Место крушения Су-24. С сайта aa.com.tr
Факт того, что истребителями F-16 турецких ВВС был сбит российский бомбардировщик Су-24 был назван Москвой провокацией и недружественным актом. При этом пилот и штурман катапультировались и оставались живы, пока с земли группой боевиков сирийских туркменов (туркоманов) не был расстрелян командир. В ходе спасательной операции ими же был уничтожен вертолет поисковой группы, при этом погиб морской пехотинец. За короткое время сбитый Су-24 понизил градус и так наметившейся прохлады в турецко-российских отношениях, достигнув пика охлажденности между Анкарой и Москвой. Политический фон стоящий за инцидентом, произошедшим 24 ноября 2015 г., далеко не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, налицо проявления военной, дипломатической и межгосударственной напряженности, в которых, как видится, вовлечены только два действующих лица: Москва и Анкара. С другой стороны, по мнению ряда ряда российских политиков, Турция будучи членом НАТО, выступает как игрок в политической партии разыгрываемой США, а не в качестве самостоятельного актора международных отношений. Президент России Владимир Путин расценил этот инцидент как "удар в спину со стороны пособников террористов".
Таким образом война, запланированная Кремлем в жаркой далекой стране как короткая и победоносная военная операция российских ВКС, внезапна дохнула своим холодным дыханием и пообещала стать длительной и ожесточенной, с участием многих заинтересованных сторон.
Как и ожидалось, каждая сторона твердо излагает свою версию произошедшего и в пылу словесных баталий высказывают взаимные угрозы. Руководство Турции настаивает: объект-нарушитель был сбит, после того как дважды нарушил турецкое воздушное пространство, получил 10-ти кратное предупреждение в течение, по меньшей мере, пяти минут. При этом указывается, что российский самолет углубился на турецкую территорию, в то время как первое предупреждение прозвучало еще за 25 миль до турецкой границы. Впрочем, президент Эрдоган с возмущением указывает и на цели атак российских ВКС в месте проживания сирийских туркманов, которых Анкара исторически считает своими.
Между тем, Генштаб Турции в среду, 25 ноября распространил аудиозапись переговоров с предупреждением российскому истребителю, прежде чем он был сбит вблизи сирийской границы. Диспетчер турецких ВВС говорит по-английски несколько раз: "Неопознанное воздушное судно на Хмеймим 020, до границы 26 миль. Это говорит диспетчер ВВС Турции. Вы приближаетесь к воздушному пространству Турции. Немедленно поверните в южном направлении". Такое предупреждение прозвучало 10 раз в течение 5 минут.
Небо в этом районе контролирует самолет ДРЛОиУ Боинг E-7A Wedgetail турецких ВВС с новой РЛС AN/APG-68 представляющей собой многоцелевую электронную сканирующую область (Multi-role Electronically Scanned Array (MESA) с углом обзора в 360 градусов.Эта РЛС способна одновременно сопровождать воздушные и морские цели, наводить на них истребители и одновременно осуществлять обзор окружающего пространства с высоты 38 тыс футов (11, 58 км). 10 операторов работают каждый со своей группой целей и конечно же, они отслеживали передвижения пары российских Су-24М2 и передавали данные турецким F-16CJ патрулировавших небо Турции. Поэтому сразу после инцидента, турецкие военные оперативно опубликовали данные радиолокационного обзора.
Скан изображения с сайта Flightradar24
Из содержания письма турецких властей переданного в ООН известно, когда пара Су-24 направились к турецко-сирийской границе они послали на перехват истребители. Су-24 выполнили два захода на наземную цель для бомбежки через воздушное пространство Турции: после первого сброса бомб совершили разворот вблизи границы с последующим углублением на турецкую территорию на 1,36 мили (2,12 км). Турецкий диспетчер выдал предупреждение еще на первом заходе на расстоянии 26 миль (42 км), и к моменту второго захода на протяжении пяти минут передал в эфир сообщение уже 10 раз. Истребители F-16CJ вышли в район пуска и с расстояния в 10−12 километров, выпустили ракету "воздух-воздух" AIM-9X Sidewinder, которая поразила двигатель, как сообщала турецкая сторона, воздушного судна "без опознавательных знаков" на турецкой территории, которое затем пролетев некоторое расстояние, упало на сирийской стороне.
Ракета AIM-9X с матричной инфракрасной головкой самонаведения, нечувствительна к тепловым ловушкам и у Су-24М2 нет эффективных систем противодействия. Установленная на нем БКО "Карпаты", с устройством предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15С, теплопеленгатором кругового обзора ЛО-82 для обнаружения пусков ракет, станцией постановок активных помех СПС-161, устройством выброса дипольных отражателей и выпуска ложных тепловых целей АПП-50, не способны противодействовать ракете AIM-9X. При этом, обязательное включение аварийного передатчика АП настроенного на аварийную частоту 121,5 Мгц либо не было сделано, либо частота активно глушилось вблизи границы средствами РЭБ.
Гражданский пилот, который находился в небе, когда турецкие военные выдали вначале предупреждение, и в конечном итоге сбили российский истребитель, предоставил Al Arabiya News аудиозапись, доказывающую, что турецкие власти несколько раз предупреждали самолет, сообщает арабское издание. Пилот, который летел рейсом Middle East Airlines (МЕА) из Бейрутского международного аэропорта Rafic Hariri, из страны Персидского залива примерно в 9:00 утра (местного времени), предоставил аналогичную запись, которая была закачана на файлообменник веб-сайта LiveLeak, которую затем распространили многие международные СМИ .
В контексте этого инцидента необходимо прояснить позицию Анкары по ряду обстоятельств изложенных в статье эксперта Международной организации стратегических исследований Керима Хаса, подготовленной для Российского совета по международным делам (РСМД). Эксперт отмечает следующие, важнейшие на его взгляд моменты:
Во-первых, Турция,как суверенное государство, в июне 2012 г. после того, как турецкий военный самолет был сбит ВВС Сирии, ввела так называемые правила реагирования на угрозы, которые предполагают обмен информацией о кодификации воздушных судов в приграничной зоне Турции и могут оказаться в воздушном пространстве государства. Эксперт отмечает, что с момента начала активной фазы участия российских ВКС РФ в Сирии Анкара своевременно предупредила Москву об имеющихся правилах. Более того, 2 октября 2015 г. Генеральный штаб Турции предложил членам мирового сообщества, чьи самолеты могут нарушить воздушное пространство Турции, предоставить информацию для распознавания ее турецкими радарами во избежание ошибочных действий.
После неоднократных нарушений военными самолетами России воздушной границы Турции в начале октября 2015 г., военные ведомства двух стран 15 октября 2015 г. на официальном уровне объявили о том, что стороны достигли устной договоренности по этому вопросу, в отличие от ранее заключенного тогда же в октябре, письменного соглашения между Россией и США по вопросу безопасности воздушного движения в Сирии.
Во-вторых, с начала ноября 2015 г. Анкара уже выражала Москве свое негативное отношение к усилению ударов российской авиации по поселениям туркменов в северной Латакии, находящихся в культурной и лингвистической близости к Турции, опасаясь повторения иракского сценария в Сирии. Расхождение позиций России и Турции в данном регионе и в вопросе решения сирийского конфликта, объясняется разными политическими целями. В первую очередь, это относится к туркменам, которых Турция считает умеренной оппозицией, а Россия — повстанцами. Этот вопрос является частью более общего вопроса, кого считать террористами, а кого нет, в котором важная роль отводится Иордании, взявшей на себя роль медиатора при посредничестве ООН, в соответствии с последними венскими договоренностями 14 ноября 2015 г., с целью предотвращения перерастания конфликта в открытое столкновение между государствами.
В-третьих, Анкара обеспокоена вопросом сохранения территориальной целостности Сирии. В результате поддержки Москвой вооруженных сил YPG — дочки PПK ("Рабочая партия Курдистана") на севере Сирии, на границе с Турцией, которое признаны Анкарой террористическими организациями, возникла возможность появления курдского образования. В случае, если будет решен вопрос создания некого курдского автономного региона в Сирии, Анкара становится фактически отрезанной от прямых контактов с арабским миром, что приведет к крайне негативным последствиям.
В противоположность доводам Анкары, Москва выдвигает свои аргументы в отношении произошедшего события. Стоит задаться вопросом насколько обоснована эта позиция с точки зрения международного права?
После того как, как президент Путин 30 сентября принял решение официально вступить в войну с "Исламским государством", в ответ на письмо с просьбой о помощи от Башара Асада и попутно заручившись согласием Совета федерации РФ на "использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права" государства", он начал авиаудары российских ВКС по сирийской территории, назвав это антитеррористической операцией. Продолжавшиеся на протяжении почти двух месяцев бомбардировки, 80 процентов которых пришлись на позиции "умеренной оппозиции", привели к пониманию того, что действия сирийской правительственной армии вкупе с иностранными организациями и силами, воюющих на стороне сирийского режима, прежде всего бригады "Аль-Кудс", Корпуса стражей Исламской революции и таких вооруженных ополчений, как "Хизбалла", "Асаиб Ахль аль-Хак" и "Лива Абу аль-Фадль аль-Аббас" особого успеха не принесли. Стало понятно, что без наземной операции с участием российских войск и привлечением вооруженных сил западной коалиции не обойтись.
Сразу после катастрофы российского пассажирского лайнера А321 над Синаем и парижских событий, были отброшены в сторону и опасения, что собственные граждане проведут параллели между российскими бомбардировками в Сирии и гибелью более чем двумя сотнями людей. Скорее наоборот, появилось моральное оправдание этим действиям, подкрепленное международным законодательством, в частности ст.51 Устава ООН "о праве на самооборону". В Москве, в Колонном зале, на совместном заседании Госдумы и Совета федерации, судя по наиболее оптимистичным заявлениям представителей единороссов и либерал-демократов, даже заговорили о принятии решения о проведении "наземной операции" и скорой отмене западных санкций.
Однако Совет Федерации РФ так и не принял ожидаемого заявления. Как выяснилось, Третий Комитет по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН накануне совместного заседания российских парламентариев, принял саудовский проект резолюции A/C.3/70/L.47, осуждающей российско-иранскую интервенцию в Сирии. Несмотря на то, что делегации России и Ирана восприняли этот необязательный к исполнению документ как "бесполезный" и "необоснованный", подготовленный Саудовской Аравией при поддержке Катара, США и других западных держав, он был принят большинством голосов на заседании Генассамблеи. Таким образом, страны-члены ООН, приняв резолюцию, который прямо нацелена против РФ, хотя и без ее упоминания "решительно осуждает все атаки против сирийской умеренной оппозиции и призывает к их немедленному прекращению с учетом того, что эти атаки идут на пользу так называемому ИГИЛ (ДАИШ) и другим террористическим группам, таким как Фронт ан-Нусра, и способствуют дальнейшему ухудшению гуманитарной ситуации". Кроме того, указывая, что "подавляющее большинство жертв среди гражданского населения в Сирийской Арабской Республике является результатом неизбирательных воздушных бомбардировок", резолюция требует прекратить атаки на гражданских лиц.
Резолюции (Постановления) Генеральной ассамблеи ООН по вопросам поддержания международного мира и безопасности, предусмотренные ст. 10 Устава ООН, за которые голосовали государства основных групп стран, существующих в мире, играют важную роль в формировании, развитии и закреплении норм и принципов международного права.
Таким образом, бомбежки гражданского населения сирийских туркменов (туркоманов) — тюркского народа, компактно проживающего на севере современной Сирии с начала 11 века, противоречит духу и смыслу принятой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Москва настойчиво утверждает, что Су-24 сбит в сирийском небе, но при этом явно путается в деталях описания произошедшего инцидента. Так в первом заявлении Минобороны говорилось, что бомбардировщик заходил на посадку после выполнения задания, а спасенный штурман утверждает, что самолет с полным боекомплектом заходил на боевой курс, собираясь выполнять поставленную задачу. Но кто обращает внимания на эти детали, когда Кремль в праведном гневе намерен наказать Анкару? Штурман говорит, что в момент попадания ракеты они вели прицеливание по наземной цели и ничего не знали о истребителях. Тогда, как объяснить маневр с обходом вокруг выступа, изображенного на карте Минобороны и распространенного через средства массовой информации? Получается на высоте 6 тысяч метров они выполняли сложный маневр с полным боекомплектом и одновременно осуществляли прицеливание?
Схема атаки турецкого истребителя F-16 российского бомбардировщика Су-24. Изображение с сайта Life News.
Почему возникла такая путаница в деталях и зачем Минообороны РФ сделал такой вброс через СМИ, а не разместил эту схему на официальном сайте?
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо вникнуть в некоторые подробности. Еще 4 сентября, американский разведывательный сайт Stratfor сообщал, что в аэропорту Латакии идет расширение трехкилометровой полосы для приема тяжелой транспортной авиации, и уже созданы две новые вертолетные площадки для вертолетов. Впоследствии, на сирийской авиационной базе "Хмеймим" сформировалась авиационная группа со смешанным составом: всего два звена истребителей из Су-30СМ и Су-27СМ3 по четыре штуки в каждом, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34 и штурмовики Су-25СМ. Там же размещены транспортные вертолёты и вертолёты огневой поддержки и самолёт РЭР Ил-20М1.
Кроме того, в опубликованной 26 августа в выступающей на стороне Башара Асада арабской газете "Аль-Ватан" статье сообщалось о том, что Россия намерена построить вторую военную авиационную базу, в том числе и для шести истребителей МИГ-31, прибывших недавно в Дамаск, предположительно приобретенных Сирией по контракту еще в 2007 году.Таким образом, российское военное присутствие в Сирии усилилось путем строительства новой военной базы в прибрежном городе Джабла (Jablah), в 25 км к югу от самой Латакии. Су-24МК есть и у Сирии на авиабазе Тияс (Tiyas) и к началу конфликта их было около 20 штук, часть которых Сирия успела модернизировать в России до стандарта Су-24МК2 и ранее не раз сбивались израильскими ВВС. Теперь они способны применять новые версии авиационных бомб КАБ-500 и КАБ-1500 и Х-31, Х-59М.
Фото Су-24 с закрашенными опознавательными знаками в Сирии и этот же самолет в России до отправки.С сайта besttoday.ru
До 30 сентября 2015 г., пока Совет Федерации еще не дал согласие на использование российских войск в Сирии, в течение нескольких месяцев шла интенсивная подготовка к операции. И поскольку в этот период официально российские войска в Сирию не перебрасывались, сообщалось о поставках "гуманитарного груза" и строительства лагерей для беженцев, а принадлежность техники к российской армии приходилось скрывать. Одновременно с этим, российские самолёты-разведчики, а также бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25 производили воздушную разведку местности в небе над Идлибом и Хамой. С тем, чтобы невозможно было распознать самолёты ВВС РФ в Сирии до их официального появления 30 сентября, было решено закрашивать опознавательные знаки, а также укрывать маскирующей сеткой самолёты.
Поэтому заявление Путина о возможности того, что самолет не опознали, "исключена", и "на них [самолетах] есть опознавательные знаки, и их хорошо видно", сделанное им на брифинге по итогам переговоров с французским президентом Франсуа Олландом, также как утверждение, что США передала российскую информацию Турции о том, где, в какое время и на каких эшелонах будет работать российская авиация, мягко говоря не соответствует действительности.
Если внимательно посмотреть на кадры, где спасенный штурман дает интервью можно заметить несколько неудачное расположение мобильной двухкоординатной радиолокационная станции кругового обзора 1РЛ131 в связке с мобильным же запросчиком 1Л22 расположенные вокруг горы, которые не позволяет видеть район с самолетами F-16 на высотах ниже 3 км.
И вот появилась "настоящая схема" уже на официальном сайте Минообороны РФ. Ее представил главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев. Все ошибки исправлены. Никакого "возвращения на базу", а есть заход на боевой курс: "Экипажи последовательно выполнили бомбометание по двум назначенным целям и осуществили повторный заход левым разворотом для поражения оставшихся двух назначенных целей".
Очевидно, что картинка делалась "для телевизионного экрана". Круги с радиусом разворота в 15-20 км, нарисованные синим цветом, изображая треки турецких истребителей F-16, скорее всего взяты "из головы". С большой вероятностью можно говорить, что российские военные в первое время даже не знали воздушную обстановку, отсюда такая путаница в деталях. Турецкие истребители возможно даже и обнаружили, но только на короткий миг, когда уже было поздно было что-либо делать. Сообщение о том, что пуск произведен с дистанции в 5-7км не вписывается в логику развития событий.
Более вероятен вариант с выводом самолетом ДРЛОиУ Боинг E-7A истребителя F-16 из зоны патрулирования в зону перехвата на высоту 2400-2500 метров с дистанцией в 10-12 км., затем резкий форсаж с выполнением "горки" до высоты 4.5 км и ракетная атака, при этом на экране радара перемещения F-16 практически не отразится, кроме 4-5 отметок на одном месте. Потом уход вниз с переворотом в зону "радионевидимости". Отсюда и неверные расчеты дистанции запуска не в 5-7 км, а в 10-12 км и ракурса захвата воздушной цели ракетой "воздух-воздух" AIM-9X Sidewinder. Учитывая 5-ти кратное превышение скорости ракеты, она подбила бы цель не в указанной точке Т=10.24, а гораздо раньше. Соответственно и подбитый Су-24М2 упал бы намного ближе от точки поражения. Если переложить, эту схему на турецкую, то она в приближении соответствует этим доводам.
Схема атаки турецкого истребителя F-16 российского бомбардировщика Су-24. Изображение с сайта Минобороны РФ.
Обратим внимание на две цитаты: 1."При анализе видеозаписи индикатора воздушной обстановки, поступившей с командного пункта ВВС и ПВО Сирии, обнаружена отметка воздушной цели, осуществлявшей полет на скорости 810 км/ч со стороны Турции в направлении госграницы с курсом 190 градусов."
2. "В 10 часов 25 минут руководитель полетов зафиксировал пропадание радиолокационной отметки на индикаторе кругового обзора от самолёта Су-24м",
в них идёт отсылка к средствам объективного контроля, которые поступили для анализа российским специалистам с командного пункта ВВС и ПВО Сирии, которые учитывая ранее сказанное в отношении расположения РЛС, не могли дать объективной картины.
Не случайно, на авиабазу в Сирии уже переброшены новейшие комплексы дальней ПВО С-400 "Триумф", которые, конечно являются мощной и современной системой, но им необходимо стратегическое расположение в глубине, а получается ее развернули без серьезного сухопутного прикрытия, совсем рядом с фронтом. Туда также направлены несколько современных истребителей, для прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков во время выполнения ими боевых задач. Кроме того, как заявляется, для обеспечения авиационной группировки ВКС России в Сирии, к побережью Латакии переброшен российский ракетный крейсер "Москва", вооруженный системой ПВО "Форт".
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что Россия не планирует воевать с Турцией, но тогда для чего размещены комплексы С-400 и ракетный крейсер "Москва"? Как средство поражения крылатых ракет они достаточно эффективны, но их использование для поражения истребительной авиации противника весьма сомнительно.
Тогда для чего? Ничем иным, как эскалацией конфликта в Сирии это не назовешь. В реальности, РЛС С-400 и система "Форт" призваны восполнить пробел в радиолокационных средствах объективного контроля.
Зона действия РЛС С-400 "Триумф". Примерная высота обнаружения целей с точки установки на аэродроме в Латакии. Синяя линия для высоты 10000 метров на расстоянии 400 км, желтая - 3000 метров, на расстоянии до 250 км.
Слишком поспешные действия по развертыванию комплексов С-400 и подход ракетного крейсера "Москва" говорит об истинных намерениях Путина по реализации тактики "принуждения к любви" западной коалиции и не случайно он отказался встретится 30 сентября с президентом Турции Тайипом Эрдоганом на полях климатического саммита в Париже.
За создание совместной комиссии для расследования крушения российского бомбардировщика Су-24М, наказание виновных и возобновление отношений между РФ и Турцией высказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая с посланием народу страны, информирует казахстанский портал Tengrynews.
Это предложение прозвучало весьма своевременно, учитывая разрастание конфликта;
Издание "Российский диалог", со ссылкой на Wall Street Journal, сообщает, что Вашингтон призвал Анкару к развертыванию 30-тысячного войска вдоль границы с Сирией с тем, чтобы перекрыть 98-километровый участок границы, который, по словам правительства США, используется террористической организацией Daesh (ИГИЛ) для перемещения иностранных боевиков в зоны военных действий.
Одновременно, издание информирует, со ссылкой на доклад Минобороны РФ, Россия стягивает к границе Турции с Арменией тысячи своих военных и технику. Сообщается, что президент России Владимир Путин в воскресенье утром, 29 ноября, отдал приказ 58-й армии немедленно развернуть лучшие силы у турецко-армянской границы.
Похоже на то, что российско-турецкий конфликт набирает обороты.
UPD1: Власти Турции приняли решение закрыть проливы Босфор и и Дарданеллы для военных и гражданских, имеющих военные грузы, судов России, в том числе и не относящимся к поставкам в Сирию, сообщает SKnews.ru со ссылкой на ведущего американского телеканала FOX News Шепарда Смита.
UPD2: 01.12.2015, 01:02 RT:По словам очевидцев, на проходе через Босфор скопилось несколько десятков российских судов. Турция заставляет часами их ждать, вероятно, в ожидании разрешения зайти в пролив.
UPD3: Независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич рассказал о причинах по которым был сбит Су-24.
UPD4: В связи с инцидентом со сбитым Турцией российским Су-24 в последние дни актуальность обрело понятие о правилах открытия огня. О них пишет турецкое издание TRT.
Правила открытия огня Турции
Турция пересмотрела свои правила открытия огня в 2012 г. после того как Сирия сбила ее разведывательный самолет над международными водами. Тогда турецкий самолет был найден в глубине 1260 м Средиземного моря, а пилоты – капитан Эртан и лейтенант Аксой погибли.
Согласно новым правилам, нарушение или угроза, последовавшие со стороны Сирии, могут привести к ответным действиям без необходимости предупреждения.
Эти же правила действуют в настоящий момент и были применены в случае вчерашнего нарушения российским самолетом воздушного пространства Турции в районе Кызылдаг. Турецкие вооруженные силы заявили, что экипаж российского Су-24 был 10 раз предупрежден на протяжении 5 минут.
Что произошло после пересмотра Турцией правил открытия огня?
- В 2013 г. был сбит сирийский вертолет;
- 23 марта 2014 г. Турция сбила военный самолет MIG-23, принадлежавший Сирии;
- 16 мая 2015 г. сирийский самолет, нарушивший границу в Хатае, был сбит турецкими военными самолетами;
- 16 октября 2015 г. Генштаб ВС Турции сообщил о том, что самолет, вошедший в воздушное пространство Турции, был сбит.
UPD5: Авиационный эксперт Вадим Лукашевич выразил свое мнение в статье в издании Forbes по сбитому Су-24. Эта публикация от 4 декабря "Гибель российского Су-24 в Сирии: некоторые вопросы" по сути подтверждают все ранее высказанные мной сомнения относительно этого инцидента. Вот ключевые моменты:
Свои данные Россия представила только на следующий день, в 7:10 утра 25 ноября....
Эта схема сразу вызвала вопросы.
Во-первых, турецкие данные свидетельствовали о двукратном нарушении турецкого воздушного пространства при пролете над турецкой территорией, «языком» врезающейся в территорию Сирии. Но на схеме российского Минобороны показано, что был только один пролет мимо турецкой границы.
Во-вторых, из нашей схемы следовало, что, находясь уже фактически на боевом курсе, наш самолет на последних ~8 километрах до наземной цели летел не по прямой, что было бы естественно, а по сложной кривой, огибая по четырехкилометровому радиусу выступ турецкой территории. И только после этого, резко развернувшись влево на 80 (!) градусов, бомбардировщик наконец-то позволил себе крошечный участок прямого курса на цель, предшествовавший бомбометанию. С авиационной точки зрения такой курс, да еще в реальных боевых условиях, — нонсенс, потому что, если верить схеме Минобороны, от «крайне левого» разворота до цели оставалось прямого участка всего около двух километров, то есть около 10 секунд полета.
....к концу дня 27 ноября(в 17:15) появилась новая схема, которую на этот раз представил главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев. Это тоже не данные объективного контроля, а нарисованная карта, но на ней наши летчики исправили основную ошибку схемы Генштаба — самолеты выходят на цель по прямой, при этом прямой участок курса перед бомбометанием имеет протяженность около 65 километров, что по времени полета (при скорости 800 км/ч) занимает около 5 минут. Это нормально, и этому верится.
Во-первых, чтобы «усугубить» вину Турции, на схеме показано, что турецкие истребители атаковали не из своего воздушного пространства, а залетели на территорию Сирии. Логичный вопрос: а зачем им было это делать? Согласно схеме, турецкий истребитель выпустил ракету вслед Су-24 с удаления 5-7 километров и для выхода на эту дистанцию стрельбы ему потребовалось углубиться в воздушное пространство Сирии на 2 км. Возникает вопрос: а зачем турецкому F-16 было нужно выходить на дистанцию пуска ракеты 5-7 километров, если его ракета имеет гораздо большую дальность стрельбы? Ведь даже если турецкий истребитель был вооружен ракетой «Сайдуиндер» сорокалетней давности, то и она имеет максимальную дальность пуска до 18 километров. Турок мог спокойно выпустить ракету из своего воздушного пространства, даже не приближаясь к своей границе и оставаясь под прикрытием своих средств ПВО. Зачем ему нужно было входить в сирийское воздушное пространство?
Ну и во-вторых — на схеме ВКС ВС РФ точки поражения Су-24 и его падения показаны соответственно на 5 и 7 километров восточнее, чем на более ранней схеме Генштаба.
С учетом того что, согласно обоим схемам («с облетом турецкой границы» в редакции ГШ и «с прямолинейным пролетом рядом с границей» в версии ВКС), самолет пролетал всего в километре от турецкой границы, несоответствия между ними в 5-7 километров свидетельствуют о том, что обоим схемам, отрисованным вручную, верить нельзя. Это всего лишь два рисунка одного ведомства с массой принципиальнейших отличий между собой, полностью обесценивающих их значимость.