Yvision.kz
kk
Путешествия
Путешествия
Путешествия
3 500 постов463 подписчика
Первый казахстанский специализированный проект про путешествия, отдых и туризм
6
09:47, 22 июня 2019

Кызылкентский дворец — джунгарский храм в центре Казахстана

Вопреки расхожим стереотипам история казахско-джунгарских отношений не ограничивается только военными конфликтами. В самом центре Казахстана находится Кызылкентский дворец - буддийский храм, который был построен в XVII веке джунгарами, дружественными с казахами. Удивительно, что после того, как джунгары откочевали с этих мест, это место стало сакральным для местного населения.

Чтобы увидеть этот памятник истории нужно приехать в Каркаралинский национальный парк в Карагандинской области. Остатки дворца-храма находятся в Кентских горах в 3 км от села Кент Каркаралинского района.

1. Долину, где расположен дворец-храм, называют Кызыл-Кениш (в переводе с казахского - красная сокровищница). На этой территории в красивых горах находится огромное количество исторических памятников начиная с эпохи бронзы - люди здесь жили тысячелетиями.

Первый памятник истории, который встретится по пути после заезда в нацпарк в Кентском направлении - могильник Акимбек эпохи бронзы.

Blog post image

2. О могильнике Акимбек я не нашёл достаточно информации в открытых источниках. Но однозначно археологи считают, что долина была хорошо обжита в андроновскую эпоху в начале II тысячелетия до н. э., а в середине II тысячелетия до н. э. здесь наблюдался особый рост численности населения, экономический подъём и тогда расцветает бегазы-дандыбаевская культура.

Blog post image

3. Могильники андроновской эпохи обнесены каменной оградкой, внутри которой располагалось захоронение.

Blog post image

4. Судя по всему, большая часть захоронений была разграблена ещё до прихода археологов.

Blog post image

5.

Blog post image

6. Памятники природы и кириллической письменности неандертальцев XX-XXI веков. На камнях можно хорошо различить их имена.

Blog post image

7. Приезжаем к главной цели поездки - Кызылкентскому дворцу (другое название - дворец Кызыл-Кениш). В начале 1990-х годов археологи Жуман Смаилов и Арман Бейсенов в результате исследований пришли к выводу, что дворец в качестве храма мог быть построен в 1640-х годах хошоутским князем Хундулен-Убаши. Он был соперником Батыра-хунтайджи и одновременно сторонником казахского хана Жангира.

Blog post image

8. Впервые исследование дворца в 1820 году провёл начальник Сибирского казачьего корпуса, будущий начальник Омской области генерал Семён Броневский. С помощью нанятых им местных казахов он провёл небольшие раскопки, в том числе расчистил пол дворца от завалов.

В 1982 году объект вошёл в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения.

Blog post image

9. Какова же всё-таки история дружественных с казахами джунгар? Вот, что получилось найти в источниках:

В ХVI-ХVII веках в Джунгарии не прекращалась борьба за власть между вождём хошаутов Байбагас ханом и вождём шорцев Кара-Кулом. Байгабас хан не признавал центральную власть и выступал во главе феодалов, стремившихся к удельной самостоятельности. Кара-Кул наоборот хотел объединить Джунгарию и создать централизованное государство.

В итоге к власти пришел сын Кара-Кула - Батыр-хунтайджи и Джунгарское ханство в 1635 году стало единым. А хошауты, потерпевшие поражение, перекочевали на Тарбагатай.

Младший брат Байбагыс хана, вождь племени хошауытов Хундулен-Убаши, перейдя Иртыш и через перевал Кобик-Сауыр, расположился на южном берегу озер Зайсан и Улингир. А летняя ставка Хундулен-Убаши находилась как раз в Центральном Казахстане.

Blog post image

10. Конечно, проникновение Хундулен-Убаши в казахскую степь было связано с установлении дружеских контактов с местным населением.

Есим-хан и джунгарский правитель Кара-Кул установили между собой дипломатические отношения, но при их преемниках Жангир-хане и Батыре-хунтайджи казахско-джунгарские отношения были натянутые.

Когда Батыр-хунтайши сел на Джунгарский трон, его соперник Хундулен-Убаши был вытеснен за пределы страны. При этом он отказался участвовать в общеджунгарском набеге на Казахское ханство, ссылаясь на дружбу с Жангир-ханом. Он был также другом казаха-алшына Жалантос батыра и признавал себя подданным Жангир-хана.

Вместе с Хундулен-Убаши приют у Казахского ханства получили дорбит Далай-тайшы, хошауыт Аблай-тайши и многие другие джунгарские аристократы. Одним из памятников их присутствия является храм Аблайкит в Восточном Казахстане, о котором я писал в прошлом году (см. Аблайкит - джунгарский монастырь-крепость в Восточном Казахстане).

Blog post image

11. В дальнейшем Хундулен-Убаши перекочевал через казахские земли на Волгу, а Кызылкентский дворец оказался заброшен.

Сохранились остатки главного здания и трёх построек рядом. Сам "дворец" крестообразной формы.

Blog post image

12. Стены сохранились на высоте 1,2-2,7 метров при толщине 0,8-1 метр. Также рядом есть небольшой водоём, выложенный камнями.

Blog post image

13. Многие исследователи приходят к выводу, что постройка фактически являлась не дворцом, а буддийским храмом, но название "дворец" закрепилось в печати.

Blog post image

14. Внутри дворца. Ещё в описании 1920-х годов указывается, что тут также был навес в виде балкона, но он не сохранился - видимо местное население разнесло часть материалов для строительства хозяйственных построек.

Blog post image

15. Удивительно, но после ухода джунгаров бывший буддийский храм приобрёл сакральное значение и у местного населения.

В 1830 году генерал Броневского отмечает, что казахи «боготворят» это место и что он увидел там «разные их жертвы из лоскутков материи, костей и шестов с конскими волосами». Когда Броневский приказал казахам расчистить пол дворца, они были «в неизъяснимом страхе».

Blog post image

16. Развалины сооружения стали святым местом, связанным с возникшей легендой о калмыцкой девушке, полюбившей и родившей сына от казахского батыра. В течение длительного времени казахи совершали паломничество к дворцу "Кыз Аулие" (святая дева), вокруг здания проводились обряды с чтением Корана и принесением в жертву овцы.

Считалось, что Кыз Аулие покровительствует молодым женщинам, невестам, молодым матерям.

Blog post image

17. Имена людей в разных версиях легенды о Кыз Аулие отличаются, но сюжет примерно один:

Хан калмыков, живущий на Волге, выдал свою дочь за Джунгарского хана и отправил ее в далекий путь в сопровождении 40 подруг и 40 нукеров-воинов. Проводником у них был казахский батыр. Зима выдалась в тот год очень холодная, и путники надолго застряли в Кентских горах. Нукеры, следуя желаниям девушки-царевны, построили здесь дворец. Во время 6-месячной зимовки девушка сдружилась с казахом-батыром и забеременела от него. Джунгарский хан заставил много страдать и мучиться родившегося внебрачного ребенка. Он боялся, что полукровка вырастет и станет ему врагом. Чтобы сделать его неполноценным человеком, он вырезал ему спинные хрящи. Однако сын казаха-батыра вырос, возмужал, отомстил хану и на быстроногом скакуне вернулся в родные края

Blog post image

18.

Blog post image

19. Небольшой водоём, выложенный камнями

Blog post image

20.

Blog post image

21. Археологические раскопки показали, что дворец населялся в очень короткий срок и, возможно, не был обжит, но остался стоять в Кентских горах, как интересный памятник казахско-джунгарских отношений.

Blog post image

22.

Blog post image

23.

Blog post image

24.

Blog post image

См. также:

Аблайкит - джунгарский монастырь-крепость в Восточном Казахстане

Спасибо за внимание! Подписывайтесь также на мои аккаунты в социальных сетях:

Фейсбук: https://www.facebook.com/theyakov

Инстаграм: https://www.instagram.com/yakovfedorov/

Твиттер: https://twitter.com/YakovFedorov

6
7287
4