Продается яхта Мистраль. Недорого

2656
11
0
1

На сайтах объявлений Франции и России появились фейковые предложения о продаже кораблей. Шутники обеих стран одинаково отреагировали на отказ Парижа передать Москве первый из двух Мистралей...

Как сообщило французское издание La Monde cо строящегося для России на верфях во французском Сен-Назере вертолетоносца «Севастополь» типа Mistral пропало оборудование. Местная прокуратура начала проверку по факту кражи жестких дисков и компьютерной программы, необходимой для управления системами связи на корабле.

Между тем,  на сайтах объявлений Франции и России появились фейковые предложения о продаже французских кораблей. Шутники обеих стран одинаково отреагировали на отказ Парижа передать Москве первый из двух вертолетоносцев Mistral. Как и "продавцов", желающих приобрести "яхту" также оказалось не мало, при этом выдвигались свои "условия": перестроить судно под транспортировку сланцевого газа, выкрасить в розовый цвет, добавить на штурвал "меховушку" и многое другое. Обсуждались условия приобретения  "Мистралей"в ипотеку или по программе утилизации, а в оплату предлагали Крым, пост президента Удмуртии и даже мешок польских яблок.

Французский юморист на сайте Lebencoin.fr (скриншот сохранился на странице в Facebook) предложил желающим купить "два военных корабля, полностью новых", отмечая "высокий расход горючего, но зато идеально для морских прогулок, устойчивых к ядерным и бактериологическим атакам", - заявил автор объявления, предложив бутылку шампанского в подарок тем, кто купит сразу два корабля.

Практически одновременно, появилось объявление о продаже Мистраля на российском сайте Avito , где попросили за корабль 30 тысяч рублей. Через некоторое время на сайте автолюбителей Drom было опубликовано предложения с ценой 6,7 млрд рублей.

"Продам недорого новую яхту самовывозом из Франции. Не распил, не конструктор, не битый, не крашенный. Перекупов просьба не беспокоить. Возможна доставка. Реальному покупателю в подарок мешок польских яблок", - заявил автор в разделе "гарантия и условия возврата", добавив: "Мамой клянусь новый корабль".

Тем временем,  предварительное следствие прокуратуры французского города Рен показало, что речь идет о краже двух жестких компьютерных дисков, материнской и графической плат, а также об устройстве, содержавшем компьютерную программу управления системой связи вертолетоносца, созданные французской корпорацией Thales. По неофициальной информации, факт хищения был установлен еще 25 ноября, однако, по мнению следствия, могло произойти в период с 18 по 25 ноября. Ни каких следов взлома на месте происшествия не обнаружено.

Официальный представитель корпорации DCNS Эмманюэль Годез, отвечающей за строительство корабля, факт кражи оборудования подтвердил, «но оно не содержало каких-либо секретных данных, как и сведений служебного характера», отказавшись уточнить, какое именно оборудование было украдено.Напомню, что «Севастополь» — второй из двух вертолетоносцев типа Mistral — был спущен на воду 21 ноября. Согласно условиям контракта, он должен быть передан российской стороне еще в октябре 2015 года, однако ВМФ России до сих пор не получили даже первый корабль — «Владивосток». Президент Франции Франсуа Олланд считает ситуацию на востоке Украины не позволяющей осуществить передачу первого корабля, хотя изначально его сдача должна была состояться еще в середине ноября.

Но, кому могло понадобиться подобное оборудование, к тому же "специально проточенное" по утверждению производителя, под использование на Мистралях? И кто мог осуществить подобную спецоперацию, не оставив даже следов своего пребывания? И самый главный вопрос, зачем? Чтобы понять подоплеку произошедшего, нужно внимательно изучить предысторию вопроса.

Французский еженедельный журнал «Le Nouvel Observateur» недавно опубликовал интересную статью Винсана Жовера (Vincent Jauvert), под названием «Mistral : enquête sur un contrat qui dérange», - "Мистраль, досье проблемного контракта".
 

По словам автора, гордость французского кораблестроения — два ДКВД типа «Мистраль», заказанных Россией во время президентства Саркози сегодня как никогда ставят в неудобное положение нынешнего президента Франции Франсуа Олланда. Через 11 дней после катастрофы Малайзийского Боинга в небе над Юго-Востоком Украины европейцы пытались согласовать новые санкции в отношении России. Метая молнии, представители Германии требовали у Брюсселя полностью запретить поставки в Россию товаров военного назначения, включая уже действующие контракты. Включая и два пресловутых «Мистраля».  Все, или практически все союзники Франции, потребовали поставить крест на поставке «Мистралей» в РФ.  Франция не испытывала такого международного давления со времен возобновления ядерной программы в 1995 году. Как отметил высокопоставленный французский чиновник: «По данному вопросу мы постоянно находимся начеку. Атакуют нас отовсюду.»

Слабое утешение: оппозиция в Париже молчит. И недаром! Контракт на вертолетоносцы был заключен между 2008 и 2011 годами, когда она и была у власти. Три товарища из партии Союз за народное движение (UMP) — Саркози, Фийон и Жюппе (Sarkozy, Fillon et Juppé) — лично дали сделке зеленый свет.  История этой крайне противоречивой сделки сводится к тому, что Николя Саркози сделал ошибочные стратегические ставки, или даже допустил преступную недальновидность.

Все началось почти 6 лет тому назад, в конце октября 2008 года на выставке Euronaval в Ле Бурже. Адмирал В.С. Высоцкий, который тогда являлся главнокомандующим ВМФ России, подошел к стенду компании DCNS, указал на макет ДКВД типа Мистраль и сказал представителю компании: «Меня интересует этот корабль!».

Это был ступор. Москва с 1945 года не покупала военные корабли за рубежом, а тем более у страны НАТО, потенциального врага. С чего вдруг такой внезапный и удивительный интерес?

В связи с войной в Грузии, которая состоялась тремя месяцами ранее, объяснил в Москве один из авторитетнейших независимых экспертов по российской армии, бывший советский офицер- Александр Гольц: «В начале конфликта русское командование приказало провести операцию по высадке десанта на грузинском побережье. Однако выполнение операции заняло… пять дней, и они прибыли уже когда все кончилось. Так возникла идея приобрести более быстрый десантный корабль, подобный «Мистралю», который наши верфи к сожалению не были в состоянии построить.»

Вертолетоносец «Мистраль» для России

Россия закупит у Франции вертолетоносцы «Мистраль». Инфографика ТАСС


 

И действительно, ДКВД типа Мистраль является отличным инструментом для современных войн. Его характеристики делают его наиболее впечатляющим судном французского флота после авианосца «Шарль де Голль». Составляя 199 метров в длину, он может перевезти (относительно быстро и на сотни километров) 450 пехотинцев, 16 вертолетов, 70 бронемашин, два операционных блока и полный штаб. При этом, управляя флотом из нескольких судов, используя электронные средства последнего поколения. Как выразился один из старших офицеров ВМС Франции: «Это жемчужина французских военных технологий». И продолжил: «Представьте себе вспышку жестокого насилия против рускоговорящего меньшинства в Эстонии. Благодаря «Мистралю» наш ВМФ будет способен за считанные часы доставить достаточное количество пехотинцев или вертолетов чтобы защитить там русских людей.»

Сценарий, странно напоминающий совсем недавние события на Украине. «Да, мы могли бы использовать «Мистрали» в Крыму», говорит директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ), Руслан Пухов. В 2008 году, когда русский адмирал выразил интерес к приобретению ДКВД, французская власть тоже не могла или не хотела представить себе такие перспективы.

На конференции в Мюнхене в феврале 2009 года, Саркози поразил всех еще сильнее, когда всего через несколько месяцев после «вторжения российских войск в Грузию» заявил: «Страна, имеющая такое количество демографических проблем [как Россия], не способна к спонтанной военной агрессии в отношении своих соседей.»

Наивность, цинизм или слепота? В конце сентября 2009 года, разногласия внутри правительства заставили Саркози созвать совет узкого состава, чтобы принять решение. В зеленом зале Елисейского дворца собрались главные действующие лица этого проекта. Двое из них вступили в жаркие дебаты: министр обороны Эрве Марен и президентский советник по обороне – адмирал Эдуард Гийо (Edouard Guillaud). И президент принял решение в пользу линии министра обороны.

Поставить, без передачи технологий?

Франция согласится продать корабли, но юридически пообещала не осуществлять трансфер чувствительных технологий. Это принципиально неизменная позиция. С момента оглашения планов по продаже “Мистралей” многие страны находились среди противников этой сделки, а теперь уже активно пытаются убедить Париж отменить контракт. Особенно когда Франция является гарантом соглашения между Москвой и Тбилиси, которое Россия не соблюдает, не выполняет обязательств.Но за кулисами французский военно-дипломатический аппарат продолжал сопротивляться. Поставим корабли, хорошо, но голые, то есть без вооружения (его на “Мистралях” и так не много), а главное — без электронного оборудования. Очевидно убедить Москву у французов не вышло. В июле 2010 года начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил, что Россия согласна приобрести “только корабли в полной комплектации”, или откажется от сделки.Французы согласились поставить сложное оборудование, в том числе боевую систему управления Senit 9 с радарами и системами связи, разработанными компанией Thales. И это еще не все.Они потребовали, чтобы кормовая часть корпуса первого корабля строилась в Санкт-Петербурге, а не в Сен-Назере. И вновь французы пошли на уступки.

Однако русские опять захотели большего. Они потребовали передачи технологий, причем не только технической информации по постройке ДКВД, но и технологий чувствительных электронных систем.Тем не менее, новое предложение было принято, и 24 декабря Дмитрий Медведев позвонил Николя Саркози объявить о том, что поскольку условия России были приняты, Россия согласна на покупку двух “Мистралей”, сделанных во Франции, а также в рамках опциона готова купить еще 2 таких же корабля, при том, что строиться последние два будут на росийских верфях. Следом, 25 января 2011 года, было подписано межправительственное соглашение за подписью Игоря Сечина и Алена Жюппэ (Alain Juppé), вступившего в должность министра обороны после Эрве Морена. Коммерческий контракт был помпезно ратифицирован 17 июня 2011 года в Москве. Стоимость двух ДКВД типа “Мистраль” составила 1,2 млрд евро. Доставка первого ДКВД «Владивосток» была намечена на октябрь 2014 года.

Вот и все. Все для этой противоречивой поставки готово. В феврале на базе ВМФ России во Владивостоке были предприняты работы по подготовке места размещения ДКВД. В конце июня — четыреста российских моряков прибыли в Сен-Назер, чтобы обучаться управлению кораблем. Но, еще до этого, 18 марта, в день, когда Москва официально аннексировала Крым, Лоран Фабиус объявил, что Франция «планирует» приостановить поставку. Но министерства обороны и финансов тут же вступили в бой, собственно как и премьер министр. Процесс невозможно развернуть обратно, уверяют они хором, выдвигая два главных аргумента. Во-первых французской стороне, в случае отказа от выполнения контракта, придется заплатить Москве целое состояние. Сумма, уже озвученная русскими, составляет 800 млн евро плюс неустойка в размере 251 млн евро.

Во-вторых Франция потеряет репутацию надежного партнера на рынке вооружений.

В заключение автор приводит слова высокопоставленного французского чиновника: “Хорошего выхода из ситуации нет. Либо мы поставляем “Мистрали” России и нас обвиняют в пособничестве Путину, либо мы не поставляем корабли и тогда будут говорить, что Франция прогнулась под американцев.”Остается только решить какое из двух зол все таки меньшее.

Могла ли Россия сама построить подобные корабли? По словам Путина могла. Но, они обошлись бы России дороже и процесс занял больше времени. Как понятно, из истории ведения переговоров, ключевым вопросом являлась комплектация кораблей электронной управляющей системой. И теперь когда "Мистрали" практически готовы, а французская сторона решила отложить поставку кораблей на неопределенный срок, внезапно исчез основной компонент электронной начинки, как утверждается не самый секретный.Так ли это? Но, что эта тогда за система и почему ей так много времени уделялось в переговорах?

По мнению директора Центра АСТ Руслана Пухова, боевая информационно-управляющая система Système d'Exploitation Navale des Informations Tactiques-9 (сокращенно SENIT-9) – это комплекс технических средств, у которого много функций: рекомендации по управлению оружием корабля, cбор информации об обстановке и т.д. Без нее корабль «слеп», если можно так выразиться. Дело не только в том, что SENIT-9  – самое ценное, что есть на "Мистрале", французское ноу-хау. Суть в том, что она ориентирована на взаимодействие с кораблями, авиацией, наземными силами войск НАТО. И, естественно, она включает в себя соответствующее программное обеспечение. Таким образом, вместе с «Мистралем» Россия может получить массу информации, которая даже французским-то секретом не является. Это то, что французы, конечно, не готовы были продавать, так как это не только вопрос престижа, как, например, командная система управления соединением SIC-21, стоящая на «Мистрале» (ее французы не хотели уступать, так как она стоит на флагмане французского флота – авианосце «Шарль де Голль», но в конце концов уступили).

Но, теперь похоже на то, все что нужно Россия уже получила и не очень будет настаивать на дальнейшей поставке "Мистралей", к тому же велика вероятность того, что штрафные санкции по этому контракту вряд ли будут выплачены и скорее всего они попадут под "форс-мажор", - экономические санкции Евросоюза, список которых постоянно пополняется. К тому же интерес к Мистралям  уже давно проявляет такая страна как Канада.

На повестке дня все же остается другой вопрос: "Кто мог выполнить такую спецоперацию?" Ответить на этот вопрос я попытаюсь в другой статье.

Для этого придется вновь обратиться к фото с бутылкой виски на столе. Какую историю она расскажет нам на этот раз?

UPD1: Надо же какие удивительные совпадения?

1.В Минобороны РФ к заявлениям господина Олланда отнеслись спокойно. Заместитель министра по вооружениям Юрий Борисов заверил 26 ноября 2014 года в интервью газете "Коммерсант": "Вертолетоносец не является необходимым элементом для развития нашего военно-морского флота, а вот деньги, которые нам вернутся в виде уже заплаченного нами аванса, мы найдем куда потратить более рационально"

Корабли и суда Северного флота России завершили якорную стоянку в нейтральных водах залива Сены, заявили в пресс-службе СФ. Там отметили, что во время стоянки экипажи кораблей отработали ряд практических мероприятий по борьбе с подводными диверсионными силами.


МОСКВА, 1 дек — РИА Новости. Отряд кораблей Северного флота России во главе с большим противолодочным кораблем "Североморск" вышел из Ла-Манша и вошел в Бискайский залив, сообщает пресс-служба СФ в понедельник. "Накануне, в воскресенье, корабли и суда СФ завершили якорную стоянку в нейтральных водах залива Сены. Во время стоянки экипажи кораблей отработали ряд практических мероприятий по борьбе с подводными диверсионными силами", — сказано в релизе.Эти меры, как сообщается, "входят в комплекс общепринятых мер обеспечения безопасности стоянки военных кораблей на незащищенном рейде".

 

Продолжение следует....

Ad

Rate post

1

Comments

Login to comment