Лично я, обеими руками и ногами за "по душевое финансирование". Теперь как раньше не надо упрашивать директоров школ, чтобы они приняли твоего ребенка, если ты переехал в другое место. Наоборот, они теперь сами заинтересованы в каждом. А самое главное - в хороших педагогах, у которых хотели бы учиться дети.
ЗНАЧИТ ЕСТЬ ШАНС, ЧТО СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ ВЫЙДЕТ НА ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ!
Но при этом, у нас как всегда до конца не продумали все риски и негативные моменты, которые неизбежно будут при реформировании. Понятное дело, что все предусмотреть не возможно! Но, хотя бы продумать как реагировать на возможные проблемы можно было?
Теперь под угрозой находятся государственные детские сады. Как у нас заведено, активное внедрение "по душевого образования" и финансирование в соответствии с ним бахнули с 1 января 2021 года.
У НАС 1 ЯНВАРЯ МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО ДЛЯ ВСЕХ ЧИНОВНИКОВ! ИМЕННО НА ЭТУ ДАТУ ПЕРЕНОСЯТ ВСЕ ВАЖНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ. А ПОТОМ, НАСЕЛЕНИЕ, НЕ ОЧУХАВШИСЬ ЕЩЕ ОТ НОВОГОДНИХ ПРАЗДНИКОВ ПОЛУЧАЕТ ОЧЕРЕДНОЙ ПОДАРОК В ВИДЕ НЕПОНЯТНОЙ НОВАЦИИ
Так и на этот раз!
Не знаю как во всем Казахстане, но в Кызылорде педагогический состав и работники государственных детских садов оказались перед проблемой.
Им существенно сократили часы и соответственно заработную плату. Некоторые, выйдя в законный отпуск не смогли получить "отпускные" и вынуждены были выйти на работу. А над головами других и вообще висит угроза увольнения.
Из-за чего вы думаете?
Да вот из-за "по душевого финансирования". Бухгалтера из образования теперь по новому высчитывают оклады, и смотрят на то, сколько в каждом детском саду детей. И высчитывают общую сумму. Но этой суммы не хватает из-за того, что ее меньше чем раньше. И на полные оклады всего персонала не хватает.
Из-за этого, в Кызылорде сейчас заведующие государственных детских садов сильно ограничены в средствах и не могут даже выплатить заработной платы в полном объеме. А ведь еще есть счета на коммунальные и оплату поставщиков.
Поэтому, работники детских садов уже задумываются о поиске нового места работы. А некоторых итак попросят, так как надо будет сокращать персонал.
Понятно, что "по душевое финансирование" вводится еще с 2013 года. И все давно должны были думать как жить по новой программе. Но сами знаете, что в прошлом году началась пандемия. Детские сады выживали и им было не до реформ.
Но зато об этом должны были думать в Министерстве образования и областных управлениях. Для этого и держат чиновников, чтобы они могли просчитывать все риски. А где еще одна до сих пор не понятная для меня госструктура - Департамент по контролю в сфере образования? Чем они занимаются? По идее они должны контролировать все образовательные процессы. Что-то, ничего такого с их стороны не наблюдается.
Придется думать мне - простому человеку. Зачем тогда мне чиновники, если они не думают о государственных делах. Ну да ладно!
Сейчас в умах педагогического персонала государственных детских садов разброд и шатание. Они уже ищут других места для работы (у всех кредиты на шее). А значит из этих учреждений будет отток. И чем дольше будет длиться этот переход на "по душевое образование" тем он будет больше.
Соответственно качество образования в детских садах упадет. А ведь у нас дошкольное образование считается краеугольным камнем всей системы образования. Именно здесь дети должны получать первые устойчивые навыки по поиску себя в мире и получению о нем знаний.
И ОТКУДА ТОГДА ТАКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ? ПЕДАГОГОВ НЕ БУДЕТ.
А через несколько лет, снова будет мало детских садов и будет много детей, которые родились во время прошлогоднего "бэби бума". Это нормальный циклический процесс. Но непонятный для чиновников от образования, которые смотрят только на очевидные процессы и не видят "подводных течений". Сейчас опытные педагоги, недовольные своей зарплатой уйдут из детских садов, а потом где вы будете их искать?
Конечно остаются частные детские сады, которые с удовольствием примут всех детей. Но там главное выгода, а не реализация государственной программы образования. Только государственные детские сады, которые находятся в непосредственном подчинении у управлений образования и включены в общую систему обучения могут дать полноценные знания в соответствии с госстандартами. А если это не так, то зачем думаете их возрождали?
Резюмируя могу сказать, что переход на "по душевое образование" был плохо продуман. И если уже сейчас возникли такие проблемы, грозящие одной из сфер образования, то вскоре появятся и другие. И как бы они не похоронили под собой хорошую идею "по душевого образования".