Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
6
10:24, 01 декабря 2013

Приглашение к размышлению

Blog post image

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Речь пойдет о военной науке и практике, которые, как известно не всегда совпадают.

В каких отношениях они находятся? Видимо для этого необходимо определиться в дефинициях военной науки и военной практики.
Только четко определившись в значениях этих субъектов мы можем выяснить их причинно-следственную связь, структурно-логическую схему взаимодействия.

А все, что логично можно описать математическими уравнениями и запаковать в компьютерные программы.

А когда наука овладевает математическим аппаратом, то она ... (далее по тексту классика).

О пользе размышления

Думаю, участвовать в разговоре может любой желающий. Мнения могут быть разными, не исключено что могут быть полярными.

Ну что же, тем лучше! Быстрее определится коридор, между двумя полярными мнениями, по которому мы выйдем на финишную прямую истины. Хотя финиша в истине не бывает, она всегда относительна. Такой вот парадокс.

Ученый, изучая научные факты, скрупулезно собранные им для иллюстрации своей гипотезы, иногда сталкивается с фактами, не укладывающимися в рамки его гипотезы. Некоторые ученые эти факты замалчивают. Это и понятно. Затрачены годы жизни, столько сил, здоровья и терпения на создание теорий под свою гипотезу. И вот такой нонсенс. Как тут быть?

Есть ученые, которые уже почти готовую свою теорию пускают "под откос". Начинают заниматься отбором и изучением фактов, противоречащих их гипотезам. Они старательно выстраивают эти "неудобные факты", изучают их признаки и свойства. Находят общие, корневые причины, устанавливают закономерность связей. В итоге делают новые и значительные научные открытия. Их имена остаются в истории путеводной звездой для всех ученых ценящих чистоту открытий. Правда, не всем таким ученым хватило жизни для завершения, начатого ими. Великий русский поэт с эфиопскими корнями сказал о таких настоящих ученых следующее: "... и гений, парадоксов друг". Они через парадоксы в науке сделали величайшие открытия.

"О сколько нам открытий чудных готовят просвещения дух..."
Но мы-то с вами знаем, что открытия при всей их значимости и чистоте приближают нас к истине только относительно. Абсолютная истина недостижима. Относительная истина, асимптотически приближаясь, никогда не соприкасается с нею, оставляя возможность для появления «Истина-2».

Часто открытия, которые делает человек в обыденной жизни, уже давно открыты. Но он открывает их вновь, для себя. Уверяем вас, что даже такие открытия доставляют ему удовольствие.

Когда человек делает открытие, между нейронами его мозга появляются новые устойчивые связи. Мозг человека склонного к научной работе, в таких случаях выделяет фермент, по действию напоминающее действие некоторых наркотических средств. Открытия действуют опьяняюще на ученых, но мозг их не затуманивается, а стимулируется на новые открытия.

Привычка ученых постоянно решать сложнейшие интеллектуальные задачи приводит к тому, что их центральная нервная система, а вместе с ней и вегетативная система работают как швейцарские часы. Как известно вегетативная нервная система контролирует работу жизненно важных органов человека. Несмотря на преклонные годы, многие ученые имеют прекрасную память. Всегда находятся в оптимистичном рабочем настроении. Продолжительность их жизни не всегда ограничивается возрастом 80, а то и 90-100 лет.

О военной науке

Принято считать, что «военная наука - это система знаний о законах, военно-стратегическом характере войны, путях её предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне, способах ведения вооруженной борьбы…»[1]. Далее идет описание, какие методы используются при создании этой самой системы знаний и история возникновения и развития военной науки.

Слово в слово повторяет этот источник [1] другой источник изданный чуть ранее.[2]

«Несмотря на сложность войны как общественно-исторического явления, ее ход и исход подчинены определенным объективным законам. Раскрытие и изучение их составляют основное содержание военной науки, представляющей собой систему знаний о характере и законах войны, о подготовке вооруженных сил и страны к войне и способах ее ведения»[3]- вторит ей другой советский источник.

«Военная наука — область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела»[4] - говорит источник из русскоязычной ВИКИПЕДИИ.

«Военная наука – это теоретическая и методическая основа для практического создания военного потенциала в соответствии с национальной оборонительной политикой государства. Военная наука служит для определения стратегических, политических, экономических, психологических, социальных, операционных, технологических и тактических элементов необходимых для поддержания относительного преимущества военной силы, чтобы увеличить вероятность и благоприятное достижение победы в мирное или в военное время»[5] - несколько по-своему трактует англоязычный источник из WIKIPEDIA.

Почти об этом же идет спор между учеными России на страницах ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КУРЬЕРА Вырвать ересь с корнем. Ну а мы не будем углубляться в суть этого спора и вернемся к теме нашего разговора.

Источники, указанные нами российские, советские и из WIKIPEDIA. Источник под номером [5] из WIKIPEDIA на английском языке в нашем вольном переводе на русский язык (да простят нас авторы статьи).

У некоторых пользователей название WIKIPEDIA вызывает недоверие к источнику. Но давайте посмотрим, сколько человек состоит в авторском коллективе Военного энциклопедического словаря. Авторов в WIKIPEDIA в разы больше. Причем уровень квалификации некоторых из них мирового класса не оставляет сомнения в релевантности источника. Эта энциклопедия постоянно корректируется, совершенствуется и дополняется. Она не может пылиться на полках и устаревать с каждым днем. Наоборот она каждый день актуальней, чем в предыдущий. И это не реклама WIKIPEDIA, это просто позиция автора статьи.

Общим для первых трех источников является то, что все они в один голос говорят, что военная наука, система знаний. Несколько разнятся, но все-таки едины в том, что эта система знаний о характере и законах войны, о подготовке вооруженных сил и страны к войне и способах ее ведения. Четвертый источник к этому добавляет про коалиции, про классы, про составную часть военного дела. А в остальном все-то же самое.

Пятый источник оригинален.
Конечно там на другом полушарий Земли они в большинстве своем левши, обручальные кольца носят на левой руке, мыслят и строят предложения совсем по-другому. Но определение их военной науки, на наш взгляд, страдает их болезнями отличными от болезней восточного полушария.

Альтернативный вариант

Если «военная наука - это система знаний…», как утверждают первые три источника, то возможно это уже не наука. В этом уравнений наука равняется системе знаний(?!). На наш взгляд - это нонсенс!

Знания (білім - каз.) – от слова знать (білу). Следовательно, это уже полученная достоверная информация о чем-либо. Это же ведь не наука! Неужели это не очевидно?

Ведь система знаний - это полученная и уже «остывшая глыба научной истины». Она уже апробирована, систематизирована, имеет доказательную базу. На наш взгляд, к имеющемуся необходимо добавить только методику доведения этих знаний до других заинтересованных пользователей и организовать обучение жаждущих образования.

В этом случае, мы считаем, в определение военной науки вместо слов «военная наука» можно вставить слова «военные знания это - ...» или вместо «военная наука - это система...» можно вставить слова «военное образование - это освоение...», - и далее по тексту. На наш взгляд это было бы справедливо.

Как известно, процесс передачи или сообщения полученных ранее знаний (не новых, а уже имеющихся), другим пользователям, то это уже процесс обучения или получения кем-то образования. А новые знания приобретаются в ходе научных и научно-исследовательских работ.

Академическая военная наука

Военная наука и наука вообще, как нам представляется - это процесс, целью которого является изучение и познание объекта или неизвестных его свойств или сторон. Это процесс.

То есть процесс получения новых знаний. На наш взгляд более точнее и образно отражает этот процесс выражение "добывание новых знаний" (жаңа білім).

И в этом процессе познания должна участвовать система научных взглядов, которые нам ранее удалось выстроить. Конечно эта система базируется на уже полученных знаниях.

Если процесс добывания новых знаний представить как добывание новой породы с помощью отбойного молотка, то это будет выглядеть следующим образом. Система научных взглядов будет играть роль дна ствола отбойного молотка, которая отбивает обратный ход поршня и является опорой, обеспечивающим поступательное движение заточенного ударника для добычи нового материала.

Ученым, в голову которого пришла некая идея, выдвигается гипотеза и исследуется множество фактологического материала для исследования верности своего предположения.

В ходе изучения множества достоверных фактов, ученый устанавливает общность между явлениями, причину появления и особенности проявления этой общности, находит закономерности такой повторяемости. Затем на основе обнаруженной им причинно-следственных связей формулирует в первом приближений теорию, создает понятийный аппарат, делит на категорий, дает определения, определяет термины и другие детали. В общем несколько рутинная, но интересная работа.

Образование и наука отличаются между собой тем, что методы, способы и приемы их характерны только им. Поэтому различны и их субъекты, объекты, предметы деятельности. Для получения новых знаний нужны ученые и научно-исследовательская работа. А для получения образования нужны педагоги и сообщение (передача) имеющихся знаний (цикл лекций), привитие обучающимся умений и навыков (семинары, групповые, тренажи, практические, лабораторные занятия и др.).

Эти различия в методах, способах, приемах, субъектах, объектах и предметах деятельности обусловлены различием в их целях и задачах. И это как раз определяет характер деятельности и отличия двух сторон как бы одной медали.

Вузовская наука

Вузовская наука в основном реализуется в вузовских НИИ. Эти НИИ не имеют своей надлежащей целью получение новых знаний. Задачей НИИ ВУЗ является подготовка преподавательских кадров. Да, может склонных к научной деятельности и знающих первичные основы научно-исследовательской деятельности. А подготовкой военных научных кадров должна заниматься адъюнктура и докторантура, каждый на своем уровне.

При подготовке научных и преподавательских кадров вероятность получения новых знаний высока. Но это не цель НИИ ВУЗ – это, если можно так сказать, побочный продукт. Задача НИИ ВУЗ состоит в том, чтобы привить любовь готовящихся кадров к знаниям и науке. Им даются основы, на котором строится умение просто и интересно донести до обучаемых свои знания. По-моему, это называется методикой преподавания. Не будем углубляться в понятия дидактики и психологии.

Конечно, вместе с перечисленным им даются основы умений, навыков научной и научно-исследовательской работы. Но, этого мало для научной работы. Необходимые знания, умения и навыки для научной работы даются в адъюнктуре (аналог гражданской аспирантуры), в докторантуре и в ряде заведений, которые появились в связи с присоединением нашей страны к Болонскому процессу.

А что же вузовские НИИ? Если говорить образно, то это «грядка», на котором выращиваются новые научные и преподавательские кадры. Наиболее приверженные к науке кадры выбирают путь иной, чем чисто преподавательская деятельность. Хотя научная деятельность не лишена этого тоже. Истинный ученый не бывает без учеников, как не бывает леса без подлеска или кустарников - предвестников леса.

Чем ярче ученый, тем легче определить его учеников по их почерку. Они через его видение мира, через его логику, насыщаются знаниями, которые он добывал для себя годами и идут дальше, неся его свет. У казахов есть такая пословица, "алтынның жанындағы жезде сарғайады". Медь, долго находящаяся рядом с золотом, желтеет, становясь похожим на золото.

Все обучающиеся в вузе курсанты и слушатели через военно-научные общества (ВНО), на каждом курсе должны быть привлечены к военно-научной работе (ВНР). Работой ВНО, как правило, руководит профессорско-преподавательский состав (ППС) занимающейся научной работой и имеющий богатый опыт научной работы. Бывает, что ВНО руководит ППС сами являющиеся соискателями ученых степеней и проводящие научно-исследовательские работы под руководством вузовского НИИ.

В целях упорядочения военно-научной работы и для повышения результативности военной науки, для НИИ ВУЗ утверждаются темы ВНР. Утверждается тематика, но не план НИР. Здесь нет цели, получить столько-то НИР. План НИР разрабатывается самим ВУЗ исходя из имеющегося количества слушателей/курсантов. Кроме ВНР на курсах ведется научная работа по защите дипломных работ магистрантов/бакалавров – выпускников ВУЗ.

Исходя из сказанного так называемая «вузовская наука» не может быть главенствующей и руководящей «большой, академической военной наукой». Она сама является частью системы этой «большой военной науки».

Мысли о военной науке

Таким образом, предлагается следующее определение: «военная наука — это область человеческой деятельности, позволяющая на основании результатов проведенных исследований получать новые знания о законах вооруженной борьбы, об искусстве ведения военных действий и войн, а также позволяющая создавать систему научно обоснованных взглядов на характер возможных войн в будущем и заблаговременной подготовки к нему».

Здесь оставлен только выжатый «сухой остаток».

Где берут свое начало первая и вторая часть утверждения в предлагаемом определении?

Первая часть получается при ретроспективном взгляде, а вторая часть создается при перспективном взгляде.

Ключевые слова здесь "получается" и "создается". Обратите также внимание на то, что получаются не что иное, как новые знания. Получение новых знаний это одно из предназначений науки. Возможно даже самое главное и единственное.

Под понятиями ретроспективный взгляд и перспективный взгляд мы здесь понимаем:

Ретроспективный взгляд – это способ получения знаний на основе систематического изучения и анализа искусства ведения военных действий и войны, причин возникновения войн, способов комплектации вооруженных сил, их состава и структуры с древнейших времен до наших дней, изучения характерных черт причин побед и поражений, выявления общих законов вооруженной борьбы.

Перспективный взгляд – это способ получения знаний на основе систематического изучения и анализа новейших достижений человечества в области военной науки и в других областях науки, техники и технологий имеющих прямое, косвенное или даже определяющее значение для исследований в военной области и определения основного тренда влияющего на развитие военной науки.

Следующим предназначением науки является то, что она позволяет обосновывать исследователю свою позицию относительно события, которое не имело место в истории, потому еще неведомо и неизвестно человечеству, но может когда-либо наступить.

Мы не ставим здесь точку, здесь у нас многоточие.

продолжение здесь,

другие посты здесь, здесь и здесь

Фото из открытых источников

© Сейтбатталов Е.Ж.2013
kz55031603181-0001
[1] Военный энциклопедический словарь. Аверьянов Ю.Т. и авторский коллектив. -М.:ЭКСМО, 2007.-1024 с.
[2] Военный энциклопедический словарь. Под редакцией Маршала Сов. Союза Ахромеева С.Ф.-М.:ВИМО, 1986.-864 с.
[3] Военная история, учебник. Под редакцией з. д. н. РСФСР, д.и.н, профессора, генерал-майора Крупченко И.Е.-М.:ВИМО, 1984.-376с.
[4] Статья из WIKIPEDIA. Военная наука. //электронный ресурс//http://ru.wikipedia.org/wiki/Военная_наука
[5] Статья из WIKIPEDIA. Военная наука. //электронный ресурс//http://en.wikipedia.org/wiki/Military_science
6
866
7