место в рейтинге
  • 181336
  • 711
  • 78
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Ценообразование ГСМ в Казахстане. Часть 1

Пора, наконец, разобраться, почему при ежегодной добычи 80 млн. тонн нефти и экспорта более 60 млн. тонн в Казахстане ощущается дефицит в ГСМ, а также из чего складывается себестоимость бензина? Почему когда цена на нефть падает цена бензина остается неизменной? Какая реальная стоимость бензина? Когда улучшится качества выпускаемого бензина в Казахстане? Постараюсь изложить ответы на все эти и другие вопросы в данном посте.

Топливный кризис

  • Во первых, основной причиной топливного кризиса (в разные годы) стало устаревшее и сильно изношенное оборудование на 3-х казахстанских НПЗ. Всем казахстанским нефтедобывающим компаниям гораздо выгоднее продавать сырье (нефть) на экспорт, чем результат ее переработки. Соответственно, нефтедобывающие не планировали вкладывать средства на модернизацию НПЗ, а у НПЗ, как и у Правительства на это денег не было.
  • Во вторых, Павлодарский НХЗ и Шымкентский НПЗ были сконструированы в период СССР под Западно-сибирскую сернистую нефть. Прямого трубопровода с казахстанских месторождений до Павлодара не было и нет. Ежегодно для жизнедеятельности этих 2-х заводов с России завозились (но не всегда) порядка 5-7 млн. тонн нефти, из этого объема 4-5 млн. тонн нефти поставлялось в Павлодар, а оставшийся объем 1-2 млн. тонн – в Шымкент. В разные периоды поставка с России были ограничены, что в свою очередь отразилась на дефиците ГСМ.
  • В третьих, после обретения Независимости с каждым годом увеличилось число транспортных средств. Если в 1992 году число автотранспорта (без прицепа) составляло сотни тысяч единиц, то в 2013 году – около 4 млн., и ежегодный темп роста составляет примерно 5%. Учитывая, что многие сменили советские авто на автомобили производства дальнего зарубежья, то потребность в Аи-76 и Аи-80 падала, и железные кони требовали все больше и больше высокооктанового бензина. К примеру, 7 лет назад доля производимого топлива А-80 составляла 60%, АИ-92 около 20-30%. Сейчас, наоборот, 60% — это доля АИ-92, а доля А-80 значительно меньше.
  • В четвертых, отсутствие четкого законодательства, регламентирующее цены на ГСМ и пересекающее спекуляцию на топливном рынке.

Все эти факторы могли стать причинами топливного кризиса в разные годы. Но это все в прошлом, настоящее выглядит лучше, а будущее вообще обещает быть превосходным.

 

Государственное регулирование топливных цен

В целях упорядочения системы государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов и с целью стимулирования НПЗ осуществлять модернизацию производственных мощностей в 2011 году вышел Закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV.

Не буду томить буквами, суть этого закона вкратце изложена на картинке:

Из картинке выше следует, что Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) утверждает предельную цену на топливо.

Согласно Правилам, утвержденным ПП РК от 2 марта 2012 года № 287, предельная цена на розничную реализацию определяется в зависимости от мировой цены на нефть на основе следующей формулы:

Если при расчете следовать всем условиям формулы, то цена на ГСМ (в частности на бензин и дизельное топливо) должна составить не менее 250 тенге!!!

Получается, что Агентство по регулированию естественных монополий руководствуется не Правилами, а по шкале социальной напряженности в стране.

Я бы на месте АЗС засудил бы АРЕМ, выставив многомиллиардный штраф, за не соблюдение Правил

Если так, то почему бензин стоит дешевле?

Дело в том, что Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и может даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти (условия по поставкам нефти на внутренний рынок устанавливаются в контрактах на недропользование).

Вся экспортируемая казахстанская нефть рассчитывается (при налогообложении) по мировым ценам, в следующих случаях мировая цена для определения стоимости нефти не применяется:

  • при реализации на нефтеперерабатывающий завод, в том числе через третье лицо – стоимость определяется исходя из фактической покупной цены нефтеперерабатывающего завода;

  • при передаче для переработки в качестве давальческого сырья, в том числе через третье лицо - исходя из производственной себестоимости добычи увеличенной на 20%;

Принимая во внимание, что производственная себестоимость добычи нефти в Казахстане составляет от $8 до $40, а предельные цены равны перед всеми участниками топливного рынка, то некоторые компании на этом делают очень хорошие деньги.

Казахстанские НПЗ

Нефтеперерабатывающая промышленность Казахстана представлена тремя НПЗ: Атырауским нефтеперерабатывающим заводом (АНПЗ), Павлодарским нефтехимическим заводом (ПНХЗ) и Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Действующие заводы осуществляют следующие подвиды деятельности:

  1. переработка продуктов первичной и глубокой переработки нефти;
  2. компаундирование, введение присадок, добавок и компонентов в товарные бензины в целях повышения октанового числа;
  3. введение присадок и добавок в дизельное топливо.

По итогам 2012 года переработка нефти на отечественных НПЗ по данным АО «ИАЦНГ» составила 14 065 тыс. тонн, а в 2011 году – 13 726 тыс. тонн.

По отдельности:

источник: КМГ-ПМ

Следует отметить, что глубина переработки НПЗ остается крайне низкой (65-68%), а в США и некоторых стран ЕС этот показатель составляет 87-92%.

На модернизацию и реконструкцию 3-х НПЗ запланировано порядка $4 млрд. Реконструкцией под ключ АНПЗ и Шымкентского завода занимаются китайские компании, а ПНХЗ - европейские (Италия/Франция). К 2016 году НПЗ будут модернизированы и смогут выпускать топливо на уровне Евро-5, а объем переработки вырастет до 17,5 млн тонн в год. И к 2016 мы должны успеть, ведь согласно тех.регламенту Таможенного союза к 1 января 2016 года Казахстан должен полностью перейти к производству бензина стандартов Евро-4 и Евро-5. Производство и продажа топлива других стандартов (Евро-2 и Евро-3) будут запрещены.

 

Ценообразование ГСМ

Ценообразование формируется за счёт следующих основных параметров: покупная цена нефтепродуктов от дистрибьюторов нефтеперерабатывающих заводов, акцизы, плюс затраты, необходимые на содержание объектов (автозаправочных станций и нефтебаз), а также остальные расходы компании (заработная плата работников компании, налоги и другие обязательные платежи в бюджет, социальные выплаты и др.).

И так, попробуем разобраться с ценообразованием ГСМ на топливном рынке Казахстана. Чисто теоретически.

Для расчета возьмем объем переработки нефти и выхода нефтепродуктов за 2011 год (за 2012 год официальных данных по разбивкам нефтепродуктов нет, только сводная информация), а цену на нефть и нефтепродукты за этот год.

И так, нам известно, что....

  1. в 2011 году на три НПЗ поставлено 13 726 тыс. тонн нефти.
  2. а) Покупная цена нефти для ПНХЗ составляет примерно 54 000 тенге за тонну;

b) "РД "КМГ" загружает нефть на АНПЗ по 40 000 за тонну; давальцы также отгружают нефть на АНПЗ, но по ценам выше "РД "КМГ";

Источник: Готовой отчет АО "РД "КМГ" за 2012 год

с) Шымкентский завод принимает в основном давальческое сырье, которое рассчитывается по себестоимости нефтедобычи с надбавкой 20% (согласно Налоговому кодексу). При средней себестоимости нефтедобычи $24/баррель в Казахстане, чисто теоретически давальческое сырье не должно превышать 30 000 тенге у нефтедобытчика (но сторонние компании могут закупать нефть по ценам гораздо выше). Но на практике покупная цена завода составляет порядка 60 000 тенге за тонну.

Теоритическая средняя покупная цена для НПЗ составляет 54 600 тенге за тонну.

Итого, на 3-х НПЗ было переработано 13 726 тыс. тонн нефти по 54 600 тенге за тонну, т.е. стоимость нефти на 749,5 млрд. тенге.

3. Цена на переработку сырой нефти возьмем АНПЗ: 13 725 тенге за тонну (с учетом НДС).

В соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 27 декабря 2012 года №48, уровень цены ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" на переработку сырой нефти с 1 января 2013 года утвержден в размере 11 807,6 тенге за одну тонну (без учета НДС 12%).

Цена за услуги по переработке нефти составит 181,5 млрд. тенге.

4. Выход (объем) и наименование нефтепродуктов из переработанной нефти нам известны (в таблицах выше). На сайте Стат.Агентства известна выходная оптовая цена на нефтепродукты (без учета НДС 12%):

  • Бензин - 93 548 тенге за тонну;
  • Керосин - 121 645 тенге за тонну;
  • Дизельное топливо - 101 081 тенге за тонну;
  • Мазут - 61 407 тенге за тонну.

Итого: выходная оптовая цена от продаж нефтепродуктов составит 940 млрд. тенге.

5. Цены на акциз

Общая итоговая акцизная цена составит 16,2 млрд. тенге.

6. НДС от оптовой деятельности 12%: 113 млрд. тенге

7. транспортные расходы по ЖД/автоцистерны: 6 000 тенге за тонну (цены могут различаться в зависимости от региона)

Итого: 65,2 млрд. тенге

8. Розничные цены (АЗС) по Казахстану нам известны:

Путем конвертации литры ГСМ на тонны, то можно выявить розничные цены нефтепродуктов. Это нужно для определения НДС от розничной деятельности.

НДС от розничной деятельности составит: 43 млрд. тенге.

9. Следовательно, прибыль от розничной деятельности можно выявить путем: РОЗНИЧНАЯ ПРИБЫЛЬ = Розн.продажа - Опт.продажа - Акцизы - Транспорировка - НДС = 121,2 млрд. тенге. В эту прибыль входят: Чистая прибыль, Фонд оплаты труда, Адм.затраты, техн.потери нефтепродуктов, откаты и прочее.

Прибыль от оптовой деятельности можно выявить путем: ОПТОВАЯ ПРИБЫЛЬ = Оптовая продажа - Процессинг - Стоимость покупной нефти = 9,4 млрд. тенге. Но на балансе остаются и другие продукты переработки: кокс, сера, спирт, сжиженный газ, газойль.

Также нужно отнять КПН (20%) от прибыли (оптовая и розничная) в пользу Республиканского бюджета, но, не зная ФОТ, Адм.затраты, это крайне сложно сделать.

Хотя, в учет можно взять КПН от прибыли без учета затрат (как будто АЗС и Оптовики не несли затраты).

В итоге, получился вот такой результат:

Сводный результат ценообразования ГСМ на рынке Казахстана:

Ценообразование для самого популярного топлива в Казахстане будет выглядеть так:

 

Для примера: Ценообразование бензина Regular (наш АИ-92) и дизельного топлива в США.

В США прибыль АЗС сидит в переработке нефти, поскольку производитель нефти, нефтепереработчик и АЗС - это одна компания.

Источник: U.S. Energy Information Administration

 

Ценообразование бензина и дизельного топлива в России:

Источник: Федерация автовладельцев России (по ссылке можно увидеть полный расчет)

В России половину стоимости бензина и дизельного топлива занимают налоги. Стоимость Акцизов на ГСМ в России превышают казахстанские в 10 раз! Но покупная нефть на НПЗ дешевле. В России НДС и акциза сопоставимы с экспортной пошлиной на нефть, и нефтедобывающей компании нет разницы: продавать нефть на экспорт или перерабатывать на нефтепродукты.

 

Продолжение (о росте цен на ГСМ с 2014 года, почему АРЕМ не регулирует оптовые цены и прочее) следует...

Нурлан Жумагулов Zhumagulov
Сын казахского народа.
15 августа 2013, 9:52
11480

Загрузка...
Loading...

Комментарии

amirus
0
0
Нуреке, молодец! Очень информативно. С удовольствием прочитал.
рахмет. Вторая часть обещает быть еще интереснее.
Кто сможет сделать подобную инфографику? Давайте сделаем вместе! bni8ZrClhg7Y7E5LExEeGEsoMXgHOA.jpg
C-3P0
0
0
Нужно, конечно, на главную страницу пустить.
В ценообразовании ничего не понимаю, но написано хорошо. Один вопрос, почему такая низкая глубина переработки? просто навскидку открываю сайт ПНХЗ - 85 % www.pnhz.kz
Вполне нормальный результат.

А вот насчет России Вы неправы. В России выгодно всю нефть продать за бугор. Вот расчеты
www.ng.ru
"По экономической логике, нефтепереработку в России нужно немедленно прекратить, предприятия – обанкротить, а потребителей перевести исключительно на импортное топливо. К таким сенсационным выводам пришли специалисты близкой к правительству Экономической экспертной группы (ЭЭГ). По их мнению, правительственная политика налоговых льгот для нефтяников глубоко ошибочна, поскольку не стимулирует нефтяные компании к модернизации, а только субсидирует сохранение отсталых производств за счет бюджета и других налогоплательщиков."

Вот еще свежий расчет россиян по строительству НПЗ - rupec.ru

"Так что соображение о том, что государство – несмотря на лозунги, - по-прежнему зарабатывает на экспорте нефти и газа куда больше, чем на экспорте продуктов глубокой переработке, кажется, не нуждается в подтверждении. Вместе с тем, очень любопытно понять, а сколько конкретно составляют эти «куда больше».
Не в этом ли ответ на вопрос, почему государство с таким вдохновением тратит сотни миллиардов рублей на экспортные трубопроводы для нефти и газа, и с таким скрежетом поддерживает нефтехимию и нефтепереработку и инвестирует в инфраструктуру для обрабатывающих отраслей?"
Makishev, цифру по глубине переработки я взял у КазМунайГаз - Переработка и Маркетинг (совладелец ПНХЗ) www.thkmg.kz
По вопросу экспорта и внутренней перерработки нефти в России скажу следующее.
Ваша ссылка старая, скорее всего подобные статьи писали с целью поднять акцизы на нефтепродукты.
Сравните сами: В 2011 г. ставка акциза на автомобильный бензин ниже третьего класса составляла 5995 руб. за тонну, третьего класса - 5672 руб. за тонну, четвертого и пятого классов - 5143 руб. за тонну, на дизтопливо ниже третьего класса - 2753 руб. за тонну, третьего класса - 2485 руб. за тонну, четвертого и пятого классов - 2247 руб. за тонну.
А сейчас акцизы увеличились в разы2Wc2Yy23MY3C0o38HWRBWo30MWdtsb.png
В Правительстве России очень хорошие экономисты, которые следят за тем, чтобы цены на экспорт и вн. переработку были равны. Инструмент - плавающяя ставка на экспорт нефти: 400-460$/тонна
@zhumagulov:
Обращаю Ваше внимание, что дата публикации статьи на РУПЕКе - 06.06.2013
Цитата - "Вместе с тем, многие эксперты, да и просто люди из нефтегазовой и нефтехимической отраслей уверены, что текущая налогово-таможенная структура в России нацелена на обратное – стимуляцию именно сырьевого экспорта. В разговоре со мной бывший сотрудник Минэнерго, например, спокойно признавал, что известная формула «60-66» разработана в меньшей степени для стимулирования модернизации НПЗ, а в большей – для стимулирования экспорта сырой нефти. "

Я не экономист, но rupec один из наиболее компетентных ресурсов в рунете.
Добрый день!
Почему данные по объемам переработанной нефти за 2011 год отличаются от источника к источнику.
По данным КМГ-ПМ за 2011 год на АНПЗ переработано 4220 тыс. тонн нефти, ниже же, в таблице указаны другие данные 4471.5 тыс. тонн (источник не указан).
Хотя общий объем переработки УВ сырья судя по первой таблице составляет 12881 тыс. тонн, а пишется 13725 тыс. тонн.
Ну так речь идет о загрузке НПЗ сырой нефтью 13725 тыс. тонн., а 12881 тыс. тонн - это продукты от нефтепереработки. Вы ведь не получите от 1 тонны нефти столько же бензина. Разницу составляет: технологические потери нефти, вода, сера и прочее.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
gnn3
0
0
Мне из вышеприведенных рассуждений совершенно ясно только одно - высокая цена бензина\соляра на внутреннем рынке это целиком заслуга нефтедобывающих компаний, получающих 100+ процентов прибыли при продаже нефти на НПЗ.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Инструкция для аллергиков. Как бороться с аллергией в период обострения

Я аллергик с детства. Имею аллергию на пыльцу березы, липы, полыни (выяснил это благодаря кожным пробам), а также пищевую аллергию на горчицу. Свои проблемы знаю, однако это меня не спасло.
Romeo_17
15 авг. 2017 / 17:21
  • 39023
  • 63
СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 11722
  • 177
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
вчера / 16:25
  • 3267
  • 28
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3418
  • 52
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2301
  • 4
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2461
  • 67
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2121
  • 1
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
вчера / 17:21
  • 1891
  • 3