Шумная толпа журналистов, блогеров, известных медийщиков провела под землей 2 часа, объездив 4 станции из первой почти готовой ветки алматинского метрополитена. В нашем метро определенно есть интересные вещи. Например, специальная штора, которая автоматически закрывает проход в случае непредвиденных ситуаций; или транспортер для инвалидов. Те же деформационные швы, о которых мне поведал мощный эрудит Адиль Нурмаков. Да и высота эскалатора на станции им. Абая очень даже впечатляет... В общем, часть своих впечатлений и фотографий я изложил здесь, позднее выложу видео.
Наш двухчасовой поход в алматинское метро начался здесь, рядом со зданием государственного предприятия "Метрополитен". Нам подарили фирменные футболки, раздали каски. Один из самых активных инициаторов этой встречи, пресс-секретарь "Метрополитена" Айгуля Ешмагамбетова кратко рассказала о дальнейших планах и мы погрузились в автобус.Далее мы прибыли в электродепо, где нас обстоятельно проинструктировали. Всем нетерпелось на свежий воздух, но инструктаж был не для галочки. И пластиковые каски нам раздали тоже не бюрократизма ради. Во всяком случае, спустившись под землю, мы их не снимали.
Вот, кстати, электродепо.
Все, конечно, ринулись осматривать и ощупывать новенькие вагоны Hyundai Rotem. Если верить маркировке, вагоны произведены в 2009 году. Интерьер оказался довольно светлым. Никаких лишних деталей, всё очень эргономно. Сидеть на креслах удобно, а высота поручней вполне нормальная.
В кабине машинста я обнаружил, что некоторые надписи на приборах даны на корейском. Обычно все ярлыки и надписи переводят.
Светодиодный дисплей для объявления станций. Внизу - номер вагона.
Тревожная кнопка для связи с машинистом.
Так выглядит фрагмент карты маршрута над автоматическими дверьми.
На техническом языке метростроевцев нам предстояло осмотреть 4 станции из тех 7, которые относятся к первой очереди первой ветки. Общая протяженность первой очереди составит 8,62 км., скорость движения состава по ней будет примерно 40 км/ч, с учетом остановок. Общее время проезда по линии от одного конца в другой займет 15-20 мин. Сдача в эксплуатацию планируется в декабре.
Я отметил на карте точки посещения: ст. Райимбек, ЖибекЖолы, Алмалы и Абай. Остальные три: ст. Байконыр, Театр им. М. Ауэзова, Алатау на стадии завершения, но нам их не показали. Со слов Муратбека Кульбаева, директора ТОО "Метропроект", первая очередь будет самой красивой в плане интерьера. Для облицовки применяются качественные натуральные материалы. Интересно, что у строителей есть хороший принцип - они используют местные строительные ресурсы, чтобы поддержать местный бизнес.
Здесь ссылка на полную версию карты развития алматинского метро.
Для движения по путям нам предложили вот такую открытую платформу. Движется не быстро, 40 км/ч, а может и меньше, но для обзора вполне хватает.
После того, как мы осмотрели вагоны, платформа повезла нас к первой нашей цели - станции Райимбек.
Вот и станция Райимбек. В воздухе пахнет машинным маслом и строительной пылью. Работы по доводке еще идут.
Платформа Райимбека достигает длины 100 м. (при длине состава до 70 м.). Она имеет два вестибюля, которые в сумме дают 6 входов, что очень много.
ст. Райимбек мне напомнила московский метрополитен. Сопровождавший нас зам. технического директора Жанибек Етекбаев, поведал о том, что первая очередь метро будет отличаться тем, что каждая станция будет оформлена в едином тематическом стиле. Например, в той же Райимбек мы можем увидеть большое панно с изображением батыра Райымбек.
Декоративные элементы очень красивые, красивые до консервативности. Но мне нравится такой стиль.
Настоящий знаток города, тихий серьезный adam-kesher, показал мне на эту ленту, которая опаясывает потолок станции. UPD: далее я просто привожу его комменты, которые поясняют назначение этого приспособления: "...это так называемые деформационные швы, которые предусмотрены проектом. они делаются через каждые 25-30 метров. они служат дополнительной защитой при землетрясениях, чтобы конструкции были немного подвижны во время толчков и колебались вместе с землей. таким образом удается избежать разрушений. потому что иначе могут появиться трещины в конструкциях или даже часть конструкций разрушится. ну в общем как-то так. я не специалист в области сейсмической безопасности и проектирования. то есть эти швы сделаны специально и они есть по всей линии и в тоннелях тоже."
А вот и траспортер для инвалидов. Именно такие присособления позволяют назвать алматинское метро по-настоящему общественным.
Далее мы прибыли на станцию Жибек-Жолы. Станция небольшая, но очень красивая.
Наш гид Жанибек рассказывает об итальянской технологии прокладки рельс, которые не требуют шпал. Еще одна важная информация: электропитание станций не зависит от поверхности. При отсутствии энергии, станция получает подпитку от соседней.
Жанибек и Айгуля рассказывают о том, что станции могут быть построены либо по пилонному типу (как на верхней фотографии), так и на колонной. По степени безопасности разницы между ними нет.
Помню, я как-то беседовал с Маликом Мукановым, одним из художников, принимающих участие в декорировании метро, он рассказывал мне о тонкой работе с узорами на облицовке. Я специально сфотографировал очень крупно, чтобы оценить красоту оформления стены.
Далее следует станция Алмалы. Убранства здесь скромнее, как мне показалось.
Наконец, станция Абай. Прекрасно освещенная и не перегруженная лишними оформительскими элементами.
Вот та специальная штора, которая меня удивила. Она наглухо перекрывает проход на случай непредвиденных ситуаций. Здесь она показана без кожухов, конечно.
Для нас специально включили эскалатор, и мы поднялись на поверхность. Эскалаторы работают тихо, дорожка не дергается и не вибрирует. Перед входом размещаются стойки со светящимися маркерами. Те, кто привык к московским эскалаторам, оценит отсутствие будки с тётенькой и мониторами :)
Турникеты с бесконтактной системой оплаты.
Снаружи станция Абая выглядит как вход в большой подземный переход.
После короткого, но насыщенного похода в метро, группа разделилась. Многие разъехались по делам, остальные отправились вместе с Айгуль Ешмагамбетовой в офис проектировщиков ТОО "Метропроект".
Здесь нас классно накормили, напоили, в общем, мы перевели дух. Затем состоялась встреча с директором "Метропроекта" Муратбеком Кульбаевым и с его специалистами. И тут, кажется, я понял, что в нашей группе остались только технари, у которых накопилось много специфичных вопросов, особенно касательно подвижного состава, безопасности, перспективных технологий. Вот и информация о том, что метро будет снабжено 29 системами безопасности - это целый пласт терминов, понятий и экспертизы, который явно не уместится в формат нашей ознакомительной встречи.
Как выяснилось, цена проезда на алматинском метро будет в районе 75 тг. В недрах "Метропроекта" зреют смелые планы по прокладке путей в направлении аэропорта и водохранилища Капчагай.
Повторюсь, мне кажется, что все эти вещи - тема для более вдумчивого поста, после изучения документов и презентаций. Во всяком случае, мне бы хотелось покопаться в деталях, которые оказались в тени, или были упущены в спешке первого похода.
Да, и конечно, мои благодарности пресс-секретарю Айгуль Ешмагамбетовой, которая приложила немало усилий, чтобы сделать нашу встречу насыщенной и интересной. Спасибо, всё было классно.
Все фотографии сделаны смартфоном Samsung Galaxy S II.
Здесь выложил пару видекадров о прибытии платформы к станциями Райимбек и Абай.
Информация о планах "Метростроя" в блоге Адиля Нурмакова.
Фоторепортаж Ксении Медведевой здесь.