kk
Default banner
Разное
426 297 постов48 подписчиков
Всяко-разно
-4

ДЕМОНЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ


Продолжение. Часть2. См.начало в Часть1.

После триумфальной победы на Евровидении шведской группы "ABBA", пожалуй  еще не было такого волнения в Стокгольме. Весь ажиотаж, вызванный историей с подлодкой у берегов Швеции не что иное, как попытка России проверить готовность Запада, писала израильская газета Nrg Maariv. Это стало еще и своеобразным посланием странам Прибалтики, которые, похоже, находятся на прицеле у Путина после удачного присоединения Крыма, отмечает  издание, подчеркивая, что страна гонялась за непрошеным гостем целую неделю.

Автор уверен, что есть все признаки того, что Россия просто хотела отыскать свою подводную лодку или мини-субмарину.  Вероятно, на ней произошла чрезвычайная ситуация, и ей пришлось спрятаться у берегов Швеции. «Что Россия там забыла и почему это вызывает такой ажиотаж у шведов?» - задается вопросом издание и дает этому и другие объяснения. Возможно, судно пыталось установить подводное оборудование, чтобы отслеживать движения в водах шведского архипелага. Хотя, пишет автор, есть основания полагать, что таким образом Россия всего лишь хотела проверить шведскую бдительность и эффективность их защиты, заодно понаблюдав за испытаниями новейшей торпеды во время совместных шведско-голландских учений.
Россия же отмела все обвинения  в свой адрес и предложила своё видение развития событий. По российской версии, иронизирует автор, это была голландская подводная лодка, которая участвовала в учениях в Балтийском море. Правда, проблема этого объяснения заключается в том, что, в то время как делалось данное заявление, голландская субмарина BRUINVIRS уже находилась на пути домой. Правда, российские официальные издания стали утверждать, что  «каждый раз, когда приближается ежегодное обсуждение оборонного бюджета, в Швеции вдруг появляются подводные лодки».

Несмотря на эту казалось бы шуточную перепалку, где проводятся параллели с мультяшными персонажами «поскольку шансов обнаружить и в этих сферах "русский след" не больше, чем было у Филле и Рулле в поимке Карлсона, который живет на крыше», напряжение в регионе растет. В октябре шведская армия отметила увеличение российского военного присутствия в регионе и представила доклад о том, что российские истребители многократно проникали в воздушное пространство Швеции за последние полгода. В одном случае в сентябре, два истребителя-бомбардировщика Су-24 якобы вошли в шведский воздушное пространство, которое министр иностранных дел Карл Бильдт назвал тогда "самым серьезным вторжением русских" за последние почти десять лет.
Между тем, в интервью газете Dagens Nyheter источник в национальной разведке (М2) в Военно-Морском  Штабе тактического командования (МТС) страны заявил, что никакой якобы терпящей крушение русской подводной лодки в водах Швеции не было. По его словам, о подобной информации военные даже не слышали, а сообщения в прессе о "русском следе" в территориальных водах Швеции были  выдумкой журналистов. В то же время этот же источник подтвердил данные о перехвате русскоязычного сигнала в Калининград.

Чем же объясняется столь болезненная реакция шведской общественности на подобные сообщения? Дело в том, что начиная с 1981 года, когда "шведский комсомолец", советская подводная лодка класса «Whiskey» (U-137) села на мель, в следующие десять лет шведы регулярно искали в своей акватории подводных нарушителей.Такие операции проводились в 1983 и 1985 годах и неизменно вызывали большой ажиотаж в СМИ. "В 1980-е годы я рос в атмосфере регулярных подводных тревог. Почти то же самое происходило каждое лето. Было любопытно наблюдать за вертолетами над водой и катерами", - рассказывал житель Стокгольма Тобиас Эдбрег.
Но, как известно дыма без огня не бывает. По данным Шведского исследовательского оборонного Агентства были произведены тайные измерения за пределами корпуса U-137 на предмет обнаружения радиоактивных материалов с помощью оборудования гамма-спектроскопии на специально оснащенных катерах береговой охраны. Они обнаружили излучение , соответствующее примерно 10 кг. Урана-238 внутри подводной лодки, локализованный в отсеке для торпедных аппаратов.

В интервью шведскому журналу Aftonbladet , бывший советский замполит подводной лодки Василий Беседин откровенно заявил: «На борту нашей субмарины находились торпеды с атомными боеголовками, и мы готовили их к уничтожению. Эффект был бы таким же, как «при Хиросиме».По его словам, в случае попытки захвата экипаж должен был взорвать лодку. «Приказ о подготовке к уничтожению поступил из штаба Балтфлота. И мы предприняли необходимые шаги в этом направлении».

Об этом же рассказывает Захаров Геннадий Иванович бывший в 1978-1983гг. командиром 561-го морского разведывательного пункта Балтийского флота, спецназа ГРУ на Балтике :

«В 1981 году на Балтике мы тоже едва не вступили в действие. Тогда подлодка Балтфлота с ядерными боеприпасами на борту села на мель у берегов Швеции. Шведы не хотели ее выпускать и загородили выход своим судном. И я по приказу командования разработал операцию по захвату этого судна. Ставилась задача заставить шведскую команду сдернуть нашу лодку с мели и уйти на ней в нейтральные воды. Если бы они отказались, у нас были специалисты для управления на каждый пост. Мы были готовы выполнить задачу, но дипломаты решили проблему по своим каналам -- шведы подлодку выпустили.»


Шведские власти были убеждены, что подводная лодка выполняла шпионское задание, и прежде всего им  было непонятно, как подводной лодке удалось незаметно для шведских гидролокаторов и береговой охраны глубоко зайти в запретную зону по секретному фарватеру и в течение 15 часов оставаться там не обнаруженной, при работающих двигателях. Каким образом им стало известно  о запланированных на 27 октября испытаниях шведской новейшей противолодочной торпеды? Тогда об учебных стрельбах, как обычно, было заявлено за две недели до назначенного срока в открытом циркуляре ВМС, но истинные цели были известны  самому узкому кругу высших штабных офицеров шведских ВМС.

Таким образом, этот инцидент  стал самым грубым нарушением территориальной целостности с момента окончания Второй мировой войны. 6 ноября 1981 года подлодка была отпущена, но спокойствие к шведам так и не вернулось. Они узнали, что в Балтийском море находится еще около семидесяти субмарин с ядерным оружием на борту, а не шесть, как оценивали эксперты.

Интересно здесь и другое. В буквальном смысле к инциденту 1981 года с подводной лодкой С-363 ( U-137,проект 613) Казахстан имеет самое прямое отношение. Вероятно, именно эта лодка, как и некоторые другие этого класса были оснащены торпедами Т-5 (53-58) с ядерными боеголовками и несли боевое дежурство в Балтийском море.В 1958 году Военно-морской флот принял торпеду Т-5 на вооружение. Данные торпеды выпускались малыми сериями для Северного и Тихоокеанского флотов на заводе имени Кирова (Алма-Ата). Производство торпед было прекращено в конце 1960 года. Тогда в конце 1960 года на вооружение начали поступать 533-миллиметровые АСБЗО (автономные специальные боевые зарядные отделения) для серийных моделей торпед типа парогазовой прямоидущей 53-56. Разработку АСБЗО мощностью 20 килотонн начали согласно Постановлению Совета министров СССР от 13 февраля 1957 года в КБ-25 Минсредмаша СССР и НИИ-400 Минсудпрома СССР.

Вспоминает капитан 1 ранга в отставке Калядин Петр Кузьмич, на­значенный в 1958 году военпредом на пристрелочную станцию в г.Пржевалъске и принимавший изготов­ление, пристрелку и осваивавший на флоте все тепловые торпеды, изготовляемые на заводе «им. СМ. Кирова» в г. Алма-Ате с 1958 по 1985 годы:

"Мне пришлось участвовать в январе 1961 года в при­емке АСБЗО в цехе № 7 на заводе им. Кирова в г. Алма-Ата. Старший во­енпред по опытным рабо­там капитан 2 ранга Ост­ровский Владимир Оси­пович назначил на при­емку капитана 3 ранга Коныжева Евгения Васи­льевича и меня (коман­дированного с Иссык-Куля для этой цели).Приемка осуществля­лась в 2 смены, каждая смена 12 часов. Режим работы, как было сказа­но выше, напряженный не только физически, но и морально. В это время впервые познакомился с Васильевым Г. А., сопро­вождавшим изготовле­ние АСБЗО от проектной организации (НИИ-400). Надо было быть свидете­лем нравственного на­пряжения, которое было у всех участников".

Дальнейшая судьба подлодки казалось бы не столь интересна;

1988 год 17 июля - исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1988 год 1 октября - расформирована и передана на судоразборочную базу в Лиепае для разделки на металл;

В 90-х годах В Швеции открыт музей, в качестве которого, якобы, представлена ПЛ С-363 (на рубке лодки-музея бортовой номер С-363 в 1981 году - 137) возможно это и С-363, но скорее всего это другая ДЭПЛ из состава Балтийского флота - С-375, С-362, С-285, С-156 (планировались к разделке в Ленинграде после 1990 года) или С-277, С-349, С-364, С-374 (планировались к разделке в Таллине после 1990 года).

Однако, по утверждению исполнительного директора Компании морских исследований Marin Matteknik (ММТ) Ула Оскарссона, в 90-е годы, несколько подводных лодок класса «Whiskey»  (проект 613) отбуксировали на слом в Испанию. Одну из них возможно, "потеряли" в Балтийском море. Это версия была озвучена  в 2011 году, когда в шведских территориальных водах в районе острова Готланд нашли советскую подводную лодку. Компания морских исследований Marin Matteknik (ММТ) объявила об этом в эфире Sweden Radio, хотя нашли подлодку еще в 2009 году. Сначала о ней сообщили только военно-морским силам страны, но те большого интереса к находке не проявили.

Шведские военные предполагают, что подводную лодку  буксировали для утилизации, но она сорвалась с буксира и затонула по техническим причинам. В пользу этой версии говорит следующее: на корпусе подлодки виден стальной буксирный трос, в боевой рубке имеются вырезы, демонтированы компасы, осветительные фонари и антенны. Демонтирована спаренная  57-мм зенитная установка, которая устанавливалась на лодках данного проекта. Но, Ула Оскарссон утверждает, что отсутствующие элементы оснащения с подводной лодки, как впрочем и секретные документы могли снять уже после ее гибели.Возможно, найдена именно неизвестная подлодка, которую в этом районе атаковал в апреле 1981 года шведский эсминец Halland, непосредственно перед инцидентом с U-137.

Если это так, то вполне возможно, что на подводной лодке до сих пор находятся торпедные аппараты с ядерными боеголовками на борту суммарной мощностью более 100 килотонн. Не удивлюсь, что это предположение кому-то покажется слишком уж фантастичным, но здесь стоит напомнить, что в результате изучения так называемого "архива Митрохина", итальянцы в 2005 году пришли к выводу, что в январе 1970 года советская атомная подводная лодка (АПЛ) класса "Ноябрь" установила у берегов Италии ядерные боезаряды. Бывшим майором КГБ СССР в начале 90-х годов было вывезено огромное количество секретных документов КГБ на Запад. Именно основываясь на них, Марио Скарамелла, изучающий "архив Митрохина", утверждает: "Ядерная подводная лодка класса "Ноябрь", построенная в Северодвинске в 1963 году, входившая в состав Северного флота и приписанная к 5-й Средиземноморской эскадре ВМФ СССР и находившаяся в распоряжении ГРУ и морской разведки, установила на дне Неаполитанского залива неизвестное количество тактических ядерных торпед. Можно предположить, что подводная лодка имела на борту 24 ядерные торпеды различных типов, 533 мм и 406 мм".

Всего же, по мнению итальянцев, у побережья Италии может находиться до 20 ядерных торпед.Обеспокоенность Рима по этому поводу подтверждает и доклад МАГАТЭ, относящий этот случай к категории потенциально опасных "инцидентов в плане радиоактивного заражения".

Возможным подтверждением версии с потопленной подводной лодкой с ядерными боеголовками на борту, служит и инцидент с участием финского научно-исследовательского судна «Аранда» (Aranda) в международных водах, о котором  сообщил в сентябре 2014 года Центр окружающей среды Финляндии. Как утверждалось, российские боевые корабли дважды мешали судну, на борту которого находились исследователи Гидрометеорологического института Швеции, взять пробы вблизи шведского острова Готланд. Первый раз российский корабль в августе требовал изменения курса по радио, при этом наблюдатели заметили субмарину близко у поверхности воды. Во втором случае, в сентябре, участвовал вертолет, с борта которого передавалось требование изменить курс.

Если же шведы действительно потопили подлодку, найденную у берегов Готланда, становится понятным первоначальное нежелание военных привлекать к ней внимание и проводить повторное обследование уже изученной субмарины. Ведь если атака эсминца по неизвестному противнику была проведена в мирное время, то это чревато далеко идущими политическими последствиями.Военные  позднее приняли решение все-таки обследовать находку, просто они считают, что спешить им некуда, уточнял тогда начальник штаба Морского тактического командования ВМС Швеции Бо Раск. Судя по реакции шведских военных, наличие ядерного оружия на борту обычной дизельной подлодки или не приходило им тогда в голову, либо они не поднимая шума намеревались демонтировать торпедные аппараты. К тому же прошло уже достаточно много времени.

Впрочем шведский адмирал в отставке Бенгт Густафссон не исключал, что подлодка могла быть польской, а затонуть она могла в 1980 году от шведских морских мин у берегов острова Уте. По предположению отставного адмирала, подводная лодка могла находиться у Готланда в ожидании буксировки.

"Было бы интересно, если бы нам удалось найти иностранную подлодку, поврежденную в результате использования оружия. Ведь в 80-е годы и начале 90-х годов только Швеция использовала вооружения против субмарин, нарушавших территориальные воды", - заявил тогда адмирал.

Как бы ни обстояли дела на самом деле, будь то скрытая деятельность российского подводного флота в территориальных водах Швеции, либо мнимая активность шведских военных  в целях увеличения военного бюджета, мир вряд ли будет прежним и сделан еще один шаг к необъявленной холодной войне, а призрак прошлой вновь явился на политической арене. Во всяком случае, шведское правительство не намерено продлевать план по взаимному обмену с Россией в области обороны. Об этом говорится в опубликованном проекте бюджета с увеличенными военными расходами нового правительства королевства."Правительство решило не продлевать действие плана совместных мероприятий с Россией, регулирующего сотрудничество между вооруженными силами стран. Это означает, что сотрудничество шведских ВС с Россией приостановлено", - сообщается в документе.

Демоны холодной войны возвращаются.

UPD1

14 ноября 2014 года в шведском министерстве обороны вновь подтвердили наличие в октябре в водах Швеции подводной лодки иностранного государства, но не смогли идентифицировать ее принадлежность

Об этом заявил на пресс-конференции главнокомандующий шведских вооруженных сил Сверкер Горанссон, пишет издание The Local."У нас есть подтверждение того, что это была малая подводная лодка в архипелаге", - сказал Горансон.

"Мы будем защищать нашу территориальную целостность, используя все имеющиеся в нашем распоряжении....Не существует сомнений в том, что имело место нарушение  в наших территориальных водах", -добавил премьер-министр Швеции Стефаном Левен

Кроме того, было приведено доказательство присутствия субмарины - след, оставленный на морском дне (фото).

21 декабря 2014 года .  На шведских островах 18 декабря были найдены российские сигнальные патроны, два были найдены в на Форе и один на юге острова Готланд.Об этом сообщает шведское издание Dagens Nyheter со ссылкой на источники в местной полиции.

 

Как отмечается, в общей сложности уже пять российских комбинированных сигнальных патронов модели КСП(с), с помощью которых, в частности, подаются цветные дымовые сигналы с подводных лодок, были обнаружены на побережьях шведских островов Готланд и Форе, начиная с сентября месяца.

Эту информацию, в частности, подтвердила представитель полиции Готланда Джессика Ларсдоттер.По ее словам, к этому времени на побережье нередко выбрасывало боеприпасы, в частности, гранаты, однако не сигнальные патроны.

Представитель Вооруженных сил Швеции Никлас Еглунд, со своей стороны, отметил, что находку можно объяснить  рядом учений, которые проводили российские ВМС в Балтике."Если вы проводите обучение под водой, то этот вид сигнальных патронов может использоваться, например, для того, чтобы показать, что подводной лодке удалось подобраться к определенной цели", – отметил он.