kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
0

История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»

Как и обещал продолжение первой части "История одной бутылки виски". Что за чертежи лежали на столе? Если приглядеться, то можно увидеть часть шпангоутов корпуса судна и его кормовую часть. И есть часть загадочной надписи " ..avour". Понятно, что речь идет о макете судна. Но какого? Вот это мы и выясним.

История первого судна Джеймса Кука барка "Endeavour"

"Стремиться и достигать!"
(девиз жизни Джеймса Кука)

Имя Джеймса Кука ( 1728- 1779гг) величайшего шотландского мореплавателя своей эпохи окутано мифами и до сих пор привлекает внимание...
Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС. Им были совершены три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Вряд ли найдется человек который за столь короткий срок совершил столько географических открытий. Его труды по обследованию малоизвестных и редко посещаемых частей Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов легли в основу картографии. Многие из составленных им карт по своей точности так и не были превзойдены на протяжении последующих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.

Третья экспедиция 1776-80 на двух судах "Резольюшен" и шлюп "Дисковери" была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова и в январе 1779 встал на якорь у о.Гавайи. Когда спустя время Кук вынужден был высадиться на берег, чтобы починить сломанную фок-мачту, между англичанами и туземцами возникла ссора.Из рапорта лейтенанта Джеймса Кинга: "Он был уже у самой воды, когда один вождь ударил его в шею и плечо острой железной палкой; капитан упал лицом в воду. Индейцы кинулись к нему с громким криком, сотни их окружили тело, добивая упавшего кинжалами и дубинками..."

Это произошло 14 февраля 1779 года в бухте Кеалакекуа Гавайских островов... Вопреки бытующему мнению он не был съеден аборигенами.Только 22 февраля останки Кука - скальп, голова без нижней челюсти, бедренная кость, кости предплечья, кисти рук - были погребены в море...

На мемориале, который сооружен в Англии в память о капитане Джеймсе Куке, выбиты слова:

"Он обладал в выдающейся степени всеми качествами, требуемыми для великих начинаний".


Индевор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль который  капитан Джеймс Кук использовал в своей первой экспедиции на новые земли.

"Индевор"  строился для перевозки угля и появился на свет в июле 1764 году. Первоначально он носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский) и был куплен и переоснащён Королевским флотом 28 марта 1768 года. Он был построен в доках того же приморского городка Уитби в графстве Йоркшир, где началась и морская карьера Джеймса Кука. Таким образом и капитан и его корабль начали свою "морскую жизнь" в Шотландии, родине знаменитого виски Джон Уокер и не менее знаменитых путешественников. Корабль принадлежал к разряду "кэт-билт" – судов с прямым широким носом. Как и португальские каравеллы, это судно было построено на основе хорошо известной мореплавателям арабской дхоу. В документах первого плавания Джеймса Кука его неизменно называют барком.«Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали  крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам.Плоское дно корабля хорошо подходило для плавания на мелководье  в руслах рек и позволяло подходить к берегу для погрузки и разгрузки грузов, а также вставать на капитальный ремонт, не требуя сухого дока. Его корпус, внутренние полы, надстройки были построены из традиционного белого дуба, киль и ахтерштевень из вяза, а мачты из сосны и пихты. На корабле было 22 пушки из них 12 на поворотных лафетах.Тоннаж «Индевора» составлял всего лишь 375 метрических тонн, длина по килю не превышала 35 м, наибольшая ширина была 9 м с лишним. Для сравнения напомним, что водоизмещение флагмана первой флотилии Колумба «Санта-Марии» было 120 тонн при длине по килю 18,5 м и ширине 7,8 м.

В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас (для подвоза еды и припасов) и ял.

26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления:прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.

10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Как ни странно, но англичане вели себя  довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная миссия путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии.  Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.

Хейнрих Циммерман, который был участником третьего плавания, оставил интересные подробности:" ..На американском побережье и в Новой Зеландии мы делали нечто вроде пива. Обрезали побеги разных деревьев, вываривали их в воде, а затем добавляли на каждые 40 галлонов этой воды по кварте отвара солода и 5 или 6 фунтов сахара. Получался очень приятный и полезный для здоровья напиток, который мы употребляли вместо бренди... хотя многие обвиняли капитана Кука в корыстной экономии, поскольку он, используя это "пиво", сберегал запасы бренди..."

В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где исследователями находящимися на борту было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим.  К несчастью, 11 июня 1770 года«Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. И хотя на время пробоину заткнули парусиной, кораблю все же требовался капитальный ремонт. Но «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с повреждением  пришлось пройти  более 360 миль, чтобы обогнуть риф. Во время этого вынужденного обхода, был обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию. Пройдя этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где встал на ремонт в порту Батавия. И хотя на корабле никто не умер от цинги, в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии.  Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна. К этому времени на корабле от болезней погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 11 июня 1772 года после четырёхлетнего путешествия когда "Индевор" вернулся в Лондонский порт он представлял собой жалкое зрелище.

Главным достижением этой экспедиции стало признание Австралии  Английской колонией, к тому же были присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор» — первый корабль, на котором наиболее точно была определена долгота. Хотя некоторые исследователи считают, что вполне вероятно Джеймс Кук пользовался картами составленных арабскими лоцманами, а те в свою очередь составили их на основе карт китайского адмирала Чжена Хе, совершивших свои кругосветные путешествия еще в период с 1405 по 1433-е годы.

Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.

В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.

На этом я завершаю вторую часть истории о которой мне поведало фото с бутылкой виски и чертежами на столе.

Но и это еще не конец истории.

Продолжение следует.