kk
Default banner
Общество
Общество
6 849 постов977 подписчиков
Будь в курсе того, что происходит в Казахстане!
0

Мое выступление на 5-м заседании Национального совета общественного доверия

Уважаемый Касым-Жомарт-Кемелевич! Уважаемые коллеги!
Работа нашей группы по политическим реформам идет в трех направлениях.

Первое из них законодательное – на него больше всего надежд, но оно и самое трудоемкое. За это время были приняты 8 законов и 2 указа президента. Их можно по своей тематике подразделить на 4 группы.

Отмена смертной казни
Первое и самое главное – Казахстан 106-й страной в мире, где отменена смертная казнь за все виды преступлений, и мы вошли в 54% стран, где такого наказания в принципе нет.
Это очень важная вещь – теперь судебная ошибка не станет непоправимой и у любого есть шанс ее исправить. С действующей смертной казнью такой возможности нет.

Гуманизация к уже понесшим наказание
Ранее многие осужденные по статье 174 УК РК жаловались на то, что не могут ни открыть счет, ни завести платежную карточку. Человек уже понес заслуженное наказание, но не мог устроиться на работу и прийти к нормальной жизни. Такое толкало на рецидивы.
Поэтому в мае 2020 года был принят закон о смягчении финансовых ограничений для таких лиц при наличии положительного заключения правоохранительных органов.

Снижение рисков для СМИ и активистов
Очень важным для журналистов и общественников стала декриминализация клеветы, по которой теперь нет наказания в виде лишения свободы, и гуманизация статьи 174 «Разжигание розни».

Усиление политической конкуренции

Ну и последнее – уже чисто политические вещи, то есть снижение порога для регистрации политических партий, закон о мирных собраниях, квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках, введение института политической оппозиции.

Начиная с 2019 года идет существенное увеличение количества мирных собраний – в 3-4 раза больше чем раньше, что важно для всего общества. На прошедших выборах множество женщин и молодых людей вошли в списки, стали публичными политическими фигурами и прошли в маслихаты и Мажилис.

Ну а закон о парламентской оппозиции изменил соотношение сил в Мажилисе – как в руководстве комитетов, так и в Бюро (руководство 2 комитетов, 4 человека из 12 в Бюро вместо 2).

Вторым направлением является обсуждение отраслевых вопросов с руководителями государственных органов. За время работы Нацсовета удалось встретиться практически со всеми министрами и руководителями органов, прямо подчиненных Президенту. Пусть не все предложения проходила, да это в принципе и невозможно, но как минимум, удалось показать альтернативный от государства взгляд общественников и экспертов.

Ну и третье направление – это работа по ситуациям, когда необходимо срочное вмешательство того или иного государственного органа. Скажу о своем личном опыте.

Я обращался несколько раз – и во время карантина и сейчас. Последним вот было обращение по поводу сбоя из-за недоработок системы сопроводительных накладных на товары Министерства финансов, которое сказалось на всех торговых и производственных компаниях страны. В пятницу я написал письмо Ерлану Жакановичу Кошанову и передал его через Ерлана Тынымбаевича Карина. В понедельник после обеда, после 2 проведенных совещаний, Комитет государственных доходов признал свои упущения и начал работать с предпринимателями. Я думаю, что я не один такой и мои коллеги делали также, возможно гораздо чаще, и по более значительным поводам.

Ну и теперь о том, что надо сделать в 2021 году. В ближайшее время перед нашей группой стоят важные вопросы, которые надо обсудить и где надо внести предложения:

1. Определение порогов рассмотрения онлайн-петиций населения, которые вносятся в рамках закона «Об общественном контроле»

2. Разумеется, необходимо работать и над самим законом «Об общественном контроле»

3. Разработка процедуры прямых выборов акимов сел – в этом году ожидаются выборы нескольких сотен акимов

4. Изменения в закон «О местном государственном управлении и самоуправлении»

5. Новый закон «О средствах массовой информации», который сейчас разрабатывается МИОР

6. Ввод в действие Административного процедурно-процессуального кодекса, который будет полностью регулировать отношения между гражданином и государством.

7. Изменение законодательства о неправительственных организациях, которое уже сильно назрело. Я считаю это будет правильно, потому что он уже не отвечает реальности.

Это тот минимум, который надо сделать и в чем принять участие. Конечно, это лишь мое мнение и у моих коллег по группе могут быть дополнительные или другие предложения. Да и в целом, думается будет много поводов поработать.