Сейчас в нашем обществе не очень принято обсуждать этот праздник. Если ты не законченный националист, то трогать тему адекватности этого праздника нельзя. Однако я постараюсь высказать свою позицию по этому поводу.
Прежде всего необходимо сказать, что я не националист (написал и улыбнулся - сколько читал националистов, каждый начинает свой пост именно с этой фразы). Я убеждён, что здорово, что Советский Союз выиграл эту войну. Думаю, (и это противоречит большинству националистов), что если бы Германия выиграла ту войну, то ни от казахов, ни от русских, ни от корейцев и других народов Казахстана не осталось бы и мокрого места. Но когда я вижу какой формат принимает празднование этого исторического дня у нас, то мне становится грустно.
Грустно потому что наши деды в 1941-1945 году делали плохое дело. Да, да, именно так. Было это крайне необходимое дело? - Да, безусловно. Всё ли они правильно? - Да, именно так. Но тем не менее то что они делали, было плохо и печально. Очень печально, что молодая девчонка под именем Маншук была вынуждена расстреливать людей из пулемёта, а не рожать детей. Очень печально, что жизнь сложилась так, что молодая девчонка под именем Алия стала снайпером. Ей бы с парнями под ручку гулять в парке, а не по людям стрелять.
Постараюсь привести пример, чтобы было понятно моё отношение к этой войне. Вот сижу я с другом у себя дома. Ко мне в дом вламывается три человека - грабители и убийцы. Начинается драка, драка не на жизнь а на смерть. В результате этой драки мой друг убил одного грабителя, сам умерев рядом. Я загнал нож в горло второму и размозжил голову третьему. И вот я сижу весь израненный в комнате разбитого дома в луже крови друга и грабителей. Праздник??? Нет, ни разу. Всё ли я сделал правильно. - Да, у меня не было другого выбора. Стал бы я снова драться в такой же ситуации? - Да, бесспорно. Но всё-таки не могу сказать, что я сделал хорошее дело. И теперь каждый год мои дети и внуки в этот день собираются за праздничным столом, выпивают, радуются. Просят меня рассказать подробности произошедшего, и я в сотый раз рассказываю как и что я сделал из последних сил.
Почему такое происходит в нашем обществе? Всё дело в том, что люди любят мыслить категориями. Тот немец, которого показывают в кино и книгах - мифический злодей, убить которого, вроде как и не плохо (а может быть даже, чего греха скрывать, даже хорошо). Никто не думает, что подавляющее большинство немцев на фронте - в общем-то аполитичные или обманутые сыны мясников, булочников или конторских служащих (а если копнуть поглубже, то в рядах вермахта были и вовсе люди, осуждающие нацизм в целом и Гитлера в частности). Это сейчас мы знаем все злодеяния нацизма, холокост, конц. лагеря. А тогда, в условиях тотального пропагандистского доминирования нацисткой партии, нужно было быть умным человеком, чтобы понять всю глубину лжи идеи расового превосходства.
У Эриха-Марии Ремарка в одном рассказе ("На Западном Фронте без перемен" кажется) есть такой хороший момент, когда к главному герою в окоп спрыгивает француз (с которыми тогда воевали немцы). Он убивает штыком в живот этого француза. И глядя на его смерть, он понимает весь трагизм ситуации. Сделал он правильно, убив француза? - Да, француз сделал бы то же самое. Сделал он хорошее дело? - Нет, ни разу.
Не дай нам бог столкнуться с войной ещё раз. Не дай нам бог, чтобы пришлось стрелять в человека. Именно поэтому это день скорби, это день памяти, это день боли, который обязательно надо помнить. Но это ни на секундочку не праздник!!!