Yvision.kz
kk
Культура
Культура
Культура
734 постов503 подписчика
Все о культуре и искусстве.
7
07:11, 05 мая 2019

Премьеры «Шопенианы», «Открывая Баха» и «Болеро» прошли с оглушительным успехом в ГАТОБ им. Абая

Балетная труппа снова в полном составе и хорошей форме. Столичные театры, наконец, укомплектовались, смена поколений произошла, демографический бум в стране, налаженный прима-балеринами труппы, пошел на спад! Давно театр не сотрясали такие эмоции, крики, стоячие овации, последние разы, помню, на гастролях Столичного Балета и Столичной Оперы.

К юбилейной дате ГАТОБ творчески выбрал премьерный репертуар: восстановили один классический балет и показали две мировые премьеры, то есть полностью новые и эксклюзивные балеты, как я поняла. На пресс-конференции они сказали, что эти бессюжетные спектакли посвящены театру и истории балета. Предлагают разгадывать многочисленные загадки и толковать смыслы. Отчеты с пресс-показа тотал и nur.kz

Первой показали Шопепиану, стилизацию романтического балета позапрошлого века, сделанную Михаилом Фокиным в 1907 году. Он вдохновился картинами с изображением Марии Тальони.

Blog post image

Этот балет надо исполнять, изощренно соблюдая чистоту стиля, с налетом архаики, тогда не было фуэте и акробатики, не задирали высоко ноги. И Гульжан Туткибаева этот стиль восстановила, она же провела дрессуру труппы так, что танцевали грёзоподобно не только солисты и корифеи, но и корда балета. Это танец бисерных шагов па-де-бурре и плавных извивов рук, живописных групп и картинных позировок.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Признаюсь в чудесатости – я видела Сильфиду. Хочу верить, что видела! Много лет назад на Иссык-Куле, в синий час, во время, когда сумерки переходят в ночь, она появилась на фоне огромной голубой ели, в свете тусклых фонарей, маленькая женская фигурка со стрекозиными крылышками. Парила на одном месте. Чудо, волшебство. Исчезла, когда я на секунду отвела взгляд. Не имея представления о бестиарии, не зная этого слова, назвала её феей. Мне сказали, что я обозналась в неверном свете, это стрекоза, но стрекозы не парят строго вертикально, не имеют ножек и ручек, не светятся жемчужно-голубоватым сиянием. Человек, лично видевший Сильфиду, элементаль воздуха по классификации Парацельса, будет придирчив при просмотре балета под вторым названием «Les Sylphides».

Blog post image

Фотография Николая Постникова из фейсбука

Открылся занавес, и показали волшебную лесную поляну в окружении куп кучерявых деревьев, как на картинах Ватто, в настоящий в синий час, или в L'Heure Bleue[1]. Исключительно достоверный романтический антураж, подтверждаю. В очередной раз Вячеслав Окунев поражает умением создать атмосферу. Костюмы повторили те, которые создал Александр Бенуа для русских сезонов 1910 года, удлиненные тюники и стрекозиные крылышки на поясе. Юношу поэта в первый день невероятно танцевал Азамат Аскаров в окружении 25 сильфид.

Blog post image

Фото Елены Петровой

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Начинаешь понимать психологию романтичных юношей в период душевного томления. Прекрасные воздушные создания совершенно не отличаются, юноши млеют не по определенной красавице, а полигамно по всем красавицам мира. Романтичные отношения Поэта с двумя Сильфидами, вероятно, обусловлены соблюдением оси симметрии в танце. Играют прекрасные оркестрованные фортепианные концерты Шопена. Дуэтный танец полон галантности. До спазма в горле, до холодка в спине поразили высокие поддержки Азамата Аскарова, три в боковой проекции, в рапиде, медлительные как во сне – Сильфида летает. Невероятная легкость и сила. Три в прямой проекции с поднятием ноги – Сильфида невесомо парит в воздушных потоках. Так действует классический балет на душу балетомана.

Blog post image

Фото Николая Постникова в фейсбуке

Второй день премьеры Юношу танцевал Рахим Даиров. Не столь изощрённо, но хорошо. Сильфиды первого дня Жанель Тукеева, Малика Ельчибаева, Ариса Хасимото и второго дня Динара Есентаева, Малика Ельчибаева и Аружан Баратова летали, парили, зависая в невесомых баллонах. Во второй день женское исполнение показалось более воздушным. Одна Сильфида в первый день стучала пуантами, это страшная ошибка, надо одеть пуанты другой фирмы. Из-за этого танец воспринимается тяжеловеснее.

Blog post image

Двойки оба дня великолепно и синхронно станцевали Дания Батырханова и Камилла Омарова. Любовалась легким и синхронным пор де бра кордебалета.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Они станцевали этот классический балет не просто не скучно и чисто, а художественно, с выходом на высоты искусства, узнаю, наконец, уровень ГАТОБ!

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Blog post image

Фото Николая Постникова из фейсбука

Второй спектакль называется «Открывая Баха», в смысле rediscovering, а не opening. Поставил его молодой хореограф и танцовщик, солист «Астана Балета» Дэвид Джонатан, родом из Австралии. Этот балет произвел невероятное воздействие на публику. Тройное воздействие музыкой, хореографией и сценографией. Ре-минорный концерт Баха для фортепиано с оркестром, исполнил Амир Тебенихин, специально приехавший из Германии для премьеры. Третий день премьеры 3 мая будет исполнять Аскар Кульшарипов. Сценограф Салазар Давид Рене из Бразилии.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

"Открывая Баха" - ballet noir (хочется вставлять французские словечки, как в программке). В Шопениане танцовщики затянуты в белое и воспринимаются отстраненными и бестелесными «балеринами». В Бахиане они одеты в черное, обнажена живая кожа, у них великолепные молодые балетные тела – это сверхчеловеческие мужчины и женщины.

Театр декларирует «абстрактную деконструкцию классицизма… рассыпание текста на исходные элементы». По-моему, всё это происходит, когда танец бездарен, не спонтанен, состоит из препарасьонов и элементов. "Бахиана" ГАТОБ это hommage Уильяму Форсайту, «Артефакту» 1984 года, более поздней «Артефакт-сюите», поставленной в Большом театре в прошлом году. Там падал занавес на авансцене, танцовщики считали «раз-два-три», танцевали под Чакону Баха, говорили про деконструкцию классического пуантового танца на деконструктивные вывороты и скручивания, а сама хореография была посвящена балету и вдохновлена эссе Линкольна Кёрстина, описывающего классические па.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Повторю, это невероятная постановка, кульминация всего представления. Я рыдала от восторга. Алматинская публика в полном изумлении. Сцена оформлена лилово-пурпурными драпировками в виде колонн и чего-то классицистического, сверху хрустальные люстры на ткани, серебристый портик вокруг сцены. Склеп, отжившее, старинное. Вдруг со стеклянным треском падает и разбивается одна из люстр и начинается действие. Стоит класс в партерном экзерсисе – вот она, деконструкция, и вслух считая, делают упражнения. Начинают постепенно падать декорации, колонны и стены, танец становится все более изощренным, вначале классический, с интересной хореографией, со смещением синхронности как в хоровом каноне. Обнажается сцена, становится виден играющий на рояле вдохновенный пианист Тебенихин и струнный оркестр. Пространство сцены – серая бетонная индустриальная архитектура, с трубами вентиляции, этим богаты чрева любого театра. Сдается мне, они сделали ремонт, голая сцена стильна как Нью-Йоркский лофт.

В музыке нарастает тревожность. Танец трансформируется в модернистский, то есть со смещениями оси корпусов, широкими плие в воздухе, поддержками в диагональ, все более экспрессивный. Все это на фоне концертного исполнения Баха.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Они невероятно танцевали. Меня поразили мужчины, в двойках бесшумно и синхронно подлетали, делали поворот в воздухе и как пантеры приземлялись. Сольные выходы с виртуозной техникой. Массовые танцы. Эти прекрасные тела без чулок, с мощными мышцами и связками. Женщины – красавицы с косами, которые летали вокруг голов. Все солисты! Танцевали Баян Бекетаева, Малика Давлетова, Малика Ельчибаева, Даляфраз Жакыпова, Динара Кудабаева, Ниргиз Мирсеидова, Риза Таганова, Жанель Тукеева, Ариса Хасимото. Азамат Аскаров, Архат Аширбек, Мухтар Джуманиязов, Азиз Есенбаев, Қасқырбай Есқали, Рустем Имангалиев, Асет Мурзакулов (заслуженный деятель РК), Алмас Калел, Алибек Аспетов, Арнур Тусупбеков, Фархад Садвакасов.

Blog post image

Фото Николая Постникова в фейсбуке.

Я была на обоих днях, думала, один раз видела, такого впечатления уже не произведет – нет, пробило на катарсис и во второй раз. Это из тех балетов, которые нужно смотреть много раз, заметишь разное.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Последним был «Болеро» или “Bodies in Bolero” на музыку Равеля. Балетмейстер Рикардо Амаранте из Бразилии, артист балета, хореограф, с 2016 года работает хореографом в «Астана Балет».

Этот балет в антитезу Шопениане с ее платоническими воздыханиями - о плотской страсти, и просится идти вслед за ней, а Бахиана должна кульминационно замыкать показ. Эта загадка, на мой взгляд, решается просто, хронометраж "Болеро" Равеля 13 минут не выходит на полноценное действие с антрактом.

Blog post image

Фото Елены Петровой

Экстатически остинантная музыка в дирижировании Ерболата Ахмедьярова звучала не механистично, а знойно по-мавритански, гипнотизировала динамическим крещендо. Это Испания, простой антураж сцены, вначале пурпурно-ночной, сменяемый жарко-красным и жгуты на заднем плане ассоциировались с Альгамброй, с минаретами и Кармен. Прекрасная работа художника Салазара, имя то какое!

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Под эту музыку ставили много балетов, в Казахстане есть легендарная постановка Булата Аюханова, но эта, поставленная для ГАТОБ Амаранте показывает латинский подход. Это жаркие танцы, исполненные в испанском стиле, властная жестокость и настойчивость мачо, и лукавые взгляды красавиц, испанские движения корпуса и рук, испанский жест, испанская поза.

Blog post image

Сюжета нет, но есть страсть, ревность, измены, l'amour aux trousses, даже промисткуитет. Интересно воспринимается дальний план, когда на ступеньке появляются герои, высокие широкоплечие мачо в исполнении Рахима Даирова и Нельсона Пеньи, они стоят с пронизывающими взглядами, и эта маскулинная энергия отвлекает от массового танца на авансцене. Наргиз Мирсеидова выделялась соблазнительной грацией.

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Великолепно танцевали Баян Бекетаева, Малика Ельчибаева, Динара Кудабаева, Малика Давлетова, Риза Таганова, Камилла Омарова, Жанель Тукеева, Гульназия Пилтан, Исида Калякина, Аружан Баратова, Диляфраз Жакыпова, Наргиз Мирсеидова. Мужчины Архат Аширбек, Рахим Даиров, Мухтар Джуманиязов, Рустем Имангалиев, Нельсон Пенья, Фархад Садвакасов, Арнур Тусупбеков, Азиз Есенбаев, Каскырбай Ескали, Ельдар Абилов, Рафаэль Уразов, Асет Мурзакулов (заслуженный деятель РК).

Blog post image

Фото Елены Петровой

Blog post image

Фото Дмитрия Сушкова

Очень хорошо, что ГАТОБ не варится в собственном соку, а приглашает молодых хореографов из других стран. Характерные танцы, куда входят народные - это отдельный предмет, а в последние годы ГАТОБ забросил эту тему и у них в опере Кармен женский балет танцевал испанские танцы как казахские. Теперь эта молодая и техничная труппа умеет патетично показать испанский стиль, с ее провокативностью и грацией.

Постскриптум. Дмитрий Сушков, многочисленные фотографии которого я использовала, это потрясающий премьер и принц балета, ныне исполнитель взрослых партий Дона Кихота и отца Капулетти, педагог-репетитор в театре, доцент в Институте искусств. Оказался потрясающим балетным фотографом. Знает, в каких местах нужно щелкать.

[1] Название легендарных духов Герлен.

7