Yvision.kz
kk
Кино
Кино
1 042 постов412 подписчиков
Все о кино: обзоры, мнения, рецензии, новинки.
0
06:41, 18 апреля 2024

Фильм, который затягивает тебя как пылесос “Дайсон”

"В далеких бедных поздних 90-х я смотрел утреннюю телепередачу. В ней рассказывали о том, что фильм Дарежана Омирбаева “Киллер” получил какой-то приз за рубежом. Фильма я, разумеется, не видел. И никто не видел. Потому что в то время казахские фильмы смотрели только французы во Франции. Было у них такое интересное хобби, пишет известный блогер и журналист Тулеген Байтукенов https://www.facebook.com/tolegen.baitukenovМемы про киноманов: смешные картинки для всех любителей фильмов

Но для воображения моего так было даже лучше. Джим Джармуш как-то сказал, что он переводил французские стихи на английский, не зная французского, что помогало ему полностью освободиться от оков смысла оригинального произведения. Я тоже представлял себе “Киллера” чем-то вроде бессоновского “Леона” пополам с “Братом”, а может еще чего-то невероятно стильного и маскулинного. Потом, уже взрослым мужем, я посмотрел все-таки “Киллера”, и в известном смысле испытал психологическую травму, сравнимую только со встречей своего одноклассника, которого не видел 30 лет, и “боже мой, неужели я тоже так выгляжу”.Как ни странно, с 90-х мало что поменялось в плане доступности казахского авторского кино. Есть фильмы, которые практически никто не видит - и это жаль, потому что они достойны просмотра. Например, фильм Наримана Туребаева “Она купила чайник”, который номинирован на премию “Выбор критиков”.

Это очень интересная картина с точки зрения анализа того, как изменился женский образ в казахском кино.

Для “нововолновцев”, к которым принадлежит и Омирбаев и условно Туребаев, как ученик Дарежана, женщина всегда была предметом восхищения и даже почти религиозного поклонения. Во всех авторских фильмах 90-х всегда была сцена с подглядыванием за женщиной в душе, и это не соглядатайство, а констатация положения дел, как у квантовых физиков: мы наблюдаем, силясь понять, но понять не в состоянии. Остается только описывать.С начала 2000-х в массовом казахском кино эта диспозиция рассыпалась в прах. Наиболее яркая иллюстрация процесса - стремительная деволюция главной женской фигуры во франшизе Нурлана Коянбаева “Бизнес по-казахски”. Из самостоятельного и независимого человека к третьему или четвертому фильму Айсулу превращается в сугубо декоративный аксессуар, которому нужен только шоппинг и сплетни. Туребаев никогда не пел в этом хоре, и его героини всегда стояли особняком (хотя и были немного не в себе). В “Она купила чайник” Нариман как-будто нашел нужный ракурс и интонацию, наконец попал в себя. Начавшись, как бессюжетный арт-хаус, примерно на второй трети фильм вдруг начинает нестись галопом, и втягивает вовнутрь, как пылесос “Дайсон”. Первые 40 минут я хотел ругать фильм, следующие 40 я хотел им восхищаться. В авторском кино всегда трудно соблюсти баланс между публицистичностью и личным, вневременным высказыванием. Очень часто режиссеры идут на поводу актуальности, теряя в глубине.

Или наоборот, уходят в притчевость, после чего непонятно, зачем это снимали сейчас, а не 20 лет назад, или не 20 лет вперед. Нариману удалось попасть в золотую середину. Очевидно высказываясь на тему насилия над женщинами, он, тем не менее, делает не соцагитку, а полноценное художественное произведение. Обязательно посмотрите, если будем возможность. Не исключено, что даже во Францию не придется ехать".

0
245
0