kk
10

Фильм «Сплит»: Армия одного

"И имя Нам - легион..."

Три девочки похищены на парковке торгового центра после празднования дня рождения одной из них - как поясняет похититель Дэннис, для некоего "священного ужина". После пленниц навещает милая дама по имени Патрисия, затем - 9-летний мальчик Хэдвиг, в тоже время к психотерапевту доктору Флетчер пишет и приходит с визитами один из ее пациентов, модный дизайнер Барри. Проблема в том, что Барри, Хэдвиг, Патрисия, Дэннис, и еще 19 разных личностей на самом деле один человек...


М. Найт Шьямалан - фигура для современного кино неоднозначная. С одной стороны, его ранние работы вроде "Шестого чувства" считались практически шедеврами, а самого автора за умение нагнетать саспенс сравнивали с Хичкоком. Однако чем дальше в 2000-е, тем больше претензий возникало у критиков и зрителей к его новым фильмам: чрезмерно претенциозные и серьезные, с пафосными диалогами, превращавшими талантливых актеров в "деревяшки" и обязательными финальными "твистами", они вызывали непреднамеренный смех и волей-неволей наталкивали на мысль об отсутствии фантазии или таланта. После очередной неудачи с провальным "После нашей эры", Шьямалан перешел в малобюджетное кино и снял весьма удачный "Визит", который пусть и не привнес ничего нового в жанр "found footage", но был достаточно простым и прямолинейным триллером, которому хватало юмора (на сей раз вполне преднамеренного) и даже самоиронии. Новая картина Шьямалана снята в том же стиле малобюджетного хоррор-триллера в духе "сбеги из комнаты", однако по смысловой нагрузке  возвращает нас к первым картинам режиссера.

Конечно, Капитан Очевидность, за основу берется нашумевшая история Билли Миллигана, к которой кинематограф обращается с завидной периодичностью. Диагноз "диссоциативное расстройство личности" (или "расстройство множественной личности") до сих пор вызывает споры в медицинских кругах на предмет своей состоятельности. В частности, некоторые специалисты считают, что болезнь в большинстве своем носит надуманный характер. Однако тема интересна для всех, и потому писатели и кинематографисты обращаются к ней довольно часто и весьма успешно: "Три лица Евы", "Психо", "Бритва", "Первобытный страх", "Бойцовский клуб", "Идентификация"...

Если вы читали книгу Дэниела Киза, или просто наслышаны об истории Миллигана, то многие моменты будут понятны вам и без пояснений - к примеру, некоторые личности явно списаны с Билли. Однако оттого смотрится фильм не менее интересно, и в основном это, конечно же, заслуга Джеймса МакЭвоя.

Это один из самых талантливых, и в тоже время недооцененных актеров нашего времени, и здесь он прекрасен. МакЭвою уже случалось играть персонажей с расщеплением личности (в "Грязи"), однако в этом фильме перед ним стояла задача в некотором смысле даже более интересная. Читая книгу, лично мне интересно было не только увидеть, как выглядели, говорили и вели себя личности, но и как происходит "переключение" между ними - и в "Сплите" показано и то, и другое. В иные моменты "переключение" идет за считанные мгновения - и тут наблюдать за МакЭвоем чистое удовольствие, до какой степени быстро и точно он может это сыграть (сцену в кабинете психотерапевта, равно как и хаос за "свет" вы наверняка запомните).

Местами он чересчур театрален (с Патрисией в особенности), но, учитывая особенности персонажа, это вполне объяснимо и потому простительно. Походка, мимика, жесты, а уж тем более танец - все перевоплощения наблюдать невероятно увлекательно. Вы легко можете догадаться, кто перед вами, еще до того, как персонаж начнет говорить - просто по тому, как он держит плечи или меняет взгляд. К слову, интересно будет посмотреть фильм в оригинале: МакЭвой меняет не только голос, но и акценты у личностей - в дубляже (который, кстати, весьма неплох) мы можем оценить разве что только шепелявящего Хэдвига (вот его вы запомните точно).

И кстати, дабы потом долго не искать название песни, вам нужна "Frogbass" группы Snails.

Хороша и Аня Тейлор-Джой - удивительно достоверна и убедительна, в чем-то даже пугающа, и ни на секунду не превращается в "просто фон". У них с МакЭвоем прекрасное взаимодействие, на котором держится большая часть фильма. Все их общие сцены тут же притягивают к себе все внимание: ощущение опасности и напряжения то увеличивается, то уменьшается, но не покидает ни на секунду, и в этом заслуга обоих актеров.

Кроме того, это определенно один из наиболее хорошо снятых фильмов Шьямалана - операторская работа красива, саспенс нагнетается весьма умело и убедительно, и даже фирменные шьямалановские крупные-прекрупные планы со взглядом прямо в камеру очень уместны. В этом плане сцена похищения только выигрывает: в какой-то момент в зрительном зале умолкают абсолютно все. И наконец-то у Шьямалана есть юмор, как бы странно это не звучало для триллера. Есть даже очередное камео режиссера, только если обычно он появляется в роли этакого "deus ex machina", то здесь появление забавное, и ни капли не серьезное.

Радует еще и то, что к зрителю относятся "как к умному" и многие моменты позволяют понять и додумать самим - но вот тут и начинаются минусы, если призадуматься. Потому что в конце, на случай, если вы чего-то не поняли, все истины вам разжевываются, а иногда и буквально выкрикиваются или летят прямо в лицо. Хватает и любимого Шьямаланом совершенно чрезмерного символизма - от рисунков на стене до того же танца главного героя.

Мы ничего не знаем о Кевине или о его личностях, кроме каких-то схематичных очертаний. Весьма слаба и невнятна их мотивация, причем дело не столько в битве между личностями, сколько в каждом отдельно взятом персонаже: Патрисия в начале и в остальной части фильма кардинально отличается, не совсем верится в возраст Хэдвига, который словно постоянно меняется, как и неясно, чего все-таки хочет Дэннис. Мы совсем не видим основную часть оппозиции "орды", кроме пары-тройки реплик, и вообще из всех 23 заявленных личностей нам покажут от силы 8. И, самое главное, мы не знаем, откуда они взялись: нам рассказано только о появлении Дэнниса, как и зачем появились все прочие - неясно (как будто просто "для галочки", для параллели с Миллиганом).

Тоже самое и с героиней: нам интересно подается ее история, но после просмотра почему-то складывается ощущение, будто все это было сделано чисто в угоду повествованию. Шьямалан обычно не рискует заходить в по-настоящему глубокие и мрачные темы, и потому все показано несколько небрежно и, честно говоря, кажется притянутым за уши. Хотя финальная сцена с Кейси хороша.

Многие моменты сделаны с чисто декоративной целью: две другие девушки вроде как неглупы, но иной раз волей сценария "тупят" ужасно, а на половину фильма про них вообще забывают напрочь. Некоторые вещи явно сделаны ради атмосферы, и никак не объясняются. К примеру, вначале складывается ясное впечатление, будто одна из жертв знакома с похитителем - на самом деле, нет, и таких моментов в фильме хватает. Одиночные сцены с доктором Флетчер иной раз не слишком уместны: ей даются самые слабые диалоги и несколько длиннющих экспозиционных "бла-бла" сцен, которые "вроде как" связаны с финалом, и которые с чистой душой можно было вырезать (к примеру, со скайп-конференцией).

И в какой-то момент Шьямалан возвращается к "Шьямалану", что очень сильно выбивается из контекста остального фильма.

"Сплит" смотрится интересно и увлекательно, движется в хорошем темпе, он даже умен, однако в итоге из такой многообещающей истории делается невнятный и малоубедительный вывод. Финальный "твист" в некотором смысле объясняет происходящее, но для "нашей" аудитории часто пролетает "мимо" (большая часть зала вообще не поняла, что и почему, ибо та история у нас не слишком популярна и знают о ней далеко не все). Он вроде бы оправдывает некоторые моменты фильма, но понравится, скорее, только поклонникам ранних работ Шьямалана.

"Сплит" затрагивает несколько интересных тем и старается сказать о многом, но почему-то "пробегает" мимо самого важного, и в финале уводит вас в какую-то совсем другую сторону. Самое обидное, что потенциал истории и основных актеров позволял и прямо-таки требовал более серьезной резолюции. Непонятно, превратится ли все это в трилогию, и, честно говоря, не уверена, что стоит это делать. Радует только то, что Шьямалан, похоже, начинает выныривать из творческого кризиса. По всей видимости, ключ в том, чтобы не давать ему денег - с минимальным набором подручных средств он управляется куда лучше.

Крепкое, старательно и продуманно снятое кино - лучшее у Шьямалана за все последние годы, которое понравится очень многим. Но вот пересматривать его захочется, разве что ради МакЭвоя и Ани Тейлор-Джой.