Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
733 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
1
14:12, 16 декабря 2022

Мадам Батерфляй в Алматы, провальная перепостановка

На моей памяти первый раз такая провальная премьера в КНАТОБ им Абая. Трэш и угар. Пошлость и безвкусица. Удивительная гармония плохой постановки и дурного исполнения. Упадок и разрушение.

Blog post image

Пошлость – когда мелкое и мнимое строит из себя значительное и высокодуховное. «Пошлость – это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность» В. Набоков.

Безвкусица – когда всего много и сразу, перебор с красивостями и украшательствами, овердизайн. Постановка режиссера театра Натальи Кагадий, доселе ставившей концерты на втором этаже в фойе, это передоз всего в тесном и дурно организованном пространстве сцены: и видеопроекции с морем, луной, цветущей сакурой и прочими банальностями, и пёстро украшенные хористы в претенциозных костюмах. Драматичное передавали не музыкой, красками голоса, актёрской игрой, а тупо молнией на видео-заднике. Миллион мелких деталей скопипастены (copy-paste) с других постановок театра, уверена, ненамеренно: огромную Луну я видела в Абае, лепестки в Онегине, телефонные будки костюмов, пробеги миманса за газовой занавеской… Цитатник, а не оригинальное творение, и за этим нет концепции, смыслов, символов. Плоская и прямолинейная карго-культуральная имитация.

Видно, что постановка дешевая, уровня художественной самодеятельности в советском доме культуры при заводе или колхозе. При всей внешней вычурности отсутствует театральность. В чем это выражается? Сценическое пространство — это условный мир. Туда нельзя взять случайные подходящие вещи. Там нет мелочей. А на сцене два спуска, крытых вульгарным красным ковролином, обрамлённых перилами из металлического профиля, купленного на строй рынке, ширмы а ля жапонэ, горшки с искусственными цветами. Такие горшки можно увидеть в подъезде новостройки эконом класса, которую жадный девелопер тщится выдать за премиум. Смотрится убого и режет глаза. Реквизит и оформление будут органичными, если специально созданы для каждой цели спектакля, из каких-то фантастических театральных материалов, эксцентричные или гиперболизированые. Не просто искусственный цветок, а бутафорский цветок, муляж! Драгоценности на сцене не смотрятся, только стекляшки, а если на сцену проберётся кошка, она сразу убьёт всю условность, снизит пафос до нуля и сорвёт представление. Так действует настоящее и обыденное! Получилась студийщина, когда отсутствует материально-техническая база, специалисты-умельцы и нет самого главного, творца-художника.

Художники-постановщики: сценография Владимир Пономарёв (из детского театра им. Н. Сац), по костюмам Айгерим Бекмухамбетова, по видеопроекции Марат Сагадинов (из Астана Балет, а до того из Астана Опера).

Самое примитивное и неприемлемое в этой постановке это пошлейшая культурная апроприация, немыслимая в нынешней повестке. Много лет представителей других рас изображали в контексте так называемого blackface, ну в данном случае whiteface (белый японский грим), неуважительно, свысока, в карикатурном виде. При желании каждый может вспомнить пример в фильме, мультфильме или романе. Африканец улыбчив до ушей, сервилен и изображен со всеми карикатурными признаками расы на лице. Китаец угодлив, с дебильной улыбкой, всегда говорит высоким голосом. Вспомните, как изображают чукчу. И вот наступил такой момент, когда это стало неприемлемо и не корректно. Не трогайте чужую культуру, если вы ее используете на продажу, забавы ради, делаете это без уважения, оскорбительно или искаженно, если вы ее не знаете и не понимаете. В современном мире это символ дискриминации.

Blog post image

Ничего криминального не произошло, чтобы говорить о политическом или идеологическом провале, просто еще один эстетический факап, добавочная порция густопсовой пошлости в постановку, шарж на японику. Шаблонную и карикатурную, с банальными стереотипами обывательского сознания. Для стилизации чего-угодно нужно сначала это знать и понимать.

Blog post image

Столько всего наворотили! Все ходят на цырлах. Шутовство на мелких шажочках, прокололись на мелочах, сэкономили на реквизите. Достаточно было обуть женских хор в гэта на резиновом ходу (чтоб не стучали) и это уже была бы не самодеятельность. Выкабукивали театр Кабуки и Но, но у них не получилось повествовать движением, артикулировать пантомимой, выглядело как суета, смазано, странно, потому что бессмысленно и чисто декоративно. Перебор со слезливым и сентиментальным изображением возвышенных чувства, страданий. Проходы кривляющихся хористок в кимоно с кровавыми разводами. Был даже бумажный журавлик – сокрушительный символ Японии. О, какая невыносимая пошлость! У кого было советское пионерское детство понимают, а молодежь может загуглить, что означает этот символ в Японии. Кровь из глаз публики выступила на заключительной сцене харакири по шее огромной катаной, с дальнейшим вываливанием красного шарфика из хары Чио-Чио-сан.

Blog post image

Ни стиля, ни жанра, китч как он есть.

Можно, конечно, было выколоть глаза и слушать музыку, но и тут в театре, при новом директоре из цирка, разгромный провал. Состав был неизвестен до последней минуты. Многие солисты простужены. Раньше в театре на премьеру всегда добывали тенора, если не было своего, или даже был свой, но все равно приглашали какую-нибудь звезду. Из дальнего или ближнего зарубежья. Из другого оперного театра, в Казахстане их сейчас три штуки. Обычная практика. Была.

Поставили плохого копримарио на премьеру, да его собственно, не надо ставить и на рядовой спектакль. Болат Канагатов ни разу не солист. В репертуаре у него партии из разных опер: Гонец, Слуга, Судья, Разносчик, Рюиц, Понг… Есть и главные (Петрильо, Надир, Биржан) но он там не блистал. Я корчилась, мучилась и страдала и мне было стыдно, я закрывала глаза и мне хотелось закрыть уши всё первое действие, когда услышала гремящий и заглушающий всё оркестр и противное блеянье двух теноров. Голос Болата Канагатова (Пинкертон) слабый, тихий, не полетный, сдавленный, тембрально бедный, просто некрасивый. Болат Букенов, второй тенор (Горо) пел со всеми дефектами вокала, присущими возрасту. Толеген Рахымбаев (Шарплес) банальный, никакой. На второй день Горо пел Дархан Жолдыбаев, а Шарплеса Эмиль Сакавов, люди сказали, что было получше, но ненамного – остальные выдали утомлённый вокал. Хорошо пели Азамат Малышов (Бонза), Евгений Шагаров (Комиссар), Максат Саматов (принц Ямадори), но у них маленькие партии. Меццо Дина Хамзина (Сузуки) в очередной раз продемонстрировала возрастной вокал, качку и грубую неровность в регистрах, как будто две разные женщины поют. Нормально спела героиня, Евгения Смольянинова (Чио-Чио-сан), но опера работа коллективная, ансамблевая, поэтому не впечатлила. Не было у нее нормальных партнёров. Бедной, пришлось петь и на второй день, а это огромная партия на выносливость для спинтовых сопрано. И хор не впечатлил. Безобразно гремел оркестр, заглушая певцов как рыбу об лёд. Дирижер Ерболат Ахмедьяров. На самом деле это большое фиаско дирижера. Опера Пуччини своеобразная, экспериментальная, там, от обычной сладчайшей и troppo bello красивейшей итальянской оперы есть только пара мест во втором действии, остальное пентатоника на сложной оркестровке, для того, чтобы она зазвучала, нужно мастерство, талант и вдохновение, а не просто констатации того, что в оркестре никто ни разу не киксанул и не зафальшивил.

Blog post image

У меня все горело после спектакля, я испытала массу отрицательных эмоций, гнев, отрицание…возмущение. Публика приняла спектакль вяло, были буки на первом ряду (я), и где-то наверху. Когда ждала очереди в гардеробе, посмотрела на людей: подавленное молчание, кислое выражение лиц. Нет, не так проходят успешные премьеры.

Снова, как и в прошлом году, премьеру поставили в будний день, на среду и четверг, генерального прогона не было. Что происходит? Почему воскресенье, законный театральный день отдали арендаторам для закрытия кинофестиваля «Евразия»? Поймите, театр для публики и труппы, арендаторы должны брать театр в понедельник, вторник и среду. На тебе Боже, что нам не гоже. Остальные дни законные для самого театра. Что может быть важнее премьеры? Только новая, с нуля постановка!

Новый директор КНАТОБ им. Абая Нурбакыт Бокебаев. Назначен в феврале 2022 года. До этого был директором цирка, а до этого замом директора в КНАТОБ. Имеет репутацию крепкого хозяйственника. Дулат Токанов заместитель директора по творческим вопросам, прекрасный баритон. Болат Букенов художественный руководитель оперной труппы, тенор, исполнил Горо. Эти люди определяют репертуарную политику театра.

Blog post image

Дулат Токанов написал в фейсбук в группе «Форуме меломанов Алматы» https://www.facebook.com/groups/forum.melomanov.almaty/permalink/5721027347942992/, где случилось бурное обсуждение премьеры: «Благодарю за внимание к нашему театру!... Основной политикой театра является в том числе и воспитание собственных кадров. А для этого, мы должны давать представителям нашего коллектива возможность для творческого роста…».

Тысяча человек публики купили билеты, чтобы послушать, как кому-то дали шанс творческого роста! Получается, в театре нет руководителей с достаточным культурным багажом и мудростью, чтобы отличить «что такое хорошо и что такое плохо» и пониманием того, что если сами не могут, то надо пригласить со стороны того, кто сможет, тем более, что это обычная практика, всегда так было! Ну и естественно, априори виновато министерство культуры и физкультуры – плохим финансированием самого старейшего и лучшего театра страны.

Фотографии взяты из фейсбука Елены Петровой.

1
1519
0