Начало. Часть1. См. продолжение Часть 2.
С прошлой пятницы Военно-Морской флот Швеции ведёт операцию по поиску "неизвестного подводного объекта", обнаруженного в районе Стокгольмского архипелага.Контр-адмирал Андер Гренстад, выступивший на специальной пресс-конференции вечером в воскресенье заявил, что в шведских территориальных водах с крайне высокой степенью вероятности ведется "иностранная подводная активность". Предполагается, что им может быть терпящая бедствие российская подводная лодка. Российское издание TJournal составило хронологию событий, начиная с перехвата шведскими военными первого иностранного радиосигнала, передававшегося по зашифрованному каналу в Калининград.
16 октября 2014г., четверг
Около 22:00 по местному времени был осуществлен радиоперехват "подозрительных" переговоров, ведущихся на русском языке специалистами шведского министерства обороны, зафиксированных в территориальных водах Швеции в районе Стокгольмского архипелага.
17 октября 2014 г., пятница
Шведской морской разведке удалось установить источник сигнала, оказвшийся «неизвестным подводным объектом». ВМФ Швеции приступил в поисковой операции в водах Стокгольмского архипелага. Рыбак, находившийся в районе Канхольмс-фьорда в 50 километрах от Стокгольма, сообщает одной из газет о присутствии в зоне предполагаемой операции военных кораблей, а также подразделений береговой охраны и авиации.Представитель министерства обороны Швеции на пресс-конференции известил о начале поисковой операции общей численностью около 200 человек, при этом согласно официальной версии, о странных сигналах в территориальных водах военные узнали «из достоверного источника», а сами сигналы исходили от «иностранного подводного объекта».
18 октября 2014 г., суббота
Поисковая операция в районе Канхольмс-фьорда продолжается. Газете Svenska Dagbladet удаётся получить информацию о новом теперь уже "зашифрованном" радиоперехвате от «терпящего бедствие объекта». Тип объекта по-прежнему остаётся неизвестным. Появившиеся данные указывают лишь на то, что сигнал передавался на приёмник, расположенный в Калининграде. Вблизи Калининграда размещается база российского Балтийского флота.
19 октября 2014 г., воскресенье
Поисковая операция продолжается. Впервые в СМИ и социальных сетях появляется информация о том, что «неизвестный подводный объект» возможно является российской подлодкой у которой возникли проблемы с управлением судна. По данным СМИ, подводную лодку сфотографировали во время подъема на поверхность.
Позднее в районе Стокгольмского архипелага были отмечены странные «перемещения» принадлежащего новороссийской компании Novo Ship нефтяного танкера NS Concord, который под либерийским флагом совершал под либерийским флагом из Санкт-Петербурга в Данию. Внезапно танкер изменил маршрут, совершая странные перемещения поблизости от Канхольмс-фьорда. Карта перемещений NS Concord была опубликована в Twitter.
Одновременно, как стало известно шведским СМИ, что в район Стокгольмского архипелага в ночь на субботу вышел российский корабль «Профессор Логачёв».Судно предназначено для геологической съёмки морского дна и глубоководных зон океана, а также используется для разведки полезных ископаемых, поиска и обследования различных подводных объектов. Несмотря на то, что в судовых документах в качестве порта назначения указан испанский город Лас-Пальмас, «Профессор Логачёв» направляется к берегам Швеции. Возможно, по предположениям СМИ, корабль направлен для помощи пропавшей российской субмарине.
Тем временем, представитель Министерства обороны РФ выступил с официальным заявлением, что «никаких нештатных и аварийных ситуаций с российскими военными кораблями не было и нет» и что в настоящее время «все подводные лодки и надводные корабли ВМФ России выполняют задачи в акваториях Мирового океана в соответствии с планом» . В ответном брифинге Министерства обороны Швеции вечером было заявлено , что поиски будут продолжены и возможно станут военной операцией, с применением «открытого противолодочного огня». На брифинге также были продемонстрированы два секретных снимках Министерства обороны.
По комментарию представителя ВМФ Швеции, на первом изображении отмечены участки «иностранной активности», о которых говорилось ранее.
Второй снимок — свидетельство присутствия иностранного объекта (от 16 октября) в территориальных водах Швеции, его можно разглядеть на фоне фотографии.
Между тем, стоит вспомнить события 14 летней давности, когда в августе 2000 года терпящая бедствие российская атомная подводная лодка "КУРСК", затонула в Баренцевом море, при этом погиб весь экипаж, все 118 моряков. Позже российские власти были подвергнуты критике за отказ от международной помощи и введение в заблуждение общественности о темпах их неудачной спасательной операции. В последние месяцы, Швеция, как сообщается, отмечала всплеск активности российских ВВС районе Балтийского моря. В одном случае в сентябре, два истребителя-бомбардировщика Су-24 якобы вошли в шведский воздушное пространство, которое министр иностранных дел Карл Бильдт назвал тогда "самым серьезным вторжением русских" за последние почти десять лет. В 1980-х и начале 90-х годов, будучи в то время нейтральной и теперь неприсоединившаяся к НАТО, северная страна регулярно приводилась в состояние боевой готовности в результате наблюдений за активностью российской подводной деятельности, в том числе в результате одного известного случая в 1981 году, когда советский подлодка села на мель в нескольких милях от одного из крупнейшей баз ВМФ Швеции.За инцидент в территориальных водах Швеции получила на флоте ироническое прозвище «Шведский комсомолец». Западные СМИ упражнялась в остроумии, назвав её Whiskey on the rocks. Виски со льдом, в этом контексте читаются как Виски на камнях (НАТОвское название советских лодок этого проекта — как раз «Whiskey»).
Кто же теперь проявляет такую активность в территориальных водах Швеции и почему? Только девять стран имеют доступ к Балтийскому морю: кроме Швеции, это Германия, Дания, Латвия, Литва, Польша, Россия, Финляндия и Эстония. Только Германия, Польша, Россия и Швеция имеют собственный парк подводных лодок.
Об этой атомной мини-субмарине практически мало что известно. До 1986 года она даже не числилась во флоте, выполняя спецзадания Главного разведовательного управления (ГРУ) Генштаба. Атомные станции АС это некий гибрид батискафа и подлодки.При этом в ряде источников лодка проекта 10831 «Калитка» соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.Официально станция была спущена на воду около цеха №42 северодвинского предприятия "Севмаш" 5 августа 2003 г. Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков.
Чем же занимаются АС во тьме океанских глубин? Официально «Лошарик» предназначен для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях. Но все его возможности не разглашались никогда.Вероятно, именно эти малютки проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов НАТО. Они же первыми обследовали место гибели «Курска», после чего было принято решение о подключении иностранных спецов к спасательной операции. Могут подключиться к подводным кабелям и скачивать информацию, месяцами лежа на дне (срок автономности до полугода). Вот на этом виде деятельности стоит остановится подробнее.
С 70-х годов стационарные гидроакустические системы СГС действуют в рамках единой стратегической системы подводной разведки и наблюдения СПРН СОСУС (SOSUS - Sound Surveillance Undersea System). Во второй половине 80-х годов при помощи средств системы СОСУС контролировались все наиболее важные в оперативно-стратегическом отношении районы Атлантического и Тихого океанов. Роль СПРН СОСУС в системе противо-лодочной борьбы характеризуется в настоящее время также тем фактом, что на ее долю приходится до 80% первичных обнаружений подводных лодок ПЛ. Данные о ПЛ, обнаруженных системой СОСУС, используются для наведения маневренных ПЛС, которые, применяя свои бортовые средства обнаружения, осуществляют уточнение местонахождения ПЛ и слежение за ними в готовности к применению оружия.Вот именно кабели SOSUS и могли стать объектом интереса Лошарика.
Связь с ПЛ, когда они находятся в погружённом состоянии — достаточно серьёзная техническая задача. Основная проблема состоит в том, что электромагнитные волны с частотами, использующимися в традиционной радиосвязи, сильно ослабляются при прохождении через толстый слой солёной морской воды.Линия связи является односторонней. Подводная лодка на борту не может иметь свой передатчик из-за огромного требуемого размера антенны. Даже приёмные антенны КНЧ/СНЧ-связи отнюдь не малы: лодки используют выпускаемые буксируемые антенны длиной от сотен метров. Для связи с ПЛ строят огромные загоризонтные радиолокационные станции, подобные расположенному в Киргизии. "Сердцем" 338-го узла связи ВМФ, является 1000-киловаттная сверхдлинноволновая радиостанция с диапазоном волн 5.000 - 25.000 метров, предназначенная для обеспечения дальней связи и управления подводными лодками и кораблями Министерства обороны РФ. Сама станция носит гордое имя «Прометей»: по традиции, идущей от «Голиафа», всех его младших собратьев называют именами греческих богов. Аналогичная станция, но более современная с фазированной антенной решеткой расположена в Калининграде.Строительство станции "Воронеж ДМ" в Калининградской области в поселке Пионерское закрывает западный сектор, за который отвечали станции в Мукачеве и белорусских Барановичах
Но, если субмарина находится в надводном положении, то она может использовать обычный диапазон радиосвязи, как и прочие морские суда.Сеансы связи, особенно со всплытием лодки, нарушают её скрытность, подвергая риску обнаружения и атаки. Как правило, лодки используют передатчики для передачи коротких импульсов, в которых сжата вся необходимая информация. Неизвестно, по какой причине был вынужден всплыть Лошарик, но вероятно именно необходимость установления радиосвязи и заставила всплыть подводную лодку.
По другим данным, опубликованным веб-сайтом expressen.se, со ссылкой на эксперта, это был погружающийся катер-носитель Тритон-НН для водолазов проекта 21310. Он является синтезом скоростного катера с подводным аппаратом. Головным разработчиком является ЦКБ «Лазурит». По информации Йоахима фон Брауна,консультанта и эксперта по безопасности и разведки, в 2009—2010 катер был поставлен в части подводного спецназа, включая базирующиеся в Калининграде. По его предположению, нештатная ситуация на борту именно такого катера, выполнявшего задание в районе Стокгольмского архипелага вынудила его экипаж произвести 16 октября 2014 года радиообмен, который был перехвачен шведскими ведомствами, что привело к проведению поисковых работ шведскими вооружёнными силами.
UPDI:МОСКВА, 20 октября. /ТАСС/. Шведы вели в Балтийском море поиски российской подлодки безуспешно, потому что ее там не было. Дело в том, пояснил источник в Минобороне РФ, что в течение прошлой недели именно голландская дизель-электрическая подводная лодка "Брэйнвис" (Bruinvis) отрабатывала в непосредственной близости от Стокгольма практические задачи, в том числе элементы аварийного всплытия, фотоснимки которого и попали в шведскую прессу. "17 октября голландская подводная лодка "Брэйнвис" зашла в порт Таллин (Эстония) и, вероятно, сегодня выдвинется обратно. Остается надеяться, что эта информация поможет шведским ВМС обнаружить ее на обратном переходе в одну из военно-морских баз в Нидерландах", - заключил источник в Минобороны РФ. Радиоперехваты на русском языке с военно-морской базой в Калининграде голландской подводной лодки никак не комментируются. Нет пока и комментариев от ВМФ Голландии.
UPDII: BBC, 20 октября. Министерство обороны Нидерландов отвергло предположения российской стороны о том, что иностранная подводная лодка, которая якобы подавала сигнал бедствия из района Стокгольмского архипелага, принадлежит голландским ВМС. В нидерландском военном ведомстве говорят, что им известно о российских утверждениях из открытых источников."Это совершенно точно не голландская подводная лодка", - заявила Би-би-си пресс-секретарь министерства обороны Нидерландов.
UPDIII: Для начала сообщение от 12 октября 2014г. Минобороны Финляндии рассчитывает получить от российской стороны комментарии в связи с сообщениями в местных СМИ о действиях, предположительно, российских военных кораблей поблизости от финского научно-исследовательского судна Aranda в международных водах Балтийского моря.
Об инцидентах с участием научно-исследовательского судна «Аранда» (Aranda) в международных водах сообщил в субботу Центр окружающей среды Финляндии. Как утверждалось, российские боевые корабли мешали судну, на борту которого находились исследователи Гидрометеорологического института Швеции, взять пробы вблизи шведского острова Готланд.
Первый инцидент, как заявили экологи, произошел 2 августа, когда российские военные моряки дважды потребовали от финского экипажа изменить курс. 2 сентября, по утверждению Центра охраны окружающей среды, к судну несколько раз приближался российский вертолет, а затем к нему на предельно близкое расстояние подошел боевой корабль ВМФ России. Финский экипаж и шведские исследователи посчитали, что действия российских моряков угрожали их безопасности. Сделанные с борта «Аранды» фотографии российского корвета «Бойкий» и вертолета опубликовал ряд финских и шведских изданий, в том числе Helsingin Sanomat.
Предлагаю вниманию читателей разъяснения украинского блогера по поводу ситуации с некой подлодкой, которую якобы ищут в территориальных водах Швеции:
11. Еще конспирологическое. Пишут, что россияне проводят операцию по эвакуации всей своей европейской агентуры. Если так, скоро увидим об этом американский триллер. До встречи в кинотеатрах.
В общем и целом, речь идет не о поисках пропавшей/утонувшей субмарины, а о поисках неизвестных лиц, базирующихся на некую плавучую базу, скорее всего подводную (см. "Тритон-НН"), которые, начиная с пятницы, осуществляли сеансы шифрованной связи, источник которых находился в разных участках акватории Стокгольмского архипелага,а приемник в российском Калининграде. Увы для любителей конспирологии, никакая подводная лодка, скорее всего, не тонула — иначе, она не могла бы все время перемещаться. Максимум, речь может идти о технических неполадках, затрудняющих маневрирование.