Феминизм и Барак Обама, о чем премьера оперы «Дон Паскуале»

1027
5
0
6

В ГАТОБ поставили очередную оперу, на этот раз выбрали комическую оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале».

Наслаждение виртуозными пассажами, прекрасной музыкой, серенадами, ансамблями и тутти, смех и интерес к драматической составляющей оперы, восторг в финале и ощущение безделицы на выходе и отсутствие мелодий в голове на другой день.
На постановку пригласили итальянцев, режиссера Маттео Маццони, он же художник по костюмам, он же ставил произношение и художника по свету и видео Луку Аттилли. Они наполнили пустую оперу смыслом, сделали зрелищный, интересный спектакль.
Старый дон Паскуале хочет женить своего nipote, переводимого с итальянского как внук и как племянник, на юной, благородной невесте с большим приданым. Эрнесто отказывается от этого брака, он любит кокетливую и бедную вдову Норину. В наше время родители тоже, бывает, противодействуют женитьбе сыновей на женщинах разведенных и с детьми! Дед в сердцах отказывает непослушному внуку-племяннику от наследства, дома и содержания и решает жениться сам. Если Эрнесто единственный наследник феодального земледельца, тогда да, имеет право ничего не делать. Если он племянник, то для младших сыновей дворянских фамилий существуют поприща: государственная служба, армия, флот, духовенство, иначе Эрнесто половозрелое, абсолютно никчемное создание. Хор так и поёт про него.
С помощью глумливого друга доктора Малатесто, Норина-Виталина обманывает и издевается над стариком, инсценируя фальшивый брак, и наглядно показывая, молодую жену старик не потянет. Молодая жена не может любить старика, презирает, обязательно обманет, разорит, до тела не допустит и заведёт любовника. Всегда! Зачем издеваться над стариком? Ни зачем и ни почему, это просто ходульный сюжет комедии дель арте и герои его – маски, Панталоне, Коломбина, Пьеро и Скапино, лукавый слуга-обманщик.
Постановка Маттео Маццони декларирует феминистическую идею женской эмансипации. Первый акт старинный, Паскуале в шлафроке, кюлотах и чулках.
Норина прикрыта черным вдовьим трауром. Паскуале в буквальном смысле стряхивает с мебели пыльные чехлы, а Норина как птица, поёт свою арию из птичьей клетки. На клетку проецируется скорбное лицо исполнительниц Зарины Алтынбаевой и Анастасии Кожухаровой, зрелище макабрическое, клетка выглядит как огромная подвешенная голова, покрытая вдовьим платом как у Богоматери.
Второй акт переносит действие в 50 годы в Рим, La Dolce Vita, мотороллер Веспа, фонтан Треви, Норина в образе голливудской кинозвезды. Третье действие происходит в наше время: гламур, макбук, смартфоны и пакеты из брендовых магазинов.
Действие оперы временами выносится в зал, по проходам несут гроб с телом предыдущего мужа Норины, переглядки вдовы с доном Гуаном Эренсто. Акт свидания возлюбленных в проходе партера, с возлежанием на полу, поддерживают водевильно-фарсовый характер оперы, как у пародийного Ник. Сестрина в театре Колумб.
Женский вопрос в опере не впечатлил, бывают и более яркие героини, например, Розина в «Севильском цирюльнике». Главным в постановке показался не декларируемый постановщиками политический вопрос, поднятый недавно Бараком Обамой в Сингапуре, о старых мужчинах, не желающих расставаться с властью и этим самым доведшими мир до цугундера. Надо, как поёт Норина: «Vada a letto, dorma bene» или в другом месте: «Va' a letto, bel nonno sia cheto il tuo sonno», иди в постельку и спи, хороший дедушка. Не нарушай законы природы. Намеки ловились из воздуха, из декораций – на стене римского здания поверху шли буквы Benedictus какой-то. Самый старый Папа добровольно подал в отставку, дон Паскуале тоже добровольно откажется от женитьбы, даст щедрое содержание племяннику, разрешит ему жениться на ком тот хочет и уйдет на покой.
После первого дня премьеры была уже традиционная встреча желающих с постановщиками и исполнителями, Talk Show, проведенная известным критиком, экспертом и членом жюри премии «Золотая маска» Лейлой Гучмазовой. Театр вступил в три международные театральные ассоциации, со следующего года будет участвовать в различных международных фестивалях и претендовать на премии.
Лейла Гучмазова отсматривает 300-400 спектаклей в год, и ей наша постановка понравилась. «Вам повезло с режиссером», - сказала она. Она вспомнила другого «Дона Паскуале», не столь впечатлившего её, поставленного прославленным дирижером и известным режиссером, которые после этого стали хорошими, годными врагами на всю жизнь. Маттео Маццони отозвался – он в восторге от молодого главного дирижера ГАТОБ Каната Омарова, который оказал поддержку всем идеям и в сложнейших условиях дирижировал затылком, когда хор на сцене, оркестр в яме, а солисты поют и играют в зале. Мне нравятся трактовки опер в исполнении Омаровым, он темпераментный, у него страстные темпы, интересные акценты, и у него есть энергия.
«Кто делал кастинг?», - задала еще один интересный вопрос Лейла. «Театр!», - ошеломленно ответил режиссер. И я посмотрела на ситуацию в театре другими, не замыленными глазами. Каких-то два директора назад премьеру исполнили бы заслуженные работники культуры, словами Норины в отношении дона Паскуале: «qual voi pesante e grasso» - «тяжелые и толстые». Режиссер был изумлен молодыми и по настоящему красивыми исполнительницами партии Норины, двумя голосистыми тенорами, двумя невероятными баритонами и двумя искрометными басами, могущими исполнять белькантовый репертуар, петь и играть, не говоря о хоре. Итальянцам потрепали нервы и вызвали нешуточный стресс допотопные машинерия и аппаратура, как до этого предыдущим приглашённым постановщикам.
Что случилось?! Неужели наличия прямого конкурента, театра Астана Опера, подвигли ГАТОБ отринуть совковую иерархию и думать о кассовости, о зрелищности, об эффектности, о публике, наконец? Справедливости ради, много лет назад ставили «молодежную» премьеру другой оперы-буффо Доницетти «Любовный напиток», но это был единичным случаем, он особо превозносился и был не совсем молодежным.
Оба состава вызвали трепет. Первый день дона Паскуале спел Таир Тажи, Малатесту – Эмиль Сакавов, Норину – Зарина Алтынбаева, Эрнесто – Дамир Садуахасов. Во второй день, в пятницу 13, Ильяс Артагалиев, Расул Жармагамбетов, Анастасия Кожухарова и Артур Габдиев. Я всегда предпочитала искрометного Таира Тажи, но в этот раз дуэт низких голосов Артагалиев-Жармагамбетов был в вокальном отношении лучше, более звучным, более густым, более техничным, Артагалиев мастерски исполнил виртуозный речитатив в знаменитом дуэте. Пара Тажи-Сакавов не менее искрометна. Оба баса не сразу раскачались, в первом появлении Таир не звучал в плотном потоке оркестрового звука, а Ильяс не попадал в темп, но далее всё пошло хорошо. Зарина и Анастасия показали игру, горящие глаза и хорошие фигуры в бурлесковых сценах неглиже, не говоря о ярких голосах и красивом пении. Лиричный, нежный, мягкий тенор Дамира Садуахасова, поющий колоратурный белькантовый репертуар в театре, вызвал слёзы восторга от любовной серенады. На другой день оторопь вызвал Артур Габдиев, с голосом звонким, металличным, страстно спевший серенаду. И два героя, баритоны Сакавов и Жармагамбетов, в блеске своей красоты, маскулинности, комической органичности на сцене, со звучными голосами и невероятной техникой колоратурного пения. Нет, это очень жырно для публики! Так не бывает!
С другим хормейстером Галымжаном Берекешевым хор показал ожидаемо хороший результат, они двигались, танцевали, играли. Мне показалось, что половина лиц в хоре новые, молодые, боюсь, что в связи с прошлогодним скандалом, половину хора уволили.
Репертуар театра обогатился забавной мелодичной комической оперой, поставленной интересно, со смыслом.
Фотографии Николая Постникова, взяты со страницы театра в фейсбуке. К сожалению, фотографии только с первого дня премьеры.
https://www.facebook.com/pg/gatobAbai/photos/?tab=album&album_id=2627588987334999&__xts__%5B0%5D=68.ARBpcXVnBw2-JMikQhwb4CgoD37D86sklp_5RaoER6AC95wKzks9KCxsj5-e1E5DXrpRa8ZPWiE8TmPmRhZsNDuwLLDlDlVMavL-kY8FOOCfq-jJX8iWR3PDfr9jxn88APUySBzmVO6T4o4H0sXobLcgK5Vu7MirkCEg7WOV5VJbE0X-4T2GPuOVKrnJUjH9KPkffzRpBB-wzQNYU0dj4ucyPf0nLQ34aW32yJJb4Uo3mA8NfPIsTgDb2AvGCbZ6OMwI14-vURuHjDI3PrkUB2rqwk-74lUi36Xe1yvD8AryVbxVo_x7wd8M42-QUB2RMagnrG_4hPym6D8GeHaMTtvJ1zExUaGof1bgLYwuRETKP6Jj2pDWn_6eMOUqWvB75919IHQLzwYrk2mkX0Dskr_87Pl4O7QZOfOtffhCKOU-MFjx22tFZYxoDlVYMI4yY7R3uv7AtN75LRo5W-et&__tn__=-UC-R
Ad

Rate post

6

Comments

Login to comment