров народных инструментов. А Латиф Хамиди – мастер хоровых обработок народных песен, создатель многоголосной гармонии. Все это – чередуется в опере, поэтому не заскучаешь! А сильные и слабые места – тоже лежат на обоих композиторах.

Самое сильное место в опере, на мой взгляд, в третьей картине, в суде биев. Басовая ария Сырттана, исполненная Беимбетом Кожебаевым, потом мужской хор, поющий сотто воче, то есть негромко, поочередно поющие высокие и низкие мужские голоса, да так, что мурашки по шкуре ползают, потом ансамбли солистов, доходящие до крещендо, это место по своему эмоциональному накалу и воздействию на зрителя достигает уровня «Дона Карлоса» Верди. Готично и сильно! Вообще, хоровые и ансамблевые места в опере – это гармония голосов и интересный контрапункт, каждый поет свою мелодию, которая расходится и сходится в общей гармоничной картине. И главное – национальный характер музыки и богатое европейское оркестровое сопровождение!

А вот музыкальный образ возлюбленной Ажар мне не понравился, поскупились на неё композиторы. Ажар такая голубка с ложной и деланной девичьей стыдливостью и потупленностью взора, столь ценимые в старые времена, это не сочетается ее с поступками: убежала с любимым, нарушила традиции. В опере Ажар, стыдливо занавесивши лицо по бокам вуалью, поет что-то занудливое, жалобное и ноющее. Исполнила партию Балапан Жубаева. Голос ее завораживает, когда она поет - идет такой тугой теплый звук с выраженным вибрато, от которого у меня немедленно начинает резонировать за грудиной и уносит в эмпиреи. Сдается мне, если певица Балапан вздумает распевать монотонные гаммы и вокализы, я все равно, подобно кобре факира, буду колыхаться, совершенно околдованная. А если партию Ажар будет исполнять менее одаренная певица? Скучно же будет! Хотя, это мое мнение, кому-то может и нравится.

Вообще, любовная история – не главная в опере. И умирает красивый тенор не из-за любви и ревности, как это происходит во всех операх мира, а из-за редкой коллизии «Моцарта и Сальери», то есть ревности и зависти неудачливого автора к таланту. Я не помню другой оперы с таким сюжетом. А любовная история – боковая, только для того чтобы объяснить, из-за чего сыр-бор. Но любовных арий и дуэтов – их есть в опере!

Постановка новая, это современная редакция. Как сказал Леонид Десятников, современный оперный композитор, любая постановка за тридцать лет превращается в кадавра. Я пока не прочитала синопсис, так и думала, что увижу музейное – постановку 1944 года! Но нет! Сцена декорирована с помощью расписного текстиля, на сцене очень уютно и по родному, тут и казахский пейзаж, и дворик, и огромная юрта, вид изнутри. Костюмы персонажей играют на идею, приспешники Жиренше похожи на басмачей: в сапогах, в бархатных вышитых камзолах, сам Жиренше одет нарядно, как бай-манап. Люди Абая – напротив, выглядят победнее, одеты в европейские брюки и цивильные ботинки. Сам Абай, поэт Айдар, завистник Азим – одеты как курсанты Казанского медресе, в белых шапочках и белых сюртуках. Они олицетворяют всё прогрессивное! Женщины в красивых национальных платьях.

Партию Абая спел баритон Болат Жомартов, сходство с Абаем – портретное! Образ Абая раскрыт традиционно – он вещает, он глаголом жжёт, он статуарный, правда, очень добр и имеет большой авторитет среди людей. Голос Болата гремел. Следующий главный персонаж, не наш поэт, а его гонитель, Жиренше, его спел баритон Талгат Кузембаев. Такой надменный, с хищным лицом, он в одном интервью говорил, что любит исполнять отрицательные персонажи. Они дают актеру творчески развиваться.

Главный конфликт проходит между этими персонажами, ну это и понятно, опера называется «Абай», а не «Айдар и Ажар». Еще один мощный персонаж – судья Сырттан, исполненный басом Беимбетом Кожабаевым. Партию Айдара, влюбленного поэта, исполнил тенор Меир Бейнешев. Самый драматичный момент, когда отравленный, он падает, не допев песню, очень красивую – сыграл без аффектации, что усилило трагизм. Он упал, тишина, занавес закрылся, зрители остались утирать слезы.

Еще одна интересная находка – партия Кокбая, это человек Абая в национальном костюме, похожий на нукера, ее спел баритон Дулат Токанов. Самый зажигательный момент оперы – это его дуэт с меццо-сопрано Рыскен Меденовой – «Беташар». Они так весело слаженно пели, у меня от такой красоты и ожидания трагической развязки слезы навернулись в этот момент.  Дулат Токанов – обладатель такого мощного, красивого и героического баритона, что я все жду-жду, когда он уже начнет петь заглавные партии.

Роль Азима, главного гада, ученика Абая, завистника и отравителя,  исполнил приглашенный тенор из Астаны Берик Халелов. Очень интересный образ создал – такой интеллигент в очочках, при бородке, вылитый Чехов. Голос у Берика тремолирует, что очень подходит для исполнения народных песен, особенно азербайджанских, в данной партии это смотрелось уместно, хотя это и дефект. В сцене разоблачения он был противен и мерзок, ходил деревянной походкой, подняв нелепо руки. Я считаю, попадание в десятку!

В который раз приятно удивил еще один тенор, Тахауи Рахметов. Последний раз он удивил меня на премьере «Веселой вдовы». Здесь он спел небольшую, но красивую партию Нарымбета, молодого приспешника Жиренше, слово «приспешник» взято мной из ГАТОБовского синопсиса, пусть будет! Это он дал яд интеллигенту Азиму, чтобы извести Айдара. Пел звонким и звучным голосом! Только Болат Букенов может с ним конкурировать! Возможно, на наших глазах рождается новая теноровая звезда ГАТОБа.

Было много танцев  в сцене свадьбы. Мило, красиво, но по мне – устаревшая, сталинская хореография. Народный танец Камажай, с изображением в танце сцен труда, ну вы знаете, вот они ткут, а вот они тесто месят, размахивая руками, или что там ещё делают – этот гимн труду выдуман искусственно. Очень это асексуально, а танцы всех времен и народов, как известно, это всегда драка или секс. Интересно мнение насчет другого танца, уже вполне сексуального, под названием Каражорга, доктора исторических наук Гульнары Мендикуловой. Она говорит, что согласно всех известных исторических и этнографических свидетельств, казахи-мужчины пели, но никогда не танцевали. Девушки – танцевали! Танец Каражорга в первый раз поставлен в 1934 году для постановки «Айман-Шолпан» на музыку существовавшего кюя «Каражорга» с совсем другой хореографией. То, что привезли оралманы из Китая, это искусственный танец, основанный на монгольских и уйгурских мужских танцах, поскольку диаспоры всегда жили очень тесно. Вот и здесь такой же случай – в 40-е годы поставлен танец, с определенной идеологической подкладкой. А хочется чего-нибудь поинтереснее.

За пультом стоял Нурлан Жарасов. Опера прошла с большим успехом. Меня теперь совершенно не удивляет, что «Абай» поставлен в Германии на немецком языке. Прошел там с феерическим успехом, о чем написано, например, здесь: http://forbes.kz/life/afisha/debyut_kazahskoy_operyi_na_evropeyskoy_stsene. Вот что пишет Тулеген Дарбасов из ForbesLife: «Бурибаев подверг традиционную партитуру «Абая» тщательной ревизии и выявил немало ошибок в исполнении. Вскоре ее новая редакция будет передана казахстанским театрам.

«Получилась некая петля во времени, - рассказал в беседе с корреспондентом Forbes Kazakhstan Алан Бурибаев. - Гете жил в 60 км от Майнингена, его стихи были переведены с немецкого на русский Лермонтовым, а затем, уже с русского на казахский, - Абаем Кунанбаевым. Произведения Абая легли в основу либретто, а в финале  оперы звучит ария на стихи Гете в оригинале, и поют ее немецкие артисты в казахской национальной одежде».

На премьере «Абая» был аншлаг. Искушенные немецкие театралы аплодировали четверть часа, беспрерывно вызывая солистов на бис».

Они, в Европе, имеют вкус к хорошей опере, новых произведений в двадцатом веке написано мало, а тут такая сильная и талантливая вещь.

Вот интересное интервью Алана Бурибаева об этой постановке в Германии: http://www.zakon.kz/4516380-opera-abajj-zhubanova-i-khamidi-pod.html: «- Это великая музыка, и я ни на секунду не сомневался в ее успехе. Наши предки написали настоящий шедевр. Это произведение связано с четырьмя гениями казахской культуры: фигура самого Абая, Мухтар Ауэзов - либреттист и, конечно, два великих композитора Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. Так что я с самого начала верил, что стоит только дать шанс опере прозвучать, как она сама все за себя скажет. Но убедить в этом руководство было непросто, европейские театры живут в капиталистических реалиях, а потому, ставя никому неизвестное произведение, они сильно рискуют, ведь продавать публике ту же «Травиату» или «Кармен» гораздо проще и выгоднее. Эти произведения известны, раскручены, и публика на них обязательно придет. А тут я им предлагаю никому неизвестную в Европе казахскую оперу «Абай». Честно признаюсь, убедить было непросто, мы очень много разговаривали об этом с директором театра еще с 2004 года, но только в 2010-м было принято решение о постановке. Для театра это был очень храбрый поступок. И вот спустя два года, проделав колоссальную работу, театр открыл сезон премьерой оперы «Абай». И все сработало, я был прав, и постановка вызвала большой интерес у всего немецкого музыкального мира. Люди специально приехали на премьеру со всей Германии, чтобы познакомиться с казахской оперой, оперой, которая впервые звучала в Европе. И я считаю, что это не только моя победа, это победа всей культуры Казахстана. Этим проектом мы как бы разрезали путы и дали нашей культуре шанс быть представленной за рубежом».

А у меня впереди приятные открытия, целый мир казахской национальной оперы!

 
myma
30 января 2013, 19:44
5176

Загрузка...
Loading...

Комментарии

очень вкусно написано. после вашего поста появляется необходимость сходить и послушать.
myma
0
2
Спасибо! Рекомендую сходить.
надо сходить !!!
Ну вот, уже даже в Германии послушали, а наши многие - нет)) Надо будет сходить..Интересно, а в других странах не планируются постановки?
Ala
1
0
Очень красиво написанная рецензия! Так понравилось что специально для того чтобы оставить комментарий пришлось зарегистрироваться на юви. спасибо Вам! Обязательно схожу на "Абая"!
myma
0
2
Спасибо вам большое!
Жму руку! Получила огромное удовольствие от рецензии, которую внимательно прочитала от первой до последней строчки. Непременно схожу!
izzya
0
0
всё равно не будут учить казахский
Вы, как всегда, изумительно написали! Мы ходили на оперу, когда Абая пел Шахимардан Абилов, такого громкого голосища я никогда не слышала, он как будто молотом забивал свой голос в наши головы. Обязательно сходите на него!
myma
0
2
Это один из моих любимых баритонов. Обязательно на него пойду, он в последнее время в ГАТОБе не выступает.
myma
0
2
OC7fq37k4NGzvS1hL7s4oH9gqf3sw3.jpg
Тут, кстати, в Айдары влез Мурат Шалабаев. А Абай - Шахимардан Абилов.
Мима, сходите на Кыз-Жибек, уверяю не пожалеете тоже!
Я сама очень люблю "Абая" ЖУбанова-Хамиди, Слушала и в ГАТОБе, и на пластинках-кассетах...
Из моих предпочтений: Кыз-Жибек, она вообще первая казахская опера, очень интересна тем, что ее писали не под европейски образованных певцов, а под настоящих традиционных исполнителей, поэтому там такая своеобразная оркестровка; уйгурская "Назугум" Кужамьярова, "Енлик и Кебек", ну и Алпамыс тоже люблю фрагментами.
Комментарий удалён администрацией
А у нас на кухне газ, а у Вас?
А у нас - водопровод!
Вот. :)))
Надо ее саму спросить. Некоторые и "Тута" произносят, весело же?
А называйте как хотите!
А, и Биржана и Сару обязательно Тулебаевскую посмотрите! Там ТАКАЯ КРАСИВАЯ МУЗЫКА!!! Используются песни самого Биржана, да и много других казахских тоже. ВОобще, мне кажется, что чем больше в казахскую оперу помещено народных и народно-профессиональных песен, тем опера слушается лучше и музыка красивее :)))
myma
0
2
Обязательно.
Великолепная рецензия! Действительно, порой лучше, чтобы отлежалось, а не выплескивать первые сумбурные впечатления.
myma
1
2
Мадина, а ведь именно вы, своей великолепной рецензией madinar.yvision.kz подвигли меня пойти на казахскую оперу. А то так и пребывала бы в невежестве и идиотских предрассудках, что в 20 веке хороших опер не написали.
Сейчас посмотрела ваш блог, а там столько нового и интересного написано. Спасибо.
Рада, что пригодилась. А Вы добавили большую гирю в чашу весов за то, чтобы наконец-таки пойти на "Бал-маскарад". Спасибо Вам за это!
Какой кайф! Здесь есть, оказывается, люди, которые шарят в опере! Очень грамотная рецензия.
От себя могу только добавить: для меня Жомартов - это Фигаро, и точка. А главный Абай нашей страны, равно, как и Риголетто - это Шахимардан Абилов (ИМХО). А что касается музыкальной составляющей, то тут и говорить нечего. Гениальная опера, моя самая любимая из казахских. И, на мой субъективный взгляд, Абай - единственное произведение из всего мирового музыкального наследия, которое не звучит у Жарасова, как полное Г....
myma
0
2
А мне нравится Жарасов. Он лучший дирижер ГАТОБа. У него единственного оркестр не фальшивит (вот мистика) и оркестр собранный, стройный и звуки энергетически наполнены. Салаватова не удалось услышать. Я согласна с вами, что все зависит от дирижера. Дирижер - это музыкант, играющий на оркестре.
Жарасов - очень слабый дирижер. Лучший дирижер ГАТОБа - это Нуржан Байбусинов. Можно сказать, что кроме него у нас в оперном вообще нормальных дирижеров нет... Это грустно и прескорбно, но это так.
К слову о Ваших надеждах на Дулата Токанова. Этот день наступит 14 февраля. Он будет (как он сам сказал в передаче на СТВ, Кудай каласа) петь в Ер-Таргыне главную партию. А еще в ней будут дебютировать Олег Татамиров и Дана Таласпекова. И еще его вводят в "Кыз Жибек" на роль Бекежана (это главный злодей).
alch
0
2
А вот такой вопрос, как человеку любителю оперы, разбирающемуся в голосах, тембрах, частотах и т.д..
Что вот это за голос девушки, как называется, что поет "основную партию"?

myma
0
2
Это не опера, конечно. Девушка, которая поет главную партию, по тембру похожа на меццо-сопрано. Определяют голос по тембру и по переходным нотам, то есть тем нотам, где грудной регистр переходит в головной (головной регистр это регистр высоких нот). Я хочу сказать, что оперный голос это такой голос, который может БЕЗ МИКРОФОНА перепеть оркестр и быть слышимым в зале со специальной акустикой, то есть в оперном театре. Все пискли, поющие в микрофон - это не оперные. Так что неизвестно, как девушка поет без микрофона.
alch
0
2
Спасибо! Да конечно, это совсем не опера, а аккапельное пение отрывка песни из одной компьютерной игры, где идет подражание оперным певицам.

Просто голос и самое пение очень понравилось. Душа отрывается от земли и стремиться ввысь когда следуешь за этими частотами.

Значит меццо-сопрано.
А может знаете какие-нибудь оперные партии, где певицы поют меццо-сопрано?
alch
0
2
Эх... послушал меццо-сопрано
Вот

и вот


Это пение для моего тугого уха совершенно не похоже на тот первый ангельский голос, чистый, пронзительный и нежный, по настоящему женский.

Объясню вообще что хочу. Те полторы минуты, которые длится этот божественный голос, на первом видео из игры, мне мало этих полутора минут. Я хотел бы еще послушать такое пение. Скорее всего надо копать ближе к церковному пению.
Престарелая Богачева - это не тот эталон меццо сопрано. Фиоренца Коссото, Василина Казарова, их много.
alch
0
2
А вот, нашел похожий :)


И этот хоть и не женский, но такой же ангельский и чистый
А, это мальчики. Дисканты и альты. Это таких мальчиков Римская Католическая церковь холостила, кастрировала, чтобы сохранить их божественный голос.
Хотите ангельский голос - сопрано Натали Дессей, только молодую, до 2000 года, до того, как у нее узелки на связках образовались и она операцию сделала. Осталось профессиональной, но ангельское ушло.
Да, слышал об этом. Это чудовищно. Хотя конечно, религия порождала еще и более ужасные явления и события.


Вот, что-то похожее.. хотя конечно, если сравнивать с первым роликом, "эталонным", голос тут все же более "зрелый". В любом случае, благодарю за то что уделили внимание и время.
alch
0
2
Спасибо.
Мне кажется, чтобы любить оперу, надо иметь хорошо развитый слух. А тем, кому медведь на ухо наступил, мало что в этом искусстве найдут для себя близкого.
Или я неправ? Тугое ухо можно развить? Или если не дано, то не дано?
myma
0
2
Вот тут я довольно много на эту тему рассуждала. Коментарии жгут!
Вы много там рассуждаете об опере, но я не увидел для себя ответа на основной вопрос - от природы ли дан дар внимать оперу, слышать тоны. полутоны и т.д, либо этому можно научиться, как говориться.. "если долго мучаться"?
Если есть музыкальный слух, то вы отличите один интервал от другого, даже не зная его названия. На слух. Уловите фальш, такую малозаметную. А вообще, дар слушать оперу - это дар ею наслаждаться, не обязательно знать названия всех музыкальных терминов. Поскольку слух современного человека напрочь испорчен примитивом, то надо постараться, вслушаться, некоторое время на это потратить. Если не нравится, ну и не надо. А слушать тона и полутона - не надо, зачем? Обычно - все это слышат люди ходившие в музыкальную школу, сольфеджио изучавшие.
отличная рецензия, как впрочем все ваши рецензии!

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Дорога Алматы – Хоргос. Впечатления от первой поездки

Дорога Алматы – Хоргос. Впечатления от первой поездки

Если раньше путь до Хоргоса занимал около 5 часов по Кульджинской трассе, то сейчас время до границы с Китаем сокращается до 2,5-3 часов. Уже сейчас можно ехать по 4-полосной дороге с цементобетонным покрытием.
theYakov
15 сент. 2017 / 9:35
  • 5561
  • 12
Работа в Mc Donald's. Советы и лайфхаки для гостей

Работа в Mc Donald's. Советы и лайфхаки для гостей

За три месяца я поработала в трёх разных сферах. И сегодня, хочу поведать вам о работе в одной из богатейших компаний мира. Звучит значительно лучше, чем «Я работаю в Mc Donald’s».
madiNAtty
15 сент. 2017 / 12:44
  • 3074
  • 16
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2322
  • 61
«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

По данным статистики 2017 года Казахстан занимает 4 место по самоубийствам. Говорить об этом - социальное табу. Мы игнорируем разговоры о депрессиях. Потому что нам страшно.
goribaldi
18 сент. 2017 / 15:45
  • 2242
  • 62
Фотопрогулка по Алматы. Иностранцам не интересны наши стеклянные здания и моллы

Фотопрогулка по Алматы. Иностранцам не интересны наши стеклянные здания и моллы

Алматы - самый лучший город для меня, так как родной и самый близкий. Так как я много лет прожил за рубежом, могу сказать свою точку зрения, что надо делать у нас.
Ispanec
15 сент. 2017 / 6:20
  • 2104
  • 21
«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

Мужчины спокойно подчиняются логичным правилам, большинство женщин пытаются выторговать себе особые условия. Я убеждалась в этом много раз.
ValentinaVladimirska
18 сент. 2017 / 14:25
  • 1823
  • 31
Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Бесплатное проживание и завтрак в Испании, как прокачать иностранный язык и где поймать бесплатные ништяки в Европе. Если вы backpacker, который пересекает границу разных стран каждую неделю -...
dianaobyrne
18 сент. 2017 / 12:16
  • 2322
  • 1
Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Канело согласен на реванш, что неудивительно, Гена тоже "за". Все это было немного ожидаемо - эксперты отмечали, что промоутеры надавят на поединок, и захотят растянуть его на трилогию.
Trequartista
17 сент. 2017 / 0:15
  • 2106
  • 17
Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Мой опыт вегетарианства: «Я ела овощи, и сама стала как овощ»

Три года назад начитавшись-наслушавшись кое-каких знаменитых людей, я решила завязать  с абсолютно любым мясом. Как же возмущались все мои близкие, это надо было видеть, но я была непреклонна.
Bonittta
18 сент. 2017 / 14:33
  • 1672
  • 30