kk
426 450 постов45 подписчиков
Всяко-разно
-3

Космос на продажу

В середине января с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии был успешно произведен запуск тяжелой ракеты-носителя Falcon 9 предпринимателя  Элона Маска  с миссией Iridium-1. На этот раз первая ступень ракеты через восемь минут после старта благополучно опустилась на плавучую беспилотную платформу в Тихом океане Just Read The Instructions. Вторая ступень ракеты-носителя  продолжила полет и вывела на орбиту десять телекоммуникационных спутников нового поколения Iridium NEXT. Предполагается к 2018 году запустить на орбиту в общей сложности не менее 81 таких спутников, которые постепенно заменят  66 орбитальных аппаратов предыдущего поколения спутниковой сети Iridium. Таким образом, Элон Маск сделал еще один шаг к своей мечте - колонизации Марса, уже в седьмой раз посадив первую ступень после старта, но пока ни одна из них еще не была запущена повторно.

Тем не менее, на днях компания SpaceX завершила первый этап статических огневых испытаний маршевых двигателей Merlin первой ступени Falcon 9 на полигоне  в МакГрегор, Техас, которая удачно "приводнилась" на морскую платформу еще в апреле прошлого года. Теперь компания готовит их к повторному запуску на орбиту.

Между тем, правительственные чиновники Счетной палаты США (GAO) выявили потенциально опасный дефект, найденный в Falcon9 компании SpaceX, который может поставить под угрозу безопасность пилотируемых полетов. В статье под авторством Энди Паштора (Andy Pasztor) в Wall Street Journal, содержание которой приводит издание The Verge, пишется в частности,что эксперты определили картину образования трещин в турбинных лопаток турбонасосного аппарата (ТНА) ракетоносителя Falcon 9. Такая информация содержится в предварительном докладе о ходе программы коммерческих пилотируемых полетов, по которой SpaceX и Boeing разрабатывают транспортные средства для доставки астронавтов НАСА к МКС. Компания Элона Маска ужу в этом году должна была осуществить полет корабля с астронавтами на борту, но неудачи заставили отложить эти полеты до 2018 года. Представитель НАСА заявил, что проблема с лопатками турбин является "неприемлемым риском", но при этом добавил, что "мы знаем, как ее исправить." В свою очередь, представитель SpaceX заявил изданию The Verge, что "тем не менее, мы изменим конструкцию так, чтобы избежать(эту проблему) вообще". В докладе GAO также затрагивается проблема с тестированием парашюта капсулы CST-100 Starliner компании Boeing, и утверждается, что первые пилотируемые запуски, вероятно также будут отложены. Поскольку доклад носит предварительный характер, в окончательном варианте доклада может содержаться иное, пишет The Verge.

Вообще довольно странной выглядит сама публикация в солидном вашингтонском издании, но со ссылкой на столь ненадежный источник, как неопубликованный предварительный доклад GAO. Кроме того, озвученная в статье проблема с трещинами в лопатках турбин является застарелой проблемой НАСА. О ней упоминалось еще в отчете агентства от 1993 года о работе маршевых двигателей RS-25, известных как SSME, установленных на многоразовых орбитальных челноках, которые стали причиной гибели астронавтов шаттлов Challenger и Columbia.

Конструкция жидкостного ракетного двигателя Merlin установленная на Falcon-9 использовалась еще в посадочном лунном модуле программы Аполлон. Интересно, что  упоминания об этой проблеме с трещинами в лопатках, каждый раз возникает при разборе полетов многоразовых кораблей. Видимо, в одноразовых на нее особо не обращали внимание потому, что разбирать было нечего или старались ее не афишировать. Но, так как двигатель Merlin теперь практически полностью изготавливается по аддитивным технологиям (АМ-технологиям или 3D-печати), вполне вероятно у них уже есть быстрое решение для устранения этой проблемы, что собственно и подтвердили последние испытания.

Смысл появления этой статьи Энди Паштора в WSJ отчасти разъясняет политолог Стивен К. Смит (Stephen C. Smith) в своем блоге, заодно раскрывая и некоторые подробности "подковерных игр" происходящих в НАСА.
Поскольку доклад является только предварительным проектом, а аудиторы весьма щепетильны по части секретности, то по мнению политолога, утечка происходит из агенства НАСА, проверяемого Счетной палатой США. Не всем в агентстве нравится концепция Нового космоса, принятого в 2011 году администрацией Обамы. По всей видимости, эта утечка была инициирована кем-то из переходной команды, представляющую администрацию Дональда Трампа. По словам журналиста из Ars Technica Эрика Бергера, на которые ссылается эксперт, таким чиновником является Крис Шанк, бывший протеже главы НАСА Майкла Гриффина, возглавлявший "целевую группу", которая начала переходный период. Во главе с Шанком в качестве лидера, несколько влиятельных членов первоначальной "орбитальной команды", также связанных с Гриффином, пытаются вернуться к модели, в которой NASA разрабатывает и строит свою собственную ракету и космический корабль, а не отдает "бразды правления" в руки коммерческим компаниям, таким как SpaceX или другим "выскочкам". Однако, попытки переходной команды разделяющих взгляды "старой космической школы" торпедировать SpaceX в коммерческой конкуренции могут оказаться напрасными. Участие основателя SpaceX Илона Маска в бизнес-консультативной группе президента Трампа, несмотря на то, что он не разделяет многие политические взгляды избранного президента, вполне может обеспечить ему поддержку Белого дома, считает Стивен К. Смит.

Тем не менее, даже с разъяснениями политолога, картина происходящего остается туманной и, остается непонятным, почему вдруг какая-то "олдскульная" группа из НАСА пытается "наехать" на частные компании Space X и Boeing? И что, на самом деле стоит за этой "подковерной игрой" в национальном космическом агентстве? Чтобы выяснить это нужно вернуться на десятилетия назад и даже рассмотреть некоторые технические детали. Таким образом, мы подошли к вопросу почему президент Джордж Буш отправил в утиль программу многоразовых космических челноков, но не отказался от самой идеи многоразовых космических аппаратов.

14 января 2004 г. президентом Джорджем Бушем была объявлена программа "Видение космических исследований (VSE)", которая была задумана как план действий по исследованию космоса в ответ на катастрофы шаттла Columbia, безрадостные перспективы в НАСА с орбитальными полетами, и как способ восстановления общественного энтузиазма в освоении космоса.

Тогда и была принята программа "Созвездие" (Constellation), разработанная в агентстве НАСА, в период с 2005 по 2009г.г., в которой основными целями были провозглашены завершение строительства Международной космической станции (МКС), возвращение к полетам на Луну не позднее 2020 года, и пилотируемым полетам на Марс в качестве конечной цели. Она началась под руководством главы НАСА Шона О'Кифа и была продолжена уже его преемником, ранее упомянутым Майклом Гриффином. Стоит напомнить, что Гриффин еще будучи главой венчурного фонда ЦРУ, совершил поездку с Элоном Маском в Москву за ракетоносителем в 2002 году, а через год помогал ему основать компанию Space X.

Программа "Созвездие" была впоследствии свернута в связи с объявлением администрацией Барака Обамы 15 апреля 2010 года концепции новой космической политики, которая предусматривала увеличение финансирование НАСА для завершения новой тяжелой ракеты-носителя к 2015 году, началу пилотируемых полетов на Марс к 2030 году, которым должны были предшествовать астероидные миссии к 2025 году. Однако, в окончательным своем виде она претерпела сильные изменения, в частности отказались от полетов на Луну и решили привлечь к космическим программам НАСА частные компании.

Все эти нововведения нашли свое отражение в принятой НАСА программе Системы космических запусков (Space Launch System (SLS)), по которой космическое агенство приступило к разработке сверхтяжелой ракеты-носителя с пилотируемым модулем на основе корабля "Орион" из уже закрытой программы "Созвездие"

Надо сказать, что концепция Нового космоса родилась не на пустом месте. Идея передачи в аутсорсинг части пилотируемой космической программы НАСА в частный сектор продвигал вовсе не Элон Маск, как могло бы показаться, а бывший руководитель Lockheed Martin Corp. - Норман Августин, который будучи председателем президентской комиссии в 2009 г. утверждал, что это позволит  частным компаниям создавать и запускать свои собственные ракеты и космические аппараты для доставки астронавтов на орбиту, сэкономит бюджетные деньги и высвободит НАСА для решения более амбициозных и долгосрочных перспективных целей. Во время обсуждения этой комиссией высказывались предложения по передаче технологических разработок НАСА частному сектору по согласованию с Советом по нацбезопасности и Минобороной,  которые будут способствовать развитию военных программ.

Естественно, тогда это сопровождалось бурной полемикой в СМИ, которая в целом положительно восприняла новую концепцию. Не обошлось и без критики уже упомянутого Энди Паштора, который приводил позицию "олдскульных" сторонников предупреждениями о возможных рисках и необходимости сохранения "бразд правления" космической программой в руках НАСА. Но по сути, как писала пресса тех лет, "старая гвардия" не хотела терять контроль над финансированием и связанным с этим привилегиями.

Однако, в более глубоком понимании, вся эта "подковерная игра" в НАСА отражает борьбу глобалистов и ее противников. Концепция перехода к 5-му технологическому укладу была сформулирована нынешним академиком РАН  РФ Генри Киссинджером еще в прошлом веке. Ее суть конкретизировал Джордж Фридман, основатель Стратфора, в своей книге "Прогноз событий XXI века - Следующие 100 лет".
В частности, она о технологических прогнозах в США, среди которых создание высокоточного оружия, самолета на гиперзвуке и космической технике нового поколения, для развития лунных военных баз и пилотируемых военных орбитальных платформ (боевых звезд). Ее публикация в 2010 году совпала с появлением концепции Нового космоса президента Обамы, обозначив три основных положения:

В США развитие технологий происходит, по большей части, следующим образом:
1) команды ученых в университетах или индивидуальные изобретатели разрабатывают научные открытия или осуществляют проекты, которые часто приводят к концептуальным прорывам, ограниченному внедрению или коммерческому использованию;
2) в случае заинтересованности военных правительство США выделяет на проект значительные средства, которые призваны ускорить достижение специфических, военных целей;
3) частный сектор извлекает преимущества из коммерческого использования результатов открытия и создает новые отрасли экономики.

Проводить в жизнь эту концепцию стала администрация Белого дома, оказывая всемерную поддержку частному сектору, в частности компании Space X и передав  ей, а также ряду других компаний технологические секреты. У этой книги Джорджа Фридмана, изданной в 2010 году, есть и продолжение опубликованное уже в 2015, которое было неоднозначно воспринято во всем мире.

Вот здесь мы подошли к необходимости рассмотрения технических деталей, без которых, трудно разобраться, что же на самом деле, скрывается за теми проектами, что анонсирует Элон Маск? В чем заключается заинтересованность военных и почему правительство США выделяет на эти проекты значительные средства, которые "призваны ускорить достижение специфических, военных целей", и какие преимущества при этом извлекает частный сектор?

Продолжение следует...