...a точнее деньги — за что-то по-легче с присыпкой экшена. И это будет очень-очень зря! Фильм уже получил 4 из 6 номинаций Золотого глобуса и целых семь номинаций на грядущий Оскар, но это так, формальности.
«Три биллборда» рассказывает историю маленького городка Эббинга, одна из юных жительниц которого стала жертвой зверски насильственной смерти. Настолько маленького, что когда её мать выкупает три рекламных щита на всеми забытой окраине, по совместительству месте преступления, новость сразу же становится достоянием общественности. Это та самая Америка, которую показывают в фильмах ковбоев и лошадей, как в многообещающем ситкоме-наследнике «Шоу 70-х» с Эштаном Катчером в главной роли. Только если в «Ранчо» повседневная серость разбавляется весёлой музыкой и пивом, что льётся рекой, фильм раскрывает самые тёмные стороны людских натур. Ведь ответом Эббинга на нулевой успех полиции в поимке насильника послужило всеобщее молчание, которое переросло в попытки заткнуть и мать, главную героиню — Милдред.
Милдред далека от ангелов, но едва ли она хоть на каплю хуже любого другого героя, что мелькнёт на экране. Сценарий богато украсили черным юмором: о геях, черных — ой, people of color, извините сердечно, полицейских, женщинах, карликах — да обо всём. Но юмор этот исходит не откуда-то извне, а потому нет такого ощущения пересоленности, что так разит от последних «шедевров» Marvel: каждый раз, когда кто-то проходится красным словцом насчет избиения полицейским неких афро-американцев (но это не точно), тебя словно подталкивают к какой-то идее, но так тонко и незаметно, словно сильная рука, направляющая велосипед, пока ты гордо едешь «совсем сам». А потому несмотря на все недостатки главной героине, ей по-настоящему проникаешься, хочется крикнуть в экран «Эй, Милдред, не грусти, еще повоюешь!»
Вы когда-нибудь читали про жертв насилия? Недавно мне на глаза попалась короткая история из «признавашек», где девушка стала жертвой извращенца в самом обычном автобусе. Самым удивительным было то чувство стыда, какое она вложила в свой рассказ, ведь это было единственным, что занимало её голову. Едва ли тот день стал чем-то, о чём знает каждый её друг или знакомых, хотя там было бы чем гордиться. Девушка рассказала о содеянном полицейскому и указала на обидчика, а значит, возможно, что-то с ним да случилось. Похожую проблему озвучивает и фильм. Почему несмотря на очевидную правоту матери, все неловко отворачивают взгляды от большого жирного напоминания о трагедии? Ведь, естественно, больнее всего изо дня в день напоминать себе о потере дочери самым бесчестным способом именно ей.
«Три биллборда» — фильм о людях. Точнее о том, как иногда нужен тот самый deus ex machina, пусть даже в виде трёх ржавых щитов. Именно они стали двигателем изменений, пусть не во всём городе — ведь это далеко не идиллия — но и не в одной семье. Этот фильм заставляет переобдумать свое отношение к родителям, браку, отношениям с окружающими и важности гражданской позиции.
Милдред — одна из самых сильных героинь кинематографа последних лет, и это не потому, что она достаточно сурова, чтобы дважды двинуть вредным оболтусам по яйцам, а потому, что характер её закалялся будто каждый день, и это видно. Видно в её глазах, в которых уже давно погас бы огонёк надежды, если бы она не подливала туда бензина с упругостью ослицы. Видно бесконечном спокойствии несмотря на насилие и оскорбления в свою сторону — неоправданно! Даже в том, как виртуозно сценаристы прописали каждую матерную тираду. По сравнению с жизнью этой женщины, большинство «жертв» сексизма и насилия словно должны нервно курить в сторонке, но в этом вся прелесть фильма, такая маленькая буддисткая прелесть: весь пиздец, что происходил в жизни этой потрёпанной «старушки» не позволяет ей считать себя выше других, пусть порой это и кажется очевидным.
И наконец, фильм снят до безумия прекрасно: эстетика в чистом виде. Не в том смысле, что картинки симпатичные, ведь порой они очень даже мерзопакостные. Нет, красота в его видимой лёгкости и незатейливости: здесь много воздуха и много места, которое не нужно загромождать бессмысленными диалогами и музыкой, достаточно пары слов и перебора нескольких инструментов. Конфетка!
P.S. При просмотре финала, когда экран стал черным, а свет в зале наоборот вспыхнул, было ощущение незавершенности, словно не хватило одной самой последней сцены, но по приходу домой пришло понимание всего изящества концовки. Если ничего не портить, то в какой-то момент у героини остаётся два выбора — ну, разумеется. Тут ничего удивительного. Но теперь — и только теперь — я понимаю, что любой из этих выборов отлично вписался бы в концовку, создавая чувство closure для героини и для зрителя. Просто завершение это не такое очевидное, в чём тоже есть свой шарм. Что сказать, фильм остаётся непредсказуемым до самого конца. На самом деле это наверно первое слово, какое я использовала бы, спроси меня кто описать «Три биллборда». Непредсказуемый.
P.P.S. Смотрите на английском. Я видела субтитры, и перевод «fuck me» в литературном смысле междометия как «в рот мне ноги» едва ли символизирует адекватный перевод множественной ругани, так характерной для картины. Мой любимый момент:
[Брат называет сестру сукой~cunt]
[Мать]: There will be no more «cunts» in this house. You got that, mister?
[Сын]: What? Are you moving out?
Вы еще не купили билет? Чего же вы ждете?