2015 год стал очень сложным для Казахстана, да и 2016 год не внушает особых надежд. Нефтедоллары помогали стране казаться успешной: заявки на проведение Экспо-2017, Всемирный нефтяной совет, Зимняя Олимпиада и т.д. Низкие цены на нефть сильно сказались на экономике Казахстана, но несмотря на это многие нефтедобывающие компании работают в прежнем режиме.
Ниже приведена информация об основных показателях нефтегазовой информации.
ЗАКУПКИ
В свете мирового падения цен на углеводородные ресурсы в 2015 году многими компаниями значительно сокращаются объемы буровых работ, что приводит к пересмотру бюджета и оптимизации затрат. Однако динамика затрат недропользователей показывает увеличение закупок с прошлым годом. Увеличение связано с девальвацией национальной валюты, поскольку многие недропользователи импортируют товары и оборудование для производственных нужд и расчет ведется в иностранной валюте. Картина в долларовом выражении выглядит иначе.
ист.: Система приема отчетов недропользователей
В целом рынок недропользования распределен на 3 группы:
1) Стабилизированные контракты: Тенгизшевройл, Карачаганак, Кашаган, Маерск. По данной группе наблюдается рост закупок по сравнению с предыдущим годом на 34%. Существенный рост закупок обусловлен в первую очередь тем, что по данной группе контракты с поставщиками преимущественно заключаются в долларах США. Кроме того, на Кашаганском проекте идет замена труб (1 прогонный метр трубы весит 1 тонну!), а на Тенгизском месторождении запускается Проект Будущего расширения (увеличение добычи на 50%).
2) Недропользователи, входящие в группу компаний ФНБ «Самрук-Казына»/ АО "НК "КазМунайГаз". По данной группе наблюдается снижение закупок на 24% по сравнению с прошлым годом.
3) Все остальные недропользователи, осуществляющие закупки через Реестр товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию. По данной группе также наблюдается спад закупок: спад на 34% по сравнению с предыдущим годом.
По итогам 2015 года на долю стабилизированных контрактов приходится 72% всех затрат недропользователей.
ДОБЫЧА
По итогам 2015 года в Казахстане добыто 79,5 млн. тонн нефти и газоконденсата, что на 1,4% меньше по сравнению с прошлым годом. Пик добычи казахстанской нефти приходился на 2013 год, после которого наблюдается небольшой темп спада. На 2016 год запланировано добыть 77 млн. тонн нефти, но если будет своевременно осуществлен запуск Кашагана - сможем превысить показатели прошлого года.
Информация по Топ-20 нефтедобывающим компаниям:
ЭКСПОРТ
Если по итогам 2013 года экспорт казахстанской нефти составлял 68 млн. тонн на 55,2 млрд. $, то по итогам 2015 года экспортировано 61,3 млн. тонн нефти на 26,2 млрд. $.То есть двукратное падение экспорта в долларовом выражении.
НАЛОГИ
По итогам 2015 недропользователями было выплачено налогов и обязательных платежей (за исключением пошлин на экспорт) на сумму 2,3 триллиона. Это наихудший показатель за последние 5 лет! Ниже представлена информация по ТОП-20 крупнейших налогоплательщиков по итогам прошлого года.
Источник: http://kgd.gov.kz/
Следует отметить, что таблица выше содержит выплаты в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК по НДС, КПН, ИПН, НДПИ, НСП, социальный, земельный и транспортный налоги, налог на имущество. Часть налоговых выплат идет напрямую в Государственный бюджет, а некоторая часть напрямую в Национальный Фонд.
Кроме того, напрямую в Государственный бюджет поступают таможенные платежи за экспорт нефти. По итогам 2015 года они составили 647,7 млрд. тенге. Данный вид платежа был с 19 марта 2015 года снижен с $80 до $60 за тонну. И данный платеж сильно бьет по карманам нефтедобывающих компаний.
Итого недропользователями было выплачено налогов и обязательных платежей в бюджет на сумму порядка 3 трлн. тенге.
Из этих 3 трлн. тенге напрямую в Нац.Фонд поступило 1,6 трлн. тенге или 53,3%.
Ниже представлена информация о тех, кто больше заплатил налогов в 2015 году на каждую добытую тонну нефти.
Нефтесервис
Ниже представлена информация о самых крупных нефтесервисных компаний по объемам доходов за 2015 год.
ист.: Система приема отчетов недропользователей
Также был проведен примерный подсчет сотрудников в нефтегазовом секторе. Анализ показал, что в нефтегазовом секторе задействованы 1/4 миллиона человек.
Общие показатели в нефтегазовом секторе по итогам 2015 года.
И напоследок вопрос: в 2015 году было добыто 79,5 млн. тонн нефти, 61,3 млн. тонн экспортировано, 14,6 млн. тонн переработано. Куда делась 3,6 млн. тонн нефти??? Это ведь практически 1 млрд. долларов!
В настоящее время в Казахстане существуют множество мер государственной поддержки, но не каждый начинающий или мечтающий (о своем деле) предприниматель их знают.
Некоторые предприниматели открещиваются от государственных мер поддержки из-за бюрократических заморочек или нежелание сдавать отчет. Хотя в рамках действующих программ по развитию бизнеса можно получить грант до 363 миллионов тенге безвозмездно!
В данном посте я попытался собрать самые важные (на мой взгляд) действующие меры государственной поддержки бизнеса. Возможно, текущий финансовый кризис и изложенные меры гос.поддержки способствуют к появлению новых предпринимателей в стране.
Меры поддержки я разделил на 4 категории:
1.Программы по поддержки МСБ
Если у Вас есть отличная бизнес идея, но не достаточно финансовых средств на ее реализацию, то Вы можете получить безвозмездный грант в размере 3 млн. тенге и не только в рамках 2-х программ: «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Развития моногородов на 2012-2020 годы»
Финансовым агентом вышеупомянутых программ является АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», которое также предоставляет следующие виды услуг:
Функциональные обязанности по поддержке бизнеса «Даму» также включают следующие виды услуг (БЕЗВОЗМЕЗДНО):
Если Вы кое-как открыли свое любимое дело и планируете расширяться, то программы АО "Национальное агентство по технологическому развитию" будет весьма кстати.
С условиями получения безвозмездных грантов можно ознакомиться по ссылке.
"Центр коммерциализации технологий" Министерства образования и науки РК также предоставляет безвозмездные гранты на десятки миллионов тенге, но суммы не постоянные.
2. Программы поддержки для крупного бизнеса
Если Вы доросли до уровня крупного бизнеса или нашли знакомых, готовых инвестировать в производство крупные суммы, то нижеследующие льготы и преференции будут очень полезны.
В соответствии с Законом РК "Об инвестициях" инвестор может получить:
1. Преференции для проектов (в т.ч. приоритетных инвестиционных проектов);
2. Преференции для приоритетных инвестиционных проектов*.
*Критерии приоритетных инвестиционных проектов:
Для новых инвесторов также предусмотрены Специальные экономические зоны, где Государство обеспечивает необходимой инфраструктурой. Список действующих СЭЗов в стране.
В настоящее время регистрация в некоторых СЭЗ приостановлена. Однако можно приобрести пустые ТОО, зарегистрированные ранее.
Условия для инвесторов в СЭЗ:
Для получения крупного займа можно обращаться к Банку развития Казахстана.
Если Вы нуждаетесь в со-инвесторе, то можно обратиться в АО "Казына Капитал Менеджмент"
3.Программы поддержки промышленным предприятиям
В рамках программы "Производительность 2020" АО "Казахстанский институт развития индустрии" реализуются следующие меры гос.поддержки:
С условиями программы "Производительность 2020" можно ознакомиться здесь.
С условиями по возмещению затрат на сертификацию можно получить по ссылке.
4. Сельскохозяйственный комплекс
Подробную информация с указанием субсидий по категориям можно скачать по ссылке
Надеюсь, информация будет полезна для начинающим и действующим предпринимателям.
P.S. указанные меры поддержки бизнеса будут пополнятся. Просьба сообщить о других мерах, если Вы располагаете данными
Как Вы знаете, Президент неоднократно «просил» крупных иностранных инвесторов, разрабатывающих различные месторождения в Казахстане, оказать содействие в индустриализации экономики страны. Чиновники с высоких трибун говорят об импортозамещении, приглашают различных инвесторов, которые уходят из Казахстана из-за отсутствия поддержки или гарантированного заказа со стороны крупных заказчиков.
Одним из лидеров стран-инвесторов в Казахстане в последние годы является Китай.
Изначально Китай ставил задачу найти по соседству источники углеводородов, которые можно импортировать в Китай для развития соседних с Казахстаном западных районов Китая, усилив энергетическую защиту путем наземной транспортировке сырья.
Китайские компании активно представлены в нефтегазовой отрасли и уже контролируют не менее 25% нефтедобычи казахстанской нефти. Безусловным лидером-инвестором среди них является CNPC-Актобемунайгаз.
Но CNPC-Актобемунайгаз сложно классифицировать инвестором, поскольку компания ведет себя «как у себя дома»:
Но самое главное – СНПС развивает китайскую экономику, находясь в Казахстане. Не смотря на государственную политику по развитию казахстанского содержания, CNPC-Актобемунайгаз умудряется развивать аффилированные компании своей материнской компании CNPC CHINA.
Исходя из анализа закупок, размещаемых CNPC-Актобемунайгаз на сайте reestr.nadloc.kz, можно уверенно сказать, что более 60% товаров и более 70% работ/услуг поставляются аффилированными компаниями CNPC.
Структура аффилированных компаний СНПС в Казахстане:
1. «China Petroleum Technology & Development Corporation»
Деятельность: производство и поставка товаров и оборудования.
Дочерние компании в Казахстане:
1. TOO «Восточная Корона»;
2. ТОО «Актобе Мунай Маш Комплект»;
3. ТОО «Актобе Нефте Маш»;
4. ТОО «Каспиан ОйлТех Сервис»;
5. ТОО «СырдарияНефтeСервис».
Источник: Снимок сайта СPTDС http://www.cnpc.com.cn/cptdc/CPTDCNEW/CPTDCWorldwide/default.html
2. China Petroleum Engineering and Construction (Group) Corporation
Деятельность: инжиниринг и строительство
Дочерние компании в Казахстане:
1. ТОО «ВСП Интернациональ»
2. Чжунте Казахстан
3. ТОО «Арман-Курылыс»
4. Китайская нефтяная Инженерно-строительная группа
5. Казахстанский филиал ТОО по строительному проектированию Китайской нефтяной корпорации
3. Great Wall Drilling Company
Деятельность: буровые операции
Дочерние компании в Казахстане:
1. ТОО «ККБК Великая стена»
2. ТОО «Восток нефть и сервисное обслуживание»
3. ТОО «Батыс – Мунай»
Источник: учредительная доля Great Wall Drilling Company в упомянутых ТОО
4. China National Logging Corporation
Деятельность: геологические и геофизические услуги
Дочерние компании в Казахстане:
1. БИДЖИПИ Геофизические услуги
2. КНЛК Интернешнл Казахстан
3. М-техсервис
Источник: http://www.hkexnews.hk/listedco/listconews/sehk/2011/1214/01251_1225624/E106.pdf
Хоть и все закупки нефтедобывающих компаний проводятся в открытом режиме, CNPC-Актобемунайгаз умудряется протащить свои компании. Ведь в Казахстане практически любой тендер можно подстроить под нужного поставщика. Хорошо, что перестали просить $1000 за предоставление конкурсной документации.
К примеру, из недавно объявленных крупных тендеров СНПС-Актобемунайгаз является закуп обсадных труб в объеме 6845 тонн на сумму 2 185 500 700 тенге - http://reestr.nadloc.kz/ru/tender/view/60136.
Могу поспорить с любым на $1000, что данный тендер выиграет одна из аффилированных поставщиков СНПС. Ведь по условиям тендера, поставщик с момента заключения договора обязан поставить товар в течение 20 дней! А это практически невыполнимая для трубных заводов задача.
На мой взгляд, такие сжатые сроки установлены, чтобы отсечь от участия в тендере самого крупного производственного завода и единственного в Казахстане производителя обсадных труб, где трудятся порядка 7000 человек. И таких историй у СНПС не мало.
Если по рынку поставок товаров можно хоть как-то посчитать единицу, объем, сумму, то в нефтесервисном рынке очень сложно выявить реальный объем и стоимость работ. Здесь казахстанские сервисные компании практически смирились с китайским беспределом и рады работать в качестве субподрядчиков.
Очень печалит тот факт, что по рынку буровых услуг в последние годы доминируют китайские компании. В статье Форбс описан механизм, как китайские компании вырвались в лидеры по рынку буровых услуг:
«Наше предприятие успешно бурило скважины, заключало контракты, выигрывало тендеры и подряды на проведение буровых работ. Но лет 10 назад в нашу страну зашли китайские буровые компании. Они полностью обрушили все цены. Они брались за полцены бурить скважину, которая, допустим, стоила 400 млн. тенге, за 200 млн. тенге - себе в убыток. Мы, естественно, не могли себе позволить работать в убыток и, естественно, мы начали проигрывать им тендеры.
И только после того, как казахстанские буровые компании, как конкуренты, полностью ушли с рынка и обанкротились, они подняли эти цены – и не в два, а сразу в три раза! Китайские компании сейчас фактически монополисты на рынке».
Действительно, согласно открытой информации об уплате китайскими компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет выявлено, что у многих китайских компаний занижены налоги по сравнению с другими аналогичными казахстанскими сервисными компаниями.
К примеру: исходя из открытых источников доход у ТОО «ККБК "Великая стена» (Китай) в 2011 году составил не менее 31,9 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 1,4 млрд. тенге. Доход у ТОО «Бургылау» (Казахстан) в 2011 году составил не менее 30,3 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 7,9 млрд. тенге.
То есть, у китайских компаний, при больших доходов, налоговые выплаты в несколько раз меньше по сравнению с казахстанскими компаниями. Такая же ситуация по остальным китайским компаниям.
Сравнение доходов и налогов казахстанских и китайских компаний.
Если китайские сервисные компании работают так неэффективно, то почему бы их не заменить казахстанскими компаниями?
Считаю, что по данному вопросу необходимо вплотную заняться Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК.
Тут 2 сценария:
1) СНПС-Актобемунайгаз завышает свои расходы в целях снижения налоговых выплат (КПН и налог на сверхприбыль).
2) Китайские сервисные компании ведут двойную бухгалтерию или уменьшают налогооблагаемый доход путем заключения «формальных» договоров с подрядными и субподрядными организациями.
О том, что СНПС-Актобемунайгаз злорадствует занижением налоговых выплат свидетельствует акимат Актюбинской области:
«На балансе «CNPC-Актобемунайгаз» находятся 24 объекта, облагаемые налогом на имущество, с оценочной стоимостью 1 805,7 млн тенге. Налог на имущество составил 27,1 млн тенге. В то же время у ТОО «Мега центр Актобе», имеющего один объект собственности, при его среднегодовой стоимости в 4 274,1 млн тенге налог на имущество превысил Т64 млн».http://www.kazakhstan-oil-gas.com/ru/novosti-tjek-kazahstana/8916-cnpc-aktobemunajgaz-zanizhaet-ocenochnuju-cena.html
Хотя я могу с уверенностью сказать, что на строительство своего нового офиса СНПС-Актобемунайгаз потратила не менее 15 млрд. тенге, где практически вся мебель была завезена из КНР.
Скорее всего, СНПС-Актобемунайгаз чувствует себя комфортно, являясь вторым крупным налогоплательщиком в Казахстане. Но ведь у всего есть предел. В конце концов, на каждого инвестора найдется другой инвестор, который предложит условия еще круче. Тем более Закон РК «О недрах и недропользовании» позволяет в одностороннем порядке расторгнуть контракт на недропользование в случае не устранения недропользователем более 2-х нарушений по контрактным обязательствам.
В любом случае иностранный инвестор играет по тем правилам, которые устанавливает государство. И видимо, уже пришло время не «просить», а требовать!
Просто не хочется, чтобы ситуация в стране была как в казахской пословице «Жаман үйді қонақ билейді».
В обществе бытует мнение, что Казахстану от продажи энергоресурсов достаются копейки, и только инвесторы и агашки набивают свои карманы нефтедолларами.
В действительности же это не так. Но, к сожалению, в Казахстане отсутствует информационное поле, где можно ознакомиться со сводной информацией по нефтегазовому рынку, а журналистам лень проводить аналитику на отрасль, которая обеспечивает 1/3 ВВП Казахстана.
Предлагаю Вам посчитать, сколько денег остается в стране и у инвесторов. Вся необходимая для этой задачи информация доступна в сети.
Ранее я подводил итоги нефтегазовой отрасли Казахстана за 2013 год, которая в вкратце изложена в нижеследующей картине.
И так, нам известно, что Казахстан в 2013 году экспортировал 68,1 млн. тонн нефти на 55,2 млрд. долларов. Разница от добычи и экспорта нефти приходится на внутренний рынок (НПЗ), которая составила 13,7 млн. тонн нефти. На внутреннем рынке казахстанская нефть реализуется по цене 30-40 долларов за баррель или в среднем по 270 долларов за тонну нефти (+12% НДС). Таким образом, доход от продажи нефти на внутреннем рынке составил 3,7 млрд. долларов. Итого доход от продажи нефти по итогам 2013 года составил 58,9 млрд. долларов или 9,1 трлн. тенге.
А теперь необходимо посчитать затратную часть: налоги, приобретение товаров, работ и услуг, фонд оплаты труда сотрудников (ФОТ), обучение и социальные расходы.
Налоги
Общие поступления налогов от нефтедобывающих компаний в Национальный фонд по итогам 2013 года составили 3,4 трлн. тенге.
В Государственный бюджет поступают: пошлины от экспорта нефти - 528 млрд. тенге; НДС от продажи нефти и газа на внутреннем рынке, индивидуальный подоходный и социальный налоги, налог на землю и имущество - примерно на 250 млрд. тенге. Итого налоги, направленные в Гос.бюджет, составили 776 млрд. тенге.
Всего прямые поступления от нефти и газа в Нац.фонд и Гос.Бюджет составили 4,2 трлн. тенге.
Вся информация о налогах нефтедобывающих компаний доступна на сайте Налогового комитета Министерства финансов РК. А общий список нефтедобывающих компаний можно узнать в журнале и на сайте.
Затраты нефтедобывающих компаний
Недропользователи по итогам 2013 года потратили 2,7 трлн. тенге на нефтегазовые операции (приобретение товаров и оборудования, привлечение услуг и работ). Однако не все недропользователи добывают нефть и приносят доход Республике. Примерно 20 компаний находятся на стадии разведки и обустройства месторождений, среди которых Оператор проекта Кашаган, морские месторождения (Жамбыл, Сатпаев, Жемчужины, Нурсултан). В связи с этим затраты нефтедобывающих компаний необходимо посчитать отдельно от тех проектов, которые пока доход Республике не приносят (на самом деле приносят в виде ИПН, бонусы и т.д., но они не соизмеримы с налогами нефтедобывающих компаний).
Примерные затраты нефтедобывающих компаний составляют 2 трлн. тенге.
На сайте можно увидеть более подробную аналитику по затратам недропользователей.
Социальный фактор
Очевидно, что нефтедобывающие компании содержат огромный штат сотрудников, заработные платы которых очень высокие. По итогам 2013 года недропользователи потратили на своих сотрудников более 280 млрд. тенге, из которых общий ФОТ нефтедобывающих компаний составил порядка 220 млрд. тенге. Информация о ФОТ доступна на сайте.
Кроме того, недропользователи ежегодно направляют деньги на социально-экономическое развитие регионов в местные акиматы (на строительство дорог, школ, детских садов и т.д.). Обязательства составляют не менее 1% от инвестиций. От затрат 2 трлн. тенге это составит 20 млрд. тенге. Хотя на практике эта сумма в разы больше (акиматы умеют давить на жалость, а нефтедобывающим компаниям хорошо для своего имиджа).
Также недропользователи обязаны ежегодно тратить на развитие и подготовку казахстанских кадров. Обязательства составляют не менее 1% от инвестиций. Общие затраты составляют не менее 20 млрд. тенге в год.
Заниматься благотворительностью недропользователи не обязаны по закону, но они этим активно занимаются. Тут уже каждая компания решает по своему усмотрению. Предположим, что общие затраты на благотворительность составляют также 20 млрд. тенге в год (в идеале в разы больше).
Итого расходы на социальный фактор составили 280 млрд. тенге.
Важно подчеркнуть, что в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Закона РК "О недрах и недропользовании": Информация, касающаяся исполнения контрактных обязательств в части местного содержания, о планировании и проведении недропользователем закупок товаров, работ и услуг, а также затратах на обучение казахстанских специалистов и расходах на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, не является конфиденциальной. Однако прямых и открытых источников на получение этой интересной информации нет (за исключением аналитики в части МС).
Подсчет
Так, нам известны доходы и расходы нефтедобывающих компаний, что позволит нам определить их прибыль.
Доход от нефти/газа - расходы на ТРУ - налоги - соц.фактор =Прибыль
Прибыль инвесторов = 9,1 трлн. тенге - 2 трлн. тенге - 4,2 трлн. тенге - 280 млрд. тенге = 2,6 трлн. тенге или 17 млрд. долларов (по среднему курсу 2013 года).
Если затраты на закуп ТРУ и соц.фактор отнести к себестоимости добываемой нефти, то распределение прибыли инвесторов и дохода государства расположится следующим образом:
Следует помнить, что среди инвесторов присутствует Национальная компания КазМунайГаз, которая контролирует 20% всей добываемой нефти страны.
Также следует отметить, что некоторые недропользователи поставляют газ на внутреннем рынке по себестоимости КазТрансГазу, реализуют пропан, сухой газ и бутан, а также экспортируют серу. Но в совокупности прибыль не такая большая, как от продажи нефти.
Кроме того, из 2,7 трлн. затрат, понесенных недропользователями на закуп ТРУ, более 60% приходится на долю казахстанских заводов и сервисных компаний. А это уже минимум 9 млрд. долларов!
__________________________________________________________________________
Я привел среднюю температуру по отрасли, бывает, что маленькая нефтедобывающая компания работает в убыток, а крупные компании (Тенгизшевройл, Карачаганак) получают практически половину прибыли от нефти. Но это уже другая история, по которой можно показать более детальную картину.
__________________________________________________________________________
Уверен, некоторые зададутся вопросами, что "толку нет", "куда девает деньги государство", "нужно раздать эти деньги народу" и т.д. Для таких читателей прошу ознакомиться с тем, что сколько денег накоплено в Нац.фонде для будущих поколений и сколько денег было выделено из Нац.Фонда на развитие МСБ в Казахстане в этом году.
Я не сторонник теории заговора, но после трагедии в Донецке у меня остался ряд вопросов.
Почему Малазийские авиалинии (борт МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур), зная про бои в Донецке, полетели над зоной, где происходят боевые действия?
И почему пропала связь, как только самолет произвел вылет из Амстердама? О потери связи сообщает официальный твиттер Малазийских авиалиний.
И почему самолет изменил свой курс?
Кстати, сервис Flightradar больше не отображает информацию о полете этого самолета.
И еще, странным является то, что по LifeNews показали кучу паспортов с борта МН17.
Тела жертв очень мало, но найденные паспорта остаются в идеальном состоянии.
Я пробовал найти этих людей в социальных сетях, да и вообще в интернете. К удивлению, о них нет никакой информации!!! Доступна страница на Фейсбуке Van Keulen Allard Tomas. Но в последний его визит на соц.сети был в апреле прошлого года. И это в век технологий, когда вся молодёжь зависает в интернете. Как-то странно все это… учитывая тот факт, что 4 месяца назад пропал такой же Боинг, этой же авиакомпании.
Анализируя открытые источники информации постараюсь изложить основные показатели нефтегазовой отрасли Казахстана за 2013 год. Суммы в долларовом выражении указаны по среднему курсу (155 тг за $) тенге за доллар в 2013 году.
Итак, по итогам 2013 года в Казахстане добыто 81,8 млн. тонн нефти и газоконденсата, что на 3,2% больше по сравнению с прошлым годом. Ниже приведена информация по основным предприятиям по добыче нефти и конденсата.
Источник: журнал "Petroleum"
Добыча газа по Казахстану.
Источник: журнал "Petroleum"
Структура экспорта
По итогам 2013 года экспорт казахстанской нефти составил 68 млн. тонн на 55,2 млрд. $. Следует отметить, что Казахстан добывает нефти в тоннах, но продает в баррелях. В зависимости от сортов (плотности) нефти коэффициент баррелизации может быть разной. Ниже приведена география поставок нефти согласно таможенной декларации.
Источник: customs.kz
Принимая во внимание долю иностранного участия в нефтедобывающих компаниях Казахстана, картина по основным производителям нефти расположилась следующим образом.
Налоги
По результатом 2013 года основными налогоплательщиками среди нефтедобывающих компаний являются:
Источник: salyk.gov.kz
Следует отметить, что данная таблица содержит выплаты по НДС, КПН, ИПН, НДПИ, НСП, социальный, земельный и транспортный налоги, налог на имущество.
Поступления в Национальный фонд
Многие налоговые выплаты, включая специальные платежи недропользователей, перенаправляются в Национальный фонд РК. Ниже представлена информация о всех поступлениях (налоги и платежи) в Национальный фонд РК.
Источник: salyk.gov.kz
Важно отметить, что многие нефтедобывающие компании выплачивают экспортную таможенную пошлину на сырую нефть, которая в 2013 году составила $60 за тонну (с 1 апреля 2014 года пошлина поднимется до $80 за тонну). Однако выплаты по экспортным пошлинам не идут в Национальный фонд РК, а оседают в Государственном бюджете.
В 2013 году выплаты по экспортным пошлинам на сырую нефть составили 528 млрд. тенге или $3,4 млрд.
Основные события за 2013 год
Буквально вчера Министр нефти и газа РК заявил:
На 5-7% может подорожать в следующем месяце бензин в Казахстане.
На эту новость народ очень бурно отреагировал ... Негативно!
Действительно, рост цен на ГСМ неизбежен! Но в 2014 году ожидается существенное повышение цен на ГСМ по сравнению с заявлением Министра нефти и газа РК. Это обусловлено нижеследующими факторами:
1. С 2014 года отменяется безпошлинный ввоз российской нефти в РК.
19 сентября 2012 года подписан протокол о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 9 декабря 2010 года «О торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан».
По подсчетам российской стороны, потери бюджета РФ от беспошлинных поставок 7 млн. тонн нефти в Казахстан составляют $1,5 - 2 млрд.
Таким образом, вот эту разницу $1,5 - 2 млрд. РК должна будет возместить в случае импорта нефти с РФ. Понятное дело, что разница будет возмещаться не с Республиканского бюджета, а от недропользователей РК, в частности - АО "НК "КазМунайГаз".
Для сведения: Ежегодно для жизнедеятельности Павлодарского и Шымкентского НПЗ с России завозится (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставляется в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент.
2. Модернизация 3-х казахстанских НПЗ.
На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд, и работа в этом направлении начата. К 2016 году наши НПЗ будут производить бензин Евро 4 и 5.
И вот, чтобы отбить вложенные инвестиции в размере $4 млрд., НПЗ просто увеличат стоимость процессинга (переработки нефти).
Со слов ген. директора ПНХЗ:
если процессинг сейчас стоит $35-40, то при инвестиции он увеличивается до $150. Получается повышение на $100 на тонну нефтепродукта после модернизации.
Для сведения: Согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.
3. Спад добычи нефти на месторождениях
Основные поставщики нефти на отечественные НПЗ: РД КМГ, Тургай Петролеум, Каражанбас, КазгерМунай, ПетроКазахстанКумкольРесорсиз и прочие мелкие месторождения.
Многие из этих нефтяных месторождений уже достигли своего пика добычи, и соответственно идет спад.
А у крупных производителей нефти, как Тенгизшевройл, Карачаганак, НКОК (Кашаган), отсутствуют обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок (НПЗ).
Для сведения: Государству выгодно, когда нефть уходит на экспорт. Ведь, экспортная нефть продается по мировым ценам, соответственно Государство получает больше налогов. А на внутреннем рынке нефть может поставляться по себестоимости (10-40 долларов за баррель).
(С ценообразованием ГСМ в Казахстане и по действующим НПЗ можно ознакомиться по ссылке)
Но есть возможность избежать роста цен на ГСМ.
Что нужно для этого?
1. Создание Государственной монополии на топливном рынке.
Сейчас на топливном рынке творится полный бардак:
Ну так вот, в целях устранения беспредела на топливном рынке нужно вводить механизм по Государственному монополию через специальные компании - владельцев НПЗ. В настоящее время Атырауский и Павлодарский НПЗ полностью принадлежат КазМунайГазу, а Шымкентский НПЗ разделяют КазМунайГаз с ПетроКазахстан. Вот эти 2 компании должны контролировать оптовые продажи. Хоть ПетроКазахстан является китайской, без нее нельзя. Поскольку эта компания занимается толлинговыми операциями (вывозит нефть в Китай, и завозит высокооктановый бензин), обеспечевая хорошим бензином владельцев авто.
Работу нужно выстраить так, чтобы всякие посредники не могли зайти на НПЗ: обязать недропользователей сдавать нефть, предназначенную на внутренний рынок, только КазМунайГазу и ПетроКазахстан (малую долю). Тогда, всякие подпольные мини-НПЗ лишатся возможности поставлять некачественный бензин на АЗС.
Тем более, не забываем, что РК должна полностью перейти на бензин Евро 4 и 5 к 2016 году.
Но если вводить такой механизм, то цены на ГСМ резко упадут. А от этого нет ничего хорошего: таксисты и Авиакомпании цены не спустят, овощи-фрукты не подешевеют (основная статься расходов дальнобойщиков - ГСМ).
Крайне рекомендуется оставить цены на ГСМ на прежнем уровне. А разница пусть пойдет по примеру многих стран (США, Россия) - включение налога на транспорт в цену бензина и диз.топлива.
Также, чтобы предлагаемые монополисты не получали сверхприбыль, можно повысить (утвердить плавающую ставку) акцизы на нефтепродукты.
Пора уже новодить порядок в нашем общем доме - Казахстан!
P.S. писал в спешке, мысль свою еще не закончил. дополню позже.
Я очень далек от творчества Кайрата Нуртаса, но, благодаря СМИ очень хорошо знаю кто он такой.
И вот, его выставляют казахским Че Геварой, а его последователей - быдлом...
В социальных сетях смешали грязью тех, кто собрался на концерт этого персонажа:
* Какой ИДИОТ дал согласие провести массовое мероприятие в день свадьбы внука Президента! И как они вообще сами могли додуматься - собрать маргинальную толпу в такой день?
* Такое быдло надо расстреливать с AK-47 без разговора..
* он мамба и слушают его такие же мамбы!
Но, прежде чем поливать грязью простой народ, давайте, разберем причины погрома и его виновников.
30 августа - красный день календаря, когда весь Казахстан отмечает День Конституции!
Наверное, акимат г. Алматы устроил массовое мероприятие в честь 18-летие Конституции, пригласив мировых звезд (Бейонсе, Мустафа Сандал,Кэнни Вэст и пр.)? Нет, акимат ограничился вот такой программой (видимо все силы и ресурсы были заняты с празднованием свадьбы Айсултана):
10.00-10.30 Трансляция патриотических песен.
10.30-10.55 На площади перед сценой выступает Государственный духовой оркестр Республики Казахстан.
11.00 - 12.30 – концертная программа (18 песен)
и все!
Для самого густо-населенного города Казахстана этого явно мало. И тут алматинцев приглашают на халявный концерт:
Принимая во внимание, что Кайрат Нуртас на свои платные концерты собирает стадионы, не сложно было догадаться о визите многотысячной аудитории.
И это огромная ошибка сотрудников городского акимата г. Алматы и организаторов концерта ТРЦ "Прайм", что не было предпринято мер во время и заранее. Ведь не так давно был инцидент, когда толпа людей разломали двери Дворца Республики во время концерта "Шымкент-Шоу".
Поразительно, что в одной части города развивалось грандиозное событие с участием мировых звезд, а в другой части города у простого народа отняли счастье - халявный Кайрат Нуртас.
Виновник погрома не быдло-народ, а непредусмотрительность власти в лице акимата г. Алматы.
Пора, наконец, разобраться, почему при ежегодной добычи 80 млн. тонн нефти и экспорта более 60 млн. тонн в Казахстане ощущается дефицит в ГСМ, а также из чего складывается себестоимость бензина? Почему когда цена на нефть падает цена бензина остается неизменной? Какая реальная стоимость бензина? Когда улучшится качества выпускаемого бензина в Казахстане? Постараюсь изложить ответы на все эти и другие вопросы в данном посте.
Топливный кризис
Все эти факторы могли стать причинами топливного кризиса в разные годы. Но это все в прошлом, настоящее выглядит лучше, а будущее вообще обещает быть превосходным.
Государственное регулирование топливных цен
В целях упорядочения системы государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов и с целью стимулирования НПЗ осуществлять модернизацию производственных мощностей в 2011 году вышел Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV.
Не буду томить буквами, суть этого закона вкратце изложена на картинке:
Согласно Правилам, утвержденным ПП РК от 2 марта 2012 года № 287, предельная цена на розничную реализацию определяется в зависимости от мировой цены на нефть на основе следующей формулы:
Если при расчете следовать всем условиям формулы, то цена на ГСМ (в частности на бензин и дизельное топливо) должна составить не менее 250 тенге!!!
Получается, что Агентство по регулированию естественных монополий руководствуется не Правилами, а по шкале социальной напряженности в стране.
Я бы на месте АЗС засудил бы АРЕМ, выставив многомиллиардный штраф, за не соблюдение Правил
Дело в том, что Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и может даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти (условия по поставкам нефти на внутренний рынок устанавливаются в контрактах на недропользование).
Вся экспортируемая казахстанская нефть рассчитывается (при налогообложении) по мировым ценам, в следующих случаях мировая цена для определения стоимости нефти не применяется:
Принимая во внимание, что производственная себестоимость добычи нефти в Казахстане составляет от $8 до $40, а предельные цены равны перед всеми участниками топливного рынка, то некоторые компании на этом делают очень хорошие деньги.
Казахстанские НПЗ
Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана представлена тремя НПЗ: Атырауским нефтеперерабатывающим заводом (АНПЗ), Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ) и Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Действующие заводы осуществляют следующие подвиды деятельности:
По итогам 2012 года переработка нефти на отечественных НПЗ по данным АО «ИАЦНГ» составила 14 065 тыс. тонн, а в 2011 году – 13 726 тыс. тонн.
По отдельности:
источник: КМГ-ПМ
Следует отметить, что глубина переработки НПЗ остается крайне низкой (65-68%), а в США и некоторых стран ЕС этот показатель составляет 87-92%.
На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд. Реконструкцией под ключ АНПЗ и Шымкентского завода занимаются китайские компании, а ПНХЗ - европейские (Италия/Франция). К 2016 году НПЗ будут модернизированы и смогут выпускать топливо на уровне Евро-5, а объем переработки вырастет до 17,5 млн тонн в год. И к 2016 мы должны успеть, ведь согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.
Ценообразование ГСМ
Ценообразование формируется за счёт следующих основных параметров: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, плюс затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании (заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, социальные выплаты и др.).
И так, попробуем разобраться с ценообразованием ГСМ на топливном рынке Казахстана. Чисто теоретически.
Для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год (за 2012 год официальных данных по разбивкам нефтепродуктов нет, только сводная информация), а цену на нефть и нефтепродукты за этот год.
И так, нам известно, что....
b) "РД "КМГ" загружает нефть на АНПЗ по 40 000 за тонну; давальцы также отгружают нефть на АНПЗ, но по ценам выше "РД "КМГ";
Источник: Готовой отчет АО "РД "КМГ" за 2012 год
с) Шымкентский завод принимает в основном давальческое сырье, которое рассчитывается по себестоимости нефтедобычи с надбавкой 20% (согласно Налоговому кодексу). При средней себестоимости нефтедобычи $24/баррель в Казахстане, чисто теоретически давальческое сырье не должно превышать 30 000 тенге у нефтедобытчика (но сторонние компании могут закупать нефть по ценам гораздо выше). Но на практике покупная цена завода составляет порядка 60 000 тенге за тонну.
Теоритическая средняя покупная цена для НПЗ составляет 54 600 тенге за тонну.
Итого, на 3-х НПЗ было переработано 13 726 тыс. тонн нефти по 54 600 тенге за тонну, т.е. стоимость нефти на 749,5 млрд. тенге.
3. Цена на переработку сырой нефти возьмем АНПЗ: 13 725 тенге за тонну (с учетом НДС).
В соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 27 декабря 2012 года №48, уровень цены ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" на переработку сырой нефти с 1 января 2013 года утвержден в размере 11 807,6 тенге за одну тонну (без учета НДС 12%).
Цена за услуги по переработке нефти составит 181,5 млрд. тенге.
4. Выход (объем) и наименование нефтепродуктов из переработанной нефти нам известны (в таблицах выше). На сайте Стат.Агентства известна выходная оптовая цена на нефтепродукты (без учета НДС 12%):
Итого: выходная оптовая цена от продаж нефтепродуктов составит 940 млрд. тенге.
5. Цены на акциз
Общая итоговая акцизная цена составит 16,2 млрд. тенге.
6. НДС от оптовой деятельности 12%: 113 млрд. тенге
7. транспортные расходы по ЖД/автоцистерны: 6 000 тенге за тонну (цены могут различаться в зависимости от региона)
Итого: 65,2 млрд. тенге
8. Розничные цены (АЗС) по Казахстану нам известны:
Путем конвертации литры ГСМ на тонны, то можно выявить розничные цены нефтепродуктов. Это нужно для определения НДС от розничной деятельности.
НДС от розничной деятельности составит: 43 млрд. тенге.
9. Следовательно, прибыль от розничной деятельности можно выявить путем: РОЗНИЧНАЯ ПРИБЫЛЬ = Розн.продажа - Опт.продажа - Акцизы - Транспорировка - НДС = 121,2 млрд. тенге. В эту прибыль входят: Чистая прибыль, Фонд оплаты труда, Адм.затраты, техн.потери нефтепродуктов, откаты и прочее.
Прибыль от оптовой деятельности можно выявить путем: ОПТОВАЯ ПРИБЫЛЬ = Оптовая продажа - Процессинг - Стоимость покупной нефти = 9,4 млрд. тенге. Но на балансе остаются и другие продукты переработки: кокс, сера, спирт, сжиженный газ, газойль.
Также нужно отнять КПН (20%) от прибыли (оптовая и розничная) в пользу Республиканского бюджета, но, не зная ФОТ, Адм.затраты, это крайне сложно сделать.
Хотя, в учет можно взять КПН от прибыли без учета затрат (как будто АЗС и Оптовики не несли затраты).
В итоге, получился вот такой результат:
Сводный результат ценообразования ГСМ на рынке Казахстана:
Ценообразование для самого популярного топлива в Казахстане будет выглядеть так:
Для примера: Ценообразование бензина Regular (наш АИ-92) и дизельного топлива в США.
В США прибыль АЗС сидит в переработке нефти, поскольку производитель нефти, нефтепереработчик и АЗС - это одна компания.
Источник: U.S. Energy Information Administration
Ценообразование бензина и дизельного топлива в России:
Источник: Федерация автовладельцев России (по ссылке можно увидеть полный расчет)
В России половину стоимости бензина и дизельного топлива занимают налоги. Стоимость Акцизов на ГСМ в России превышают казахстанские в 10 раз! Но покупная нефть на НПЗ дешевле. В России НДС и акциза сопоставимы с экспортной пошлиной на нефть, и нефтедобывающей компании нет разницы: продавать нефть на экспорт или перерабатывать на нефтепродукты.
Продолжение (о росте цен на ГСМ с 2014 года, почему АРЕМ не регулирует оптовые цены и прочее) следует...