kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
7

Жизнь на полосе препятствий

Пандусы в Астане представляют собой не легкий спуск, а скорее барьер. К такому выводу можно прийти, если внимательно изучить эти местные сооружения для инвалидов. Инфраструктура столицы удовлетворяет потребности людей с ограниченными возможностями лишь процентов на 20. Но инвалиды научились приспосабливаться к городской среде, хотя их передвижение по улицам иначе как борьбой за выживание назвать трудно.

Жанат Хамзин — с 26 лет в коляске после аварии. Но он не чувствует себя обреченным — участвует во многих акциях, ездит на танцы. Только всё это для парня — подвиг. Один спуск с третьего этажа чего стоит. «Не могут же друзья рядом круглые сутки быть, — объясняет Жанат, въезжая в подъезд. — Вот я однажды не удержался и решил сделать это сам». И тут молодой человек начинает лихо скатываться по ступенькам на колёсах, цепко хватаясь руками за перила. Зрелище пугающее. «А куда деваться? — улыбается он. — У нас все так. Кто веревки вешает, кто доски под пандус подстраивает. А я вот скачу». Но спускаться — полдела. А вот подниматься без посторонней помощи Жанат пока не научился.

Согласно закону о социальной защищенности инвалидов, в Казахстане все государственные органы, предприятия, организации и учреждения обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа в них людей с ограниченными возможностями. Но инвалидов-колясочников на наших улицах встретишь редко, хотя только в Астане их более 10 тысяч. Для удобного передвижения таких людей необходимы, в первую очередь, нормальные дороги и пандусы.

Многие инвалиды живут в многоэтажных домах. Там, где есть лифты, им жить легче. Сел на лифт, спустился на первый этаж, выехал на улицу без помощи постороннего. С первого и второго этажа можно спуститься по пандусу на улицу, если он есть. Слово «пандус» пришло к нам в обиход из Франции. Этот технический термин применяется для обозначения конструкции, представляющей собой пологую наклонную плоскость, соединяющую помещения или пространства, расположенные на разных высотных отметках. Пандусы применяются для перемещения людей и транспорта в зданиях, на инженерных сооружениях, искусственно преобразованном ландшафте.

Повсюду барьеры

Несмотря на то, что Астана является столицей, она значительно отстает от многих городов по количеству лёгких спусков. Те, что существуют в городе, не всегда соответствуют требованиям. Взобраться по ним и здоровому человеку порой не под силу. Такие «американские горки» можно наблюдать по всему городу. Съезды на проезжую часть у светофоров зачем-то обрамлены бордюром.

Председатель Казахстанского республиканского общества инвалидов войны в Афганистане Сергей Махашев утверждает, что пандусы есть, но на них не всегда можно подняться. «То, что у нас везде понастроено по городу — с уклоном под 45 градусов, там и здоровый человек не всегда пройдет. По СНИПам уклон должен быть 5 процентов. Это значит, что на метр подъема нужно 20 метров длины пандуса», — утверждает Махашев.

Практически вертикальные, покрытые цельной гранитной плитой пандусы, лишенные поручней, напоминают скорее оборонительные сооружения. Большинство из них упирается в глухую стену, а не в дверь. При этом пандус должен иметь двухуровневые поручни. Первый — для детских инвалидных колясок, второй — для взрослых.

«К сожалению, сейчас инвалиды не чувствуют себя полноценными гражданами общества, — говорит бывший депутат мажилиса Бахыт Сыздыкова. — Ни для кого не секрет, что у нас сейчас нет специальных автобусов для людей с ограниченными возможностями, а если они есть, то их очень мало. Нашим детям-инвалидам очень тяжело обучаться в школах, даже элементарно на коляске заехать в здание сложно. Лифты не предусмотрены, нет съездов, нет спусков». В свое время Бахыт Сыздыкова была одним из тех народных избранников, кто, пересев в инвалидную коляску, лично на себе почувствовал проблемы людей с ограниченными возможностями. Бывший депутат, проехавшись по городу, заявила: без посторонней помощи было не обойтись.

В большинстве случаев пандусы устанавливают «для галочки», чтобы избежать административной ответственности. Как правило, такие «лёгкие спуски» представляют собой металлические рельсы, положенные на ступеньки. Такая конструкция не только не отвечает нормативам, но и по-настоящему опасна.

Так каким же должен быть пандус?

Пандус нельзя сделать таким, каким хочется. Существуют десятки норм при изготовлении этой конструкции, заявляют в городском архитектурно-строительном контроле столицы. Пандус может быть сделан из различных материалов: бетон, металл, дерево. Этот выбор зависит от объекта установки. Сегодня чаще встречаются металлические конструкции — они просты в изготовлении и монтаже. Мало кто знает, но существует специальный ГОСТ, в котором содержатся основные требования, предъявляемые к пандусам с точки зрения практичности и безопасности.

Первое и самое важное — это угол наклона. Он может составлять не более 5 градусов. В некоторых случаях устанавливают поворотные конструкции, но и здесь уклон не может превышать 8%, то есть те же 5 градусов. Слишком крутой пандус сделает подъем невозможным, а спуск — опасным. Ширина конструкции — не меньше метра. Устройство пандуса должно предусматривать специальную горизонтальную площадку, шириной от 1,5 метров, необходимую для плавного заезда на его наклонную часть. Кроме того, если лестница длинная, промежуточная горизонтальная площадка должна быть каждые 80 см подъема. Необходимо, чтобы пандус был прочным, выдерживал вес взрослого человека и коляски. Лучше, если его поверхность будет шероховатой, тогда коляска не будет скользить. И, наконец, пандусы должны быть оборудованы опорными поручнями, облегчающими подъем. Согласно стандартам, поручни выполняются из прочного материала, такого как сталь или титан. Высота опорных конструкций — от 70 до 90 см, а длина должна соответствовать длине пандуса. Кроме всех этих норм существует общее требование — пандусы должны быть повсеместно. Независимо от того, о каком объекте идет речь.

Однако, по словам специалистов городской архитектуры, застройщики часто минуют эти требования. К примеру, вход в здание оборудуется одновременно и пандусом и лестницей. Это связано с тем, что людям безопаснее ходить во время гололёда или дождя по лестнице, чем по скользкой наклонной поверхности. Некоторые люди с инвалидностью предпочитают передвигаться по прямоугольным ступенькам лестницы, а не по пандусу.

Зачастую возле спуска строители делают несколько ступеней, а сами сооружения не соответствуют строительным нормам. В частности, пролёты до площадок отдыха очень длинны и не имеют поручней, что создаёт значительные физические трудности. Кроме того, спуски оборудуют направляющими швеллерами (металлические изделия с П-образным сечением), использование которых бессмысленно и неудобно. Связано это с тем, что расположение колёс в разных моделях инвалидных колясок отличается по ширине колеи. Также передние и задние колёса некоторых моделей колясок расположены не параллельно: маленькие колёса — близко, а большие — далеко друг от друга.

Встречаются пандусы опасные для жизни. Прежде всего, отсутствие с одной стороны ограждения и поручня, а также ненормативный уклон, отсутствие в середине пролёта площадки для отдыха и несплошное полотно покрытия поверхности пандуса. Подняться по таким пандусам инвалиды на колясках просто не смогут, а если попытаются спуститься, то рискуют очутиться на больничной койке.

Хотим как лучше…

В министерстве труда и социальной защиты населения Казахстана утверждают, что ситуация может в корне измениться после проведения полной паспортизации зданий. Ее проведение, говорят в минтруда, запланировали еще в прошлом году. На это мероприятие в целом уйдет около шести миллиардов тенге. Паспортизация пройдет по всем зданиям и сооружениям. В первой половине 2012 года эту работу планируется завершить, и после уже возможно будут выделены деньги на возведение специализированных сооружений для инвалидов. Завершить улучшение планируется к 2018 году.

Кроме того, в Казахстане решено штрафовать застройщиков, если те не будут устанавливать в возведенных зданиях пандусы. Как подчеркнули в министерстве, новые здания сдаются в эксплуатацию без учета потребностей инвалидов. Проектом планируется вводить за это штрафы, чтобы организации учитывали права инвалидов.

Эта программа должна не просто улучшить жизнь казахстанских инвалидов. Городскую и сельскую инфраструктуру планируется довести до мирового уровня. По предварительным подсчетам на реализацию проекта понадобится 100 миллиардов тенге, но эта цифра может увеличиться в пять-шесть раз, после того как удастся пересчитать, сколько зданий предстоит реконструировать, сколько специализированного транспорта заказывать.

Сейчас по всей стране 70 процентов общественного транспорта, зданий и другой инфраструктуры не приспособлены для инвалидов. В 96 процентах дошкольных учреждений и 8 процентах школ не созданы условия для образования инвалидов.

Кстати, это уже не первая попытка государства решить проблемы людей с ограниченными возможностями в нашей стране. И не впервые на эти цели выделяются значительные средства. Только в 2005 году на установку пандусов в учреждениях здравоохранения, культуры и других государственных организациях столицы, по расчетам чиновников, требовалось больше 6 миллионов тенге. Речь об этом даже шла на совещании в акимате Астаны. Были определены 30 первоочередных организаций, которые необходимо оснастить соответствующими приспособлениями.

Тогда была проведена проверка строящихся в Астане 103 объектов культуры, здравоохранения, образования, связи, малого бизнеса и банков. Ревизия показала, что приспособления для инвалидов запланированы только в 23 из них. В этой связи в столице было приостановлено строительство 12 объектов, наложено штрафов на общую сумму 472 тысячи тенге. Кроме того, из 146 проверенных действующих столичных объектов соцкультбыта пандусы имели только 61 сооружение, еще на 22-х запланировано их строительство.

Но ни штрафы, ни меры вплоть до отказа в приёмке зданий в эксплуатацию кардинально изменить ситуацию не смогли. Чиновники заняты поиском виновных, закон «буксует», а немногочисленные пандусы как будто строят для самоубийц.

Похоже, четыре года спустя Министерство труда и социальной защиты населения в очередной раз делает попытку обязать строителей выполнять закон «О социальной защищенности инвалидов в РК», но теперь за государственный счет. Может быть, на этот раз ситуация изменится к лучшему.

Другие приспособления для инвалидов

Но неправильные пандусы — не единственная проблема в городе. Лифты и специальные подъёмники должны быть адаптированы для самостоятельного пользования колясочниками. Если инвалид не может воспользоваться лифтом или подъёмником без посторонней помощи, то это резко снижает уровень доступности здания и степень независимости человека. Из-за этого ему приходится обращаться за помощью. По этой причине часто установленное дорогостоящее оборудование фактически не используется или используется неэффективно. Рекомендуемая минимальная ширина лестницы, по которой перемещается подъёмник, — полтора метра. При работающем подъёмнике шириной 900 мм остаётся 600 мм ширины лестницы для других людей. Подобные подъемники должны устанавливаться и в автобусах. Но в Астане в любом транспорте и здании — это диковинка.

Еще одно требование. Лифты должны иметь автономное управление из кабин и со всех этажей. Кнопки вызова лифта и управления его движением следует делать крупными, с рельефными цифрами и располагать на высоте от пола не более 1,2 м. Данное условие необходимо не только инвалидам на колясках, но и людям маленького роста и должно выполняться на всех кнопках вызова, в том числе на дверных звонках. Весьма удобно горизонтальное размещение панели управления лифтом, кнопки которой расположены на высоте 850-950 мм. Величина перепада уровней между полом кабины лифта и площадкой лифтового холла не должна превышать 2,5 см.

Далее съезды и пониженные бордюры. При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колёсах являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въезжать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижения бордюрного камня. Съезды с тротуаров или «мини-пандусы» должны иметь уклон не более 10 градусов, как у пандуса. Ширина — не менее 90 см.

В мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5-4см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. При этом надо учитывать, что часть инвалидов не может преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Кромку в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому рекомендуется устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см. В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.

Входные двери в здания и помещения должны иметь ширину в свету не менее 1 метра. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью — не менее полутора метра. Это относится и к дверям возле пандуса, и ко всем остальным дверям.

Проблема в том, что большинство дверей открываются с большим усилием — это серьёзная трудность для инвалидов на костылях и колясочников. А подобные двери часто встречаются в магазинах и в жилых домах. Такие двери им невозможно или небезопасно открывать без посторонней помощи. Поэтому рекомендуемое максимальное усилие для открывания и закрывания двери не более 2,5 кг. Также ручки дверей должны иметь поверхность удобную для охватывания рукой и позволять легко открывать дверь движением кисти руки или предплечья.

Основной проблемой для незрячих и слабовидящих является недостаточно полное восприятие окружающего мира, учитывая тот факт, что основную часть информации человек воспринимает визуально. Во многих случаях самостоятельное передвижение в городских условиях, пользование объектами городской инфраструктуры создает для таких людей серьёзную опасность. Но практически всех проблем данного характера можно избежать, создав оптимальные условия.

Прежде всего необходимо, чтобы на городских тротуарах, дорогах, подземных переходах и в зданиях предусматривались специальные рельефные направляющие, которые бы указывали движение, это существенно облегчит ориентировку незрячего человека в городе. Необходимо также, чтобы эти направляющие, как и края тротуаров и дорог, были выкрашены в контрастный цвет для слабовидящих. Людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям следует предупреждать не менее чем за 80 см до него путём изменения фактуры покрытия дорожек и тротуаров.

Важным, в том числе для жизни инвалидов по зрению, является обозначение краёв платформы железнодорожных перронов рельефной полосой, обозначенной контрастным цветом. Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки наносится контрастная полоса ярко-жёлтого или белого цвета с рельефными узкими полосками. Это поможет предупредить незрячих людей о начале и о конце лестничного марша. Также рекомендуется выполнять контрастную окраску ступеней всех лестниц. Данное требование можно реализовать за счёт подбора облицовочного материала соответствующих оттенков.

Очень важным аспектом для безопасного передвижения людей с ограничениями по зрению является пересечение проезжей части. Для того чтобы максимально обезопасить этот процесс, необходимо создание ряда специальных условий. В тех местах, где есть светофоры, нужно, чтобы все они были оборудованы специальным звуковым сигналом, сообщающим о том, что дорога свободна и можно спокойно её переходить.

Как и для людей с ограничениями зрения, для инвалидов по слуху основной проблемой является информативность, то есть необходимые условия, обеспечивающие удобства, безопасность и способность самостоятельно ориентироваться.

Система пожарной тревоги со звуковым сигналом, дублируемая световым обозначением, помогает сориентироваться в экстремальных условиях людям с ослабленным слухом. Системы подобного действия могут использоваться и в ряде других общественных учреждений, например, в театре при предупредительных звонках о начале спектакля, или в учебных учреждениях, сигнализируя о начале и конце занятия. Эти несложные приспособления помогают неслышащим и слабослышащим людям не испытывать чувство дискомфорта и быть независимыми в различных жизненных ситуациях.

Немалые трудности у инвалидов по слуху возникают и в быту. Однако все они преодолимы при помощи вспомогательных технических средств. Например, дублирование звукового сигнала световым обозначением для оповещения о звонке входной двери. Во всех видах общественного транспорта помимо объявления остановок голосом должны быть установлены и информационные табло, визуально показывающие маршрут следования.

Все, что описано выше, это только требования к инфраструктуре города. Выполняется это лишь процентов на 20.

Справка

Пандусы используются в строительстве с древнейших времён. В Петропавловской крепости можно увидеть разновидность пандусов — аппарели. Аппарель служила для подъёма орудий и боеприпасов на бастионы и равелины. Широкие пандусы с массивными каменными подпорными стенами, часто с навесами сооружались для входа и въезда во дворцы, крепости, для подъёма к храмам и святилищам. Выполняя столь благородные функции, пандус, естественно, не мог оставаться сугубо утилитарной конструкцией. Для его архитектурного оформления традиционно использовались балюстрады, скульптура: фигуры, обелиски, вазы, шары, арматура и другие декоративные элементы.

Разновидностей этого строительного объекта много. К примеру, мобильный пандус. Его создал уфимский изобретатель Виктор Лаврентьев. Он сам является инвалидом, не может ходить. Лаврентьев придумал и сделал мобильный пандус, который колясочники могут брать с собой в дорогу. Это изобретение представляет собой несколько метровых стальных полосок с загнутыми краями, из которых можно сделать 2 колеи для коляски.

Мобильный пандус облегчит жизнь многим инвалидам, но у него есть один существенный минус — без посторонней помощи колясочнику будет нелегко разложить и собрать это приспособление. Поэтому наилучшим решением проблемы передвижения инвалидов по лестничным пролетам многоэтажных домов является установка откидных пандусов. Чем отличаются мобильные пандусы от откидных? Во-первых, колясочники сами в состоянии разложить и сложить откидные приспособления, а также передвигаться по ним без посторонней помощи. Во-вторых, они в сложенном виде занимают мало места.

Установка таких пандусов является перспективной, так как они практически не требуют обслуживания и являются единственным реальным способом решения проблемы передвижения инвалидов по лестничным пролетам многоэтажных домов. Откидной пандус у стены многоэтажных домов – проблема решаемая. Но что же делать с магазинами, зданиями, бордюрами, ступеньками, на которых нет пандусов?

Входы в магазины и здания переделывать невыгодно, так как установка пандуса будет стоить немало. Немногие захотят тратить большие деньги на переоборудование входа, а у некоторых попросту не хватит средств. Это очень большая проблема. На ступеньках можно устанавливать пандусы, которые представляют собой две сваренные колеи. Такое приспособление стоит недорого, да и прохожим мешать оно не будет, а инвалиды-колясочники получат свободу передвижения.

Еще остаются бордюры. При ремонте дорог необходимо делать плавные скаты. Но уже сейчас есть решение и этой проблемы. Созданы небольшие портативные пандусы. В разложенном виде они позволяют преодолеть небольшое препятствие, а в сложенном занимают мало места и способны поместиться в пакет. Как мы видим, есть масса альтернатив обыкновенным пандусам. Это и портативные, и откидные, и мобильные устройства. Они могут применяться в разных местах в зависимости от разновидности. Эти пандусы намного дешевле обычных, но в то же время не менее функциональны. Государство вполне может установить в нужных местах пандусы и обеспечить портативными приборами всех инвалидов. Но это уже другой вопрос.

Ольга ЧАПУРИНА,

фото автора

(Пандусы у музея, аптек и магазинов Астаны)

Информационная служба www.kn.kz