kk
Default banner
Общество
Общество
6 848 постов977 подписчиков
Будь в курсе того, что происходит в Казахстане!
5

Бесценный опыт

В 2014 году задумался о создании собственного бизнеса. После долгих поисков подходящего дела, выбор пал на российскую франшизу под названием «На все 360°». На тот момент данная торговая марка уже была представлена во многих городах РФ, а также в Киеве, Минске и наших Астане, Алматы и Павлодаре. Компанию возглавляли двое молодых ребят из города Барнаул, выигравших грант президента России на развитие вышеназванного проекта. Суть его заключалась в создании виртуальных 3D-туров по развлекательным и культурным объектам и их последующее размещение на специальном портале - виртуальном 3D-справочнике, на условиях ежемесячной абонентской оплаты. Своего рода реклама, но с возможностью просмотреть заведения изнутри. Идея в принципе неплохая и, при хорошей раскрутке, могла бы приносить стабильный пассивный доход.

В общем, после недолгих раздумий, скайп-бесед с руководством и перепиской с ближайшими казахстанскими «коллегами», решился заключить франчайзинговый договор. Взял кредит и произвел оплату паушального взноса. В мое распоряжение поступил пакет специальных программ для создания 3D-панорам с пошаговой инструкцией, эксклюзивное право представлять бренд «на все 360°» в городе Костанай и Костанайской области, а также возможность загружать смонтированный материал на фирменный сайт компании с выделенным для Казахстана и, Костаная в частности, доменом: kostanay.navse360.kz. А еще - шаблоны визиток, буклетов и разные рекомендации о навыках работы в сфере продаж.

Кроме всего этого, мне необходимо было за свой счет обзавестись фотоаппаратом, объективом «fish-eye», штативом и панорамной головкой. Благо - фотоаппарат у меня уже был: зеркалка Nikon D3100. Остальное пришлось закупать в течение месяца. Штатив и объектив заказывал в Караганде, панорамную головку Fotomate в прикольном металлическом чемоданчике доставили мне из Тайваня через Alibaba.com. Далее последовало двухнедельное самообучение. Затем открытие ИП и расчетного счета в банке. Тут особых проблем не возникло.

Суммарные затраты обошлись мне в копеечку, но вот наконец наступил час, когда все приготовления были завершены. Предложил другу работать вместе со мной: с него поиск потенциальных заведений, с меня - вся техническая работа и бухгалтерия. Прибыль делим 50 на 50. На том и порешали. Думали: Ух, скоро заживем! Однако, первый месяц работы развеял в пух и прах наши наивные мечты, показав, что никто из предпринимателей не будет расставаться со своими кровными просто так. Оно и понятно: пришли молодые люди, предлагают разместиться на какой-то неизвестной площадке, да и еще и деньги за это хотят. Конечно, были и те, кто поверил в нас. За это им огромное человеческое спасибо, но ситуацию это не спасало.

Пришлось в корне поменять политику: начали снимать заведения бесплатно (по одной-две панорамы), чтобы наполнить сайт краткой информацией по магазинам, кафе, ресторанам, саунам, бильярдным, гостиницам и прочим объектам культурного отдыха горожан. Так сказать снимали «пробники», а дальше думали, что собственник сам захочет большего. Плюс делали полноценные 3D-экскурсии по местным достопримечательностям: музеи, галереи, парки, площади возле памятников архитектуры, набережные и тому подобные локации для увеличения посещаемости. В дальнейшие планы входили предложения сотрудничества строительным компаниям и фирмам по предоставлению в аренду жилых помещений. Но этим планам, к сожалению, так и не суждено было сбыться.

Забыл сказать: в мои обязанности по договору, как франчайзи входила ежемесячная оплата роялти - процента от выручки, но не ниже установленного предела: что-то около 5 тысяч рублей. Вначале это было не так заметно, но потом рубль начал восстанавливаться после многомесячного падения и эти платежи, помимо погашения кредита, начали угрожать моему финансовому положению. Еще и сам процесс создания 3D-туров оказался очень нудным и продолжительным по времени занятием: съемка, склейка, ретуширование, добавление переходов, вставка музыки, текстовое описание и так далее. Порой, на одно заведение уходило у меня до 4-5 часов после изнурительного рабочего дня на основной работе. Были вечера, когда вообще никого не замечал вокруг, сидя в ноутбуке. Конечно, все эти обстоятельства начали отрицательно сказываться на моем здоровье, а самое главное - на прочности семейных взаимоотношений: супруга не видела мужа, подрастающая дочка - отца. Да и с другом, из-за возникшего на этом фоне безденежья, поссорились и перестали общаться на некоторый период.

Так спустя год, вполне перспективному проекту, суждено было прекратить свое недолгое существование. Конечно жаль, что все так произошло. Ведь столько в него было вложено времени и сил. Но как бы там ни было, из случившегося я усвоил для себя три основных принципа:

1. Держите в уме несколько вариантов развития ситуации: от самой обнадеживающей до самой мрачной, а также конкретный план действий для того или иного случая, чтобы не пришлось потом принимать спонтанных и необдуманных решений. Только хладнокровие, спокойствие и точный расчет.

2. Если беретесь за дело, то лучше иметь возможность найма персонала для делегирования полномочий. Совмещать в себе роль руководителя, исполнителя и бухгалтера - огромная психологическая нагрузка душевному состоянию вашего организма, которая будет отражаться и на ваших близких.

3. Если цените дружбу, никогда не смешивайте с ней бизнес. Даже если очень этого хочется. Рано или поздно, наступит момент, когда, ради сохранения дела придется включать отношения «босс-подчиненный». А тут уж, не место таким понятиям, как «понимание» и «поблажки».

P.S. Надеюсь в следующий раз, если представится такой случай, полученный бесценный опыт, еще приведет меня к успешному результату...

<<<Предыдущий пост автора Следующий пост автора>>>